Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем классном часу. Как обычно по пятницам после уроков мы с вами коснемся актуальной темы, обсудим её ,поработаем творчески, поделимся опытом наблюдений ,расширим свой кругозор и усилим свои личностные качества. Как вы видите наш сегодняшний классный час не совсем обычный. У нас сегодня много гостей, и среди них – ваши мамы. Наш классный час я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю ,самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи ,я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием. Учитель читает притчу – ребята додумывают последнее предложение. Высказывают свои предположения. Притча За день до рождения ребенок спросил у Бога: - Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, Что я должен делать в этом мире? Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, Он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. - А как же его зовут? - Неважно как его зовут. Ты будешь называть его – МАМА
Проверяем, насколько близок наш ответ. А вы согласны с утверждением, данным в притче? Как вы понимаете смысл слова- ангел-хранитель? Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем? Любите ли вы своих мам? Часто ли вы говорите им слова любви? А как вы показываете им свою любовь? Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова? Как часто вы обнимаете своих мам? Вот вчера, как ты обратился к своей маме: мам, мама, мамуля ,мамочка? А когда она тебя вчера попросила помочь ей, ты согласился или отказался? (ответы детей)
Учитель: Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало начиналось с мамы. Итак, сегодня мы с вами поговорим не просто о мамах ,а о наших самых любимых ,самых дорогих и единственных мамах на свете.
От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья потолкуем о маме.
На дворе ноябрь и вдруг мы решили поговорить о маме. Как вы думаете почему? ( мнения учащихся) Вы уже знаете о праздновании дня матери в нашей стране ,молодцы. А знаете ли вы давно ли у нас был введен этот праздник, древний ли он, или относительно молодой, каковы традиции празднования Дня матери? На эти вопросы нам ответит Максим Загребаев.
(Выступление учащихся об истории празднования Дня Матери в мире и России): Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с 1998 года в России учрежден ежегодный российский праздник – День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. В отличие от Международного женского дня, 8 марта, в День матери чествуются только матери. И хотя в нашей стране он относительно молодой, но во все времена мама была и остается самым близким и самым главным для нас человеком. Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков. У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, древние римляне – восточной Кибеле. Идея чествования всех матерей мира в один особый день родилась в середине 20 века в Англии. В Великобритании этот праздник называется «Мамино воскресенье», в Америке пекут мамин торт, в Германии мамам дарят огромное количество цветов, маленькие сувениры ,неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи и объятья, но во все времена главным подарком матерям было внимание. В этот день у всех детей, и маленьких, и взрослых есть возможность поблагодарить мам за её ежедневный труд, который дети зачастую воспринимают как должное.
Учитель: Как вы видите ,каждая страна имеет свои традиции празднования этого дня. Мне бы хотелось и в нашем отдельно взятом классе зародить подобную традицию– ежегодно поздравлять наших мам. Вы За? (голосуем) На праздники принято дарить подарки. Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам? А что принято дарить мамам на праздник? (цветы) Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам? А какие любимые цветы твоей мамы?(обращение к детям) Мамы ,а какие ваши любимые цветы?(обращение к мамам) Вот и сегодня, в честь праздника и зарождения традиции в нашем классе давайте тоже подарим нашим мамам цветы, но это будут не обычные магазинные цветы, а цветок, сделанный своими руками. А символом зарождения этой традиции станет такой вот импровизированный цветок - ромашка (показываю макет цветка) Как вы видите сейчас, на начальном этапе, он состоит только из стебелька и ножки. Чего же ему не хватает? Ответ: лепестков…(и листков). И лепестки у нашей ромашки тоже будут необычными, а волшебными. Я надеюсь, мы сегодня с вами все вместе и вы и ваши мамы поработаем творчески и продуктивно и в конце нашего классного часа наш символ Дня матери будет готов. Немного волшебства, фантазии, творчества и всё у нас получится.
Учитель: (музыка «Мама – первое слово») Все мы родом из детства. Давайте все вместе закроем глаза, я произнесу волшебное слово «МАМА»,….. что вы представили? …..Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, любимого и единственного человека…. Мама! …какое замечательное слово. Какое оно теплое ,нежное ,и в тоже время строгое и воспитывающее. Всего 2 буквы «М» и «А», всего 2 слога, но сколько в них силы, внутренней энергии. Какой глубокий смысл заложен в этом слове….Это самое главное слово на земле для каждого из нас. На всех языках мира оно звучит почти одинаково: mother, mutti, mia…мама. К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты. А знаете ли вы произведения о матерях? (стихотворения, рассказы, повести) (опрос класса)
Учитель: Давайте с вами попробуем выделить главные качества мам. Я вам раздам стихотворения о мамах, а вы в группах внимательно их прочтете и попытаетесь объяснить, о каком качестве мамы здесь говорится. Какой бывает мама? Вы не просто называете это качество, но и доказываете его словами из стихотворения. (работа в группах со стихотворениями, обсуждение): Из гнезда при сильном ветре Птенчик выпал как-то раз И увидел в полуметре Желтый блеск кошачьих глаз.
Птенчик дрогнул, заметался, Гибель так недалека. Кот сурово изгибался, Примеряясь для прыжка.
Вдруг спасительница мама, Что-то пискнув на лету, Опустилась вниз и прямо Смело ринулась к коту.
Грозно перья распушила И в один присест потом (Показалось то иль было?) Злого вора проглотила Вместе с шерстью и хвостом.
Впрочем, как тут усомниться?! Даже тигров побеждать, Я уверен, может птица, Если эта птица — мать!
| Кто пpишёл ко мне с yтpа? Мамочка. Кто сказал: "Вставать поpа"? Мамочка. Кашy кто yспел сваpить? Мамочка. Чаю - в пиалy налить? Мамочка. Кто косички мне заплёл? Мамочка. Целый дом один подмёл? Мамочка. Кто цветов в садy наpвал? Мамочка. Кто меня поцеловал? Мамочка. Кто pебячий любит смех? Мамочка. Кто на свете лyчше всех? Мамочка.
| Вот ты снова налегке Мчишься к дому с горки, Потому что в дневнике В этот день пятерки. У тебя веселый взгляд, И глядишь ты прямо, - Кто с тобою вместе рад? Ну, конечно, мама!
| Мне мама приносит Игрушки, конфеты, Но маму люблю я Совсем не за это. Веселые песни Она напевает, Нам скучно вдвоем Никогда не бывает.
| Если ты попал в беду Или с кем подрался, Или мечешься в бреду- Взял и расхворался, Кто поможет и спасет, Успокоит лаской, Слезы горькие утрет И расскажет сказку? Кто порой не спит ночей? Ну, конечно, мама! ...За окошком крик грачей, Выставлена рама....
| Я ей открываю Свои все секреты. Но маму люблю я Не только за это. Люблю свою маму, Скажу я вам прямо, Ну просто за то, Что она моя мама!
| Когда вперед иду упрямо, Идти мне помогает мама. Когда проваливаюсь в яму, Протягивает руку мама | Мне нужно много или мало, Готова поделиться мама. Живу я криво или прямо, Меня все так же любит мама.
|
Наш библиотекарь, Татьяна Алексеевна, подготовила для вас выставку книг, посвященных матерям. Эти книги можно прочитать в нашей библиотеке, я надеюсь они вас заинтересуют. Образ матери запечатлен не только в слове, но и красками. Теме материнства посвящены картины великих художников. Знакомы ли вам эти картины? (опрос класса)
Учитель зачитывает эпиграф со слайда.
Наперекор изменчивой судьбе Художники прославили в веках Не девушку с венком на голове, А женщину с младенцем на руках.
Красота, воплощенная в образе Мадонны в искусстве – это размышление мастеров искусства об образе матери, её глубокой любви, переведенное ими на язык живописи А можно ли по внешнему виду человека угадать его характер? Давайте попробуем сделать это с вами вместе: посмотрите на полотна великих художников и попробуйте определить, какие это мамы, как художник передает это состояние при помощи кисти и красок? (обсуждение – описание картин, выделение качеств) Тема материнства прослеживается и в народном творчестве: пословицах, поговорках ,загадках. Наши девочки подготовили для вас подборку пословиц и поговорок о маме…но их столько много, что мы предлагаем поразмышлять над некоторыми из них, народное творчество – это опыт человечества, поэтому попробуйте привести подтверждение смысла пословицы из своего личного опыта.
Выступление девочек с пословицами о маме, выслушивание рассуждений класса
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Материнское терпение всё перетерпит.
- Родина- всем матерям мать.
Ребята аргументируют свое мнение примерами из жизни. Как вы видите, нередко в пословицах мать сравнивается с Родиной…..а вы согласны с таким утверждением?
Учитель: Дорогие мамы, мы с ребятами провели небольшую исследовательскую работу- попытались найти общие качества, присущие мамам и Родине…Вот что у нас получилось. (стихотворение «Мама и Родина очень похожи» + презентация) Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже. Вы посмотрите, у мамы глаза Цвета такого же ,как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей. Так и должно быть, что дорого нам, Напоминает всегда наших мам!
Ребята, а что для вас значит мама? Какая она? На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на 2 из них, на мой взгляд, самых ярких. (учащиеся зачитывают свои сочинения о мамах)
Учитель: Эти качества, присущие нашим любимым мамам станут первыми лепестками в нашем цветке-символе. Давайте обобщим эти качества. Мы сейчас поработаем в группах, обобщим знания, запишем их на лепестках ,которые лежат у вас на парте, а затем прикрепим к нашей ромашке.
Работа в группах Качества человечности
Сердечность великодушие отзывчивость Дружба, дружелюбие сострадание, сочувствие, жалость, Прощение, доброта, добросердечность, доброжелательность, Любовь | Качества самости и самоотверженности
Честность Самоотверженность, смирение, Терпимость
| Силовые качества Мужество, бесстрашие, смелость, храбрость, героизм, неустрашимость выдержка | Качества равновесия
Спокойствие, невозмутимость, Краткость, Терпение Сдержанность
| Качества красоты
Красота Вежливость, Культурность благородство, Преданность, верность Уважение
| Качества духовной чистоты
Правдивость, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Справедливость
| Качества распознавания
Мудрость, сообразительность, разумность, находчивость Рассудительность внимательность , решимость Любознательность
| Качества победоносности Бодрость, радость, жизнелюбие, Надежда
| Качества организованности и ответственности трудолюбие, забота, ответственность Хозяйственность, практичность
|
(учащиеся называют качества, записывают их на лепестки и под музыку прикрепляют к цветку) Вот и появились на нашем цветке первые лепестки. Но это еще не всё….он только начал расцветать.
Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно ,кому оно посвящено? Я свяжу тебе жизнь Из пушистых меланжевых ниток. Я свяжу тебе жизнь - Не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь, Где узором по полю молитвы - Пожелания счастья В лучах настоящей любви! Я свяжу тебе жизнь Из веселой и солнечной пряжи, Я свяжу тебе жизнь И потом от души подарю. Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь. Чтоб связать тебе жизнь, Я тайком распускаю свою... Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено? (ответы детей) Может ли мама быть мамой без своего сына или дочери? Нет. Так и наш цветок-символ не будет цвести и радовать нас без лепестков, которых ему сейчас не хватает- эти лепестки- вы ребята. И следующее задание у меня для мам. А какими вы, мамы, хотите видеть своих детей? (опрос мам) У вас на столе тоже лежат лепестки поменьше с надписью «дети», напишите на них качества своих детей, которые вы в них цените больше всего, может быть каких вашим детям не хватает, но вы хотели бы в них эти качества видеть. (мамы записывают качества детей на лепестки и прикрепляют к цветку)
А пока наши мамы работают, мы с вами, ребята, поиграем в загадки. Алина Терешина приготовила для вас загадки о маме. (загадки о маме): Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама. Ответ: доброта *** Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе. Ответ: забота *** Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе. Ответ: нежность *** Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы. Ответ: мудрость *** А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит. Ответ: юмор
Учитель: Маму нередко называют первым учителем. А как вы понимаете это сравнение? Учит ли вас мама? Дает ли она вам советы? Объясняет ли суть явлений? Все вы в детстве были почемучками и кто же отвечал на все ваши вопросы? (ответы учащихся) Мама это окно в большой мир, она помогает понять простоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд. Я, вы знаете, тоже мама. Я тоже очень люблю своих детей, желаю им добра, счастья, хочу видеть их успешными, умными, воспитанными, добрыми, отзывчивыми; я искренне радуюсь успехам своих деток, переживаю, если у них что-то не получается. Вопрос к мамам Сколько у вас детей?- ответы мам. Я не совсем обычная мама - а у меня целых 23 ребенка: 12 дочек и 11 сыночков. А знаете ли вы, почему? (ответы детей и мам) Дорогие ребята и родители, давайте с вами вспомним уроки математики. Знаки равенства и неравенства. Помните ли вы, что они обозначают? (ответы учащихся) Посмотрите, пожалуйста, на слайд Я поставила знак равенства между словами «мама» и «первый учитель» И оставила знаки вопроса между понятиями «вторая мама», «классный руководитель», «второй дом», «школа». Можете ли вы поставить знаки равенства между ними? (ответы учащихся и родителей, аргументация мнения) Раз уж мы вместе решили, что классный руководитель тоже мама для наших детей, позвольте и мне внести лепту в создание нашего цветка-символа. Правда, я заранее подготовила лепестки с хорошими качествами своих детей. (учитель прикрепляет лепестки) Вот какой у нас получился пышный и красивый цветок. Он вам нравится? А вы хотите сохранить этот символ, чтобы он не завял, не засох и не погиб? А что же для этого надо сделать? (ответы ) Если живые цветы мы поливаем и удобряем, чтобы они росли красивыми , сильными и не завяли, то и наш символический цветок тоже надо удобрять и поливать, ухаживать за ним? А как мы можем это сделать? (ответы) Давайте вспомним, если вы покупаете в цветочном магазине цветок, к нему прилагается подробная инструкция по уходу. Я предлагаю нам с вами сделать такую же инструкцию, но уже для нашего цветка. Чтобы его лепестки не завяли и не отпали, нам их надо постоянно подкармливать. Так как это цветок-плод нашего совместного творения вас, дети, ваших мам и вашей «второй мамы», то есть меня – то и инструкцию по уходу за ним мы должны придумать сами, никто лучше нас самих не знает, как ухаживать за цветком, созданным нами. Например, лепесток «добро», «отзывчивость»…. – Чем мы можем его удобрить? (Ответы учащихся, родителей)
Дорогие мамы и ребята, перед вами лежат листки бумаги- напишите на них один из пунктов этой инструкции о себе, о том, что вы должны сделать ,чтобы наш цветок не растерял свои лепестки, и мы их приклеим на цветочный горшок, будем периодически читать, напоминать сами себе эти правила. Я уже написала первый пункт – «ценить и уважать мнение своих учеников» (учащиеся и родители записывают на листках бумаги пункты инструкции). Пунктов инструкции у нас получилось много, но я уже сейчас вижу ,что некоторые из них повторяются. Я думаю, что это говорит о том, что именно этому пункту мы должны уделить бОльшее внимание. Вы со мной согласны? Вот и готов символ нашей традиции. Положено начало празднования этого светлого и важного праздника в нашем классе. Как вы думаете ,ребята, приживется ли эта традиция в нашем классе? Готовы ли вы не забывать «удобрять» наш цветок хорошими делами? Давайте поставим наш символ в нашем классе. Ежедневно приходя в класс вы будете его видеть и вспоминать «сегодня мне надо совершать хорошие дела, иначе наш цветок завянет и погибнет». А через год ,вновь встретившись, мы с вами посмотрим, сохранил ли цветок все свои лепестки ,может быть мы воспитаем в себе ещё одно хорошее качество и добавим ещё один лепесток. От этого наш символ станет только богаче. В дань сложившиеся традиции, давайте поздравим наших мам с этим светлым праздником. Дорогие мамы ребята очень старались- они приготовили для вас поздравительную песню и открытки, сделанные своими руками. Я надеюсь, что песня оставит след в ваших сердцах, а открытки будут вам напоминать о вашей встрече. (исполнение песни «Мамины глаза» и преподношение открыток мамам): Дождинка упадёт на землю, как слеза, И вдаль поманит утром нас дорога. А мамины глаза, а мамины глаза Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза, Не жалует судьба нас временами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках мечты меняем адреса, Нам дома письма редкие прощают. А мамины глаза, а мамины глаза Нас в детство по привычке возвращают.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза, Не жалует судьба нас временами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами.
Грубеют на ветру мальчишек голоса, И девочки становятся взрослее... А мамины глаза, а мамины глаза С годами всё добрее и светлее.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза, Не жалует судьба нас временами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами.
Всё в жизни может быть - и радость, и гроза, Не жалует судьба нас временами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами. Учитель: Наш классный час подходит к концу, но мне бы хотелось узнать какое впечатление он на вас произвел ,что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии, что нового вы узнали, какие моменты показались вам наиболее интересными. У меня в руках листки с вопросами, ребята вы сейчас в группах обсудите ответ на выбранный вами вопрос и мы подведем итог нашего классного часа. (учитель раздает листки с вопросами детям и родителям).
Дети и родители обсуждают ответы и высказываются.
Ну, что ж я рада что большинство эмоций с которыми вы сегодня пойдете домой это положительные эмоции. Мне приятно видеть радость и интерес познания в ваших глазах. Я надеюсь, что полученные знания и эмоции нашли отклик в ваших сердцах и именно в воскресенье 29 ноября вы не забудете поздравить своих мам с этим светлым праздником. Но самое главное – мне хотелось, чтобы вы почаще говорили мамам о своей любви доказывали её им своими хорошими делами и поступками. Давайте наши эмоции отобразим на смайликах. А вы знаете, что такое смайлик? – ответы детей. Правильно -смайлик- это отображение той или иной эмоции. У вас на партах лежат зеленые кружки, на слайдах вы видите 3 варианта эмоций, возьмите фломастеры и нарисуйте в кружке соответствующий смайлик, а затем давайте приклеим эти смайлики на макет деревца на доске (на доске 3 дерева +, -, 0) Дети и родители рисуют смайлики и приклеивают их на деревья.
Какое дерево у нас получилось самым зелёным- +. О чем это говорит? Я думаю, это означает, что мы с вами не зря сегодня собрались, провели это время с пользой, и покинем школу сегодня с хорошим настроением и массой приятных впечатлений. |