Классный час на тему "Поклонимся великим тем годам..."
методическая разработка (10 класс)
Данный классный час о роли и значении Великой Победы советских людей для судеб вего человечества, а также места Российской Федерации как правопреемницы СССР - страны победительницы. Данное занятие помогает осознать масштабы трагедии в Великой Отечественной войне и величие подвига советского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/a2kM/yNnBK2DU5 | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Победы,
посвященный 75-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
«Поклонимся великим тем годам…»
Задачи урока:
- Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР — страны- победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.
- Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа; донести мысль о необходимости преемственности поколений; прививать интерес к истории страны.
- Способствовать осмыслению школьниками таких духовно- нравственных категорий, как историческая память, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
- Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, чувство гордости за прошлое своей Родины, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
Планируемые результаты:
1. Познавательные УУД:
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-приобщение к проектной деятельности по поиску, переработке, оформлению и представлению информации о событиях 1941-1945 годов.
2. Личностные УУД:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России, её историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
3. Коммуникативные УУД:
-умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение ораторскими способностями, монологической речью;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4.Предметные УУД:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды.
Ожидаемые результаты:
- вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;
- желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны;
- желание выразить отношение к войне, к подвигу нашего народа в годы войны.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, ситуативные.
Форма: литературно-музыкальное мероприятие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Страницы Великой Отечественной войны», аудиозаписи.
Оформление: плакаты и детские рисунки о Великой Отечественной войне, военная форма времен Великой Отечественной войны, одежда и атрибуты для сценок, воздушные шары, бумажные голуби, сопроводительная презентация.
Ход мероприятия.
Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое отмечать будет вся страна. Это 75-летие со Дня Победы. Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах".
Мы родились и выросли на мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов, не знаем, что такое холодный дом и скудный военный паек. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! О войне мы знаем лишь из книг, фильмов и рассказов ветеранов. Наша страна пережила величайшую трагедию – войну.
Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили. Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявляется годом Памяти и Славы.
- А что значит "война"? Как вы понимаете это слово?
Вот что сказал о войне наш великий писатель Л. Толстой: "Война –
величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек". (слайд)
- Война - это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
- Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.
- Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
- Это 125 граммов хлеба в сутки.
- Голод, холод, болезни; тысячи погибших…
Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа. (слайд)
Звучит мелодия вальса "Школьный выпускной"
Стояло лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война. В воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война… (слайд)
Запись звуков летящих самолетов, взрывов.
Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну. Для нападения на СССР Германия и её союзники выделили армию вторжения, насчитывавшую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек. (слайд)
Звучит обращение по радио Левитана о начале войны
Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. (слайд) 3,5 тысячи человек против целой дивизии (15-16 тыс. человек), усиленной танками, самолетами, артиллерией.
О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы. В память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины, написал поэт С. Щипачев.
(Один из учеников читает стихотворение С. Щипачева "22 июня 1941 г.")
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
"Такие молодые" встретили грудью врага. Они были не на много старше нас, сколько их не вернулось с войны! Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью; " Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!" Да, они стояли насмерть.
На переход через границу в фашистском плане "Барбароса" было запланировано 30 минут. Брестская крепость держалась месяц.
Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше. Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря. (слайд)
Более 300 фашистских дивизий наступали на Ленинград. Вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Гитлер неоднократно повторял, что блокированный Ленинград "выжрет сам себя" и "как спелый плод, упадет нам в руки." Но не оправдались прогнозы фюрера. От малого до старого – все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы. На долгие 871 день фашисты заковали город в кольцо блокады. Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 – 27 января 1944
(Ученица читает стихотворение О. Берггольц, «Я говорю с тобой под свист снарядов...».)
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Кронштадский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража стала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250г. хлеба, а не работающие (служащие, иждивенцы, дети) - по 150г. Крошечный, почти невесомый ломтик, состоящий из соломы, жмыха, опилок, соевой и ячменной муки. Позже стали добавлять обойную пыль и целлюлозу.
Инсценировка.
(Брат и сестра сидят в ожидании матери. Сестра, кутаясь в шаль, играет в куклы. Брат мастерит ружье из деревяшки.)
Сестра.
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат.
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра.
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она,
Сейчас я съела б все одна!
Брат.
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра.
А вот и мамины шаги слышны! (встает)
Брат (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
(Берутся за руки и уходят.)
Октябрь 1941 года... Фашистская армия подошла к Москве. (слайд)
- Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву?
Для удара на Москву было направлено 3 танковых армии, более 1 млн. солдат, 2000 самолетов, несколько железнодорожных пушек и боеприпасов. Но захватить Москву не удалось. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но подбили 50 фашистских танков. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. Мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. Отстояли.
Звучит отрывок из песни "Марш защитников Москвы"
Битва под Москвой, длившаяся свыше 6 месяцев, резко изменила дальнейший ход войны. Советское контрнаступление не оставило врагу никаких надежд на осуществление плана молниеносной войны. Немцы получили сокрушительный удар и повернули вспять от столицы.
Летом 1942 года Гитлер решил отложить наступление в центре, и его целью стало наступление на южном фронте. (слайд) Все силы были сосредоточены в районе Кавказа. Но Кавказ выстоял. На берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.
Яркой страницей в летописи Великой Отечественной войны стала Курская битва, окончательно переломившая ход военных событий в пользу советских войск. Она началась 5 июля 1943 года. (слайд)
Наши войска обрушили на врага мощный артиллерийский шквал. С воздуха бомбовые удары наносила наша авиация. На поле боя горели подбитые танки. Небо заволокли облака дыма и пыли. Словно при затмении, померкло солнце. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховой дым слепил глаза. Враг был не только остановлен, его погнали от Орла, Белгорода, Курска.
На курских и орловских полях остались горы металла. Немцы потеряли 1500 танков, 300 орудий, 3700 самолетов. Наши потери тоже были немалыми, но мы одержали победу, немецкие войска были разгромлены
В 1943 году наступил перелом. (слайд) И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу. Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. 200 дней и ночей продолжалась битва на Волге. Огненные потоки устремились к реке, казалось, горела сама Волга. Визг бомб и мин смешивался с гулом рушащихся построек. Это был ад. Ощетинился каждый дом, каждый камень. Каждая улица превратилась в неприступную крепость. Жители брали в руки оружие. Заключительным аккордом Сталинградской битвы явилось окружение фашистских войск в междуречье Волги и Дона.
В этой битве погибло около двух млн человек. Город был разрушен, 330 тыс. немецких солдат и офицеров было взято в плен. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России.
С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.
Летом 1944 года советские войска нанесли главный удар через белорусские болота и заставили немецкое командование врасплох. Красная армия стремительно двинулась на запад. (слайд)
Звучит отрывок из песни "Дорога на Берлин"
Ночью 16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин. Тысячи орудий открыли ураганный огонь. Заговорили знаменитые «Катюши». Сотни бомб упали на врага. 140 прожекторов ослепили противника. Город был взят.
Русский солдат стал символом мужества, самоотверженности, бесстрашия, он – символ любви к родине, неугасимой жажды жизни.
30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине, столице Германии, Знамя Победы.
8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Звучит голос Левитана о победе над фашистами.
9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья. А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!
24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы. (слайд)
Звучит отрывок из песни "Майский вальс"
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26,6 миллионов жизней советских людей унесла она. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима, 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену…
Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти… Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно… Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек… Это страшные цифры. За ними – миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест… Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной…
В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.
Звучит метроном
С тех пор прошло уже 75 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.
Звучит песня "День Победы"
Чтец 1
«Война» - жесточе нету слова.
«Война» - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Чтец 2
Помните! Через века, через года, -
Помните! О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!
... Покуда сердца стучатся, -
Помните! Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Идут годы, сменяются десятилетия, а подвигу великого народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в истории. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
Сейчас мы живём в мирное время, когда нет войн. И это большое счастье, которое мы должны ценить и чтить. Ведь что такое жизнь без войны? Это когда ты просыпаешься утром и не знаешь, ни что такое страх, ни что такое голод, ни что такое холод и одиночество. Это тогда, когда ты живёшь обычной жизнью и не боишься, что можешь сегодня навсегда потерять кого-нибудь очень-очень близкого, дорогого и важного. Это когда есть возможность на секунду остановиться и понять, что эта жизнь, которая тебе дана только один раз, прекрасна. Вот что такое мир без войны. И мне хочется пожелать всем нам никогда не знать слово ВОЙНА. Даже тень войны пусть не омрачит будущее ваше и ваших близких! А сны ваши пусть будут радостны, как и окружающая безмятежная действительность.
Сегодня, в мирное время, мы чтим и помним тех, благодаря которым мы можем спокойно трудиться, радоваться жизни! Благодаря им, нашим героям, отдавшим все силы для Победы, мы строим планы на будущее и можем спокойно думать о завтрашнем дне!
На этой ноте мне хотелось бы завершить наш классный час. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"
Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде четырёх этапов. С первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...
Классный час по теме "Поклонимся великим тем годам..."
Литературно-музыкальное мероприятие, посвященной 70-летию Сталинградской битвы...
Презентация к классному часу "Поклонимся великим тем годам..."
Электронное сопровождение классного часа...
классный час "Поклонимся великим тем годам"
Классный час в 9 классе , посвященный ко Дню Победы - 9 мая .Цель : формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа; воспитание ответственности...
Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".
Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...