Сценарий предметного праздника "30-е годы. Надо спешить жить"
материал

сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий предметного праздника

"30-е годы ХХ века. Надо спешить жить!"

оформление: плакаты 30х годов, книги писателей (разделить на три стола: официально признанные Горький, Островский, Шолохов, Леонов, запрещенные Пастернак, Булгаков, Ахматова, Платонов, детские писатели К.Чуковский, А.Барто, Маршак, Гайдар, Михалков, Кассиль, Катаев)

Чтец: Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Ведущий 1: Советские граждане, героические строители светлого будущего! Они спешили жить, они спешили сделать жизнь в стране лучше и светлей.

Ведущий 2: Их руками были возведены гидростанции, заводы, проведены высоковольтные линии, освоены целинные земли.

Ведущий 1: Они защищали рубежи молодого советского государства и выводили страну на мировую арену, заставляя с собой считаться.

Ведущий 2: Наш рассказ сегодня о времени, о людях и стране.

песня "Широка страна моя родная!"

Ведущий 1: Тридцатые годы были, как принято называть их в истории, временем бурных строительных пятилеток, индустриального развития страны, покорения природы, годами крутого и сложного преобразования деревни, то есть периодом развернутого социалистического строительства. Внимание на экран

Видео "Коренной перелом"

Ведущий 2: Иосиф Сталин, выступая в мае 1934 года перед выпускниками военных академий, сказал:
Мы изжили уже в основном период голода в области техники. Мы вступили в новый период, в период голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. У нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Вот почему старый лозунг "Техника решает все", должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что кадры решают все. В этом теперь главное".

Ведущий 1: В декабре 1935 года на обложке американского журнала "Тайм" оказался обычный советский парень по имени Алексей Стаханов. Его именем называли улицы, в честь него было названо движение молодых рабочих-новаторов, повышающих качество и объем выработки за смену. Что же сделал Стаханов?

Ведущий 2: По существовавшей с давних времен методике шахтер рубил уголь на своем участке забоя — уступе, а затем сам крепил забой. В результате половину шестичасовой смены отбойный молоток не работал, и Стаханов предложил разделение труда: рубить должен один человек, а крепить — другие. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) он вместе с двумя крепильщиками добыл 102 тонны угля при норме на одного забойщика в 6 тонн, в 14 раз превысив эту норму и установив рекорд.

Чтец: "Когда я выбрался на-гора, уже рассветало. Меня встретила группа товарищей и крепко жала мне руку. Но надо сказать, что нашлось немало людей на нашей же шахте, которые сразу не поверили, что я за одну смену мог нарубить 102 тонны. Это, наверно, говорили они, ему приписали. Столько угля в смену он нарубить никак не мог. Надо было дело закрепить, надо было показать всем сомневающимся, что 102 тонны и больше можно давать без большого напряжения, надо только как следует организовать труд. И вот  товарищ Дюканов проработал одну смену и дал 115 тонн. Но Дюканову тоже сразу не поверили. И третьим в шахту пошел рубить комсомолец Концедалов, который поставил новый рекорд — 125 тонн. Через несколько дней я перекрыл свой и их рекорды, вырубив за смену сначала 175, а потом и 227 тонн".

Ведущий 1: Примеру Стаханова последовали многие рабочие по всей стране: машинисты, кузнецы, ткачи. Все они добились высоких результатов, прежде всего, за счет правильной организации работы.

Ведущий 2: Обучать рабочих новым принципам работы должны были грамотные специалисты. Время требовало развития системы народного образования. Именно в 30е годы было введено обязательное начальное образование, к концу 30х годов обязательным стало семилетнее образование. Доля грамотного населения в России в 1913 году составляла 27 процентов, к 1940 году -  80 % населения умели читать и писать.

Чтица:

Ваня, Ваня! За что на меня ты в обиде?

Почему мне ни писем, ни карточек нет?

Я совсем стосковалась и в письменном виде

Посылаю тебе нерушимый привет.

Ты уехал, и мне ничего неизвестно,

Хоть и лето прошло и зима…

Впрочем, нынче я стала такою ликбезной,

Что могу написать и сама.

Ты бы мог на успехи мои подивиться,

Я теперь - не слепая и глупая тварь:

Понимаешь, на самой последней странице

Я читаю научную книгу - букварь.

Я читаю и радуюсь каждому звуку,

И самой удивительно - как удалось,

Что такую большую мудреную штуку

Всю как есть изучила насквозь.

Мне подруги давно говорят на учебе,

Что моя голова попросторнее всех…

Жалко, нет у меня ненаглядных пособий, -

Я тогда не такой показала б успех!..

Над одним лишь я голову сильно ломаю,

Лишь одна незадача позорит мне честь:

Если все напечатано - все понимаю,

А напишут пером - не умею прочесть.

И, себя укоряя за немощность эту,

Я не знаю, где правильный выход найти:

Ваших писем не слышно, и практики нету,

И научное дело мне трудно вести.

Но хочу я, чтоб все, как и следует, было,

И, конечно, сумею свое наверстать…

А тебя я, Ванюша, навек полюбила

И готова всю душу и сердце отдать.

Ведущий 1: Страна продолжала строить новую жизнь. Однако многим было понятно: война обязательно будет. "Время, вперед!" - таким стал главный призыв в 30е годы.

Музыка «Время, вперед»

Ведущий 2: Сталин  сказал в начале 30-х: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Обратите внимание: это было сказано в 1931 году. Ровно за 10 лет до 1941-го.

Ведущий 1: В 1931 году в стране введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

Ведущий 2: В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22  была создана первая в стране общественная школа, готовившая лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства.

Ведущий 1: 29 октября 1932 года Президиумом Центрального Совета Осоавиахима СССР и РСФСР было утверждено положение о создании звания «Ворошиловский стрелок».

Ведущий 2: В 1933 году на Красной Пресне на кондитерской фабрике «Большевик» был создан первый парашютный отряд, положивший начало массовому парашютному спорту в стране.

Ведущий 1: На фабрике «Красная мануфактура» организован первый в стране женский парашютный санитарный отряд, в который вошло 20 работниц.

Ведущий 2: Шло воспитание поколения героев, чьими руками будет коваться победа на фронтах Великой Отечественной войны. А героям нужны героические примеры для подражания.

Ведущий 1: 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход "Челюскин" вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

песня "Лейся, песня, на просторе"

Ведущий 2: В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев.  13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.

Ведущий 1: В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина.

Ведущий 2: Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский  пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв,  Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев..

Ведущий 1: Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза.

Чтец:

Челюскинцы! Звук —
Как сжатые челюсти.
Мороз из них прёт,
Медведь из них щерится.
И впрямь челюстьми
— На славу всемирную —
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали!
На льдине (не то
Что — чёрт его — Нобиле!)
Родили дитё
И псов не угробили —
На льдине!
‎Эол
Доносит по кабелю:
— На льдов произвол
Ни пса не оставили!

А рядом — сердит
На гро́мы виктории —
Второй уже Шмидт
В российской истории:

Седыми бровьми
Стесненная ласковость…
Сегодня — смеюсь!
Сегодня — да здравствует
Советский Союз!
За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь,
Челюскинцы — русские!

Ведущий 2: В 1937 году летчик Валерий Чкалов осуществяет дерзкий замысел: беспосадочный перелет из СССР В США через Северный полюс.

Чтец: Разрешения на перелет через Северный полюс не было, но мы машину все-таки готовили. Я позвонил Молотову и говорю: «Товарищ Молотов, как наше дело?» А он отвечает: «А что, загорелось, что ли?» Я говорю: «Уже давно горит». Он спрашивает: « А как у вас дела?» Отвечаю, что у нас все готово. «Так разрешения на полет нет». Я ему и говорю: «Мы так, контрабандой!»  Молотов засмеялся, значит, думаю, все в порядке. 25 мая нас вызвали в Кремль. Разрешение получили. И от имени всего экипажа я поблагодарил Сталина за колоссальное доверие. Он в свою очередь сказал: «Мы поблагодарим вас, когда долетите».

Видео о перелете Чкалова

Чтец: Самое приятное, товарищи, чувство, не знаю, кто из вас его испытал, когда переедешь нашу границу. Когда я увидел, что стоит наш пограничник, то закричал: «Здорово, пограничник!» Он ответил: «Здравствуйте!» Население нашей Родины встречало нас на всех станциях. Ночью ждали, пока не приедет поезд. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать. О приеме в Москве передать трудно. Можно сказать только то, что товарищ Сталин сказал: « Вы, наверное, и сами не знаете, что натворили!»


Ведущий 1: На встрече с творческой интеллигенцией Сталин заявил: культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся — государства диктатуры пролетариата. Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать.

Ведущий 2: Именно поэтому в 1932 году был создан Союз советских композиторов, а в 1934 году Союз писателей. Эти организации принимали в свои ряды только тех музыкантов и литераторов, которые доказали свою преданность власти. Те же, кто не получил членства в Союзах, не имели возможности доносить свое искусство слушателям и читателям.

Ведущий 1: В искусстве закрепился соцреализм.

Видео "Соцреализм"

Ведущий 2: Была и обратная сторона расцвета СССР. Это время поиска внутренних врагов и их искоренение, время жесточайших репрессий по отношению к народу. Врагов искали всюду: среди партийных деятелей, среди военнослужащих, среди ученых, в органах госбезопасности, в деревнях, в приграничных городах, среди представителей национальных меньшинств.

записи выступлений Хрущева и Вышинского

Ведущий 1: Именно в это десятилетие создается ГУЛАГ - Главное Управление исправительно-трудовых лагерей. Беломорканал - одно из детищ ГУЛАГа.  Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Строительство велось силами заключённых Белбалтлага. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство.

Ведущий 2: Поэт Осип Мандельштам был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде. Но на самом деле из-за анонимного доноса о сочиненной им эпиграмме на Сталина.

Чтец: Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца, -

Там помянут кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ --

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него -- то малина

И широкая грудь осетина.

Ведущий 1: Миллионы советских граждан прошли через исправительно-трудовые лагеря по политическим статьям. Сотни тысяч были расстреляны.

Ведущий 2: Поколение гигантов, поколение великанов склонило головы в страхе за свою жизнь и за жизнь своих близких. Молчать и смиряться стало обычной практикой в стране, которая приняла самую демократичную Конституцию.

Чтец:

Мы давно называемся взрослыми

И не платим мальчишеству дань.

И за кладом на сказочном острове

Не стремимся мы в дальнюю даль.

Ни в пустыню, ни к полюсу холода,

Ни на катере... к этакой матери.

Но поскольку молчание - золото,

То и мы, безусловно, старатели.

Промолчи - попадешь в богачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за.

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники.

Потому что молчание - золото.

Промолчи - попадешь в первачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми,

Нас заела речей маята.

Но под всеми словесными перлами

Проступает пятном немота.

Пусть другие кричат от отчаянья,

От обиды, от боли, от голода!

Мы-то знаем - доходней молчание,

Потому что молчание - золото!

Вот как просто попасть в богачи,

Вот как просто попасть в первачи,

Вот как просто попасть - в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи!

Ведущий 1: А между тем дыхвние войны становилось все осязаемей. На Дальнем Востоке Япония захватила большую часть Китая, попыталась захватить Монголию. Советскими войсками в ходе боев у озера Хасан (1938) и реки Халхин-гол (1939) японское вторжение на северо-запад было остановлено.

Ведущий 2: Осознавая всю опасность, исходящую от Германии, Сталин понимал, что Красная Армия не способна пока ответить на агрессию. Отодвинув сроки начала войны и выиграв время на подготовку, он заключил с Гитлером 23 августа 1939 года Пакт Молотова-Риббентропа, согласно которому стороны обязывались не нападать друг на друга в течение 10 лет.

Ведущий 1: В 1939 году СССР начинает войну с Финляндией и достигает главной цели - отодвигает границу государства на запад.

Ведущий 2: Наступил 1940 год. В Европе уже бушевала война, а в Советстком Союзе напряженно вглядывались в сторону границы, не зная, что же принесет грядущее завтра.

песня "Если завтра война..."

Ведущий 1: Вот и подошел к концу обзор предвоенного десятилетия, которое заложило фундамент будущей Великой Победы.

Ведущий 2: Грядущий 2020 год – год 75 летия Великой Победы. Не будем забывать о тех, чьими руками она была выкована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" (в рамках предметной декады, посвящённой "Году экологии")

В материале представлена программа конкурса, стихи русских поэтов 19 века о временах года....

Предметная неделя, посвященная Году экологии.

Мероприятия предметной недели истории и обществознания в 2017-2018 учебном году посвящены Году экологии в России....

Предметная неделя, посвященная Году волонтера и добровольца

Предметная неделя истории и обществознания посвящена Году волонтера и добровольца в России....

Предметная неделя, посвященная Году Памяти и Славы.

Предметная неделя истории и обществознания посвящена Году Памяти и Славы в России....