"Письма, опаленные войной"
классный час (10 класс) на тему

Крапивин Владимир Викторович
- Расширить представление детей о войне, о событиях, людях. - Раскрыть тему «Письма фронтовиков как свидетельства о Великой Отечественной войне» через реконструкцию исторического прошлого. - Вызвать у учащихся чувство гордости за земляков – героев, желание быть похожими на них, воспитать активную жизненную позицию. - Активизировать поисковую деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma_opalennye_voynoy.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

I этап. Предварительная работа.

В связи с приближающимся Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., я решил провести КТД на тему «Письма, опаленные войной». ( слайд 1)

Цели:

- Расширить представление детей о войне, о событиях, людях.

- Раскрыть тему «Письма фронтовиков как свидетельства о Великой Отечественной войне» через реконструкцию исторического прошлого.

- Вызвать у учащихся чувство гордости за земляков – героев, желание быть похожими на них, воспитать активную жизненную позицию.

- Активизировать поисковую деятельность учащихся

Задачи, решаемые в процессе коллективной творческой деятельности:

- воспитание у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине; воспитание патриотизма; воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
- развивать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям и формирование у детей любви к Родине в процессе накапливания знаний и представлений об окружающем и общественной жизни страны, жизни людей.

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Рассказы близких людей – участников Великой Отечественной войны – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, Герой Социалистического Труда, ветеран войны В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего.… Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам.
… Радость бытия не должна быть безмятежной». Истинную радость можно испытать лишь тогда, когда дети осмыслят цену завоеванного для них счастья.

Ожидаемый результат:

1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данной цели и задач.

2.Приобщение учащихся к истории страны и народа.
3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках. М.Горький отмечал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Предварительная работа:

Беседа «Тех дней не смолкнет слава». Рассматривание иллюстраций и художественных произведений, посвященных событиям ВОВ. Поиск писем солдат и их близких. Беседы с детьми и внуками участников Великой Отечественной войны.

II этап. Коллективное планирование и подготовка КТД.

Оформление зала для проведения вечера:

1. Плакаты: « Мы обязаны Вами гордиться», « Просто так героем не станешь», « И в памяти хранить мы будем вечно, тех, которых нет уж среди нас».

2. Фотографии героев Великой Отечественной войны.

3. Рисунки на тему « Мир без войны».

4. Выставка книг о воинах – земляках.

5. Песни о Великой Отечественной войне.

III этап. Проведение КТД.

По краям центральной стены натянуты красные ленты. На них прикреплены ордена Великой Отечественной войны I степени и «Победа». В центре – красные цифры «1941-1945», над которыми звездочки салюта. Внизу под ними стоит напольная ваза с цветами. На одной из стен прикреплен почтовый ящик, на другой висят плакаты.

Ведущий:

Дорогие гости! Сегодня мы проведем вечер, посвященный фронтовым письмам.( слайд 2) Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа… Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещание погибших героев живым! ( слайд 3)

1-й чтец:

Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко не отодвинулось время.

2-й чтец:

Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

3-й чтец:

Это  написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие в том, что проходит она через сердце человека.

4-й чтец:

Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.

5-й чтец:

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния. ( слайд 4)

( Песня:Музыка: Ян Френкель, Слова: Расул Гамзатов-Журавли) 

6-й чтец:

Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою-

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

И умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год-

Ты, вмерзшая в снега пехота. ( слайд 5)

Ведущий:

Страшное слово «война» дошло до жителей совхоза «Сулакский» после полудня. Громкоговоритель на столбе, почему-то с утра молчавший, ожил. Сквозь треск прорвался встревоженный голос диктора: «…Правительственное сообщение…Сейчас будет передано правительственное сообщение…». А потом жители совхоза провожали своих близких. Уходил и муж Любови Степановны Чумаковой.

2-й чтец:

И вот пришло первое письмо от мужа. Написано в нем было немного: «Жив-здоров. Не сердись, скажешь, почему мало? Прости. Впереди-трудная дорога».

3-й чтец:

Мало получала писем с фронта Любовь Степановна-только два. А потом в дом принесли похоронку. В сентябре 1941 г. Погиб Иван Тимофеевич Шляков.

4-й чтец:

Кровью и потом добыта советским солдатом победа над сильным врагом. Он умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявил высшую воинскую доблесть и героизм. « Нет границ величию его подвига во имя Родины»,- так говорил маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

5-й чтец:

Таким солдатом был Иван Егорович Сидоров, уроженец деревни Сосновка Оржевского сельсовета. В 22 года Иван Егорович ушел на действительную службу. И вот он в армии. Привык к воинской службе. Писал письма жене.

6-й чтец:

« Милая Анечка!

Жди, береги дочь, вернусь домой-заживем дружно, счастливо. Ты не горюй, домой вернусь только с победой».

7-й чтец:

Но не сбылась мечта солдата. Когда до возвращения со службы оставалось 4 месяца, началась война. Написал Иван жене: « Вот, Аннушка, не привелось нам встретиться…». ( слайд 6)

1-й чтец:

Не раз, в короткие перерывы между боями старшина-сапер брался за карандаш и коротко писал жене и матери: « Обо мне не беспокойтесь. Я здоров. Изо дня в день нещадно бью фашистских людоедов, мщу за погибшего брата, за разрушенные города и села, за страдание советского народа».

2-й чтец:

И каждое письмо заканчивалось словами : «Стоим насмерть! И он стоял. Было это в Германии, 19 февраля 1945 года. Вот так писала армейская газета «Сталинец» (№ 132, от 5 декабря 1945 года): « Гвардии старшина Иван Сидоров с боями шел по чужой земле, а на душе было легко от сознания того, что вот он, тамбовский колхозник, забрался в самое логово зверя, задумавшего покорить народ, уничтожить Советское государство. В последних боях часть получила благодарность от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина. Благодарственная грамота лежала в кармане гвардейца. Она придавала силы в последнем бою, когда Сидоров выскочил из укрытия с миной, прижатой к груди, и бросился под гусеницу «тигра». Воздух содрогнулся от взрыва. Комья земли, куски железа полетели в разные стороны. Танк приподнялся, как зверь, и замер…».

3-й чтец:

Мой отец не вернулся с войны.

Он остался на всхолмленном поле.

Он не слышал уже тишины,

Не делил с нами тяжкого горя,

Не пришлось ему песен допеть

И услышать салют в сорок пятом…

4- чтец:

«Пропал без вести…», « Пал смертью храбрых…», «ваш сын…», ваш муж…», «ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

5-й чтец:

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды

Я помню про его семью.

Мне представляются невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже.

Ему не больно,

А их еще письмом убьют.

6-й чтец:

А некоторые матери получали за годы войны не по одной похоронке.

7-й чтец:

Когда началась война, из семьи Серегиных, уроженцев деревни Елисеевка Оржевского сельсовета, на фронт ушли четыре брата.

1-й чтец:

Первое письмо мать получила сразу после начала войны от командира части. В нем он сообщил о героической гибели под Ленинградом Дмитрия. ( слайд 7)

2-й чтец:

А было это так. Командуя орудийным расчетом, Дмитрий, тяжелораненый, продолжал стрелять прямой наводкой по фашистским танкам, задержав на шоссе вражескую танковую лавину. Орудийный расчет дал возможность нашей пехоте перегруппироваться для отпора наседающему врагу, но сам брат погиб.

3-й чтец:

Младший брат, Константин Серегин, наверное, был бы агрономом, если бы остался жив. Еще семиклассником уделял овощеводству много внимания, выращивал на картофельной ботве помидоры. В армию ушел добровольцем в октябре 1942 г.

4-й чтец:

Константин писал: « Мама, пишу наугад, не вижу строки и плохо слышу, надеюсь на медсестру, она отправит письмо. Сильно контужен. Ну ничего, это пройдет и снова буду бить фашистов…»

5-й чтец:

Больше от Кости никаких вестей не получали. Не было ни похоронки, ни сообщений « пропал без вести». Погиб Константин Серегин после выздоровления при сражении очередной танковой контратаки, когда Воронежский фронт перешел в наступление. Мать до последних дней своей жизни ждала возвращения младшенького, но так и не дождалась, ведь ей никто не сказал о гибели Кости. ( слайд 8)

6-й чтец:

Домой вернулись два старших брата Иван и Александр. Все братья мечтали вернуться к родному очагу. Но дорога к нему пролегла через жестокую, кровавую войну. И они неустрашимо шли этой дорогой. ( слайд 9)

7-й чтец:

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата.

Знаю, все ты смотришь, на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче смерть мы в бою стояли ,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

До сих пор грохочет канонада, Снова в бой, на линию огня!

Если не вернусь, не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Говори, за честь родного края

Мой любимый сын погиб в бою.

Он погиб, Отечество спасая,

Ради жизни жизнь отдал свою.

Ведущий:

А письма на фронт? Их с нетерпеньем ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых… ( слайд 10)

(Песня:Музыка: Е. Петербургский, Слова: Я. Галицкий и М. Максимов - Синий платочек)

1-й чтец:

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь.

2-й чтец:

«Сынок, будь осторожнее!...», «Береги себя, любимый!...». Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не сколько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви…

3-й чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней истлевшая бумага,

 Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то пред боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время,

И лишь одно сквозит «Люблю».

Одно осталось…Но упрямо

Горит сквозь все, что в жизни есть!

Что любит он?...Отчизну? Маму?

Иль ту, которую…Бог весть…

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во сне, сейчас.

4-й чтец:

Заканчивалась война. Враг доживал последние дни. Танковая часть 1-го Белорусского фронта, в состав которой входила танковая рота гвардии старшего лейтенанта Александра Долгова, гнала врага к Берлину. 1 мая 1945 г. Александр написал своей матери письмо.

5-й чтец:

« Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, моя дорогая!... Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов…Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

6-й чтец:

Бесстрашному командиру А. Долгову было дано ответственное задание - на одном из участков прорвать оборону гитлеровцев. И, как всегда, своим умением и бесстрашием он увлек бойцов. Боевая задача была выполнена. Но немцы продолжали отстреливаться. Александр Долгов геройски погиб в тот же день, 1 мая 1945 года. Его письмо матери было предсмертным. А Долгов посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.

7-й чтец:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

И она - спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке,

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам – все это, живые,

Нам – отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за Родину – мать,

Пусть не слышен наш голос-

Вы должны это знать.

Ведущий:

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.

2-й чтец:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье! ( слайд 11)

IV этап. Заключение.

Возложение цветов к памятнику неизвестному солдату.  

Семейный конкурс рисунков на асфальте: «В каждом рисунке солнце».
Предложить новое КТД: «Край родной – земля Уметская».
Напечатать в средствах массовой информации (в областной газете) о данной КТД.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письма, опаленные войной", презентация

Презентация сопровождает классный час, проводимый в рамках акции " Напиши письмо солдату". Презентация богата иллюстративным материалом....

Литературный вечер "Письма, опаленные войной"

Литературный вечер "Письма, опаленные войной" проводится с целью расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания чувства патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших. К ме...

Презентация "Письма, опаленные войной"

Данная презентация создана к литературному вечеру  "Письма, опаленные войной"               Ведущий 1: Сегодня, в канун велик...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

Письма опаленные войной

В преддверии празднования Великой победы, в нашей школе прошел ряд мероприятий, в ходе которых мы вспоминали подвиги наших героев односельчан, и их письма, долгожданные письма с фронта......

Письма опаленные войной

Классный час к 9 мая...