Дети войны
методическая разработка
Сценарий мероприятия, посвященного Дню победы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_deti_voyny_posvyashchennyy_9_maya.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Дети войны», посвященного Дню победы
Слайд 1
Слайд 2 Видео
Слайд 3 Музыка 1
Выходят Алена С., Сабина, Юля, Ксюша, Оля
Алена: Мы обращаемся к вам, кому еще нет и шестнадцати.
Юля: К вам, кто не знает, что такое война…
Сабина: Взываем, чтобы помнили…Чтобы поняли…
Оля: Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,–
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Ксюша: Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
Алена: Тем, кто видел ту войну.
Юля: Тем, кто выжил в ту войну.
Сабина: Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны,
Хором: посвящается…
Слайд 4 Музыка 2 Шум двора
Выходит мама (Алена), вытирает тарелку полотенцем, ставит на стол, заглядывает за кулису
Алена: Маша! Юра! Быстро обедать!
Выбегает девочка (Света) и мальчик (Матвей), садятся за стол
Алена: Снова дрались во дворе?..
Света: Ага!
Мама,
Но я не плакала!..
Вырасту –
Выучусь на моряка.
Я уже в ванне
Плавала!..
Алена: Боже,
Не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…
Света: Мама,
А вырасту я когда?..
Алена: Вырастешь!
Ешь котлету…
Света: Мама,
Купим живого коня?..
Алена: Коня?!
Да что ж это делается!..
Матвей: Мама,
А в летчики примут меня?..
Алена: Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу
Сумеешь вытрясти!..
Матвей: Мама,
А правда, что будет война
И я не успею вырасти?
слайд 5 Музыка 2 Сообщение Левитана
Слушают, мать обнимает детей, загораживая собой
Алена, Света и Матвей убегают за кулисы
Слайд 6 Музыка 4
Танец «Дети войны»
Сабина: Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…
Ксюша: Сколько детских жизней она унесла в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы…
Слайд 7
Алена: Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами.
Юля: Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
Оля: Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…
Слайд 8 Музыка 5
Алена: Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Ещё вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Всё время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Диана: Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зелёной у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Алена: Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
Диана: И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг,-
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Алена: Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.
Музыка 5
Алена Л. и Диана уходят
Слайд 9 Музыка 1
Юля: Понятие «дети войны» довольно объёмное.
Алена С.: Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года.
Ксюша: Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет.
Сабина: Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.
Слайд 10 Музыка 6
Оля: Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.
А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.
Слайд 11 Музыка 1
Юля: Дети были и среди защитников Родины, они попадали на фронт или воевали в партизанских отрядах.
Алена С.: Таких ребят называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми солдатами и даже совершали подвиги.
Сабина: Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля.
Слайд 12
Ксюша: Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей.
Оля: Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Слайд 13 Музыка 7
Стихотворение Юрцевой Полины
Слайд 14
Стихотворение Банниковой Даши
Слайд 15 музыка 1
Юля: Дети войны… Они рано и быстро взрослели…
Алена: Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка.
Сабина: Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой.
Ксюша: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину.
Оля: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои
силы скудным пайком…
Слайд 16 Музыка 8
Дорогавцев Женя:
Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
Слайд 17 Музыка 9
Михайлова Диана:
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины
Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Слайд 18 Музыка 1
Алена: Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.
Сабина: Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Юля: Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе.
Ксюша: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо.
Алена: Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции.
Сабина: Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические "визиты смерти" в родной дом.
Юля: И когда читаешь это, цепенеешь…
слайд 19 музыка 10
Оля: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Слайд 20 Музыка 10 Симфония Рахманинова
Слайд 21 музыка 1
Алена: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей.
Юля: У них отнимали дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, жизнь…
Сабина: САЛАСПИЛС, БУХЕНВАЛЬД, ОСВЕНЦИМ… – это названия тех лагерей смерти, где человеческая, а тем более детская жизнь не значила ничего, была разменной монетой.
Оля: «Меня 12-летнюю отправили в лагерь « Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в другой лагерь. Выжила чудом…»
Ксюша: Этих детей уже почти никто не помнит. В концлагерных музеях от них остались груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров…
Слайд 22Музыка 11
Настя: Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой...»
Оля: Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Настя: Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Оля: Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Настя: Час расплаты пришел!
Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Оля: Среди сотен улик -
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Ансамбль Соловьи
Слайд 23 музыка 1
Сабина: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Алена: Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Юля: Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Оля: Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Ксюша: Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»
Сабина: Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Алена: В память о всех детях, погибших в годы Великой Отечественной войны, объявляется минута молчания
Слайд 24 Музыка
Слайд 25 музыка 1
Выходит Алена Иванова, Матвей, Полина, спускаются в зал
Алена И.: Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
И только дети!
Выходят все остальные участники концерта, спускаются в зал.
Оля: На Земле самый лучший народ – дети.
Алена С.: Как сохранить нам его в тревожном ХХI веке?
Юля: Как сберечь их души и жизнь?
Ксюша: А вместе с ними – наше прошлое, и наше будущее!
Сабина: Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…
Алена: От имени детей, которых отрывали от матерей
Оля: От имени детей, которых закапывали заживо
Юля: От имени детей, которых отправили в крематории
Ксюша: От имени детей, которых лишили детства.
Оля: На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны
Не нужны нам звездные войны
Пусть нам снятся звездные сны!
Алена И.: Мы дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас.
Юля: И нам так хочется многое успеть сделать.
Алена: Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.
Сабина: Нам выполнить ваши заветы, защищать мир от угрозы войны
Оля: Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Ксюша: Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Алена: Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
Юля: И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Сабина: Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Полина: Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Матвей: Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Алена И.: Да не будет войны на планете,
Хором: Никогда! Никогда! Никогда!
Слайд 26 музыка
Песня Соловьева Глеба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
дети войны и дети мира
Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....