Общешкольное мероприятие "Как на Кубани жить хорошо!"
методическая разработка
Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.
Задачи: 1.Образовательные- познакомить детей с историческим прошлым родного края; традициями и обычаями казаков.
2.К.- развивающие –развивать уровень гражданского и патриотического воспитания, через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска, развивать речь учащихся, словарный запас.
3.Воспитательные- прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска
Общешкольное мероприятие
« Как на Кубани
жить хорошо!»
Подготовили и провели:
Воспитатель – Дмитриенко О.С.
Учитель – Долгова Т.С.
2022- 2023учебный год
Цель: формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.
Задачи: 1.Образовательные- познакомить детей с историческим прошлым родного края; традициями и обычаями казаков.
2.К.- развивающие –развивать уровень гражданского и патриотического воспитания, через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска, развивать речь учащихся, словарный запас.
3.Воспитательные- прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.
Оборудование: каравай, рушник, стакан с водой, кубанская утварь, крупы (гречка, пшено, рис, пшеница, кукуруза), мешочки, скатерть, иголки, нитки, лоскуток, кружева, колосья пшеницы, деревянные лошадки, дары осени (фрукты, овощи).
Ход мероприятия
Казачка1: Здравствуйте гости жданные,
званные и желанные!
По обычаям кубанским
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью! С хлебом-солью!
Казачка2:
Приветствуем вас, добрые люди!
Добро пожаловать, гости дорогие!
Сегодня мы собрались на праздник «----------» где вы узнаете о традициях и обычаях казаков, живущих на Кубани.
Казачка2: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
У нас в гостях сегодня бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.
Казачка1:Так же на празднике присутствует семейный коллектив __________
Казачка2: Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.
Казачка1:
Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим
(Казачки подносят каравай к столу и дарят гостям)
Казачка1: Ребята, а вы знали, что для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы.
Казачка2: У нас на празднике как раз присутствует такая замечательная семья_______________Фамилия. Которая воспитала___детей, ____лет живут в счастливом браке, чтят и сохраняют традиции Кубани – их знают далеко за пределами Лабинского района.
И сейчас они для вас исполнят песню_____________________________
Ученик1: Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Ученик2: Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.
Ученик3: На земле кубанской,
Средь полей бескрайних
Живёт народ - казаки,
Их роду нет конца.
Казачка1: Ребята, кто такие казаки? Когда они поселились на Кубани?...Хотите узнать?
О традициях и обычаях казаков нам расскажет бывший атаман Лабинского городского казачьего общества есаул Василий Алексеевич Козлов.
Казачка2: Кубанская земля славилась своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами. Наиболее распространенными были такие ремесла: кузнечное дело, гончарное ремесло, лозоплетение, деревообрабатывающее ремесло, ткацкое ремесло, обработка кожи.
Но у женщин, вышивание – был самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, скатерти. Особенно щедро украшались вышивкой рушники.
И сейчас для вас учащиеся 9-10 классов исполнят танец «Рукодельницы»
Казачка1: Наш праздник посвящен «Сбору урожая». На Кубани всегда земледелие было основным занятием кубанцев. Большое значение в пище казаков играли крупы. Особенно любили гречневую кашу, пшеничную, мамалыгу. Были и обрядовые каши, такие как кутья. Давайте мы с вами поиграем в игру.
Игра « Угадай крупу»
Задание: определить на ощупь, какие крупы лежат в мешочках. (3-4 человека)
Казачка2: «Передай подкову»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
Казачка1: «Кубанка- шапка казака»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову. Побеждает тот, кто из пяти раз больше оденет шапку на голову.
Казачка1: Песня от гостей_____________________________________________
Казачка2: Игра со зрителями
Доскажи словечко
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. /шашка, сабля/
Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… /конь/
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
Казачка1: Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Пословицы говорят учащиеся 6 класса:
Недаром у казаков есть такие пословицы про своих любимцев:
· Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
· Казак сам голодает, а конь его сыт.
· Казак без коня – что солдат без оружия.
· Казак без коня – как соловей без песни.
Казачка2: Казаки воевали на лошадях, устраивали скачки, состязания.
И сейчас мы с вами устроим скачки на лошадях.
«Скачки на лошадях - джигитовка»
Выходят три наездника. Им даются палочки –лошадки и под музыку они должны проскакать кто быстрее.
Казачка1: Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.
Поют учащиеся 5-7 классов:
- Заиграй гармошка громче,
Пусть девчата подпоют.
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.
- Охраняет казак дачу,
Огород ещё в придачу.
Враг здесь точно не пройдёт,
По ночам казак поёт.
3. Во саду ли в огороде
Цветики-цветочки.
Жду казачку я свою
В беленьком платочке.
4. Скачет по полю казак,
Притаился где-то враг.
Казак пули не боится,
Он быстрее ветра мчится.
5. Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.
Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.
6. Во саду ли в огороде
Картошечка родит,
А казачка каждый день
Кучери наводит.
7. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
8. Мы с веселой песней дружим.
По-казачьи говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
9.Говорят, что без частушек
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пели вам со всей душой.
Казачка2: А теперь пришло время нашим уважаемым гостям оценить творчество наших казачат.
(Гости осматривают выставку поделок, учащихся по классам и выбирают лучшие поделки и вручают призы).
Песня от гостей_______________________________________________________
Казачка1: Ну вот и подошло к концу наше замечательное мероприятие
Желаем вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину!
Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!
Казачка2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.
Всем вам Мира и счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-13753-1620651285.jpg)
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...
Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...
Поэма "Кому на Руси жить хорошо".
Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/25/picture-88048.jpg)
Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...
Хвойному лесу Кубани жить!
Рекламный ролик...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748489-1454478198.jpg)
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...