Дети войны
методическая разработка

Рудакова Наталья Юрьевна

Сценарий мероприятия, посвященного Дню победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_deti_voyny_posvyashchennyy_9_maya.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Дети войны», посвященного Дню победы

Слайд 1

Слайд 2 Видео

Слайд 3 Музыка 1

Выходят Алена С., Сабина, Юля, Ксюша, Оля

Алена: Мы обращаемся  к вам, кому еще нет и шестнадцати.

Юля: К вам, кто не знает, что такое война…

Сабина: Взываем, чтобы помнили…Чтобы поняли…

Оля: Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,–
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.

Ксюша: Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.

Алена: Тем, кто видел ту войну.

Юля: Тем, кто выжил в ту войну.

Сабина: Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны,

Хором: посвящается…

Слайд 4 Музыка 2 Шум двора

Выходит мама (Алена), вытирает тарелку полотенцем, ставит на стол, заглядывает за кулису

Алена: Маша! Юра! Быстро обедать!

Выбегает девочка (Света) и мальчик (Матвей), садятся за стол

Алена:  Снова дрались во дворе?..

Света:  Ага!
Мама, 
Но я не плакала!..
Вырасту – 
Выучусь на моряка.
Я уже в ванне
Плавала!..

Алена:  Боже, 
Не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…

Света: Мама, 
А вырасту я когда?..

Алена: Вырастешь!
Ешь котлету…

Света:  Мама, 
Купим живого коня?..

Алена: Коня?!
Да что ж это делается!..

Матвей: Мама, 
А в летчики примут меня?..

Алена: Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана, 
Душу 
Сумеешь вытрясти!..

Матвей: Мама, 
А  правда, что будет война 
И я не успею вырасти?


слайд 5 Музыка 2  Сообщение Левитана

Слушают, мать обнимает детей, загораживая собой

Алена, Света и Матвей убегают за кулисы

Слайд 6 Музыка 4

Танец «Дети войны»

Сабина: Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…

Ксюша: Сколько детских жизней она унесла  в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы… 

Слайд 7

Алена: Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами.

Юля: Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...

Оля: Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…

Слайд 8 Музыка 5

Алена: Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Ещё вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни.

Всё время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.

Диана: Что значат взрывы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зелёной у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

Алена: Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

Диана: И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг,-

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Алена: Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Музыка 5

Алена Л. и Диана уходят

Слайд 9 Музыка 1

Юля: Понятие «дети войны» довольно объёмное.

Алена С.: Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года.

Ксюша: Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет.

Сабина: Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

Слайд 10 Музыка 6

Оля: Кастрюля с пареной пшеницей 
На самом краешке стола. 
Три детских худеньких десницы – 
Как неокрепших три крыла. 
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне. 
И нету, кажется, на свете 
Пшеницы пареной вкусней.

А самой старшей только восемь – 
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят – 
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.

Слайд 11 Музыка 1

Юля: Дети были и среди защитников Родины, они попадали  на фронт или воевали в партизанских отрядах.

Алена С.: Таких ребят называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми солдатами и даже совершали подвиги.

Сабина: Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля.

Слайд 12

Ксюша: Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей.

Оля: Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Слайд 13 Музыка 7

Стихотворение Юрцевой Полины

Слайд 14

Стихотворение Банниковой Даши

Слайд 15 музыка 1

Юля: Дети войны… Они рано и быстро взрослели…

Алена: Они учились читать по сводкам Совинформбюро и  серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка.

Сабина: Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой.

Ксюша: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину.

Оля: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои

силы скудным пайком…

Слайд 16 Музыка 8

Дорогавцев Женя: 

Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..

Слайд 17 Музыка 9

Михайлова Диана:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины

Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Слайд 18 Музыка 1

Алена: Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.

Сабина: Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Юля: Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе.

Ксюша: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо.

Алена: Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции.

Сабина: Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические "визиты смерти" в родной дом.

Юля: И когда читаешь это, цепенеешь…


слайд 19 музыка 10

Оля: В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

 

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Слайд 20 Музыка 10 Симфония Рахманинова

Слайд 21 музыка 1

 

Алена: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей.

Юля: У них отнимали дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, жизнь…  

Сабина: САЛАСПИЛС, БУХЕНВАЛЬД, ОСВЕНЦИМ… – это названия тех лагерей смерти, где человеческая, а тем более детская жизнь не значила ничего, была разменной монетой. 

Оля: «Меня 12-летнюю отправили в лагерь « Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в другой лагерь. Выжила чудом…» 

Ксюша: Этих детей уже почти никто не помнит. В концлагерных музеях от них остались груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров…

Слайд 22Музыка 11

Настя: Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой...»

Оля: Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Настя: Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Оля: Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Настя: Час расплаты пришел!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Оля: Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Ансамбль Соловьи

Слайд 23 музыка 1

Сабина: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

Алена: Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Юля: Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Оля: Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Ксюша: Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

Сабина: Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Алена: В память о всех детях, погибших в годы Великой Отечественной войны, объявляется минута молчания

Слайд 24 Музыка

Слайд 25 музыка 1

Выходит Алена Иванова, Матвей, Полина, спускаются в зал

Алена И.: Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?

И только дети!

Выходят все остальные участники концерта, спускаются в зал.

Оля: На Земле самый лучший народ – дети.

Алена С.: Как сохранить нам его в тревожном ХХI веке?

Юля: Как сберечь их души  и  жизнь?

Ксюша: А вместе с ними – наше прошлое, и наше будущее!

Сабина: Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…

Алена: От имени детей, которых отрывали от матерей

Оля: От имени детей, которых закапывали заживо

Юля: От имени детей, которых отправили в крематории

Ксюша: От имени детей, которых лишили детства.

Оля: На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны
Не нужны нам звездные войны
Пусть нам снятся звездные сны!

Алена И.: Мы дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас.

Юля: И нам так хочется многое успеть сделать.

Алена: Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Сабина: Нам выполнить ваши заветы, защищать мир от угрозы войны

Оля: Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?

Ксюша: Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Алена: Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна

Юля: И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Сабина: Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Полина: Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Матвей: Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

             

Алена И.: Да не будет войны на планете,

Хором: Никогда! Никогда! Никогда!

Слайд 26 музыка

Песня Соловьева Глеба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....