Занятие "Всемирный день авиации и космонавтики"
план-конспект занятия (5 класс)

Семичева Юлия Александровна
Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassny_chas_ko_dnyu_kosmonavtiki.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  ко Дню Космонавтики «Освоение космоса»

19.04.2019

Ведущая: Семичева  Юлия Александровна

Методист: Коломийцева Елена Леонидовна

Задачи:

  1. Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;
  2. Расширять кругозора учащихся.
  3. Повышать творческую активность, положительного отношения к знаниям;
  4. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Оформление доски: плакаты "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели..."(К.Э.Циолковский), «Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” (Ю.А. Гагарин),  кроссворд, книги на тему космонавтики, в центре «Освоение космоса», иллюстрации по теме

Оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, выставка книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов, ученых, изобретателей, жетоны, маркер, жетоны, дипломы, запись песни «Знаете, каким он парнем был», «Я – Земля, я своих провожаю питомцев», «Земляне – Трава у дома», клей.

План:

  1. Организационный момент:  
  2. Стартовое точка «Пазлы»
  3. Космическая остановка «Кроссвордная»
  4. Космическая «Историческая остановка»
  5. Космическая остановка «Стихотворная»
  6. Космическая остановка «Вопросы специалистам» (центрифуга)
  7. Космическая остановка «Шкатулка занимательных событий»
  8. Космическая остановка «Спортивная»

  1. Организационный момент.

Ведущая: Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас … (древняя мудрость).

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

В XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы, узнали примерный возраст Солнца и других звезд и многое другое.

Астрономам XXI века предстоит освоить новые "окна" во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, где и когда сформировались галактики. И как знать, может кто-то из  вас будет осваивать космические просторы и впишет новые страницы в истории космонавтики.

  1. Стартовая точка  «Пазлы»

А теперь, чтобы полететь в путешествие нам надо узнать на каких летательных аппаратах можно это сделать. Для этого вам следует соотнести кусочки и составить иллюстрации, собрать пазлы.

(ученики склеивают кусочки пазлов, после выполнения)

Ведущая: Молодцы, вы справились с заданием? А теперь послушаем, краткую характеристику каждого корабля.

"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Не один раз в космос, от самолета отличается тем, что нет хвоста, выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом, двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Он беспилотный, осуществляет в основном исследовательские функции.

Первый беспилотный полет состоялся в 1988 году.

"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Беспилотный, то есть работает без космонавтов, он управляется с Земли. Первый «Луноход» был запущен в 1970 году, учеными нашей страны.

Ракета «Восток»

Так назывался летательный космический аппарат, на котором впервые был совершён полет в космос Юрием Алексеевичем Гагариным. На орбиту ракета выводится с помощью двигателей, которые преодолевая космическое пространство, постепенно сгорают.

Вот мы с вами познакомились на чем можно осуществить полет в космос. И мы начинаем космическое путешествие.  

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи).

  1. Космическая остановка № 1 «Кроссвордная»:

Первая космическая остановка – «кроссвордная»

На доске кроссворд.

Ведущая:

Я читаю вам вопрос, вы поднимаете руку и только тогда отвечаете (за правильный ответ получаете жетончик) (начинаю зачитывать вопросы)

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется планета, которая окрашена в красный цвет?

Марс называют Красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Порой в результате пыльных бурь обнажаются темные участки скального грунта. Как и на Земле, на Марсе есть полярные шапки на Южном и Северном полюсах планеты. Полярные шапки состоят из углекислого газа и замерзшей воды.

  1. Как называется самая маленькая планета  в солнечной системе? (Плутон)
  2. Как называется самая большая планета в солнечной системе? (Юпитер)
  3. Как называют здание, оборудованное для астрономических наблюдений? (Обсерватория)
  4. Как называется управляемый космонавтом летательный космический аппарат? (ракета)
  5. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
  6. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).

Вертикаль:

  1. Обломки комет, упавшие на Землю (метеорит)
  2. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
  3. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (богиня любви в Древнем Риме, Венера)
  4. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (зима)
  5. Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами. (телескоп)
  6. Назовите фамилию космонавта, совершившего первый космический полет? (Гагарин)

Ведущая: отгадав правильно кроссворд, мы полетим на следующую остановку

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи)

  1. Космическая Остановка   «Историческая справка»

(На доске портреты с подписанными внизу фамилиями и прикреплёнными номерами)

Мы с вами приземлились на следующей станции «Исторической», которая познакомит нас с Вами с выдающимися русскими учеными, вложившими вклад в изучение и открытие космический просторов.

  1. М.В. Ломоносов
  2. К.Э. Циолковский
  3. Н.Е. Жуковский
  4. С.П. Королёв
  5. Н.И. Кибальчич.
  6. В. П. Савиных

Ломоносов Михаил Васильевич (жил в 18 ВЕКЕ). Это почти 300 лет назад. Родился в простой крестьянской бедной семье в селе Холмогоры, Архангельской губернии. Первый русский ученый естествоиспытатель, выходец из народа, самородок, одаренный со всех сторон, отличный математик, физик. Открыл атмосферу планеты «Венера». С детства у него была огромная тяга к учению, особенно его интересовали математика, физика, естественные науки. Тайно от родителей, пешком он отправился в Москву. Там он поступил в университет. Свое обучение он продолжил в Санкт-Петербурге и за границей. Им было сделано много открытий в разных областях науки. Наблюдая за планетой Венера, он открыл, что у неё есть атмосфера. В дальнейшем его труды использовали другие ученые, которые изучали космос.  

Жуковский Николай Егорович (1847 – 1921). Отец русской авиации. Организатор первых отечественных авиац. научно-исследовательских учреждений

 Николай Иванович Кибальчич.  Жил в конце XIX начале XXвека. Он один из первых предложил использовать ракету для полета человека в небо. Он был студентом, выступал против власти царя. А такие выступления чаще всего заканчивались тюрьмой, а иногда и казнью. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею. Первый разработал принцип реактивного движения. Но его идеи были ещё далеки до осуществления.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей (большой летательный аппарат, который поднимался в воздух с помощью нагретого воздуха), работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, был разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев). Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Именно он является создателем первых космических кораблей на которых были отправлены в космос Белка и Стрелка, а затем Юрий Алексеевич Гагарин. Под его руководством были созданы первые искусственные спутники Земли и даже баллистические и геофизические ракеты.

САВИНЫХ Виктор Петрович, наш земляк, 50 космонавт России, 100 космонавт Мира, родился 7 марта 1940 года в деревне Берёзкины Оричевского района Кировской области, проходил службу в железнодорожных войсках в рядах Советской Армии, награждён знаком «Отличник Советской Армии», с отличием окончил Московский инженерный институт.  В отряде космонавтов с 1978 года. Участвовал в трёх космических полётах на орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». 50-й космонавт СССР и 100-й — Земли. Дважды Герой Советского Союза (1981, 1985).  Награжден орденами и медалями за заслуги перед отечеством. В 2007 году в городе Кирове возле Музея авиации и космонавтики им. Циолковского Виктору Петровичу установлен памятник, он является  почётным гражданином городов Калуга, Пермь, Киров, Джезказган (Казахстан), Улан-Батор, Дархан (Монголия). В 2005 году его именем была названа малая планета 6890, открытая 3 сентября 1975 года.

Мы с вами познакомились с выдающимися русскими учеными, вложившими вклад в изучение и открытие космический просторов. Садимся в летательный аппарат и начинаем наш полет на следующие остановки.

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи)

  1. Космическая Остановка «стихотворная»

Ведущая: Вот мы с вами и приземлились на космическую остановку «стихотворную».

Ведущая: Был праздник (будет) 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают, как День космонавтики.

1 ученик читает стих:

Стал космос нашей жизни частью,

Для космонавтов он, как дом.

Мы поздравляем с этим днем,

Когда по звездным перегонам

Промчался русский человек,

И, в красоту Земли влюбленный,

Прославил Родину навек

2 ученик читает стих:

Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.

И сегодня, как было, как есть и как будет,

С добрым праздником от всей души поздравляем.

Мир героев своих никогда не забудет.

3 ученик читает стих:

Сказал “поехали” Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

4 ученик читает стих:

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Ведущая: Молодцы! Хорошо прочитали стихи. Полетели к дальнейшей станции.

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи)

  1. Космическая Остановка «Вопросы специалистам»

Мы приземлились на другую остановку, которая называется «Вопросы специалистам»

Заранее раздаются роли (физика, врача, космонавта, инженера, астронома.

Ведущая: Наш корабль приземляется на станции, где на мои вопросы ответят специалисты. Открываем пресс-конференцию.

  1. Астроном
  2. Врач
  3. Космонавт
  4. Инженер

Ведущая: Вопрос к космонавту. Как космонавт ориентируется в космосе?

Астроном: Это одна из важнейших и сложнейших задач “плавания” в космосе. Единственные ориентиры в космосе – небесные тела, включая Землю, Луну, Солнце, планеты, но, увы, эти ориентиры непрерывно перемещаются, и с очень большой скоростью. Астрономам большая точность была ни к чему, а вот космонавтам – другое дело. На помощь приходят звезды: они практически неподвижны на небе и их расположение неизменно. Для этого  используют Канопус, вторую по яркости из всех звезд небосвода. “Глаза” автоматов – оптических датчиков, ловят нужный ориентир ту или иную звезду и по её расположению определяют направление движения космического корабля.

Ведущая: А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт: Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.

Ведущая: Вопрос к врачу. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Малейшее нарушение в организме, ведёт к отстранению от полётов.

Ведущая: Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

Космонавт: Большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости.

Ведущая: Кто из вас хочет попытаться быть космонавтом на какой-то период времени, для этого следует крутится 10 раз по часовой стрелке, глядя на правую вытянутую руку, затем идти вдоль прямой. В действительности центрифуга врашается с очень большой скоростью и очень много проверку проходят все члены экипажей (испытание проходит, ведущая хвалит космонавтов, что они справились с заданием).

Ведущая: Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечить благополучное возвращение космонавта на Землю?

Инженер: Эта проблема оказалась очень трудной. Испробовали множество вариантов. И остановились на следующем: форма шара. От корабля отделяется аппарат в форме шара, может возникнуть вопрос: А почему не конус, не квадрат… А потому что форма шара лучше преодолевает сопротивление воздушного потока и обеспечивает теплозащиту космонавта, проходя через разные слои атмосферы температура то очень высоко повышается, то очень резко понижается. На высоте 7км от земли, космонавт катапультируется вместе с креслом из кабины и приземляется на парашюте.

Ведущая: Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего - человеческий.

Перелетаем на другую остановку.

Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи)

  1. Космическая остановка «Шкатулка занимательных событий»

Ведущая: мы приземляемся на новую остановку «Шкатулка «Знаете ли вы?». Я буду подходить со «шкатулкой», к кому я подойду, тот достанет свиток с вопросом и прочтет, если ребята не смогут ответить, то на обратной стороне есть правильный ответ.

Список занимательных событий:

  1. Нужны ли космонавту гантели для занятий физическими упражнениями?

Ответ:  Нет, так как занятия проходят  в условиях невесомости и они потеряют вес.

  1. Что такое астероиды и метеор.

Ответ: Астероиды – малые планеты, метеор – небесное тело, сгоревшее в атмосфере.

  1. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом?

Ответ: Да, звезда мерцает, а планета светит ровным светом.

  1. В какой галактике  мы живём?

Ответ: Млечный Путь – это галактика, в которой мы живем

  1. Как называется наука о небесных телах

Ответ: астрономия – это наука о небесных телах

  1. Сколько планет в солнечной системе? Перечислите их.

Ответ: 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

  1. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию

Ответ: Парад планет – это явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию

  1. Сколько времени будет спичка гореть на луне?

Ответ: Нет, спичка гореть на луне не будет, она только вспыхнет и сразу погаснет, так как на Луне отсутствует кислород.

  1. Можно ли на Луне использовать компас?

Ответ: на Луне пользоваться компасом нельзя, так как отсутствует магнитное поле.

  1. За сколько дней Солнце оборачивается вокруг своей оси?

Ответ: Солнце вокруг своей оси оборачивается  за 27 дней

  1. Сколько длился космический полет Юрия  Гагарина?

Ответ: Космический полет Ю.А. Гагарина длился 108 мин = 1 ч 48 мин

  1. Кто из советских космонавтов первый вышел в открытый космос?

Ответ: Первый из космонавтов вышел в открытый космос – Алексей Архипович Леонов (март 1965)

  1. Кто была первая женщина космонавт?

Ответ: Первая женщина космонавт – Валентина Николаевна Терешкова.

  1. Кто была первой женщиной, которая вышла в открытый космос она же была второй женщиной-космонавтом?

Ответ: первая женщина, которая вышла в космос Савицкая Светлана Евгеньевна

  1. 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества, в этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.
  2. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека?

Ответ: Луна – это место солнечной системы, куда ступала нога человека

Все молодцы! Летим дальше…Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на записи)

  1. Космическая остановка «Спортивная»

Ведущая: Мы приземляемся на остановку «спортивную».

 Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.

Сегодня мы и узнаем - готовы ли вы стать космонавтами. Итак

Я вам говорю указания, вам надо выполнять то, что я скажу. И кто не ошибется, тот и будет завоевателем этой остановки «спортивной».

«На проверку становись!». Дети под музыку выполняют упражнения. Я им говорю: Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая делает точно такие же круги, но в обратную сторону. Правая рука движется вверх-вниз. Левая делает круги. Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая - круги. Правая рука делает круги. Левая - треугольники. Нога рисует на полу квадрат (ведущая следит за правильным выполнением детьми упражнений, наиболее отличившимся вручаю звездочки-жетончики).

Заключительное слово: С вами было интересно путешествовать по космосу, вы открыли много нового для себя.  Всем спасибо за удачное путешествие. Желаю вам новых побед!

Проверила:

Методист: Коломийцева Елена Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для лекторской группы,посвященной Дню авиации и космонавтики "Ступени покорения космоса" (для учащихся начальных классов)

Ежегодно, 12 апреля, мы отмечаем День космонавтики. В этот день, в безбрежный и таинственный космос  впервые был отправлен советский космонавт, который не только достиг околоземной орбиты, но и в...

Всемирный день авиации и космонавтики

Красочная презентация для 5-7 классов. Познакомит детей с основными фактами, события и людьми советской космонавтики....

Презентация "12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики"

Презентация " 12 апреля -Всемирный день авиации и космонавтики" поможет учителю провести классный час по данной теме....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: «12 АПРЕЛЯ-ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ»

Открытое занятие Тема: «12 апреля-День авиации и космонавтики»...

Мероприятие, посвященное Всемирному дню авиации и космонавтики, по теме: «Слава покорителям космоса. Космонавтика на Кубани»

Мероприятие, посвященное Всемирному дню авиации и космонавтики, по теме: «Слава покорителям космоса. Космонавтика на  Кубани»для учащихся  5 – 6 классовДанное мероприя...