Праздник Масленица
классный час
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родомановская средняя школа
Внеклассное общешкольное мероприятие
«Масленица к нам пришла,
блинов и маслица принесла»
Подготовила и провела
Старшая вожатая:
Изерханова Е.О
Родоманово
2024 год
Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.
Задачи:
- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;
- Развитие ловкости, смекалки;
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
- Оздоровление учащихся;
Место проведения: пришкольная площадка.
Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).
Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).
Ход мероприятия
(Все участники и ведущие в народных костюмах)
Скоморох 1.
– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
Скоморох 2.
– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Скоморох 1.
– Почтенные и молодые!
Скоморох 2.
– Полные и худые!
Скоморох 1.
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
Скоморох 2.
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Скоморох 1.
– Мы – скоморохи!
– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
Скоморох 2.
– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
Скоморох 1.
– У нас сегодня представление всем на удивление!
Вместе.
– Сегодня Масленица приглашает в гости!
Скоморох 2.
– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!
Скоморох 1.
– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
Скоморох 2.
– Итак, Масленицу начинаем!
Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.
Скоморох 1:
«Масляна неделя
В деревню к нам прилетела
В школу родную нашу зашла,
Радость всем нам принесла.
Скоморох 2.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Кукол мы нарядим
И посадим рядом.
Скоморох 1.
Будем петь и веселиться
И по станциям пойдём,
Много интересного
Мы в пути найдём»
Скоморох 2.
Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)
1-й класс: Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
2-3 класс: Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
4 класс: Среда — Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
5 класс: Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
6-7 класс: Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
8-9 класс: Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
10 класс: Воскресенье — прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Скоморох 2:
«Добро пожаловать на наш праздник,
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
Получат сегодня призы и награды.»
Скоморох 1
«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Описание станций:
I. Понедельник-«Встреча»
Скоморох 2:
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Скоморох 1
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
(Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
Команды двигаются дальше.)
II. Вторник-«Зайгрыш»
(Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).
Скоморох 2:
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи – ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
Скоморох 1:
«Семь команд у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы.»
Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)
- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Эстафета 2 «Сани»:
- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Скоморох 2:
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4«Перетягивание каната».
Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
III. Среда-«Лакомка»
(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).
Скоморох 1:
«Станция «Лакомка».
Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Судья объясняет правила игры.
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг«Разгуляй четверток»
(Проводится в здании школы).
Скоморох 2:
А на нашей станции «Четверток широкий»
Вас встречают русские
Весёлые скоморохи.
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие - запишем
Разгуляй - гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
Команды двигаются дальше.
V. Пятница «Тёщины вечера»
Скоморох 1:
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадай загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка:
Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.
Тёща:
«Будешь со мной стих читать, в рифму слова подбирать»
Зять соглашается.
Зять: «Буду»
Скоморох 2:
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»
Ребята: -ДА!
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
Скоморох 1:
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Скоморох 2:
Тещу «умаслили»,
Блины от тещи получили.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.
Команда двигается дальше.
VI. Суббота «Золовкины посиделки»
Скоморох 1:
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки.
Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
Скоморох 2
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»
Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);
5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);
7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);
8. Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигается дальше.
VII. Воскресенье «Прощёный день»
(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).
Скоморох 1
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Скоморох 2
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Бог простит!
« Пора прощаться нам с Зимой,
Повстречаться всем с Весной.
Зиму будем доставать,
На костре большом сжигать.
Но к ней пройти не каждый сможет,
Есть здесь смелые, кто поможет!»
(Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)
Все участники кричат:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!»
Скоморох 1
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.»
- Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.
Подведение итогов:
Все команды в школе
Скоморохи – судьи на сцене:
1. Семь команд так старались.
Мы ими просто любовались.
И за все мы болели-
Молодцы вы, в самом деле!
2. Мы по солнышку вам дарим,
Чтоб вы улыбались,
Чтоб учились, чтоб дружили
И соревновались!
3. Чтоб вы лучики – конфетки
Съели непременно.
И тогда весенние
Наступят перемены.
4. Зазвенит весна ручьями,
Соловьями запоёт.
Пусть вам Масленица наша
Пятёрок больше принесёт.
(Дарят всем участникам солнышки).
Скоморох 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару»
Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_k_nam_prishla.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родомановская средняя школа
Внеклассное общешкольное мероприятие
«Масленица к нам пришла,
блинов и маслица принесла»
Подготовила и провела
Старшая вожатая:
Изерханова Е.О
Родоманово
2024 год
Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.
Задачи:
- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;
- Развитие ловкости, смекалки;
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
- Оздоровление учащихся;
Место проведения: пришкольная площадка.
Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).
Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).
Ход мероприятия
(Все участники и ведущие в народных костюмах)
Скоморох 1.
– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
Скоморох 2.
– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Скоморох 1.
– Почтенные и молодые!
Скоморох 2.
– Полные и худые!
Скоморох 1.
– Мы рады гостям, как добрым вестям!
Скоморох 2.
– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Скоморох 1.
– Мы – скоморохи!
– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
Скоморох 2.
– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
Скоморох 1.
– У нас сегодня представление всем на удивление!
Вместе.
– Сегодня Масленица приглашает в гости!
Скоморох 2.
– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!
Скоморох 1.
– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
Скоморох 2.
– Итак, Масленицу начинаем!
Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.
Скоморох 1:
«Масляна неделя
В деревню к нам прилетела
В школу родную нашу зашла,
Радость всем нам принесла.
Скоморох 2.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Кукол мы нарядим
И посадим рядом.
Скоморох 1.
Будем петь и веселиться
И по станциям пойдём,
Много интересного
Мы в пути найдём»
Скоморох 2.
Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)
1-й класс: Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
2-3 класс: Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
4 класс: Среда — Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
5 класс: Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
6-7 класс: Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
8-9 класс: Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
10 класс: Воскресенье — прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Скоморох 2:
«Добро пожаловать на наш праздник,
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
Получат сегодня призы и награды.»
Скоморох 1
«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Описание станций:
I. Понедельник-«Встреча»
Скоморох 2:
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Скоморох 1
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
(Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
Команды двигаются дальше.)
II. Вторник-«Зайгрыш»
(Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).
Скоморох 2:
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи – ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
Скоморох 1:
«Семь команд у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы.»
Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)
- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Эстафета 2 «Сани»:
- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Скоморох 2:
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4«Перетягивание каната».
Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
III. Среда-«Лакомка»
(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).
Скоморох 1:
«Станция «Лакомка».
Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Судья объясняет правила игры.
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг«Разгуляй четверток»
(Проводится в здании школы).
Скоморох 2:
А на нашей станции «Четверток широкий»
Вас встречают русские
Весёлые скоморохи.
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие - запишем
Разгуляй - гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
Команды двигаются дальше.
V. Пятница «Тёщины вечера»
Скоморох 1:
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадай загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка:
Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.
Тёща:
«Будешь со мной стих читать, в рифму слова подбирать»
Зять соглашается.
Зять: «Буду»
Скоморох 2:
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»
Ребята: -ДА!
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
Скоморох 1:
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Скоморох 2:
Тещу «умаслили»,
Блины от тещи получили.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.
Команда двигается дальше.
VI. Суббота «Золовкины посиделки»
Скоморох 1:
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки.
Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
Скоморох 2
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»
Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);
5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);
7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);
8. Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигается дальше.
VII. Воскресенье «Прощёный день»
(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).
Скоморох 1
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Скоморох 2
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Бог простит!
« Пора прощаться нам с Зимой,
Повстречаться всем с Весной.
Зиму будем доставать,
На костре большом сжигать.
Но к ней пройти не каждый сможет,
Есть здесь смелые, кто поможет!»
(Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)
Все участники кричат:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!»
Скоморох 1
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.»
- Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.
Подведение итогов:
Все команды в школе
Скоморохи – судьи на сцене:
1. Семь команд так старались.
Мы ими просто любовались.
И за все мы болели-
Молодцы вы, в самом деле!
2. Мы по солнышку вам дарим,
Чтоб вы улыбались,
Чтоб учились, чтоб дружили
И соревновались!
3. Чтоб вы лучики – конфетки
Съели непременно.
И тогда весенние
Наступят перемены.
4. Зазвенит весна ручьями,
Соловьями запоёт.
Пусть вам Масленица наша
Пятёрок больше принесёт.
(Дарят всем участникам солнышки).
Скоморох 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару»
Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий праздника "Масленица".
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы зна...
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
Сценарий праздника Масленица
Данная разработка праздника масленица позволит провести задорный праздник в условиях дополнительного образования, школы....
Презентация к празднику Масленица
Данная презентация состоит из 14 слайдов направленных на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, дети глубже знакомятся с традициями празднования Масленицы в России и в дру...
Сценарий внеклассного мероприятия к празднику Масленица "Как на масляной неделе"
Сценарий праздника Масленица можно использовать для учащихся начальной и средней школы. Сценарий содержит стихи, загадки, песни....
сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....
сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....