Открытое мероприятие к юбилею А.Н.Островского "Колумб Замоскворечья"
методическая разработка (10 класс)

Мануйлова Ольга Анатольевна

Открытое мероприятие к юбилею А.Н.Островского "Колумб Замоскворечья" литературно-музыкальная композиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_ostrovskomu.odt25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие к юбилею А.Н. Островского «Колумб Замоскворечья»

Слышится легкая музыка. Видеонарезка.

Учитель. Слайд 1. Александр Николаевич Островский говорил: «Жизнь моя принадлежит театру».  Для этого утверждения у драматурга были все основания. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни писателя. В начале 70-х годов 19 века не было дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла бы его пьеса. Не утратили популярности его произведения и в наши дни. Актуальность проблем, яркость характеров героев делают их интересными, поучительными, забавными и трогательными и для современного зрителя. И сегодня у вас будет возможность самим в этом убедиться.

Видеофрагмент. Биография писателя.

Мы с ребятами подготовили несколько сцен из пьес Александра Николаевича Островского, фрагменты фильмов, снятых по произведениям писателя, рассказ о героях его книг и, конечно, самом драматурге. Прикоснёмся к искусству!

Слайд 2. Лес

Счастливцев и Несчастливцев.

Н. (мрачно) Аркашка!

С. Я, Геннадий Демьянович! Как есть весь тут

Несчастливцев.Куда и откуда?

Счастливцев. Из Вологды в Керчь-с, Геннадий Демьянович. А вы-с?

Н. Из Керчи в Вологду. Ты пешком?

С. На своих-с, Геннадий Демьянович. А вы-с, Геннадий Демьянович?

Н. (густым басом). В карете. (Горячо). Разве ты не видишь? Что спрашиваешь? Осёл!

С. (робко) Нет, я так-с.

Н. Сядем, Аркадий

С. Да на чем - же-с?

Н. (указывая на пень). Я здесь, а ты где хочешь. Ну, сказывай, где был, кого видел?

С. Я, братец, Геннадий Демьянович, в Москве обитал, в труппе Московского Малого театра играл. Слыхал о таком, старейший драматический театр Москвы. Ныне его иногда называют «Домом Островского».

Н. Да, прав Гончаров: «Мы можем с гордостью сказать: У нас есть свой национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». И кого ж ты там играл?

С. Я и любовников играл, после в комики-с перешел. Да уж очень много их развелось. Образованные одолели; из чиновников, из офицеров, из университетов - все на сцену лезут. Житья нет. Из комиков-то я в суфлёры-с. Каково это для человека с возвышенною душой-то, Геннадий Демьянович? В суфлеры!

Н. (со вздохом) Все там будем, брат Аркадий

С. Одна была у нас дорожка, Геннадий Демьянович, и ту перебивают.

Н. Оттого, что просто; паясничать- то хитрость не велика.

С. А ведь игры хорошей у образованных нет, Геннадий Демьянович. Ты вот сам посуди. 9 класс, а туда же. «Свои люди — сочтёмся!»

Слайд 3. Комната.

Липочка и Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три... раз... два...

Аграфена Кондратьевна (преследуя ее). Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не вертись!.. Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

Липочка. Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу... фу... как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю.-- А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

Липочка. Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают.-- Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка! Мне мужа надобно! Что это такое! Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности! Владыко милосердый, не могу с духом собраться... Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

Слайд 4. «Свои люди — сочтёмся!»

Сапрунова Н. Пьеса «Свои люди — сочтёмся!» принесла Александру Николаевичу Островскому известность. Однако из-за жалоб купечества постановка была запрещена по указанию Николая I со словами «… напрасно печатано, играть же запретить…». За автором был установлен полицейский надзор. Действительно, молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Её идеал сводится к стремлению "разбогатеть и зажить по своей воле". Образованность для неё - всего лишь дань моде и презрение к обычаям. По требованию отца-самодура Липочка выходит замуж не за дворянина, как мечтала, а за Подхалюзина, приказчика отца. Она оказывается неблагодарной и бессердечной дочерью. Когда ее отец, купец Большов, попадает в долговую яму, Липочка с мужем Подхалюзиным отказываются ему помогать. Единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, где происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. В своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. "Отцы" живут по законам обмана, а "дети", взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто произвёл их на свет.

Учитель. Слайд 5 Колумб Замоскворечья. Откуда же брал автор свои сюжеты? Из жизни, ведь недаром говорят, что жизнь — лучший сценарист. Александр Николаевич Островский должен был пойти по стопам отца, судебного стряпчего, и стать юристом. Однако учёба не заладилась, юношу манил театр, и через два года он бросил юридический факультет Московского университета. Отец определил его на службу в Совестный суд. Здесь Островский сталкивался с мещанами, купцами, мелким дворянством; судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. Их в образах своих героев драматург вывел на сцену театра. За описание купеческого быта его стали называть "Колумбом Замоскворечья". В течение 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.

Слайд 6. Лес.

Счастливцев и Несчастливцев.

С. Ну и как?

Н. Нет. Какая игра! Мякина! Бигуди крутят. Разве для того, чтоб впечатление произвести бигуди нужны? И смотреть не стал, ушел. А ты зачем эспаньолку завел?

С. А что же-с?

Н. Скверно. Русский ты человек али нет? Что за гадость? Терпеть не могу. Обрей совсем или уж бороду отпусти.

С. Я пробовал бороду-с, да не выходит, вместо волос-то перья растут, Геннадий Демьянович.

Н. Гм! Перья! Рассказывай ещё! Говорю тебе обрей. А то, попадёшь мне под сердитую руку со своей эспаньолкой…..смотри!

С. (робко) Обрею-с.

Н. Вот и хорошо. А что впечатления касается, так чувства нужны, истинные, искренние. Уж поверь мне.

Учитель. Слайд 7. Волга. В 1856г. произошло событие, существенно изменившее взгляды Островского. Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции — изучить и описать быт жителей России, о чем составить потом очерки “Морского сборника”. Островский начал путешествие по Волге: Москва — Тверь — Осташков — Ржев — Старица — Калязин — Москва. Цепкая память писателя жадно хватала все им виденное. Его преследовал образ грозы над Волгой. Этот темный простор, разрываемый сверканием молний, шумом ливня и грома. Эти пенистые валы, словно бы в ярости кидающиеся к заваленному тучами низкому небу. И тревожно кричащие чайки.

Юзвишина С. Слайд 8. Гроза. Результатом этого путешествия стала пьеса «Гроза» о гибели непокорной Катерины, жаждавшей воли, любви и счастья. Ей, Катерине, воспитанной с детства глубокою верой в бога — судью человека, должна, конечно, померещиться та сверкающая и гремящая в небе гроза наказанием господним за дерзкое ее непокорство, за желание воли, за тайные встречи с Борисом. И вот почему в душевном этом смятении кинется она всенародно на колени перед мужем и свекровью, чтобы выкрикнуть свое страстное покаяние во всем, что считала и будет считать до конца своей радостью и своим грехом. Отринутая всеми, осмеянная, одна-одинешенька, не отыскавши поддержки и выхода, бросится Катерина с высокого берега Волги. Гроза символизирует в пьесе не смертоносную стихию, посланную богом в наказание за человеческие грехи, это символ потрясения, обновления и очищения. Она перекликается с бурей в душе Катерины. Девушка решительно протестует против той жизни, которая ей уготована, она хочет любить, выбирать, что ей делать и как жить.

Катерина. Слайд 9. Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе́, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать не́што теперь? 

Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Слайд 10. Лес.

Счастливцев и Несчастливцев.

Н. Вот это хорошо. Да что с тобой толковать. Ведь актер в роли должен жить.

С. Ох, сердце заходится, как сыграть хочется. Вот, если бы нам найти актрису молодую, хорошую.

Н. Да, понимаешь ли ты, что такое драматическая актриса? Знаешь ли ты, Аркашка, какую нам актрису нужно? Душа нам, братец, нужна, жизнь, огонь.

С. Ну, уж огня-то, Геннадий Демьянович, днём с огнём не найдешь.

Н. Эх, Аркадий, недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу. Именно любовь в пьесе Островского «Бесприданница» имеет огромную, почти магическую власть над людьми.

Видео «Бесприданница».

Ануфриева Д. Слайд 11. Александр Николаевич Островский в пьесе «Бесприданница» описывает внутреннее состояние благородной, но бедной девушки, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет шанса получить достойное отношение. Другая возможность устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного Карандышева, который женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. В «Бесприданнице» показано, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку. А. Н. Островский стал тем драматургом, который сумел реалистично воссоздать действительность своей эпохи. Но век «хищных» дельцов затягивается уже на несколько столетий. И пред каждым человеком встает проблема нравственного выбора. Поэтому пьеса «Бесприданница» будет актуальной долгое время, заставляя людей размышлять о системе социально-нравственных ценностей.

Учитель. Слайд 12. Бальзаминов. В 1866 году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали писатели И. А. ГончаровИ. С. ТургеневА. Ф. ПисемскийФ. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-ЩедринЛ. Н. Толстой, актеры П. М. СадовскийЛ. П. Косицкая-Никулина,  М. Н. ЕрмоловаГ. Н. Федотова, композиторы Чайковский и Серов.

О пьесе «За чем пойдёшь, то и найдёшь», по которой снят фильм «Женитьба Бальзаминова» Ф.М. Достоевский писал Островскому: «Эта ваша Белотелова, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место»

Женитьба Бальзаминова.

Ашмарова Д. Слайд  12. Бальзаминов и мама. Герой пьесы «За чем пойдёшь, то и найдёшь» Миша Бальзаминов обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен - и воспринимается окружающими как дурачок. Его мамаша берется сама за устройство его жизни и семейного счастья. «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и без ума проживём!..» Герой не прочь жениться на богатой невесте, но совершенно теряется в догадках, как это сделать. Маменька призывает на помощь сваху, а сам Бальзаминов полон благодушных мечтаний. Крылатым выражением стала его фраза: "Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь".

Все мы ищем лучшей жизни, стремимся к счастью. Но правильное ли у нас представление о счастье? Александр Николаевич Островский на примере Бальзаминова показывает нам искаженное представление о счастье и  идеальной жизни. Герои считают богатство своим счастьем. Но автор заставляет нас задуматься – а в деньгах ли счастье?

Учитель. Слайд 13. Щелыково.

Несмотря на то, что пьесы Островского делали хорошие сборы, денежные проблемы не оставляли его до последних дней жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощала организм. С 1868 г. писатель регулярно приезжает в свое имение Щелыково в Костромской губернии. Островскому бесконечно нравится всё: и природа, и местные жители, о которых он отзывается «мои возлюбленные земляки», и красивый, удобный дом. Со временем чувство восторга писателя к этому краю не исчезло, более того – переросло в глубокую привязанность.

В Щелыкове Островский написал лучшие свои пьесы: «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Красавец-мужчина», «Таланты и поклонники», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы» - вот далеко не полный список. Здесь же задумывалась пьеса-сказка «Снегурочка».

Тяжёлый труд полностью подорвал здоровье писателя. 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра сердце Островского не выдержало: он скончался за письменным столом от приступа грудной жабы (как тогда называли стенокардию).  Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича.

Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».

А теперь проверим, как хорошо вы подготовились к сегодняшнему мероприятию и насколько внимательны были, слушая выступающих. Проведем викторину.

Викторина.

  1. Куда поступил учиться А.Н.Островский по желанию отца?
  2. Эта пьеса А.Н. Островского имела первоначальное название «Банкрут». Именно она принесла драматургу известность.
  3. За что А.Н.Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”?
  4. Какой московский театр называют “Домом Островского”?
  5. Назовите 3 писателей, с которыми был знаком Островский?
  6. Перевод какой пьесы Шекспира стал последней работой, сделанной Островским перед смертью?
  7. Как зовут бесприданницу из одноименной пьесы Островского?
  8. Об издании какого закона мечтает Бальзаминов из пьесы «За чем пойдёшь, то и найдёшь»?
  9. Несчастливцев из пьесы «Лес» встречает знакомого актера Аркадия по пути из Керчи в Вологду. Назовите отчество Геннадия Несчастливцева.
  10. Этот композитор, бывавший в доме Островского, написал музыку к пьесе «Снегурочка»
  11. Почему Катерина боится грозы?
  12. Какую пьесу-сказку создал А.Н. Островский в имении Шелыково Костромской губернии?

Как вы думаете, почему мы решили посвятить мероприятие творчеству А.Н. Островского?

Учитель. В пьесе Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые» звучат такие слова: «Талант и сам по себе дорог, но в соединении с умом, сердечной добротой, душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться». Эти строки в первую очередь относятся к самому драматургу.

Счастливцев и Несчастливцев.

С. Да, мы с вами, Геннадий Демьяныч, настоящие актеры. Если любим, так любим, если уж помогаем, так последним трудовым грошом.

Н. Да, тайны человеческой души - сердце театра Островского. И актерам, и зрителям надо верить в добро, правдивость, простоту и ещё…

Оба: надо верить Островскому.

Финал. Общий выход. Вальс. Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий к юбилею пионерии

план мероприятий к юбилею пионерии...

Сценарий мероприятия к юбилею Республики Марий Эл

Сценарий общешкольного  мероприятия к юбилею республики....

"Нам 10 лет"-мероприятие,посвященное юбилею центра

Интерактивное цирковое представление"Цирк собирает друзей",организованное воспитанниками и коллективом центра.Жонглёры,акробаты,факир,иллюзионист,дрессированные животные и гимнасты позволили гостям це...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилею С. Ковалевской

Разработка данного сценария подходит для проведения предметной недели, для проведения внеклассного мероприятия по математике...

Открытое занятие, посвященное юбилею Е.П.Крылатова

Открытое занятие с использованием ИКТ, посвященное 80-летнему юбилею Е.П.Крылатова и его творчеству...

Открытый урок к юбилею города

Открытый урок к юбилею города В ЕАО - Биробиджану...