Во имя жизни на Земле
методическая разработка
Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры;
воспитывать уважение к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_maya.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны, для учащихся 6 класса
«Памяти юных пионеров-героев посвящается»
Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры;
воспитывать уважение к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства.
Оформление: стенд с иллюстрациями на тему «Дети трудных лет», аудиозапись: «Лунная соната» Бетховена; музыкальное сопровождение песен; портреты пионеров- героев; свечи.
Ход мероприятия:
Ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле - Великая Отечественная. Всем, кто видел войну, кто её выстрадал, всем, кому тогда не было и 16-ти, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!
Ведущая: Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно — не мёртвым!
Это надо — живым!
Звучит «Лунная соната» Бетховена, на её фоне учащиеся 6 класса читают стихи.
Чтец 1: Тогда нам было 10 лет
Мы помним ночь войны
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Чтец 2: Кто прожил только 10 лет
Запомнит навсегда, как
Потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Чтец 3: Во тьме на фронт везли войска,
Детей- в далёкий тыл
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Чтец 4: Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
Чтец 5: Боль и гнев тому сейчас причиной,
Благодарность вечная во всём,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Строем уходят со сцены. На сцене остаётся 1 чтец.
Чтец 6: Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно.
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Ведущая: Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Кто- то встретил войну совсем крохой, кто- то подростком. Беда застала их в городах и сёлах, дома и в пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ведущий: Война обрушилась на них бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… много детского почему? Но недетским чутьём они понимали, что пришла страшная беда.
Чтец 7: Кто- то родом из детства…
Я из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня.
С неба падали бомбы, разрушая дома.
Поднялась из обломков, как- не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня. (Г. Беднова)
Ведущая: Горькую, тяжёлую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришёл час и встали они в один строй с отцами, сражались с ними наравне.
Звучит песня в исполнении учащихся «На безымянной высоте» 1. Дымилась роща под горою, 2. Светилась, падая, ракета 3. Над нами "мессеры" кружили;
А вместе с ней горел закат. Как догоревшая звезда. Их было видно словно днем.
Нас оставалось только трое Кто хоть однажды видел это, Но только крепче мы дружили,
Из восемнадцати ребят. Тот не забудет никогда. Под перекрестным арт-огнем.
Как много их, друзей хороших Он не забудет, не забудет И как бы трудно не бывало,
Лежать осталось в темноте... Атаки яростные те Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка, У незнакомого поселка, У незнакомого поселка,
На безымянной высоте. 2 р На безымянной высоте. 2 р На безымянной высоте.2р
4. Мне часто снятся те ребята,
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.2р
Ведущий: 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами, разрушил светлые мечты 17- летних, которые с выпускного бала ушли из детства в грязные теплушки, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод.
Чтец 8: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.(Ю. Друнина)
Ведущая: Дети войны того поколения не отделяли себя от своей страны – они жаждали пожертвовать жизнью во имя Родины. Они гордились своей страной, гордились своей ролью в борьбе за её свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Сыны полков, юные партизаны, разведчики. Разными путями попадали они на фронт.
Чтец 9: Уходили мальчики- на плечах шинели,
Уходили мальчики- храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где- не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений на броне покатой
Уезжали мальчики- стиснув автоматы.
Повидали мальчики- храбрые солдаты-
Волгу- в сорок первом,
Шпрее- в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа. (И. Карпов)
Ведущая: Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли фашисты предположить, что бороться с ними будут даже совсем юные мальчики и девочки. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны.
На сцену выходят учащиеся с портретами и горящими свечами
Ученик 1: В Ляховском районе Донецкой области в феврале 1943 года была уничтожена почти вся подпольная организация. Схваченных жестоко пытали. Вот рассказ матери 15- летнего Юры Старостина: «Труп Юры едва можно было узнать. Всё его тело было иссечено, видимо, шомполами. Ногти на ногах сорваны, кисти рук раздроблены. Руки выкручены из плечевых суставов. Я не могу забыть его слова: «Я выдержу!» Он выдержал».
Ученик 2: Выдержала и девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза.
Ученик 3: Не раз ходил в разведку и приносил важные сведения Лёня Голиков. Когда началась война, он взял винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он казался ещё моложе. Под видом нищего он ходил по деревням и собирал секретные сведения. И летели по откос поезда, машины, горели склады. Наравне со взрослыми участвовал юный герой в боевых операциях.
Ученик 4: Марат Казей ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943г. получил орден «За отвагу». А в мае 1944г., попав в окружение врагов, дождался, пока кольцо сомкнётся, взорвал себя вместе с фашистами.
Ученик 5: Саша Чекалин тоже был разведчиком. Его схватили, когда он пришёл в родное село. Мальчика жестоко пытали, а потом казнили.
Ученик 6: В г. Гродно помогала партизанам маленькая девочка Лида Вашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь.
Уходят со сцены.
Ведущий: Маленькие герои большой войны, многие из которых награждены медалями посмертно. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин в небе, как Аркаша Каманин в партизанском отряде, как Марат Казей , Лёня Голиков, , Володя Дубинин, связным в подпольной организации, как Валя Котик… Этот список можно продолжить. Их было много,- обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли видеть над своею головой мирное небо. За особые заслуги, мужество и храбрость они удостоены самой высокой награды- звания Героя Советского Союза.
Ведущая: Те, кто прошёл испытания и под военным огнём, и в блокаду , и в концлагерях – это, конечно же, особенные дети. И всё же множество детей войны – ребята тыла, эвакуированные, как тогда говорили. Они тоже сражались, их враг был не в каске и с автоматом, он чаще всего был безлик, каким бывает голод, и незрим, как незримой бывает подступающая смерть.
Чтец 10: Кто сумел- уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню: хотелось есть.
А помню: в низеньком городе
Шумел барахольный ряд.
Неслышно вздыхали: «Дорого»,
Шептали: «Москву бомбят».
Не помню я улиц с деревьями.
В садах- лишь стволы да пни.
Ни дня с облаками, сиренями.
Сплошь мокрые, голые дни.
Не видел я неба с птицами
Пикировал с неба страх.
И я окружён был лицами,
Светящимися впотьмах.
А мимо- шинели серые,
Красивые танки шли…
И вдруг в сорок пятом первые-
Весна и зелёные щи. (Э. Балашов)
Ведущая: В тяжелейших условиях военного тыла дети показывали чудеса трудового героизма. Работали по 12- 14 часов, недоедали, недосыпали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик. Дети, как могли помогали фронтовикам. Собирали металлолом для строительства танков и самолётов. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты для бойцов. Выступали в госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными.
Ведущий: В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить то страшное время ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить на земле, и ради того, чтобы детство никогда больше не омрачалось войной! Будем помнить!
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискарёвского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них! (Молчанов А.)
Звуки метронома. Минута молчания.
1 Ученик:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…
2 ученик:
Мы дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля,
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
Танец «Солдатская пляска».
Ведущий: Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины! Вечная слава!
Звучит песня в исполнении учащихся «День Победы»
1.День Победы, как он был от нас далек, 2. Дни и ночи у мартеновских печей
Как в костре потухшем таял уголек. Не смыкала наша Родина очей.
Были версты, обгорелые, в пыли, - Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали как могли. Этот день мы приближали как могли.
Припев: Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах, 3. Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Это праздник Босиком бы пробежаться по росе!
С сединою на висках. Пол-Европы прошагали, полземли, -
Это радость Этот день мы приближали как могли.
Со слезами на глазах. Припев:
День Победы! День Победы! День Победы!
Поздравляем всех с этим Великим праздником!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"
Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые ...
Дидактический материал "Современные представления о возникновении жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры"
тесты для 9-11кл...
Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
В данном материале рассматриваются вопросы:1. Сущность живого, жизни.2. Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...
Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...