Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»
классный час на тему
Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Следовательно, важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, проблема, которая обусловит мотив деятельности. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. В результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»
Краткая характеристика проекта:
- Когда разработан? Данный проект был разработан в сентябре - ноябре 2017 года.
- Когда и где апробирован? Проект апробирован в МБОУ «Киселёвская ООШ» в ноябре 2017 года
- Что стало итогом проектной деятельности? Итогом проектной деятельности стало внеклассное мероприятие.
Методическое представление:
- Введение.
- Методический паспорт учебного проекта
- Осуществление проектной деятельности
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение
Введение.
Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Следовательно, важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, проблема, которая обусловит мотив деятельности. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. В результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат.
Итак, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Методический паспорт учебного проекта.
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися основной общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время.
- Тема учебного проекта: «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею В.И.Даля». («Собирал человек слова»)
- Цели образовательные и воспитательные:
— вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
— воспитание у детей интереса к русской истории и русскому слову;
— воспитание чувства патриотизма.
3. Задачи учебно-педагогические:
— развитие творческих способностей;
— развитие интеллектуальной деятельности;
4. Предмет: литература
5. Класс: 5-9
- Состав учащихся: 22 человека, 10-14 лет
- Время работы над проектом: сентябрь – ноябрь 2017 год
- Форма работы: сбор информации о В.И.Дале; создание презентации; подготовка к инсценированию эпизодов.
- Информационно-техническое обеспечение: компьютер, проектор
Этапы работы:
Первый этап: подготовка.
Все учащиеся данного проекта получают задание:
- познакомиться с биографией В.И.Даля;
- прочитать сказки, пословицы, поговорки, собранные В.И.Далем;
Учащимся предлагается подобрать материал для стенда, составить словари ранее незнакомых слов, дать им объяснения, нарисовать рисунки к прочитанным сказкам.
Учитель определяет тему и цель проекта.
Второй этап: планирование.
Определив задачи, учащиеся делятся на группы. Одна группа (учащиеся 5 класса) знакомится со сказками В.Даля, рисует иллюстрации по прочитанному. Вторая группа - 6 класс - составляет словарики незнакомых слов, объясняя их. Третья группа – 7 класс - занимается инсценированием отдельных эпизодов. Четвёртая группа – 8 класс – помогает учителю приготовить презентацию, оформить стенд. Пятая группа (учащиеся 9 класса) собирает информацию о жизни и творчестве В.И.Даля.
В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создается банк идей и предложений.
Третий этап: осуществление деятельности.
Начинается активная работа учащихся: знакомство со сказками, пословицами и поговорками В.И.Даля, выполняется художественно-оформительская работа, подготавливается презентация к внеклассному мероприятию.
Учитель корректирует деятельность учащихся.
Четвертый этап: презентация.
Результаты представляются на обсуждение. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дают самооценку проделанной работе.
Учитель оценивает активность работы учащихся, качество и объем использования источников, качество отчета, эстетичность выполнения продукта.
Заключение.
Итак, в процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность. Создавая презентацию, ребенок учится работать с огромным книжным и иллюстративным материалом, развивает навыки самостоятельной работы.
Библиографический список
- Даль, В.И. Сказки – М.: Стрекоза, 2009. - 64 с.
- Пахомова, Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008.-112 с. (метод.библиотека)
- Харкевич, З.Н. «Собирал человек слова» /Научно-методический журнал Русский язык и литература Всё для учителя, февраль 2011 год/
- http://festival.1september.ru/
- casadelsol.ru›projects.htm
- http://conf.cpkro.kirov.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://56ouo43.com/
- http://lit.1september.ru/
Приложение
«Собирал человек слова»
(сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 210 –летию со дня рождения В.И.Даля)
Цель: развитие у учащихся познавательного интереса.
Задачи: способствовать развитию у учащихся интеллектуальной деятельности; формировать умения работать в группах, со словарями, справочниками; прививать любовь к русской истории и русскому слову.
Оборудование: портрет В. И. Даля; «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля; книги «Пословицы русского народа» и «Русские народные загадки и поговорки»; карточки с заданиями; мультимедийная презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Создаются две команды; на столах разложены словари В. И. Даля и книги с загадками, пословицами и поговорками.
Чтец
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал Веку.
Век заедать. Век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Учитель. Это стихотворение написал С. Я. Маршак. О каком словаре он говорит? Кто его составил? И можем ли мы заглянуть в его тайну? Вот он перед вами. Четыре объёмистых тома, в которых более 200 тысяч слов! «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля...
Если просто выписать столбиком 200 тысяч слов, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. Но Даль ещё и объяснил каждое слово, подыскал близкие ему по смыслу, привёл примеры.
Величайшее сокровище — 200 тысяч слов. Как расставить их, чтобы каждое слово находилось на своём месте?
Даля не устраивал обычный алфавитный порядок. Слова он расставил по алфавиту гнездовым методом, в каждом гнезде — слова, образованные от одного корня. Даль считал, что при таком расположении одно слово как бы тянет за собой другое и понятным становится смысл и закон образования слов.
Пониманию слов способствуют и примеры. Среди них главные — пословицы, поговорки. Более 30 тысяч пословиц включено в словарь и расселено по гнёздам в зависимости от слова, которое они объясняют.
Словарь — богатейшее собрание пословиц, хранилище народной мудрости. Его читают, как повесть. Его изучают, как своеобразную энциклопедию жизни русского народа. Потому что Даль поселяет в нём не только книжные, но и житейские наречия и говоры всех 60 губерний тогдашней России, связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей.
Ведущий. Владимир Иванович Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано русскому языку. Жизнь его была неспокойной: он был моряком, врачом и чиновником. Участвовал в двух войнах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом. Он исколесил русскую землю вдоль и поперёк. Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни — собирание слов — всегда было с ним.
Ведущая. Даль родился в Лугани 22 ноября 1801 года в семье старшего лекаря Луганского литейного завода, выходца из Дании, Ивана Матвеевича Даля. За год до рождения старшего сына Иван Даль принял русское подданство и детей своих записал Ивановичами. В семье было принято говорить по-русски, соблюдать все национальные праздники. Дети часто бывали свидетелями разговоров взрослых о словах. Отец свободно владел семью языками, бабушка — четырьмя, была переводчицей. Мать была начитана, знала языки, пела и играла на фортепиано. Она учила: всякое знание, какое на пути встретится, надо зацеплять, наперёд никак не скажешь, что завтра в жизни пригодится.
В 1819 году Владимир Даль окончил Морской кадетский корпус. Его произвели в мичманы и направили служить в Николаев, где жили его родные.
Ведущий. Сани мчатся быстро, только ветер свистит. Ямщик нет-нет, да и оглянется на молодого офицера: уж больно легко одет.
— Замолаживает,— добродушно гудит ямщик.
— То есть как «замолаживает»? — удивляется мичман.
— Пасмурнеет. Стало быть, к теплу,— поясняет ямщик.
Мичман замёрзшими руками достаёт карандаш, записную книжку и записывает поразившее его слово. Запись эта, как оказалось впоследствии, послужила началом будущего словаря.
В Николаеве свободное время Даль отдавал литературным занятиям, писал комедии, стихи.
Ведущая. В 1826 году Владимир Иванович решительно изменил свою судьбу, вышел в отставку и стал студентом-медиком Дерптского университета. Но продолжали жить в нём русские слова, пословицы, песни да прибаутки. Ждали они своего часа.
Ведущая. Судьба не раз забрасывала Даля в крестьянскую избу. И здесь, отогреваясь и отдыхая от дальнего пути, он слушал и записывал рассказы и бывалыцины, меткие, точные обороты простых русских людей.
СЦЕНКА
«В КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЕ»
Стук в дверь.
Хозяйка. Кого Бог послал? Милости просим! (Входит женщина.) Батюшки! Никак кума Федосья?
Федосья. Не много ли вас, не надо ли нас! Здорово, Настасьюшка.
Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте. Проходите да хвастайте. Чем богаты, тем и рады. Кушай, Федосьюшка! Едовому товару недолог век. Чего беречь-то.
Федосья. Спасибо, Матушка, не потчуй. Не трудись. Сказала и ладно. Один раз дорог, не надо и сорок.
Хозяйка. Как живёте-можете, матушка?
Федосья. Намедни всей деревней за рыбой ездили. Так это ладно вышло, дружно. Сёмги много привезли. Уж известно: где лад, там и клад.
Хозяйка (сочувственно). Что за клад, коли всё вразлад.
Ведущий. Как это вы складно разговариваете! Что, у вас в деревне все так говорят?
Хозяйка. Ишь, чего в диковинку, да ведь мы, кажись, по-русски говорим. Что ты дивишься?
Ведущий. Я не дивлюсь, а уж очень приятно вас слушать.
Федосья. Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый. Без углов дом не строится, без пословиц и речь не молвится.
СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА
Задание 1. «Объясните слова»
Учитель. Наши артисты использовали слова, которые нам непонятны. Поработайте со словарём и найдите им объяснение.
Команда 1: потчевать; сусек; ухват; перст; полон.
Команда 2: намедни; алтын; квашня; голь; кочет.
Ответы
Потчевать — угощать, просить покушать и попить.
Сусек — ларь с мукой.
Ухват — палка с рогатиной для чугунков.
Перст — палец.
Полон — плен.
Намедни (намеднишний) — недавний, на днях бывший.
Алтын — 3 копейки.
Квашня — кадка для теста (кваса).
Голь — нищий (голый).
Кочет — петух.
Задание 2. «Закончите пословицу»
Учитель. А что такое пословица? (Ответы учащихся.)
Пословица — всем делам помощница. Она поможет украсить речь, сделать её ярче, красивее.
Закончите пословицы.
- Лучше синица в руке...(чем журавль в небе).
- На чужой каравай... (рот не разевай).
- Петь хорошо вместе... (а говорить порознь).
- Много говорено... (да мало сказано).
- Не спеши языком... (торопись делом).
- Из пустого... (в порожнее переливать).
- За словом в карман... (не полезет).
- Умей вовремя сказать... (и вовремя смолчать).
- На чужой роток... (не накинешь платок).
- За правое дело... (говори смело).
Ведущий. Весной 1828 года началась война с Турцией. На полях сражений нужны лекари. Доктор Даль зашивает раны, собственноручно готовит лекарства и слушает, слушает, слушает... А раненые стонут, бранятся, борют лихорадку солёной шуткой. Те, у кого дела на поправку пошли, сгрудились у огонька и толкуют о солдатском житье - бытье. Подходит доктор, берёт карандаш: «Слов тут с гулькин нос, а правды — на семь вёрст».
Ведущая. Война подходит к концу. Много записей накопилось у доктора Даля.
Годы шли. Много чего случилось в жизни собирателя слов. Были сказки, повести, рассказы Казака Луганского (псевдоним Даля). В 1862 году вышли в свет собранные Далем «Пословицы русского народа».
Ведущий. Каждый вечер приносил он домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут денег — только подбирай,— слова, пословицы, песни, прибаутки. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Так набралось у него 180 тетрадей. Более 30 тысяч пословиц, а точнее — 30 130. В сборнике пословицы расположены по темам. 180 тетрадей — это 180 тем. Даль объяснял: свод пословиц — это свод народной мудрости, народного опыта. Это житейская правда народа, выстраданная поколениями.
Задание 3. «Кто быстрее?»
Учитель. Подберите пословицу, начинающуюся на указанную букву.
Ж — Живое слово дороже мёртвой буквы.
Е — Еле-еле душа в теле.
М — Материнская молитва со дна моря вынимает.
Ч — Чужим умом жить — добра не нажить.
У — У кого детей много, тот не забыт от Бога.
Ж — Живы родители — почитай, померли —
поминай.
И — И стар, да весел, и молод, да угрюм.
Н — На чужой роток не навесишь платок.
А — Аптека — не два века.
Задание 4. «Собери пословицу»
Учитель. Соберите «рассыпанные» пословицы, объясните их смысл.
(Команды получают карточки со словами, из которых нужно правильно сложить пословицу.)
• Каждому свой край сладок.
• Одна пчела немного мёду натаскает.
• Старый друг лучше новых двух. ч
• Других не суди, на себя погляди.
• Худое дело обидеть соседа.
• Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Задание 5. «Угадай сказку по пословице»
Учитель. А сколько сказок придумал русский народ! Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки могли появиться эти пословицы.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда. («Лисичка-сестричка и серый волк»)
• Не рой яму другому — сам в неё попадёшь. («Волк и коза»)
• Как аукнется — так и откликнется! («Лиса и журавль», «Журавль и цапля»)
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей. («Репка», «Кот, петух, лиса»)
СЦЕНКА «В КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЕ»
Внук. Бабушка, расскажи сказку!
Бабушка. Нету у меня сказок. Приходил дед Овёс, он все сказки унёс.
Внучка. Ну, бабушка, расскажи...
Бабушка. Жили-были два гуся — вот и сказка вся.
Внук. Нет, ты другую расскажи!
Бабушка. Другую? Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася — вот и сказка вся.
Внук. Ой, бабушка, как ты не понимаешь! Расскажи длинную-предлинную сказку.
Бабушка. Длинных сказок много, каждую хоть до утра сказывать можно. Вот вам:
Жили-были баран да овца.
Накосили они стог сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Ну, чем не сказка?
Внучка. А ты вчера ещё вот такую сказывала. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
Внук. А про тётушку Немилу помнишь? Тетушка Немила кашу варила. Денис да Борис из-за каши подрались. Мочало, мочало, начинай сказку сначала.
Бабушка. Вот сколько выучили. А про воеводу выучили?
Внучка. Слыхом не слыхали!
Бабушка. Сел воевода на колоду, да и бултых в воду. Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох. Сел на колоду — да и бултых в воду. Да так всё и мокнул, и сох, хоть три раза повторяй.
Небось, и про лягушку не слыхали? А сказка хорошая.
На море, на океане,
На острове Буяне,
На лугах привольных
Стоит дуб зелёный,
В боку нож точёный.
Приходи, покушай,
Наши сказки послушай…
Ведущая. Ну что, понравились вам сказки? Владимир Иванович Даль тоже очень любил слушать сказки, да и сам сочинял.
Ведущий. Носил Владимир Иванович на пальце заветный перстень. «Как гляну на него,— говорил он,— так пробежит во мне искра с ног до головы». Перстень этот Далю дал Пушкин в свой смертный час. Дружба между ними была настоящая, хотя встречались они редко. Дружбу скрепила общая любовь к русскому народу и русскому языку. Молодой Даль принёс поэту на суд свои сказки. Пушкин приметил обилие пословиц и поговорок в сказках: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото». На память о Пушкине достались Далю перстень, который поэт называл своим талисманом, и простреленный чёрный сюртук с небольшой дырочкой справа. Тот самый сюртук, в котором поэт был у Даля в последний раз,— «выползина» — Пушкину тогда понравилось это слово из тетрадки Даля.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛОВАРНОЙ РАЗМИНКИ
Задание 6. «Чёрный ящик»
Учитель. Разгадав загадки, узнаете, какие предметы находятся в чёрном ящике.
• Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)
• Всех кормлю с охотою, а сама безработная. (Ложка)
• Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
• Два братца, одно сердце. (Ножницы)
• Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга)
Задание 7. «Разгадай загадку»
(Команды по очереди загадывают одна другой загадки о быте и занятиях русского народа.)
Ведущая. Жил на свете чудак. Чудаки — хороший народ. Над ними посмеиваются, однако уважают. Доброе чудачество людям на благо, а не во вред. Даль в старости скажет про чудаков: «Чудак — человек странный, своеобразный, думающий по-своему. Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным».
Разные есть на свете чудаки. И, может быть, самые интересные чудаки на свете — собиратели. Даль тоже был чудаком. Он собирал... слова. За это его люди помнят и благодарят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ С ДВУМЯ, ТРЕМЯ КЛАССАМИ
Выпускная квалификационная работа...
Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)
В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...
Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
Выступление на районном методическом объединении учителей музыки. Раскрывает принципы организации внеурочной работы школьников, методы и формы воздействия на детей. Анализ результатов деятельности уче...
Учебный проект «Организация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке и проведении Литературного праздника к юбилею писателя»
Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь н...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
Выступление на школьном методическом объединении ЕМЦ 2020 г....
- Мне нравится (1)