Сценарий праздника, посвящённого Дню народного единства для 5-11 классов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
4 ноября. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Сценарий дает возможность в праздничной обстановке объяснить учащимся истоки и содержание праздника, а также закрепить новые знания в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника, посвящённого
Дню народного единства для 5-11 классов
«В дружбе народов – единство России»
Сценарий подготовлен
учителем истории и обществознания
Улановской О.А.
Звучат фанфары. На сцену выходят ведущие.
1 ведущий: Добрый вечер! Мы приветствуем вас в этом зале.
2ведущий: Сегодня мы собрались в честь празднования Дня народного единства.
Чтец 1.
Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
Чтец2.
В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!
Чтец 3
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими...
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!
Песня о России видеоролик.
Учитель: Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.
- ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
- ведущий: Слово предоставляется директору школы Каневой Наталье Михайловне. …. Праздничное мероприятие, посвященное Дню народного единства объявляется открытым!
Звучит Гимн России
Учитель. 4 ноября. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Каждый год накануне этого праздника учителя истории и классные руководители проводят уроки и классные часы, посвящённые этому празднику, и каждый год учащиеся нашей школы не помнят, какому событию посвящёна эта знаменательная дата. В этом году мы с ребятами решили провести социологический опрос среди учащихся нашей школы и хотим представить его результаты.
- Ведущий. Нами были подготовлены следующие вопросы.
-Как называется праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
-каким событиям в истории России он посвящён?
-назовите фамилии выдающихся личностей, связанных с этими событиями;
-каким знаменательным событием в истории России окончилось это время?
2 ведущий. Итоги исследования были неутешительными.
Всего было опрошено___100______учащихся 5-11 классов.
1.Только____58____учеников смогли ответить на 1 вопрос. День народного единства.
2.На второй вопрос ответили ____5_____учащихся.(смутное время – 11 класс)
3.20 учащихся назвали Минина и Пожарского.
4. На четвёртый не ответил никто.
1 ведущий
“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”, писал художник Васнецов,
- ведущий.
Русский писатель Фёдор Абрамов сказал «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю.
Мы решили ещё раз напомнить вам о том, с какими событиями связан праздник День народного единства. Совершим экскурс в историю.
Показ видеоролика. Смутное время в России.
1 ведущий
Ушли в историю года.
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Слайд 3
2 ведущий
Начало XVII века в истории нашего государства называют Смутным временем. Страна, как единое государство, распалась, прекратила свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления московской династии Рюриковичей.
Учитель. В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; Через 3 года умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника.
Слайд 4
2 ведущий: В этом же году Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий – избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.
Слайд 5.
1 ведущий: Народным недовольством правления Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.
Учитель: Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался.
1 ведущий. И народ поверил Самозванцу (Григорию Отрепьеву). Лжедмитрий захватил царский престол. Бояре легко избавились от детей Бориса Годунова: Фёдор Годунов был убит, а Ксению заточили в монастырь.
- ведущий. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец вёл себя не как русский царь, перед едой не молился, шапку в церкви не снимал, насаждал в Москве католические порядки и традиции, за что и поплатился. Бояре убили его, тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он и пришёл.
Слайд 6
1 ведущий. Вскоре появился новый самозванец. Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец, Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».
Слайд 7-8
Учитель:
А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!»
Слайд 9 (карта)
2 ведущий. Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Отсюда мы и говорим о польских и литовских интервентах.
Учитель: Интервенция – это вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
- ведущий Тогда и наступил конец терпению русского народа.
2 ведущий
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Слайд 10-11
1 ведущий
Прокопий Ляпунов (из города Рязань) собрал ополчение и двинулся на Москву. Его поддержал патриарх Гермоген. Он обратился к народу с призывом выступить против захватчиков.
2 ведущий. Первое ополчение было невелико и потерпело поражение. Его предводитель, Прокопий Ляпунов, погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.
Слайд 12
1 ведущий. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Козьма Минин первым отдал на формирование второго ополчения всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.
Слайд 13-14
2 ведущий. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.
Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Слайд 15
Учитель: При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
1 ведущий.
И поднималась Русь с колен.
В руках с иконой перед битвой,
Благословенная молитвой.
Под звон грядущих перемен.
Слайд 16
Учитель. Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай – город - исторический район Москвы.
Слайд 17
1 ведущий. Когда настали мирные времена, новый царь Михаил Фёдорович Романов щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Чтец читает стихотворение:
«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.
1. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди.
Звучит песня __________в исполнении _______________________________
1 ведущий. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти.
2 ведущий. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Люди шли воевать за землю, и они победили.
1 ведущий. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
2 ведущий.Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.
Учитель. Это дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
Ребята! Теперь вы знаете, какие события произошли 4 ноября 1612 года на русской земле. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
- Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая (Польское королевство и Великое княжество Литовское)
- Как звали русского царя, правление которого сложилось неудачно? О нём же написал стихотворение А.С. Пушкин. Борис Годунов
3. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов
4. Какое историческое событие произошло 4 ноября 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай - город.
5. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II
6. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова.
7. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства
1 ведущий.
Как здорово понять, что мы — едины!
Что все мы вместе, оттого сильны!
И дружбой нашей мы непобедимы!
Ее крепить и множить мы должны!
2 ведущий
И праздник — День народного единства —
Пусть станет дорог и понятен всем!
Мы призываем всех объединиться,
Забыть про распри и обиды насовсем!
1 ведущий История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уж дом готов!
2 ведущий: Соединяет людей и народы - дружба. Вместе они живут счастливо. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!
Песня Алёна Коломак «Россия»
1 ведущий. На этом наше праздничное мероприятие закончено.
2 ведущий. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника ко Дню народного единства "Одной мы связаны судьбой"
Сценарий праздника ко Дню народного единства "Одной мы связаны судьбой"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-731333-1475945355.jpg)
Сценарий, праздника, посвящённого Дню народного единства «Моя малая Родина».
Патриотическое воспитание дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-59601-1421608732.jpg)
«Моя Россия, моя страна» (сценарий праздника на День народного Единства) (подготовительная группа)
Сценарий праздника День народного Единства (подготовительная группа)...
Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы
4 Ноября, вся Россия отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-913078-1491315550.jpg)
Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс
Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/03/picture-1178736-1733250870.jpg)
Сценарий праздника «С днём народного единства!» Для детей средних и старших групп.
Сценарий праздника 9 ноября 2023«С днём народного единства!» Для детей средних и старших групп. (30 мин)Составила сценарий праздника: ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/03/picture-1178736-1733250870.jpg)
Сценарий праздника ко Дню народного единства «Моя Россия»
Сценарий праздника ко Дню народного единства «Моя Россия» ...