Любви чарующие звуки
классный час
Музыкально- литературная композиция, посвященная теме любви.
Рассматриваются темы любви к Родине, природе, женщине, матери
Цель: формирование представлений о моральных нормах в человеческих отношениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_lyubvi_charuyushchie_zvuki.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально- литературная композиция « Любви чарующие звуки»
Содержание | Рекомендация | |
Добрый день. | Звучит музыка М. Таривердиева « Звуки сердца». Презентация. « Мерцание свечи» | |
Стало доброй традицией проводить встречи старшей школы в этом замечательном зале. | « Любви таинственные звуки» Влюбленная пара, держатся за руки | |
И говорим мы сегодня о любви | ||
А что такое любовь.., и что значит любить? | Слова в презентации | |
Самое древнее и самое великое чувство на земле- это любовь. Как только появился человек на Земле, он стал любить. | «Любить-это не значит смотреть друг на друга, а вместе смотреть в одном направлении» Антуанде Сент- Экзюпери | |
Из литературы нам известны классические пары.., кто может их назвать? | ||
Ромео и Джульетта | ||
Наташа Ростова и Андрей Болконский | ||
Евгений Онегин и Татьяна Ларина | ||
Руслан и Людмила | ||
Петр Гринев и Маша Миронова | ||
Отелло и Дездемона | ||
А как же любят в реальной жизни? | ||
В душе померк бы день, И тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали б мы любовь, Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, что не жил | ||
Ни одно поколение писателей, поэтов и музыкантов выразили это чувство в слове и музыке. | ||
А можно ли показать любовь языком танца? | Танцующие пары | |
Танцуют: Ника и Сергей Алексеевич | ||
Любовь- она бывает разной. Бывает отблеском на льду. Бывает болью неотвязной, Бывает яблоней в цвету. Бывает вихрем и полетом. Бывает цепью и тюрьмой… Мы ей покоем, и работой, И жизнью жертвуем самой! | ||
Но есть еще любовь такая, Что незаметно подойдет И, поднимая, помогая, Тебя сквозь годы поведет И будет до последних дней Душой и совестью твоей | ||
Любовь полна загадок. Разве кто-то может ответить на вопрос6 за что ты любишь его или ее? | ||
Показ нескольких слайдов. « Слова о любви» | ||
Стихи о любви А.С. Пушкина- это отражение встреч со многими красивыми женщинами. | Слайды Пушкин- Гончарова | |
Ну, кто из нас не мечтает, чтобы хоть однажды в жизни нам сказали: « Моя Мадонна! Чистейшей прелести чистейший образец» | Мадонна | |
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимал великому сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель_ Она с величием, Он с разумом в очах- Взирали, кроткие, во славе и в лучах Одни, без Ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна. Чистейшей прелести чистейший образец | Мелодия Р. Паулса « Двое» | |
Музыкальный номер, поют: Олеся Павловна и Сергей Алексеевич | ||
Любовь Владимира Маяковского- понятие емкое и многогранное. Это огнедышащая страсть и затаенное волнение. Испепеляющая лава и чудодейственный бальзам. Любовь- это сердце всего. | Слайды Маяковский- Лилия Брик | |
Маяковский и его возлюбленная Маяковский. Это было в 20 веке. А теперь? В наш ультрасовременный век ритмов, стресса? Теперь не умирают от любви. Насмешливая, трезвая эпоха: Теперь не страдают, и не разбиваются сердца. Герои не сражаются на дуэлях из-за чести любимых. И живут сознанием, что от любви умирают только в кино? Правда? Нет. Настоящая любовь всегда делает человека чище, лучше, заставляет ревновать. Во все века и времена… Маяковский. Не сломают любовь ни ссоры, ни версты, Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый Клянусь- люблю неизменно и верно» | ||
Я не могу без тебя жить! Мне и дожди без тебя- сушь, Мне и в жару без тебя- стыть, Мне без тебя и Москва- глушь. Мне без тебя каждый час- с год, Если бы время мельчить дробя Мне даже синий небесный свод Кажется, каменным без тебя. Я ничего не хочу знать- Бедность друзей, верность врагов. Я ничего не хочу ждать, кроме твоих драгоценных шагов. | ||
Очень точно описала пробуждающуюся любовь Анна Ахматова: « Здесь все- ожидание, трепетное волнение, тайная и сладкая боль, музыка еще неведомого чувства» | Анна Ахматова- Николай Гумилев | |
Мы познакомились еще детьми. За своим образом « конкистадора» я скрывал некоторую неуверенность в себе. А ОНА- она была высокой, стройной девушкой с темными прямыми волосами и пронзительно серыми глазами. Я влюбился в нее отчаянно. Так писал Гумилев | Ахматова- Гумилев | |
Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье ЕЁ расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь бедной музыке стиха, Пред жизнью дальней и отрадной, Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке. | ||
Мы познакомились еще детьми и учились вместе. Я всю жизнь любила только его, Николая Гумилева. Не отрекаются любя, Ведь жизнь кончается не завтра, Я перестану ждать тебя, А ты придешь совсем внезапно. Не отрекаются любя. А ты придешь , когда темно, Когда в окно ударит вьюга, Когда припомнишь, как давно Не согревали мы друг друга Да, ты придешь, когда темно. И так захочешь теплоты , не полюбившейся когда-то, Что переждать не сможешь ты Трех человек у автомата, Вот как захочешь теплоты. За это можно все отдать. И до того я в это верю, Что трудно мне тебя не ждать, Весь день не отходя от двери. За это можно все отдать. Не отрекаются любя. Я перестану ждать тебя Не отрекаются любя. | Музыка –фон. « Не отрекаются любя» | |
Мало найдется людей, которые не знают строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь». Автор- Александр Кочетков, уезжая с отдыха тяжело прощался с женой. И когда проводник попросил провожающих покинуть вагон, супруги вышли оба. Поезд попал в крушение. Произошедшее заставило поэта задуматься о великой силе любви, способной уберечь человека. | ||
Он - Как больно, милая, как странно, - Пока жива, с тобой я буду -
Нечеловеческая сила,
| Звучит музыка из кинофильма « ирония судьбы» | |
Не каждому дано выдержать испытание любовью, не каждому она дает крылья и беспредельную небесную высоту. Но если она, настоящая, сила в ней богатырская. И нет ничего, что могло бы ее сломить. | ||
Настоящая, большая , она дает человеку надежду, ломает все преграды, поднимает человека на огромную высоту, делает невозможное. | ||
Константин Симонов «Жди меня» Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет. Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня , и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать. Сядут у огня, Выпьют горькое вино За помин души… Жди , и с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня, Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать. Как никто другой. | Фон- ролик « Журавли» | |
Любовью люди проверяются на прочность, на порядочность, честность, слабые не выдерживают жизненных невзгод, а сильных она делает еще сильнее. | ||
ЧУДАЧКА Одни называют ее чудачкой И пальцем на лоб - за спиной, тайком. Другие - принцессою и гордячкой, А третьи просто синим чулком. Птицы и те попарно летают, Душа стремится к душе живой. Ребята подруг из кино провожают, А эта одна убегает домой. Зимы и весны цепочкой пестрой Мчатся, бегут за звеном звено... Подруги, порой невзрачные просто, Смотришь - замуж вышли давно. Вокруг твердят ей: - Пора решаться. Мужчины не будут ведь ждать, учти! Недолго и в девах вот так остаться! Дело-то катится к тридцати... Неужто не нравился даже никто? - Посмотрит мечтательными глазами: - Нравиться нравились. Ну и что? - И удивленно пожмет плечами. Какой же любви она ждет, какой? Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада! Красивой-красивой! Большой-большой! А если я в жизни не встречу такой, Тогда мне совсем никакой не надо!" | Спокойная музыка | |
Умейте ждать свою любовь В мороз, жару и непогоду, Не отравив неверьем кровь, Умейте ждать…пусть даже годы.. Она найдется, не спеши, Издалека придет, иль рядом, Пересекутся две души, Едва соприкоснувшись взглядом… И закружится голова От предвкушенья сладострастья… И взмоют ввысь любви слова… Разгонят тучи и ненастья… И отогреется душа, Замерзнувшая в ожиданье. -12- И нежно-нежно, чуть дыша, Сольются вместе два созданья… Умейте ждать. Умейте верить, Идут пусть годы не спеша. И миг придет, и постучится в двери, Живая…Близкая…Душа. | ||
Великое чудо на земле - женщина. Она окутана вечной тайной, непредсказуемая, манящая и чарующая | ||
О, ЖЕНЩИНА – начало всех начал! | Женские лица | |
Поет Елена Ринатовна.О женщине | Бог и женщина | |
Любовь и ненависть, зависть и ласка, покорность и измена – все это слова женского рода и все они о женщине. Послушайте, как говорит об этом восточная легенда. | ||
Любовь,Измена и колдун. В горах, на скале, о беспутствах мечтая, Сидела Измена, худая и злая. А рядом, под вишней, сидела Любовь, Рассветное золото в косы вплетая. С утра собирая плоды и коренья, Они отдыхали у горных озер. И вечно вели нескончаемый спор- С улыбкой одна, а другая с презреньем. Одна говорила: «На свете нужны Верность, порядочность ,чувства. Мы светлыми, добрыми быть должны: В этом- красота!» Другая кричала: « Жить надо умело, хитро, с умом. Где- быть беззащитной, где- лезть напролом. А радость увидела-рви, не зевай! Бери! Разберемся потом». Однажды такой они подняли крик, Что в гневе проснулся косматый старик. Великий колдун, раздражительный дед, Проспавший в пещере три тысячи лет. Схватил он Любовь колдовскою рукой, Схватил он Измену рукою другой И бросил в кувшин их, зеленый как море, А следом туда же – и радость, и горе, И чистую правду, и подлый обман. Едва он поставил кувшин на костер, Дым взвился над лесом, как черный шатер,- Все выше и выше, до горных вершин, Старик с любопытством глядит на кувшин: Когда переплавится все, перемучится, Какая же там чертовщина получится? Кувшин остывает. Опыт готов. По дну пробежала трещина. Затем он распался на сотню кусков, И… появилась женщина. | Видео | |
Сколько прекрасных строк о любви создано влюбленными поэтами- чистых, добрых, нежных, тревожных.И никогда они не скажут о любви, потому что безгранична настоящая любовь. Не скажут, а говорить надо. | ||
Поет Елена Ринатовна | ||
Стихами, музыкой , танцем говорите о любви. Пусть всегда влюблёнными пишется нежная, светлая музыка. Музыка радостная, звонкая, будоражащая. | ||
И пусть всегда это будет музыка чистая, искренняя, как сама любовь, где широта и ясность, взлёт и падение, порывы, страсти, сомнения, терзания. | ||
Все в этом мире построено на любви 1-Твердят: «Вначале было слово». 2-А мы провозглашаем снова : все начинается с любви. Все начинается с любви. 1-И озаренье и работа. 2-Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви. 1-С любви,с любви- мы это точно знаем. 2-Все! Даже ненависть- родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви-мечта и страх, вино и порох. 1-Трагедия, тоска и подвиг- все начинается с любви. 2-Весна шепнет тебе- живи!-и ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнется… Все вместе :Все начинается с любви! | ||
Поет …. завершает праздник | ||
Песня или танец для всех!!! | ||
Ольга Викторовна
Любовь,Измена и колдун.
В горах, на скале, о беспутствах мечтая,
Сидела Измена, худая и злая.
А рядом, под вишней, сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
С утра собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер.
И вечно вели нескончаемый спор-
С улыбкой одна, а другая с презреньем.
Одна говорила: «На свете нужны
Верность, порядочность ,чувства.
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом- красота!»
Другая кричала: « Жить надо умело, хитро, с умом.
Где- быть беззащитной, где- лезть напролом.
А радость увидела-рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом».
Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик.
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пещере три тысячи лет.
Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый как море,
А следом туда же – и радость, и горе,
И чистую правду, и подлый обман.
Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер,-
Все выше и выше, до горных вершин,
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?
Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина.
Затем он распался на сотню кусков,
И… появилась женщина.
Маяковский. Это было в 20 веке. А теперь? В наш ультрасовременный век ритмов, стресса? Теперь не умирают от любви.
Насмешливая, трезвая эпоха: Теперь не страдают, и не разбиваются сердца.
Герои не сражаются на дуэлях из-за чести любимых. И живут сознанием, что от любви умирают только в кино? Правда?
Маяковский. Это было в 20 веке. А теперь? В наш ультрасовременный век ритмов, стресса? Теперь не умирают от любви.
Насмешливая, трезвая эпоха: Теперь не страдают, и не разбиваются сердца.
Герои не сражаются на дуэлях из-за чести любимых. И живут сознанием, что от любви умирают только в кино? Правда?
Нет.
Настоящая любовь всегда делает человека чище, лучше, заставляет ревновать. Во все века и времена…
Маяковский.
Не сломают любовь ни ссоры, ни версты,
Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый
Клянусь- люблю неизменно и верно»
Все были ранены когда-нибудь любовью,
Подранки все… Но кто-то ощутил
Всю слабость, истекающего кровью,
А кто-то лишь слегка. И позабыл.
Все ранены хоть малостью – любовью
Хоть взглядом, хоть улыбкой, хоть слезой.
Но кто-то навсегда сроднился с болью,
А кто-то вмиг почти обрел покой!
Все были ранены. Когда-нибудь. Любовью.
Но кто-то, усмехнувшись, в небо взмыл…
И к новому склонился изголовью…
А кто-то об осколки жизнь разбил!
Все были ранены. Кто больше, кто поменьше…
Когда-нибудь. Хоть каплю. Все равно!..
А кто любовью ранен, тот безгрешен!
Так в Библии написано. Давно…
АДВОКАТ: Вы имеете в виду Любовь Дмитриевну, жену поэта?
2 св.: Да, её. Но, увы, ей не нужны стихи Блока, а надо что-то простое и обыденное. И великая любовь поэта для неё - обуза.
АДВОКАТ: Но зато, какие строки рождает великая любовь!..
Умейте ждать свою любовь
В мороз, жару и непогоду,
Не отравив неверьем кровь,
Умейте ждать…пусть даже годы..
Она найдется, не спеши,
Издалека придет, иль рядом,
Пересекутся две души,
Едва соприкоснувшись взглядом…
И закружится голова
От предвкушенья сладострастья…
И взмоют ввысь любви слова…
Разгонят тучи и ненастья…
И отогреется душа,
Замерзнувшая в ожиданье.
-12-
И нежно-нежно, чуть дыша,
Сольются вместе два созданья…
Умейте ждать. Умейте верить,
Идут пусть годы не спеша.
И миг придет, и постучится в двери,
Живая…Близкая…Душа. Чтец:
«Баллада о ненависти и любви» Эдуард Асадов
I
Метель ревет, как седой исполин,
Вторые сутки не утихая,
Ревет, как пятьсот самолетных турбин,
И нет ей, проклятой, конца и края!
Пляшет огромным белым костром,
Глушит моторы и гасит фары.
В замяти снежной аэродром,
Служебные здания и ангары.
В прокуренной комнате тусклый свет,
Вторые сутки не спит радист.
Он ловит, он слушает треск и свист,
Все ждут напряженно: жив или нет?
Радист кивает: — Пока еще да,
Но боль ему не дает распрямиться.
А он еще шутит: «Мол, вот беда
Левая плоскость моя никуда!
Скорее всего перелом ключицы…»
Где-то буран, ни огня, ни звезды
Над местом аварии самолета.
Лишь снег заметает обломков следы
Да замерзающего пилота.
Ищут тракторы день и ночь,
Да только впустую. До слез обидно.
Разве найти тут, разве помочь —
Руки в полуметре от фар не видно?
А он понимает, а он и не ждет,
Лежа в ложбинке, что станет гробом.
Трактор если даже придет,
То все равно в двух шагах пройдет
И не заметит его под сугробом.
Сейчас любая зазря операция.
И все-таки жизнь покуда слышна.
Слышна ведь его портативная рация
Чудом каким-то, но спасена.
Встать бы, но боль обжигает бок,
Теплой крови полон сапог,
Она, остывая, смерзается в лед,
Снег набивается в нос и рот.
Что перебито? Понять нельзя.
Но только не двинуться, не шагнуть!
Вот и окончен, видать, твой путь!
А где-то сынишка, жена, друзья…
Где-то комната, свет, тепло…
Не надо об этом! В глазах темнеет…
Снегом, наверно, на метр замело.
Тело сонливо деревенеет…
А в шлемофоне звучат слова:
— Алло! Ты слышишь? Держись, дружище —
Тупо кружится голова…
— Алло! Мужайся! Тебя разыщут!..
Мужайся? Да что он, пацан или трус?!
В каких ведь бывал переделках грозных.
— Спасибо… Вас понял… Пока держусь! —
А про себя добавляет: «Боюсь,
Что будет все, кажется, слишком поздно…»
Совсем чугунная голова.
Кончаются в рации батареи.
Их хватит еще на час или два.
Как бревна руки… спина немеет…
— Алло!- это, кажется, генерал.-
Держитесь, родной, вас найдут, откопают…-
Странно: слова звенят, как кристалл,
Бьются, стучат, как в броню металл,
А в мозг остывший почти не влетают…
Чтоб стать вдруг счастливейшим на земле,
Как мало, наверное, необходимо:
Замерзнув вконец, оказаться в тепле,
Где доброе слово да чай на столе,
Спирта глоток да затяжка дыма…
Опять в шлемофоне шуршит тишина.
Потом сквозь метельное завыванье:
— Алло! Здесь в рубке твоя жена!
Сейчас ты услышишь ее. Вниманье!
С минуту гуденье тугой волны,
Какие-то шорохи, трески, писки,
И вдруг далекий голос жены,
До боли знакомый, до жути близкий!
— Не знаю, что делать и что сказать.
Милый, ты сам ведь отлично знаешь,
Что, если даже совсем замерзаешь,
Надо выдержать, устоять!
Хорошая, светлая, дорогая!
Ну как объяснить ей в конце концов,
Что он не нарочно же здесь погибает,
Что боль даже слабо вздохнуть мешает
И правде надо смотреть в лицо.
— Послушай! Синоптики дали ответ:
Буран окончится через сутки.
Продержишься? Да?
— К сожалению, нет…
— Как нет? Да ты не в своем рассудке!
Увы, все глуше звучат слова.
Развязка, вот она — как ни тяжко.
Живет еще только одна голова,
А тело — остывшая деревяшка.
А голос кричит: — Ты слышишь, ты слышишь?!
Держись! Часов через пять рассвет.
Ведь ты же живешь еще! Ты же дышишь?!
Ну есть ли хоть шанс?
— К сожалению, нет…
Ни звука. Молчанье. Наверно, плачет.
Как трудно последний привет послать!
И вдруг: — Раз так, я должна сказать! —
Голос резкий, нельзя узнать.
Странно. Что это может значить?
— Поверь, мне горько тебе говорить.
Еще вчера я б от страха скрыла.
Но раз ты сказал, что тебе не дожить,
То лучше, чтоб после себя не корить,
Сказать тебе коротко все, что было.
Знай же, что я дрянная жена
И стою любого худого слова.
Я вот уже год тебе не верна
И вот уже год, как люблю другого!
О, как я страдала, встречая пламя
Твоих горячих восточных глаз. —
Он молча слушал ее рассказ,
Слушал, может, последний раз,
Сухую былинку зажав зубами.
— Вот так целый год я лгала, скрывала,
Но это от страха, а не со зла.
— Скажи мне имя!..-
Она помолчала,
Потом, как ударив, имя сказала,
Лучшего друга его назвала!
Затем добавила торопливо:
— Мы улетаем на днях на юг.
Здесь трудно нам было бы жить счастливо.
Быть может, все это не так красиво,
Но он не совсем уж бесчестный друг.
Он просто не смел бы, не мог, как и я,
Выдержать, встретясь с твоими глазами.
За сына не бойся. Он едет с нами.
Теперь все заново: жизнь и семья.
Прости. Не ко времени эти слова.
Но больше не будет иного времени. —
Он слушает молча. Горит голова…
И словно бы молот стучит по темени…
— Как жаль, что тебе ничем не поможешь!
Судьба перепутала все пути.
Прощай! Не сердись и прости, если можешь!
За подлость и радость мою прости!
Полгода прошло или полчаса?
Наверно, кончились батареи.
Все дальше, все тише шумы… голоса…
Лишь сердце стучит все сильней и сильнее!
Оно грохочет и бьет в виски!
Оно полыхает огнем и ядом.
Оно разрывается на куски!
Что больше в нем: ярости или тоски?
Взвешивать поздно, да и не надо!
Обида волной заливает кровь.
Перед глазами сплошной туман.
Где дружба на свете и где любовь?
Их нету! И ветер как эхо вновь:
Их нету! Все подлость и все обман!
Ему в снегу суждено подыхать,
Как псу, коченея под стоны вьюги,
Чтоб два предателя там, на юге,
Со смехом бутылку открыв на досуге,
Могли поминки по нем справлять?!
Они совсем затиранят мальца
И будут усердствовать до конца,
Чтоб вбить ему в голову имя другого
И вырвать из памяти имя отца!
И все-таки светлая вера дана
Душонке трехлетнего пацана.
Сын слушает гул самолетов и ждет.
А он замерзает, а он не придет!
Сердце грохочет, стучит в виски,
Взведенное, словно курок нагана.
От нежности, ярости и тоски
Оно разрывается на куски.
А все-таки рано сдаваться, рано!
Эх, силы! Откуда вас взять, откуда?
Но тут ведь на карту не жизнь, а честь!
Чудо? Вы скажете, нужно чудо?
Так пусть же! Считайте, что чудо есть!
Надо любою ценой подняться
И всем существом, устремясь вперед,
Грудью от мерзлой земли оторваться,
Как самолет, что не хочет сдаваться,
А сбитый, снова идет на взлет!
Боль подступает такая, что кажется,
Замертво рухнешь назад, ничком!
И все-таки он, хрипя, поднимается.
Чудо, как видите, совершается!
Впрочем, о чуде потом, потом…
Швыряет буран ледяную соль,
Но тело горит, будто жарким летом,
Сердце колотится в горле где-то,
Багровая ярость да черная боль!
Вдали сквозь дикую карусель
Глаза мальчишки, что верно ждут,
Они большие, во всю метель,
Они, как компас, его ведут!
— Не выйдет! Неправда, не пропаду! —
Он жив. Он двигается, ползет!
Встает, качается на ходу,
Падает снова и вновь встает…
II
К полудню буран захирел и сдал.
Упал и рассыпался вдруг на части.
Упал, будто срезанный наповал,
Выпустив солнце из белой пасти.
Он сдал, в предчувствии скорой весны,
Оставив после ночной операции
На чахлых кустах клочки седины,
Как белые флаги капитуляции.
Идет на бреющем вертолет,
Ломая безмолвие тишины.
Шестой разворот, седьмой разворот,
Он ищет… ищет… и вот, и вот —
Темная точка средь белизны!
Скорее! От рева земля тряслась.
Скорее! Ну что там: зверь? Человек?
Точка качнулась, приподнялась
И рухнула снова в глубокий снег…
Все ближе, все ниже… Довольно! Стоп!
Ровно и плавно гудят машины.
И первой без лесенки прямо в сугроб
Метнулась женщина из кабины!
Припала к мужу: — Ты жив, ты жив!
Я знала… Все будет так, не иначе!..-
И, шею бережно обхватив,
Что-то шептала, смеясь и плача.
Дрожа, целовала, как в полусне,
Замерзшие руки, лицо и губы.
А он еле слышно, с трудом, сквозь зубы:
— Не смей… ты сама же сказала мне..
— Молчи! Не надо! Все бред, все бред!
Какой же меркой меня ты мерил?
Как мог ты верить?! А впрочем, нет,
Какое счастье, что ты поверил!
Я знала, я знала характер твой!
Все рушилось, гибло… хоть вой, хоть реви!
И нужен был шанс, последний, любой!
А ненависть может гореть порой
Даже сильней любви!
И вот, говорю, а сама трясусь,
Играю какого-то подлеца.
И все боюсь, что сейчас сорвусь,
Что-нибудь выкрикну, разревусь,
Не выдержав до конца!
Прости же за горечь, любимый мой!
Всю жизнь за один, за один твой взгляд,
Да я, как дура, пойду за тобой,
Хоть к черту! Хоть в пекло! Хоть в самый ад!
И были такими глаза ее,
Глаза, что любили и тосковали,
Таким они светом сейчас сияли,
Что он посмотрел в них и понял все!
И, полузамерзший, полуживой,
Он стал вдруг счастливейшим на планете.
Ненависть, как ни сильна порой,
Не самая сильная вещь на свете!
+ ????
1) На финал
М.Цветаева
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!
Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
2) Тема прощания в любви
В.Маяковский «Лиличке!»
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
….Простите же, помните и любите вашу
Настеньку».
Я долго перечитывал это письмо; слезы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.— Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела ….. мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, …и всё опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветно и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, так ж одиноким,
Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю... О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
научный проект по литературе «Любви и звуков торжество»
Обоснование актуальности темы.Что стало бы с музыкой без литературы? Что было бы с литературой без музыки? Эти два вида искусства тесно взаимосвязаны друг с другом. Они обогащают друг друга, доп...
Урок литературы "Любви и звуков торжество" (по произведению Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»)
Интегрированный урок...
Чарующие звуки музыки.
Главное предназначение музыки - касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром....
Сценарий концерта "Гармонии чарующие звуки"
Сценарий концерта фортепианного дуэта преподавателей "Гармонии чарующие звуки"....
Открытый урок «Чарующие звуки хомуса»
Хомус – древний инструмент, широко распространенный по всему миру, но только в некоторых странах сохранили его в первозданном виде, и нигде так не любят его музыку, как в республике Саха. Хомус ...
Сыйныфтан тыш чара. Нәүрүз - түрдән уз. Сыйныфтан тыш чара.
Нәүрүз көн белән төн тигезләшкән чорга – 21–22 мартка туры килә. Көнчыгыш календаре буенча әлеге төбәкләрдә язны каршылау язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәменнән ...