Широкая масленица
методическая разработка
Цель занятия:
укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям.
Задачи занятия:
Развитие художественно - эстетические вкусы детей и взрослых.
Воспитание восприимчивости, благородства души.
Повышение роли самоуправления в проведении коллективных творческих дел в классном коллективе.
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а)соответствие занятия общим воспитательным задачам;
б)уровню развития классного коллектива;
в) возрастным особенностям учащихся.
Масленица
На доске – поговорки о блинах:
- Блин добр не один.
- Блин брюху не порча.
- Блин – не клин, брюха не расколет.
- Без блина не Масленица, без пирога не именинник.
Таблички с названиями дней на масленичной неделе.
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.
ВЕДУЩАЯ: Сегодня здесь Весну встречаем И с поклоном приглашаем Всех кто любит веселиться И смеяться, и резвиться.
1 СКОМОРОХ: Собрались мы позабавиться, да потешиться Пошутить, поиграть, посмеяться Смех, Вам, да веселье
2 СКОМОРОХ: Надоели нам зима, Надоели морозы, да метели! Покличите дети Весну-красну
ВЕДУЩАЯ: - Позовем ее. Девочка: Ой, кулики, жаворонушки! Прилетайте к нам у водонушки
Летел кулик из-за моря Принес кулик 9 замков
Кулик, кулик запирай зиму Отпирай весну, тепло летечко
После исполнения заклички скоморохи бьют ритмично в бубны. Звучит фонограмма или баян и появляется весна.
ВЕСНА: (Обходит всех пританцовывая) Здравствуйте, друзья! Принесла я Вам тепло Красно солнышко. Вы ребята не скучайте, весну красную встречайте. Снег и холод прогоню, Тепло с юга принесу.
Песня «Веснянка». 1 куплет Ой, бежит кругом вода Нет ни снега, нет ни льда Ой, вода, ой, вода Нет ни снега, нет ни льда - 2 раза
2 куплет Прилетели журавли И соловушки малы Журавли, журавли И соловушки малы – 2 раза
3 куплет Мы весняночку поем. Весну красную зовем Ой, поем, ой, поем Весну красную зовем – 2 раза
ВЕДУЩАЯ: - А знаете ли вы ребята, что за праздник Масленица? Ответы детей. - Это проводы зимы и приход весны - Вкусные и румяные блины - Блин-символ солнца и тепла - Масленица - это когда собираются все друзья на дворе, устраивают игрища, песни, танцы, шутки. Масленица - Сырная неделя - справляется за семь недель до Пасхи. - Когда сжигают Масленицу - значит избавляются от бед, неприятностей, подготавливаясь к великому посту. ВЕДУЩАЯ: Дополняет ответы детей. - Масленица - дочь Мороза, родилась она на севере. Человек увидел ее, прячущуюся за сугробом, и она явилась к нему с жирными щеками, коварным глазом и не с улыбкой на устах, а с хохотом.
ВЕСНА: - Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс.
Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра строят снежные катальные горки, качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник. Многие люди начинали встречу Масленицы посещением родни. - Знакомьтесь: Невестка – жена сына. Зять – муж дочери. Золовка – сестра мужа. Тёща – мать жены. Тесть- отец жены Свекровь – мать мужа. Свёкор – отец мужа Деверь – брат мужа. Шурин – брат жены.
Игра «КОГО НЕТ» (зрителям предлагается закрыть глаза; в это время один из представленных героев прячется; зрители открывают глаза и называют того, кто спрятался)
Вторник – ЗАИГРЫШ! С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
Игра «Петушиный бой» для мальчиков. На полу чертится круг. Два соперника на одной ноге пытаются вытолкнуть соперника за границу круга или заставить опустить вторую ногу. Игра для девочек. Участниц двое. Каждой на спину прикрепляется картинка или слово. Задача – увидеть картинку соперницы и не показать свою.
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки - расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Тёща для зятя пироги пекла. Зять на двор – пироги на стол. Думала тёща – семерым пирог не съесть, А зятюшка сел – да с присеста съел!
Игра с лентой. Участники встают в круг. Водящий проходит сзади, держа в руках ленту. Все произносят слова: Заря-зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые – ленты голубые. Кольца обвитые – за водой пошла! При последних словах водящий кладёт ленту на плечо одному из игроков. Игрок и водящий бегут в противоположные стороны, обегая круг и пытаясь занять освободившееся место. Проигравший становится водящим.
Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.
Я на Маслену готов скушать пятьдесят блинов Закушу их сдобою - похудеть попробую!. Напекла полно блинов, Угощу любого… Хватит даже для котов Солнышка съестного!
Игра «Масленица». Двое участников образуют ворота, остальные цепочкой проходят под ними, произнося слова: А мы масленицу устречали, устречали, Мы сыр с маслицем починали, починали. Мы блинами гору устилали, устилали, Сверху маслицем поливали, поливали. Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна. На последних словах опускают руки, считают тех, кто оказался пойман и произносят слова «Пять блинов (по количеству пойманных) – ели, ели, не наелись!». Пойманные присоединяются к тем, кто образовывал ворота, и игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы практически все. Тогда говорят «Тридцать блинов – наелись!»
Пятница - Тёщины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.В этот день устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой Публику традиционно веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки. У Петрушки был длинный нос и горб (или два горба) на спине. Нехитрая комедия могла бесконечно повторяться целый день, но всякий раз вызывала искренний восторг.
Играет музыка, выносят куклу ВЕСНА: Душа ль ты моя Масленица Перепелиные твои косточки Бумажное твое тельце Сахарные твои уста Сладкая твоя речь Приезжай к нам в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Танец ВЕДУЩАЯ: - Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Девочка: Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела, Что же я наделала?
Мальчик: Я на Масленку катался, Трое саней изломал, Ворона коня замучил, И милашку закатал.
Девочка: У меня четыре шали, Пятая пуховая, Не одна я боевая...
Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!
Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки Запевайте-ка частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
Девочка: Я плясала в три ноги Потеряла сапоги, Оглянулась назад Сапоги мои лежат.
Мальчик: Как на масляной неделе, Со стола блины летели, И сыр, и творог- Все летело под порог.
Девочка: Эй, топни нога, Топни правенькая, Я плясать сама пойду, Хоть и маленькая.
Мальчик: У кумы была сестрица Печь блины-то мастерица. Напекла их кучек шесть, Семерым их не поесть. А сели четверо за стол, Дали душеньке простор, Друг на друга поглядели И... блины-то все поели
ВЕДУЩАЯ: - Русский народ даже поговорки про блины сложил: «Блин – не клин, брюха не разобьет», «Без блинов не масленица, без пирогов - не именины».
Песня « Блины» Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
В кадке новой замесили Два часа блины всходили. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица! Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
На поднос блины кладет И сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы! Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Девочка: - Ой, зятек ты мой пригожий, Отведай блин такой хороший.
Мальчик: - Ох, и теща хороша От блинов поет душа.
ВЕДУЩАЯ: - Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут, Им загадки разгадать, что таблицу рассказать. (Загадки) Девочка: Прощай, Масленица-вертушка, Настает великий пост. На деревне все приели, Подают селедки хвост!
Сидит кошка на окошке, Вышивает себе хвост. Широка Масленица проходит. Настает великий пост.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь? Помиритесь, да обнимитесь. -Ну вот и воскресенье, Проси у всех прощенья. -Прости меня, если виноват! - И ты меня. Бог простит!
(Мальчики кланяются девочкам) «Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите!» (Девочки кланяются в ответ) «Добры молодцы, Вас мы прощаем, и обижаться на Вас мы не станем. И в свой черед, Вы нас простите, зла на душе вы на нас не держите».
Все вместе: - Батюшки, матушки, учителя! Просим простить нас, впредь обещаем послушными быть, словно держать и баклуши не бить!
ВЕСНА: - Ну, что, друзья, пришла пора прощаться с Масленицей. Ай, да на широкий двор сжигать чучело, чтобы избавиться от бед и неприятностей.
ВЕДУШАЯ: - Ну, что, пора собираться к чаю, поесть вкусных, румяных блинов. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное здоровья
Все вместе: Как на масляной неделе, Из печи блины летели! Масленица - угощай. Всем блиночков раздавай.
|
Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ...(весна)
| Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут ...(гнездо)
|
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ...(март)
| На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький ...(подснежник)
|
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришел ...(апрель)
| Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растенье, а маяк - Это ярко-красный ...(мак)
|
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает...(май)
| Он испёкся в русской печке, Покатился за крылечко. У него румяный бок. Это вкусный...(колобок)
|
Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы ...(скворечник)
| Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... (солнце)
|
- Всех оденет, а себя никогда. (иголка)
- В одном месте метров двести. (клубок)
- На весь мир хватает
И во все щели пролезает. (свет)
Пирогов, блинов наелись.
Наплясались и напелись!
Пора зиму провожать
Да Весну- красну встречать!
Масленицу провожаем,
Света, солнца ожидаем.
Идёт матушка- весна,
Отворяй-ка ворота!
Масленица, до свиданья!
Уходи на целый год!
А весна без опозданья
Поскорее пусть придет!
Игра "Снежки".
Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" — круглые мячики из пенопласта или комочки ваты, зашитые в марлю, — и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих — попасть "снежком" в противника, обороняющихся — увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.
Самоанализ воспитательного занятия
«Широкая масленица»
Цель занятия:
укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям.
Задачи занятия:
Развитие художественно - эстетические вкусы детей и взрослых.
Воспитание восприимчивости, благородства души.
Повышение роли самоуправления в проведении коллективных творческих дел в классном коллективе.
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а)соответствие занятия общим воспитательным задачам;
б)уровню развития классного коллектива;
в) возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
При подготовке к занятию мной были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к традициям русского народа, доступные на данном уровне умения и навыки, мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой мероприятия.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии, углубление знаний о русских народных праздниках, знакомство с традициями своего народа.
К данному мероприятию велась большая подготовительная работа. На протяжении месяца, мы с детьми разучивали песни, игры, заклички, стихи. Знакомились с их значимостью в русском празднике.
Методика подготовки мероприятия:
∙ планирование;
∙ разработка;
∙ участие в них детей.
III. Типология мероприятия:
По количеству участников: фронтальное (массовое).
Содержание воспитания: патриотическое, социальное.
IV. Степень обязательности участия: добровольное участие.
V. По месту проведения: внутришкольное.
VI. Оборудование, оформление и реквизит:
- оборудование: звуковоспроизводящие оборудование;
- реквизит: костюмы, блины для украшения праздничного стола, самовар, ленты, «снежки».
VII. Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
VIII. Ход мероприятия
Цели и задачи были раскрыты полностью и донесены до понимания учащихся.
Занятие было интересно каждому участнику. Учащиеся узнали своих товарищей еще с одной стороны. Для многих участников стало открытием артистичность одноклассников. У учеников формировалось толерантное и уважительное отношение друг другу. Еще раз убедились, что каждый ребенок талантлив. Сформировалась более доброжелательная обстановка в группе 3-4классов, выросла степень взаимоуважения в коллективе, сплочение коллектива.
Данное занятие оказало воздействие на учащихся:
∙ Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
∙ Эстетика поведения.
В организации и проведении занятия большую роль оказал музыкальный руководитель Малев В.И. Все дети группы приняли активное участие в подготовке и проведении праздника.
IX. Общая оценка воспитательного мероприятия
Занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Результат
сближение коллектива, развитие творческих способностей, формирование уверенности в себе.
Дети окунулись в атмосферу праздника, познакомились с играми русского народа, узнали, чему посвящён каждый день Масленицы. Они вместе всей школьной семьёй эмоционально прожили этот праздник. Закончился праздник богатым застольем с блинами, пирогами, чаем с вареньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Широкая Масленица
Сценарий праздника проводов зимы "Широкая Масленица" с презентацией для 7-8 классов....
общешкольный праздник «Широкая масленица» Скоморошичьи забавы
Изучение и возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Создание праздничного настроения, привлечение детей к активному участию в п...
Сценарий "Широкая масленица"
Сценарий праздника "Широкая масленица" проводился как внеклассное мероприятие....
презентация к празднику "Широкая масленица"
презентация разделена на 2 части из-за большого обЪёма....
презентация (ч 2, продолжение) к празднику "Широкая масленица"
презентация украсит проведение праздника...