«Главная высота России или стратегическая высота 102,0»
материал
Сценарий для внеклассного мероприятия, патриотической направленности (к 9 Мая). Хорошо подойдет для проведения в старшем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_patrioticheskiy.doc.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Главная высота России или стратегическая высота 102,0»
Учитель: М.А. Кохтенко
Цель:
- Используя театрализацию стихов, военно-исторических сюжетов, сформулировать представление воспитанников о мужественных, героических защитниках Родины.
- Показать, какой ценой завоевана мирная жизнь.
Задачи:
- Воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны.
- Формирование гражданской позиции
- Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину
- Развитие умения работать в коллективе.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, военные фотографии, видеоклипы, заочная экскурсия.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Священная война» (слайд 2)
Учитель:
Воскресный день 22 июня 1941 года навсегда останется в памяти нашего народа. Он стал чертой поделившей жизнь страны на две части: ту, что была до войны и ту, что предстояло прожить, выстоять и победить. (слайд3)
С этого момента начался отчет 1418 дней и ночей Великой Отечественной Войны. И каждый из этих дней требовал от советских людей проявления их лучших качеств, необыкновенной стойкости, мужества и веры в победу.
Чтец 1 : (слайд4)
Что может быть страшнее, чем война?!
Потери, слезы, боль, страдания несет она,
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей. (слайд 5)
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных.
Учитель:
На защиту Родины встали все. Беда сплотила, придала сил. Военкоматы не справлялись с потоком заявлений тех, кто рвался добровольцем на фронт. Подавали заявления идти на фронт и юноши, и девушки. Они уходили с гордым сознанием того, что в передовых рядах Красной Армии они будут защищать свою Родину.
Воспитанники исполняют и инсценируют песню «Ах, война, что ж ты сделала, подлая».
(слайд 6)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
(слайд 7)
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад
Учитель:
История дает нам немало примеров героических сражений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово Сталинград не случайно вошло во все языки мира.
Именно здесь, на Волжской земле советский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым переломил ход войны самой крупной в истории человечества. С малоизвестной Высоты с отметкой «102,0» - Мамаева кургана Красная армия открыла себе дорогу к Берлину.
Ведущий 1:
Враг был сильный и опасный. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. И тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград. (слайд 8) Гитлеровским войскам удалось прорваться в центр города. (слайд 9)
Ведущий 2:
(слайд 10)
Командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13-ю гвардейскую дивизию. С воздуха гвардейцам помогали летчики. Каждый приближал победу как мог. В стороне не остались и дети.(слайд 11) Дети Сталинграда были первыми помощниками в госпиталях. Они носили воду, стирали бинты, помогали раненым, писали письма домой, а также давали концерты.
Чтец 2.
Армия
В палате выключили радио,
и кто-то гладил мне вихор...
В зиминском госпитале раненым
давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
стояли мальчики и девочки
перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
с большими впадинами глаз,
и сами жалкие, несильные,
смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами,
худы, заморены, бледны,
в своих пальтишках драных были мы
для них героями войны.
О, взгляды долгие, подробные!
О, сострадание сестер! Но вот:
«Вставай, страна огромная!»
запел, запел наш детский хор.
А вот запел хохол из Винницы.
Халат был в пятнах киселя,
и войлок сквозь клеенку выбился
на черном ложе костыля.
Запел бурят на подоконнике,
запел сапер из Костромы.
Солдаты пели, словно школьники,
и, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно —
и няня в стареньком платке,
и в сапогах кирзовых докторша,
забывши градусник в руке.
Разрывы слышались нам дальние,
и было свято и светло...
Вот это все и было — Армия.
Все это Родину спасло
Воспитанники исполняют песню «Хотят ли русские войны».
(слайд 12)
Хотят ли русские войны
Спросите вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны?
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны.
Поймет и докер, и рыбак,
Поймет рабочий и батрак,
Поймет народ любой страны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Бои были тяжелыми и жестокими. Наконец, фашисты дрогнули и стали отходить. (слайд 13) Победа в город на Волге пришла 2 февраля 1943 года. История войны не знала такого ожесточенного сражения. Бои шли за каждую улицу, дом, этаж, за каждый лестничный пролет.
Учитель:
(слайд 14)
Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. (слайд 15) Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной.
Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. (слайд 16) Но разве может мёртвый город быть памятником Великой Победе?
И в 1959 году на Мамаевом кургане стартовало масштабное строительство памятника «Героям Сталинградской битвы» .Мамаев курган – самый большой монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны .
Воспитанники исполняют песню «На безымянной высоте»
Воспитатель: Давайте отправимся в заочную экскурсию и познакомимся с архитектурно-скульптурной композицией «Мамаев курган».
Ведущий 1:
1. Вводная композиция-горельеф «Память поколений» (слайд 17)
На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям. (слайд 18) В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
Ведущий 2:
2. Аллея пирамидальных тополей (слайд 19)
На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница. Аллея проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 м, над входной площадью Аллея выводит на площадь "Стоять насмерть" (слайд 20)
Ведущий 1:
3. Площадь "Стоять насмерть"
Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города.
Чтец 3:
Двести дней и ночей ада,
Двести дней и ночей Сталинграда,
Двести дней и ночей смертей,
Мужчин, женщин, стариков и детей!
Двести дней и ночей крови,
Нет их страшней и суровей,
Двести дней и ночей подвига беспримерного,
Двести дней и ночей напряженья неимоверного,
Двести дней и ночей воинской славы,
Мамаев курган и в огне переправы,
Двести дней и ночей сил на пределе,
В вихре огненной свинцовой метели,
Двести дней и ночей битвы великой
С фашистской нечистью звероликой.
Двести дней и ночей руин Сталинграда,
И победа славная – за подвиг награда,
Двести дней и ночей моего великого народа,
Сталинград. 2 февраля сорок второго года.
Ведущий 2:
4. Стены-руины (слайд 21)
Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. (слайд 22) Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио.
(звучит сводка Информбюро, Левитан сообщает о победе в Сталинграде)
Ведущий 1:
5. Площадь Героев. (слайд 23)
С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!" (слайд 24, 25, 26)
Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев.
Ведущий 2:
6. Монументальный рельеф. (слайд 27)
На гладкой поверхности стены в виде отдельных эпизодов, (слайд 28, 29)
воспроизведен рассказ о великом, героическом подвиге советского народа при обороне города.
Учитель:
7. Зал Воинской славы. (Слайд 30)
Прямо в подпорной стене расположен вход в Зал воинской славы. Надпись над входом гласит: «Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда.»
На стене зала изображены тридцать четыре символических красных знамени, на которых начертаны имена более 7 тысяч героических защитников Сталинграда. Настроение скорби, ощущение утраты. Именно такая атмосфера царит здесь, впечатление усиливают и звуки траурной мелодии «Грёзы» Шумана (Звучит музыка.). (слайд 31)
Чтец 4:
А. Розенбаум «Мамаев курган»
Высоко, высоко, вольно
Пролетают в небе птицы,
Солнце их лучами ластит,
Песни им ветра поют.
Здесь глазам от ветра больно,
Этой боли не сравниться
С той, которая на части
Разрывает грудь мою.
Голова земли седая
На Мамаевом кургане,
Здесь от века и до века
Плыть гвоздикам по воде.
Кто-то в голос зарыдает,
На колени кто-то станет,
И обнимется калека
Со стеной своих друзей.
Обещал с войны вернуться
Сын родной своей мамане,
Сорок лет почти прождала
На сибирской стороне.
Да недавно повстречала
На Мамаевом кургане,
Третья строчка, пятый столбик
На кровавой той стене.
На Мамаевом кургане
Не росла трава три года,
Ей железо приказало:
"Ввысь тянуть себя не смей!"
Без травы нет в поле жизни,
Не текут в пустыне воды,
И солдаты победили
Под землёй и эту смерть.
Красная стена,
Скорбная стена,
Ты озарена
Бликами огня,
Вечного огня.
Тянется рука,
Мёртвая рука,
Факел в облака.
В чём её вина?
Где её весна?
В проёме зала располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда». (слайд 32)
Медалью «За оборону Сталинграда» награждались все участники обороны Сталинграда - военнослужащие Красной Армии, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.
Чтец 5:
Солдат на Волге город отстоял,
Бой отгремел, где смерть шагала рядом…
Ему вручил на поле генерал
Медаль «За оборону Сталинграда».
В огне сражений шел он на Берлин,
И грудь его украсили награды.
Повсюду с ним была средь пуль и мин
Медаль «За оборону Сталинграда».
Вернулся сын с победой в отчий дом,
Живой солдат - и мать-старушка рада!..
Как память сохранил о битвах он
Медаль «За оборону Сталинграда».
Прошли года – ведь время так летит!
Седых волос не счесть теперь уж в прядях,
Но в День Победы золотом горит
Медаль «За оборону Сталинграда!»
Ведущий 1: (слайд 33)
В самом центре Зала монумент — рука, держащая факел Вечного огня. Это символ вечной памяти обо всех, кто отдал свою жизнь, сражаясь за Сталинград. И пока горит этот огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге.
Чтец 6:
Остановись у Вечного Огня,
Отгородись на миг от дел насущных,
Вчитайся в строки. Золотом горя,
Они поведают о людях самых лучших.
Замри. И шапку с головы – долой.
Минуту тем, кто отдал тебе годы.
Они ушли … И алою звездой
Увенчаны сомкнувшиеся своды.
Пускай, знакомых в этом списке нет
(Знакомым, очевидно, повезло),
Но к плитам положи цветов букет.
Они бессмертны всем смертям назло!
У Вечного Огня остановись.
Постой минуту тихо … Помолчи…
За их покой безмолвно помолись.
Одно лишь сердце пусть в тиши стучит.
Ведущий 2:
Возле Вечного огня всегда лежат траурные венки и живые цветы — дань памяти. Свою вахту возле вечного огня и у выхода из Зала воинской славы несут воины роты почётного караула. И в летний зной, и в зимние морозы не покидают они свой пост.
(Просмотр видеофрагмента «Смена почетного караула».)
Ведущий 1
8. Площадь Скорби. (слайд 34)
На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына.
Чтец 7:
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала узелок.
Светлел над ней июльский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук...
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего...
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склонив,
И к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту постояла
У памятника Матери, себе...
Ведущий 2:
Рядом с фигурой скорбящей матери, под ветвями плакучей ивы, находится могила неизвестного солдата. (слайд 35)
А сейчас мы увидим танец посвященный погибшим героям, в честь которых на кургане были высажены березки. (слайд 36, 37, 38)
Ведущий 1:
9. Могила В.И.Чуйкова. (слайд 39)
Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков в годы войны командовал 62-й армией, которая навечно вписана в летопись героической обороны Сталинграда. (слайд 40) Василий Иванович говорил
«…Я родился в России,
в селе Серебряные пруды…
Сражался за Родину
и на Сибирской земле,
и на Украине, и в Белоруссии…
Но есть в огромной России город,
которому отдано моё сердце…»
По его завещанию он похоронен в Волгограде на Мамаевом кургане.
Ведущий 2:
10. Главный монумент «Родина-мать зовет!». (слайд 41)
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. (слайд 42) От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей. (слайд 43)
Роберт Рождественский
МАМАЕВ КУРГАН
Сотни лет расходиться широким кругам
по огромной воде молчаливой реки...
Выше всех Эверестов — Мамаев курган!
Зря об этом в учебниках нет ни строки.
Зря не сказано в них, что теплеет Земля
и светлеет Земля оттого, что на ней,
о курганах Мамаевых помнить веля, загораются
тысячи Вечных огней...
Мне сюда возвращаться к добру и к беде.
Мне сюда приходить, приползать, прилетать.
И, схватившись за сердце на той высоте,
Задыхаясь, разреженный воздух глотать.
Мне сюда возвращаться. Из мелких потерь.
Из ухоженных стран. Из горячечных снов.
Натыкаться на долгие стоны людей и кольчуги
позванивающих орденов...
Зря не сказано в книгах, Мамаев курган,
что металла в твоем оглушенном нутре
больше, чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям, и врагам.
Вместо капель росы, как слепое жнивье,
проступает железо, кроваво сочась...
И поэтому самая главная часть в притяженье земли —
притяженье твое!..
Ты цветами пророс. Ты слезами пророс.
Ты стоишь, поминальные муки терпя.
Синеватые молнии медленных гроз,
будто в колокол памяти, бьются в тебя!
И тогда поднимаются птицы с земли,
И колышется нервно степная трава.
Оживают затертые напрочь слова.
И по плитам устало стучат костыли.
Ведущий 1:
11. Воинское мемориальное кладбище (слайд 44)
Останки советских солдат, пожертвовавших собой в Сталинградской битве находят и по сей день. Поисковые отряды ведут раскопки в местах ожесточенных боев. Было принято решение, на северном склоне Мамаева кургана заложить комплекс воинского мемориального кладбища, а на окраине кургана, прямо напротив мемориала возвести священное строение. (слайд 45) Так на Мамаевом кургане появилась храм-часовня Святой Владимирской иконы Божьей Матери.
Просмотр видеоклипа «На Мамаевом кургане веселятся дети».
Давайте почтим память павших героев Мамаева кургана минутой молчания. (слайд 46)
Звучит метроном. Воспитанники по очереди читают текст. (слайд 47)
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаем,-
Помните! Помните! Помните!!! (все вместе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО "Главная высота России"
Урок - заочная экскурсия "Главная высота России" /7 класс/. На уроке учащиеся знакомятся с выдающимся памятником - ансамблем "Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане", его историей и...
Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"
Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в России.Установить взаимо...
Разработка урока по английскому языку “Главный праздник России -День Победы” по УМК «Enjoy English-6»
Методическая разработка урока по теме “Главный праздник России -День Победы” в 6 классе с использованием дифференцированных заданий....
Мамаев курган. Главная высота России
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школ, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Проведение мероприятий по ...
Сценарий классного часа "Главная высота России - Сталинград"
Сценарий классного часа "Главная высота России - Сталинград"...
Сценарий классного часа "Главная высота России - Сталинград"
Классный час посвящен событиям Великой отечественной войны сражению за Мамаев Курган г. Сталинграда....
игра по станциям "Главная высота России"
игра по станциям "Главная высота России", посвященная Сталинградской битве...