Макарий, митрополит Московский и Коломенский (экскурсия на русском и английском языках)
проект

Колычева Тамара Ивановна

Уникальна земля белгородская. Святое Белогорье. Удивительный край. Цветущие сады, зеленеющие поля, воздвигающиеся храмы. В разное время прославляли  край Святые, меценаты. Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести  митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого Богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева. О нем экскурсия на русскои и английском языках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makariy_ekskursiya_russkiy_-_angliyskiy.docx369.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного  образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Mitropolitan_Macarius_%28Bulgakov%29.jpg

        

        

Светильник Божий

митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)

/ целевая экскурсия/

/возраст юных экскурсоводов 15лет/

 Авторы:

Вергун Алиса Антоновна

Попова Анастасия Алексеевна

Руководители:

Колычева Тамара Ивановна,

Засыпкина Татьяна Александровна,

Старкевич Лариса Витальевна

педагоги дополнительного образования ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

Белгород, 2016 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЦЕЛЕВОЙ ЭКСКУРСИИ К ПАМЯТНИКУ МАКАРИЯ, МИТРОПОЛИТУ КОЛОМЕНСКОМУ И МОСКОВСКОМУ

Тема: «Светильник Божий митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)»

Цель экскурсии: создание среды для духовного, нравственного, патриотического воспитания и развития личности обучающихся, условий для их творческой самореализации средствами экскурсионно-образовательной деятельности, участия в различных формах экскурсионной деятельности и приобщение к духовной культуре Белгородчины через знакомство с одним из достойнейших, просвещеннейших иерархов, русским богословом и даровитым историком Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, прославившим Белгородчину, Россию.

Задачи:

  • изучить историческую литературу, описывающую  житие Макария (Булгакова);
  • отобрать необходимый материал на страницах сайтов в интернете;
  • проанализировать, систематизировать и обобщить полученную информацию;
  •  исследовать формирование идеалов,  пути их достижения у Светильника Божьего Макария, митрополита Московского;
  • воспитывать школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

       объяснить 

важность деятельности  церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной.

  • развивать
  • навыки логической речи;
  • умения работать с аудиторией;
  • развивать способность мыслить, чувствовать, делиться своими впечатлениями.

формировать 

  • навыки туристско-краеведческой деятельности;
  • толерантного отношения к  религиозному мировоззрению, образу жизни.
  • профессиональные навыки экскурсоводов;

Используемые технологии:

- информационная,

- исследовательская.

Предварительная работа:

  • анализ исторической литературы;
  • обобщение информации;
  • социальный опрос.

Планируемые результаты:  

Юные экскурсоводы должны донести до экскурсантов  информацию о духовной жизни известного Богослова, нашего земляка Макария (Булгакова).

 

ВИД ЭКСКУРСИИ:

 По содержанию:  

тематическая

групповая.

По месту проведения:

Целевая, городская, пешеходная.

Продолжительность экскурсии:

45мин.

Категория экскурсантов:

учащиеся школ, иностранные студенты

Основные объекты показа:

Памятник Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому. Автор А.Шишков

Примечание

Экскурсия проводится на русском и английском языках  юными экскурсоводами

Вступление к экскурсии

        Уникальна земля белгородская. Святое Белогорье. Удивительный край. Цветущие сады, зеленеющие поля, воздвигающиеся храмы. В разное время прославляли  край Святые, меценаты. Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести  митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого Богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева.

        Почему имя Макария (Булгакова) и  его дела на протяжении веков не забылись и доныне остаются в  памяти народ?  

        Обучающиеся творческого объединения «Юный Экскурсовод» Алиса Вергун и Анастасия Попова опросили белгородцев трех возрастных категорий, задав один вопрос: знают ли они, кто такой Макарий, митрополит московский?

        Ответ поразил всех. Большинство жителей нашего города не знают, кто это.

Опрос производили в районе памятника Макарию (Булгакова). Рядом находится духовная семинария с миссионерской направленностью. Конечно, семинаристы, сотрудники  магазина «Православная  книга» знают и могут рассказать о замечательном нашем земляке. Но простые миряне, учащиеся, студенты не слышали о нем. Это подвигло нас на исследование и подготовку экскурсии о митрополите Московском и Коломенском.

Подготовка к экскурсии

Юным экскурсоводам заранее сообщается тема, цель, место и условия проведения экскурсии. Подготовка контрольного текста ведется на русском и английском языкам в библиотеке с использованием литературы, интернет ресурса. Выбираются   темы:

1.Детство и годы учения Михаила Булгакова;

2. Деятельность Макария Булгакова;

3.Митрополит Московский;

4.Результаты деятельности.

  Занятие-экскурсию можно провести у памятника Макария (Булгакова) для учащихся гимназий, школ, иностранных студентов после  отработки материала на маршруте. По окончании написания текста проводится обобщающаяся игра с экскурсантами на закрепление основных вопросов

« Колесо истории».

 Рекомендовано  создать фотоальбом Макария как портфель экскурсовода во время экскурсии.

Контрольный текст экскурсии

  Образ – это знак осмысления. Мир образов создавался тысячелетиями и продолжает создаваться ежеминутно до сих пор. Это огромный мир, который существует рядом с нами.
Это и первые образы отца и матери. Это и священные образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангела-Хранителя.
Это и светлые образы святых отцов, праведников, мудрецов.
Это и образы-знаки, важнейшим из которых является крест. У каждого из нас свой жизненный крест. Каждый идет своим путем. Мы находимся у памятника Макарию (Булгакову), автор А. Шишков. Давайте проследим путь Светильника Божьего митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Нам бывает трудно оценить те или иные поступки человека. Еще сложнее понять нам жизнь святых. Житие каждого святого на земле есть великая тайна, а открывается она по мере уподобления святому. Его пример подобно путеводной Звезде ведет нас из тьмы сомнений и заблуждений в свет истинного познания мира и чистоты.

Детство и годы учения Михаила Булгакова

http://photo.foto-planeta.com/view/6/8/2/0/surkovo-682079.jpg

Алиса

Анастасия

Metropolitan Macarius, a prominent Russian historian,  theologian and social activist was born 1 October, 1816. He was a son of a  poor priest of Church of village Florovskoj Surkova Novooskol′skogo County Kursk province.  His father Peter Bulgakov was a poor priest of   Surkovo village. As a pastor, Fr. Peter has left  very good memory, which lasted for more than half a century among the parishioners. Priest Peter died in 1823 year, leaving six young children. Stefanida Grigorievna, Michael's mother, was the daughter of priest Gregory Spassky of Korocanskiy County. She received home education and she was a very reasonable, mild and pious woman .

At the age of seven Michael lost his father. The mother became a widow with six children. Michael’s  childhood was full of destitution. But despite this pious mother tried to give her children education. Initial training took place at the private school of his godfather, then, when he was 9 years old, he continued  in Korocanskoe parish school.

In 1827 he was sent to the Bielgorod theological school, Kursk Theological Seminary.

Michael didn’t have special abilities, he was very painful, but at the same time he worked very hard.

People told that once future Metropolitan wrote his lessons in a wood shed, while boys were playing with stones. Accidentally a stone was  thrown and cut Michael’s head, Everyone expected that after that incident his soreness became worse. But nevertheless the boy forgot about his disease after healing the wounds. Then Michael opened the extraordinary ability, and he became one of the best pupils of the school.

Будущий митрополит Макарий, выдающийся русский историк, Богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии, в простой, бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Его отец Пётр Булгаков был бедным священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил о себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Священник Пётр умер в 1823 году, оставив шестерых малолетних детей. Стефанида Григорьевна, мать Михаила, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Она получила домашнее воспитание и была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая.

Семи лет Михаил лишился отца. Мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми. Детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на это благочестивая мать старалась дать своим детям образование. Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 году был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии.

        Первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Нечаянно брошенный камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, и он стал одним из лучших воспитанников училища.

В начале своего жизненного пути им определен аскетический идеал в горячем устремлении к Богу. В своем стихотворении «Три гимна» митрополит  выражает юношескую мечту в гимне.

А ты, которая звездою
Вдали алмазною горишь
И пылких юношей красою
Своей Божественной манишь,
Святая Истина! Ужели
И для тебя простой лишь гимн
Споет — от самой колыбели
Поклонник прелестям твоим?
О, нет! Богине благодатной
Всего себя я отдаю
И гимн любви, гимн благодарный
Я целой жизнью пропою.

1831, he graduated from college and was sent for excellent results to Kursk Theological Seminary. During the six years of studying at the seminary Michael proved himself gifted pupil "noble and excellent zealous behavior" (from the statements on the behaviour of pupils Kursk Theological Seminary). In the last two years of study at the Seminary of Mikhail Bulgakov lectured on the lowest branch of the seminary.

In 1837, he graduated from the Theological Seminary and continued his education in the Kiev Theological Academy. Mikhail Bulgakov was respected by both students and teachers. In 22 May,1840 Mikhail Bulgakov decided to become a nunhood. 15 February 1841 years Rector of the Theological Academy Archimandrite at St. Jeremiah Church Dukhovskoy Bulgakov became a nunhood and changed his name, Macarius, Metropolitan of Kiev in honor of the martyr Macarius.

Conclusion:

Mikhail Bulgakov in childhood showed extraordinary ability, and he became one of the best pupils. All his teachers and fellow-students respected him.

1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.  За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником "благородного и отлично ревностного поведения" (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

        В 1837 году он закончил духовную семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей. В год окончания духовной академии, 22 мая 1840 года, Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.15 февраля 1841 года ректором духовной академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М. П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария, в память Киевского митрополита священномученика Макария († 1497; память 1/14 мая). 25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Чигиринским Иеремией (Соловьевым, † 1884) — во иеромонаха.

Итак, уже в детские годы у Михаила Булгакова обнаружились необычайные способности, и он стал одним из лучших воспитанников. Усердие, труд снискали уважение среди студентов и преподавателей.

Деятельность Макария (БУЛГАКОВА)

Анастасия

Алиса

Санкт-Петербургская духовная академия

15 years Mikhail Bulgakov worked at the St. Petersburg spiritual Academy, hieromonk Makary was known as Russian Theologian and church historian. During that period, he and showed his extraordinary talent as an extraordinary hard-working man.

In addition to professorial positions Makary had variety of duties. In 1842-1844 he was an inspector assistant. In 1844 he was appointed Professor and Inspector of the St. Petersburg Theological Academy 17 December 1844. Year St. Petersburg Metropolitan Antony (Rafal′skim, 11848) father Macarius was elevated to the rank of Archimandrite in Alexsander-Nevskaya Lavra.

He served for seven years (1844-1851) as a Professor and Inspector of Theological Academy, Archimandrite

Macarius got a post of an inspection.

За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского Богослова и церковного историка. За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования. Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве, и многогранность его деятельности.

         Кроме профессорской должности в течение пятнадцатилетнего своего служения в Петербургской духовной академии иеромонах Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842—1844 годах он был помощником инспектора. В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии.17 декабря 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским, 11848) отец Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской лавре.

In 1850 Archimandrite Macarius  became the Rector of the St. Petersburg Theological Academy. He knew all aspects of the life of the Academy, where he served for a long time, Archimandrite Macarius took his appointment completely calm and thanked God.

Being one of the famous historian and theologian Macarius I wrote books, he focused on the origin, the ways of penetration, the spread and the final establishment of Christianity in the lands, which were included into the Russian Empire, from the apostolic times up to the Christianization of Kievan Rus’. In the first part of the book the author emphasizes the importance of teaching of Saint Andrew (Andrew the Apostle). Certain chapters are dedicated to the history of Christian religion in Scythia, Caucasus, Transcaucasia and the lands of Russia till the foundation of the Russian State (862). The second part of the book describes the origin of Christianity in the Russian State (from 862 to 992), the stages of its development and the final establishment under the reign of Vladimir I, the Grand Prince of Kiev.

        В 1850 году архимандрит Макарий был определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Будучи хорошо знаком со всеми сторонами жизни своей академии, где прослужил уже продолжительное время, архимандрит Макарий принял свое назначение с совершенно спокойным духом и с радостным благодарением Бога.

        Очень важно, что за этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования: трудолюбие и многогранность его деятельности. Академическое начальство высоко ценило труды и усердие архимандрита Макария и  содействовало продвижению его по службе. Сам же Макарий, благодаря своему глубокому благоговению был скромен. В период службы создал себе репутацию русского богослова и

        Этот этап ознаменовался духовным совершенствованием. Самый плодотворный период в жизни Макария: разнообразие обязанностей, вышло 14 его сочинений, работа над сочинением «История Русской Церкви». Михаила (Булгакова) называли  самоотверженным тружеником на пользу духовного просвещения Родины,  так же  он активно занимался церковным благоустройством и благочинием, деятельность его в этот период обозначена как епархиальная.

Митрополит Московский

Алиса

Анастасия

In 8 April 1879 year Archbishop Makarios became the Metropolitan of Moscow.

At that period of his life he began to write “History of the Russian Church” Macarius wrote the history of Patriarchate in Russia from 1589 to 1881. The author had a special focus on the first three Patriarchs of Rus’ (Patriarch Job of Moscow, Patriarch Ignatius, Patriarch Hermogenes), dwells upon the period of inter-patriarchate and provides a summary of the interaction between the Church and the State during this historical period. The second part of the book is dedicated to the western-russian ecclesiastical province, struggle of the Orthodox religion with union, and also the state of Orthodox religion under the uniat Metropolitans Mikajlo Rohoza, Adam (Hipacy) Pociey (Potii), and Józef Welamin Rutski.

        8 апреля 1879 года архиепископ Макарий был возведен в сан митрополита Московского. Вступив на кафедру Московской митрополии, преосвященный Макарий в первую очередь занялся наведением порядка в московских церквах и среди духовенства. Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства. В своих поступках и действиях в отношении духовенства он соблюдал полное беспристрастие и справедливость. Такое требование постоянного соблюдения справедливости и законности вызывало неудовольствие со стороны некоторых лиц.

        Митрополит Макарий продолжал трудиться над своей "Историей Русской Церкви". Здесь были закончены еще три тома его капитального труда, т. е. X, XI и XII, и начат XIII, который закончить ему уже не удалось.

        Из этого периода жизни его сохранилось 24 проповеди, которые были напечатаны отдельной книгой.

Результаты деятельности

Анастасия

Алиса

Awards

4 April 1865 - he was awarded the order of St. Vladimir of 2nd degree

16 April 1867 - the order of the Holy Prince Alexander Nevsky.

20 April 1880 -  the order of St. Grand

Prince Vladimir of 1st degree.

In 1997 the award was established in honor of Metropolitan of Moscow and Kolomna Makarius (Bulgakov), awarded in five categories:

1 "The history of the Orthodox Church;

2. "The history of Russia";

3."History of Moscow and historical regional study;

4."A history of the Orthodox countries and peoples",

5. Tutorial or textbook that made a major contribution to science in one of these nominations.

Награды

4апреля 1865 года - был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени

 16 апреля 1867 года – орденом святого благоверного  князя Александра Невского. 20 апреля 1880 года вышел Высочайший указ о причислении почетного архипастыря к ордену святого равноапостольного

Князя Владимира I степени.         

        В 1997 была учреждена премия памяти

 Митрополита Московского и Коломенского

Макария  (Булгакова), присуждаемая в пяти номинациях:

1.«История православной церкви»;

2.«История России»;

3.«История Москвы и историческое краеведение»;

4.«История православных стран и народов», 

5. учебник или учебное пособие, представляющий вклад в науку в одной из данных номинаций.

Игра «Колесо истории» (проводят Алиса и Анастасия)

1.Где родился Макарий  (Булгаков)?

2.Имя митрополита от рождения?

3.Какие главные качества будущего митрополита проявились уже в детстве?

4.Какие церковные должности занимал Макарий  (Булгаков).

5.Какими литературными  трудами прославился митрополит Московский и

Коломенский Макарий (Булгаков)? 

макарий булгаков фото жизни

 

6.Где похоронен Митрополит Московский и Коломенский? 

7.В каких номинациях присуждена премия Макария (Булгакова)

8.Где находится памятник Макарию (Булгакову) в Белгороде?

http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/21418304.28/0_86c2e_3d9e0f0e_XL.jpg

9. Кто автор памятника?

9. Где создается духовно-просветительский Центр в честь Преосвященнейшего Макария, Митрополита Московского и Коломенского?

10. Что узнали нового о церковном деятеле, нашем земляке?

Победители награждаются призами.

Литература

1.В. Высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Его жизнь, деятельность и взгляды на государство, общество, науку и религию. — СПб., 1879. Добромыслов В. П. Макарий Булгаков, митрополит Московский как расколовед: в 2 ч. — Рязань, 1900—1901 // Оттиск из Миссионерского сборника. — 1900, № 3—6; 1901, № 1—6. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839—1889 гг. — М., 1899. Извеков Н. Д. О деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархией // Христианское чтение. — СПб., 1898, январь, февраль.

2.        Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 253, 268, 269, 322. Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. — Киев, 1895. Костров М. 12-й том истории митрополита Макария в полемике с расколом. — 1912. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. — СПб., 1885— 1916.

3.        Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 21.

4.        Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404, 1405,1414,1416.


Портфель экскурсовода

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Mitropolitan_Macarius_%28Bulgakov%29.jpg

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии по Москве на английском языке

Печатная работа изданная в 2007г  издательством "1 сентября" (Библиотечка "Первого сентября", серия "Английский язык". Выпуск 2 (14)).Содержит сборник экскурсий по Москве на английском языке....

интегрированный урок русского и английского языков "Англицизмы в современном русском языке"

Интегрированный урок с применением современных образовательных технологий....

Интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках.

Урок русского языка и английского языка, направленный на изучение имени прилагательного, сравнение этого грамматического явления в родном языке и в иностранном языке....

«Интегрированный урок русского и английского языка в 5 классе «Экскурсия в Лондон»

Данный урок разработан  как интегрированный, в котором с опорой на русский язык происходит углубление знаний по английскому языку, а английский язык помогает понять происхождение слов, пришедших ...

Экскурсия по гимназии (на английском языке)

Данный материал используется при встрече иностранных делегаций в гимназии....

Статья "Путешествие во времени. Времена глагола в русском и английском языке. Интегрированный урок русского и английского языка"

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире является одной из целей обучения. Обучение иностранным языкам важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ - ЭКСКУРСИЯ ПО ПСКОВУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ - ЭКСКУРСИЯ ПО ПСКОВУ НА ОСНОВЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ Т.С.РЫЖОВОЙ И ДР. «БИЛИНГВАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО ПСКОВУ ДЛЯ ДЕТЕЙ»...