Сценарий к празднику "День Победы"
методическая разработка
Сценарий к празднику "День Победы". включены воспоминания ветеранов Ненецкого атвономного округа, песни и стихи военной тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_pobedy_0.docx | 53.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НАО «СШ п. Искателей»
Внеклассное мероприятие. Музыкально-литературная композиция «Позывные памяти 41-45»
Авторы сценария:
Учитель английского языка Соловьева Анна Владимировна,
Учитель английского языка Кучерова Ирина Федоровна
Учитель музыки Басова Жанна Васильевна
2015
Пояснительная записка
- Номинация: «Лучшая разработка внеклассного мероприятия».
- Форма проведения: концерт.
- Тип проведения: внеклассная литературно-музыкальная композиция «Позывные памяти 41-45» для учащихся с 5-11 классы.
- Актуальность мероприятия – мероприятие посвящается празднованию 70-летней годовщины Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 г, ветеранам и труженикам тыла Ненецкого автономного округа. Великая Отечественная война – это опорные точки нашей великой истории, неисчерпаемый источник преемственности поколений и традиций в воспитании молодежи. Основой сценария являются воспоминания ветеранов войны Ненецкого округа, изложенные в книге Алексея Сухановского «Позывные памяти 41-45».
Цели:
- Развивающие:
- развитие интереса к литературе и музыке;
- формирование положительного отношения, уважения к людям
старшего поколения, ветеранам ВОВ;
- сплочение коллектива.
2. Познавательные:
- расширить знания о ВОВ;
- изучить историю своего края;
- изучить стихи, песни военных лет.
3. Воспитательные:
- воспитание любви к героическому прошлому, любви к Родине;
- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне как к явлению;
- развитие творческого воображения, способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению.
Задачи:
- укрепить сознание учеников значимости Великой Победы Советской Армии и Советского народа;
- укрепить любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине;
- привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи;
-создавать условия и учить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувства других.
Предварительная подготовка:
- Подбор литературно-музыкального материала: стихов, песен. Музыкальных композиций, книг.
- Репетиции с участниками концертной программы
- Беседы с ветеранами ВОВ НАО и приглашение их на мероприятие.
- Создание презентаций.
- Украшение зала.
- Подготовка технического оборудования.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийная доска, стойка микрофона, микрофоны, микшерный пульт, осветительная техника, лазер.
План мероприятия.
- Встреча и приветствие ветеранов
- 1. Выступления первой группы чтецов, читающих фронтовые воспоминания ветеранов.
2. Исполнение песен о войне:
В. Егоров «Облака», Р. Гамзатов и Я. Френкель «Журавли», В.Высоцкий «На братских могилах не ставят крестов».
III. 1. Выступление второй группы чтецов, читающих фронтовые воспоминания о войне.
2. Сценка «Брат и сестра».
3. Стихотворение Е. Винокурова «Вчера мы писали диктанты».
4. Исполнение песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
5. Исполнение песни Ю. Друниной «Мальчишкам я завидовала с детства».
6. Стихотворение Ю. Друниной «Бабий батальон».
IV. 1. Выступление третьей группы чтецов, читающих фронтовые воспоминания о войне.
2. Стихотворение Муссы Джалиля «Варварство»
3. Исполнение песни «У деревни Крюково». Слова С. Острова, музыка М. Фрадкина.
4. Исполнение песни «Нас не нужно жалеть». Стихи С. Гудзенко.
V. Минута молчания.
VI. 1.Заключительная часть. Выступление ведущего и чтецов.
2. Исполнение песни «Старые люди». Музыка И слова В. Овсянникова
3. Исполнение песни «День Победы». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия песни «Гимн победы». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова. В зал приглашают Ветеранов Великой отечественной войны, им дарят цветы, они занимают почетные места. Все в зале аплодируют ветеранам. На сцене появляется один ведущий и двое чтецов.
Ведущий:
Сегодня вся наша страна отмечает День Победы. Советская армия победила фашизм. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И с первого ее дня до последнего советские люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за Родину. Тем дороже для нас присутствие на празднике почетных гостей-ветеранов Великой Отечественной войны.
(Зал аплодирует, ведущий представляет ветеранов)
Чтец №1:
Видела вся планета
В тучах огня и дыма-
Слава твоя бессмертна,
Воля несокрушима.
Чтец №2:
Сила твоя стальная
Двигалась как лавина,
По берегам Дуная,
По площадям Берлина.
Чтец №1:
Вы в огне горели,
Вы по сугробам спали,
Многие постарели,
Многие -в поле пали.
Чтец №2:
Многое нынче память
Восстановить не может,
Новый день наступает,
Старый со славой прожит.
Ведущий:
Ненецкий округ не был районом боевых действий. Но и будни глубокого тыла выдались не спокойными. На его территории враг посягал с воздуха и с моря. С родной земли уходили на фронт северяне: одна команда за другой. Оленеводы, рыбаки, рабочие, служащие, вчерашние школьники – все они не пожалели жизни для нашей Великой Победы, стоившей так дорого, и потому для нас бесценной. Тысячи и тысячи наших земляков не вернулись с кровавых полей жестоких боев. Люди Ненецкого округа, защищая свою любимую Родину, отдавали победе все, и даже немного больше. Воспоминания наших ветеранов о войне – это короткие повести скромных героев, чернорабочих войны. Они говорят о том, как было трудно и страшно на той войне. Они рассказывают о том, как жили и умирали, страдали и радовались. Из того давнего времени через призму их памяти светит высокая звезда нашей победы. Запомните ее вечные позывные 1941-1945.
(На сцену выходят чтецы, цитирующие короткие монологи-воспоминания от лица ветеранов ВОВ Ненецкого округа. Монологи читаются на фоне музыкального сопровождения – Моцарт «Реквием Лакримоза». В руках чтецов портреты ветеранов).
Чтец №1 (читает воспоминания Федора Хозяинова):
«В войну меня спасла тундра…Знал, как себя держать в мороз, как не околеть на смерть в мокрой одежде. Я ведь тундровик, оленевод… Ползешь по снегу в одной шинели с поддевкой, на ногах – ботинки с обмотками. Под снегом – вода, болото. Температура – 40 градусов. Ни укрытий, ни жилья. Круглые сутки на лютой стуже. Что тут хорошего может быть с человеком? Не передать, как страшно слышать крики человека, замерзающего насмерть. Вот он покричит, похрипит, постонет, да и все – не жив, колом взялся…»
Чтец №2 читает воспоминания Павла Безумова:
«Я служил на Мурмане. Бои в районе западной Лицы шли тяжкие. Когда мы переходили эту речку, кровь в ней текла пополам с водой».
Чтец №3 читает воспоминания Савватия Третьякова:
«От моего полка в гиблых болотах Волховского фронта осталось всего двадцать человек. Моя дивизия, брошенная туда наступать в июне 1942 года, полегла полностью, остались знамя и горстка людей…Немец бил так, что порой нельзя было поднять головы. Местами лес был изодран железом, торфяники дымились, напуская удушливый туман, земля была сплошь покрыта воронками от снарядов, мин, авиабомоб, она напоминала лунный пейзаж. Часто в этих ямах мы хоронили убитых. Так и остались наши ребята в тех хлябях. И лежат поныне».
Чтец №4 читает воспоминания Ивана Цедика:
«Вспоминая себя тогдашнего -порадуюсь: молодой, здоровенный, высокий! Награжден медалями. Тогда об этом не думал, лишь бы живому остаться. Сейчас думаю, что не надо мне никаких орденов-медалей, а лишь бы здоровому быть».
Чтецы уходят со сцены. Творческий коллектив представляет концертные номера, тематически связанные с воспоминаниями ветеранов.
Исполняется песня «Журавли». Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля. Перевод с аварского Н. Гребнева.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
Исполняется песня «Облака». Музыка и стихи В. Егорова.
Над землей бушуют травы
Облака плывут как павы
А одно вон то что справа
Это я, это я, это я
И мне не надо славы
Ничего уже не надо
Мне и тем плывущим рядом
Нам бы жить и вся награда
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить
А мы плывем по небу
Эта боль не убывает
Где же ты вода живая
Ах зачем война бывает
Ах зачем, ах зачем, ах зачем
Зачем нас убивают
А дымок над отчей крышей
Все бледней бледней и выше
Мама мама ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой
Все дальше он и тише
Мимо слез улыбок мимо
Облака плывут над миром
Войско их не поредело
Облака, облака, облака
И нету им предела
Облака, облака
Исполняется песня В. Высоцкого «На братских могилах»
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
На сцену выходит вторая группа чтецов, читающих воспоминания о войне ветеранов НАО. (фоновое музыкальное сопровождение- Глюк «Мелодия из оперы Орфей и Эвредика»)
Чтец №5 (девочка) читает воспоминания Марии Черковой:
«Если передавая ад, - то приемное отделение госпиталя – его первый круг. Раненые прибывали в заскорузлых от гноя и гноя повязках, грязные, заросшие, страшные. Бедные ребята! На вид они были почти стариками. Раненых в отделении мыли, стригли, брили, переодевали во все чистое, и оказывалось, что почти все они – молодые. Но исстрадавшиеся люди. Те, кто был поживей, уже просили оставить им челочку, а не болванить их наголо. Ясно, такой жить будет! А карманы халата всегда были полны писем: отправьте!»
Чтец №6 (девочка) читает воспоминания Нины Сурмаметовой:
«На войне бывает много такого, о чем после говорить язык просто не поворачивается. Были такие моменты и в Ленинградскую блокаду. Я пережила ее чудом благодаря случайностям и человеческой доброте».
Чтец №7 (девочка) читает воспоминания Анны Харитоновой:
«В Котласе из вагона с эвакуированными ленинградцами изможденный мальчик на последнем дыхании протягивал руку за милостыней. Я дала ему корочки хлеба, а у него не было даже сил сжать их в пальцах.
Я видела, как прорывали блокаду Ленинграда. Участвовала и знаю, чего это стоило. Так я отомстила за те котловские корочки.
После операции «Искра» нас отвели на отдых к Ладожскому озеру на канал. Ранняя весна. Так тепло, красиво. Зелень появляется, и птицы поют. Сугробы таят. Нам казалось, что сама земля пахнет жизнью, солнцем. До дрожжи хочется жить, ведь мы такие молодые! А по оттаявшему каналу в Ладогу водой несло в эту пору следы зимних боев, множество человеческих трупов - наших и немцев, убитых лошадей, птиц, окровавленные льдины с разбитым оружием: густо-густо и нескончаемым потоком. И в десятке метров от всего этого ужаса пел-заливался соловей…»
Чтец №8 (девочка) читает воспоминания Антонины Козловой:
«В самом начале войны никто не представлял, что в армии будет столько женщин. Армия не была готова к приему девушек на службу. Считалось, что армия – дело сугубо мужское, а женщина здесь – скорее, исключение, чем правило. В первые годы приходилось приспосабливаться буквально ко всему. Все, что создавали для военной службы, было сделано под мужчину, под его силу, характер. Нам надо было на ходу привыкать, приноравливаться к условиям и требованиям фронтовой жизни.
Несмотря на строгость военной службы, отношения командиров к нам, девчатам, было бережным, временами даже отеческим».
Группа чтецов уходит со сцены. Выступление творческой группы.
Сценка «Брат и сестра»
(Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет с куклой, брат ремонтирует кабинет).
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Но хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать…
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу,
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть,
А главное – фашисты далеко,
Да и кому сейчас в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она?
Сейчас я б съела все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила,
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней,
И мне воспоминания эти не нужны, сестра.
А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго):
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Стихотворение Е. Винокурова «Вчера мы писали диктанты»
Вчера мы писали диктанты, чертили на досках круги,
А утром уже интенданты нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись, полы.
Когда же, идя на ученье,
Мы путали ногу подчас:
- Двадцать пятого года рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступил,
Мы мужали
В сраженьях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.
Орудия, танки, полоски
Гремели по городам.
И пели по-чешски и польски
Веселые девушки нам.
А в час, когда звезды-студенты
Над онемевшей рекой
Немецкие аккордеоны
Рыдали немецкой тоской.
Исполняется песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Исполняется песня «Мальчишкам я завидовала с детства». Слова Ю. Друниной
Мальчишкам я завидовала с детства,
Жалела, что девчонкой родилась.
С мальчишками, что жили по-соседству,
Я каждый день дралась!
Что больно, не показывала виду,
И первой лезла в драку, не боясь!
И плакала лишь только от обиды:
«Зачем на свет девчонкой родилась?»
Потом мы незаметно старше стали
И каждый отсчитал 17 лет!
И в лётчики мы вместе поступали.
Мальчишек взяли, мне сказали: «Нет!»
Из кабинета выйдя с гордым видом,
К мальчишкам я иду, смеясь…
А дома зарыдала от обиды:
«Зачем на свет девчонкой родилась?..»
С мальчишками дороги разминулись,
Нас по фронтам раскинула война.
С войны домой мальчишки не вернулись.
Домой с войны вернулась только я.
И прислонившись к тоненькой берёзке,
Заплакала я, слез своих стыдясь,:
«Простите мне, мальчишки, эти слёзы,
Ведь я девчонкой родилась…»
Стихотворение «Бабий батальон». Автор Ю. Друнина
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…
Четырнадцать школьниц – певуний, болтушек –
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночью…
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку-
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Бессмысленной гибели нету на свете –
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…
На сцену выходит третья группа чтецов, читающих воспоминания ветеранов НАО.
Чтец №9 читает воспоминания Федора Сыркова:
«Когда уходил из Нижней Пеши на фронт, отец мне говорил: «Ты, Федя, в плены лучше не попадайся!» Вот так и стоял: глаза шарят по темени, а рука тискает гранату. Чуть навалятся, колечко дерну и тогда я им – как со стрелянной собаки барабан…»
Чтец №10 читает воспоминания Василия Жохеева:
«Единственной вещью, которую особенно берегли, была солдатская ложка. Потеряешь – и что? Руками есть – не ухватишь, через край хлебать - неудобно. Впрочем, было бы чего и кому…Старшина, бывало, принесет обед, а есть некому: один человек из десяти остался после атаки, кусок в рот не полезет…»
Чтец №11 читает воспоминания Василия Самойлова:
«На войне оружие обретало свое имя: штурмовик – «Горбатый»; танк –«Тридцатьчетверка»; реактивный миномет – «Катюша»; пушка ПТО – «Сорокопятка». На ней мне и довелось повоевать. У 45-мм орудия было много прозвищ: «Прощай, Родина», «колотушка», «двойной оклад-тройная смерть». Против бронитанка пушечка была уже слабовата, но по зазору между башней и погоном, по гусеницам работала хорошо».
Чтец №12 читает воспоминания Анисии Шалониной:
«Бедная, бедная пехота! Чего только есть не пришлось вынести. Жить под небом, да иногда и впроголодь. Ночевать под шинельной полой, спать вполглаза, неделями не видеть бани и сметать с себя вшей вениками. Каждый день бороться со страхом и идти вперед на смерть, без надежды дожить до Победы и встретиться с родными. Низко кланяюсь тебе, Пехота!»
Чтец №13 читает воспоминания Ансара Шамилова:
«В Днепропетровске видел: немецкий танк наехал на женщину с ребенком и подмял под себя. Мать под гусеницами погибла сразу, а дитя бросило в сторону. Немец еще покрутился на мертвом теле, смешав с землей. Превратил в такое, чему я не нахожу слов. Сильно они ожесточили нас. И зря. Потому что мы никого не жалели. Как говорят, кровь кипела в жилах. Прямо трясло от ненависти. Мы знали, что делать, если видели немцев…Трудно об этом рассказывать детям. Пусть у них будет другая жизнь, пусть она пахнет не порохом, а цветами.
Чтецы уходят со сцены.
Выступление творческой группы.
Стихотворение Муссы Джалиля «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Исполняется песня «У деревни Крюково». Слова С. Острова, музыка М. Фрадкина
Шёл в атаку яростный сорок первый год,
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Лейтенант израненый прохрипел: "Вперед",
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют не наугад,
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Их в живых осталось только семеро
Молодых солдат.
Будут плакать матери ночи напролёт,
У деревни Крюково погибает взвод.
Исполняется песня «Нас не нужно жалеть». Стихи С. Гудзенко
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,
Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
После исполнения песни гаснет свет, звучит звук метронома, дети на сцене зажигают свечи.
Ведущий:
Война унесла миллионы жизней советских людей. Память о них для нас священна. Вечная слава героям. Прошу всех встать.
Звуки метронома становятся громче. Объявляется минута молчания.
Под фонограмму звучит стихотворение «Помните»
Люди! Покуда сердца стучатся,— помните!
Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,— помните!
О тех, кто уже никогда не споет,— помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
Ведущий:
Прошу садиться.
Исполняется песня «Старые люди». Музыка и слова В. Овсянникова
Я покойного деда медали храню
С далекой второй мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу как смотрят с тоской
Старые люди,
Строгие судьи,
Кто вас помянет,
Кто вас забудет.
Жизнь догорает,
Но боль не стареет.
Время проверит,
Кто что умеет.
Как трудно, пройдя столько зим и невзгод
Опять не увидеть тепла,
Он был или не был, ваш солнечный год,-
Октябрь... Коммунисты... Война...
Вам обещали
Светлые дали,
Вы ж защищали
Царство печали,
Верили свято
В лучшие годы,
Шли по этапу
В царство свободы.
Вы стали слабеть и все чаще болеть,-
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей...
Я покойного деда медали храню
С далекой второй мировой,
Я память и прошлое не продаю!
Старые люди,
Строгие судьи,
Кто вас помянет,
Кто вас забудет.
Жизнь догорает,
Но боль не стареет.
Время проверит,
Кто что умеет.
На сцену выходят все участники концерта, читают стихотворение А. Плотникова «Солдату я слагаю оду»
1 чтец:
Солдату я слагаю оду…
Был ратный путь его тяжёл.
Он все прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
2 чтец:
Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиги трудовой
В своем родном краю
3 чтец:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты мая, слава вам на веки,
От всей Земли, от всей Земли.
Ведущий:
Благодарим, солдаты, вас
1 чтец: За жизнь
2 чтец: За детство
3 чтец: За весну
4 чтец: За тишину
5 чтец: За мирный дом
6 чтец: За мир, в котором мы живем
Все вместе: Благодарим, благодарим, благодарим!
Артисты и зал все вместе исполняют песню «День Победы». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
День Победы, как он был от нас далек!
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты обгорелые в пыли,
Этот день мы приближали как могли...
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Эта радость со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Эта радость со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Здравствуй, мама! Возвратились мы не все,
Босиком бы пробежаться по росе...
Пол-Европы прошагали, пол-Земли,
Этот день мы приближали как могли.
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Эта радость со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Эта радость со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Большое всем спасибо!
Под аплодисменты из зала сначала выходят ветераны, а затем учащиеся.
Список использованной литературы
1. Позывные памяти 41-45/А.Ф Сухановский – Архангельск: Издательство «СК-Россия», 2005.-255с.
2. Спутник классного руководителя. 8-9 классы/ авт.-сост. Н. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 120 с.
3. Сценарии школьных праздников/ Сост. Н.Н. Романова – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2005.-400с.
4. http://russkaya-muzika.ru/slushat/zhuravli_slova-r-gamzatova-muzika-ja-frenkelja
5. http://www.musicandi.ru/slova_pesen/oblaka/
6. http://www.kulichki.com/vv/pesni/na-bratskix-mogilax-ne.html
7. http://pologotina.rusedu.net/post/1795/28461
8. http://www.lyricshare.net/ru/voennyie-pesni/do-svidaniya-malchiki-bulat-okudzgava.html
10. http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/jalil/poetry_varvarstvo.shtml
11. http://1941-45.ru/documents/poems/soldatu_ya_slagayu_odu/
12. http://muzoton.ru/55-lev-leshhenko-den-pobedy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника День Победы
Сценарий участвовал в конкурсе методических разработок "Растим патриотов России"....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Сценарий конкурса -чтецов "Победа деда, моя победа"
Конкурс чтецов проводится среди обучающихся учреждения дополнительного образования и посвящается героям осовободителям.Участники младшая и средняя возрастная группа....
Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).
Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...
Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).
Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...
Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).
Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...
Сценарий фестиваля Салют Победы под девизом Мы наследники победы
Мы наследники победыПомнить будем мы всегдаКак сражались наши дедыВсе великие года...