День славянской письменности и культуры
методическая разработка (9 класс) на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Сценарий будет интересен педагогам, желающим организовать и провести в школе праздник, посвященный создателям нашей славянской азбуки Кириллу и Мефодию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slavyanskoy_pismennosti_nizhnespasskiy_f_2017.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеспасский филиал

День славянской письменности 2017

Чтец 1 Пока язык храним

И в Слове горний свет,

Народ силен, един,

И равных ему нет!

Чтец 2 Чем дорожили отцы,

Нам завещали беречь:

Веру родной стороны,

Песню, молитву и речь!

(звучит гимн Кириллу и Мефодию)

Вед1 Добрый день, дорогие друзья!

Вед 2 24 мая во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

Вед1  Весь  славянский мир каждый год в этот день славит создателей нашей азбуки – Святых солунских братьев Кирилла и Мефодия.

Вед2 «Просветители славян» создали азбуку, отражающую живую речь!

Вед 1 Они обучили целый народ, создали школы, написали книги, подготовили учителей!

Вед 2 Это огромный труд! Мы чтим их подвиг во имя света знаний и веры! И с благодарность называем святыми и равноапостольными.

Вед 1 А знаете ли вы, что кириллицу можно прочитать как текст? Перевести на современный русский язык, расшифровать?

Вед 2 Славянская азбука – это слово, обращенное к человеку!

Вед 1 Славянская азбука – это послание предков нам, потомкам!

Вед 2 Славянская азбука – это наказ каждому человеку, говорящему по-русски!

( стихотворение в сопровождении колокольного звона)

Чтец1  По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Чтец 2 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 3

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 4

Так вот они наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

(Колокольный звон усиливается, на сцене смена артистов)

1 вед. Юля, Как ты думаешь: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

2 вед. Трудно, Денис,  но можно, у моих прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные мероприятия. Если хочешь проверить, спроси об этом дома.

1 вед. А можно ли представить себе жизнь без электричества?

2 вед. Очень трудно, наверное. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советские времена по всей стране зажглись электрические лампочки.

1 вед. А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности…

2 вед. Не исключено, что кто-то из ребят подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать устно!

1 вед. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в  регистратуре поликлиники, трудно придумать,  как различать билеты на поезда и тому подобное.

Вед2  . Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без… Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума.

Мы благодарны просвещенью,

Наука – солнце, душу грей,

Рукой отцов благославенный

Иди в историю смелей.

К апостолам высоко славным

Любовь святая глубока.

Дела Кирилла и Мефодия

В славянстве будут жить в века.

Быстро слагаются буквы в слова.

Азбука снова вступает в права.

Письменность – это великая сила,

Слава Мефодию, слава Кириллу.

В веке девятом, в давние дни

Славянские буквы создали ОНИ!

Вед  Друзья! Давайте вместе вспомним буквы славянской азбуки! Ребята будут загадывать загадки, а вы закончите строку

1. Раньше азбука у нас

Начиналась с буквы ..? («Азъ»)

2. С нее начинаются все науки.

А за азом следует ..? («Буки»)

3.Интересно жить на свете,

Если ведать, знать. Иначе ..? ( «Веди»).

4. О нашей мудрой азбуке

Наш разговор зашел.

Четвертая буква кириллицы ..? («Глагол»)

5. В мир неси свое душевное тепло.

Этому нас учит буква ..? («Добро»)

6. Добрых людей на свете не счесть.

Это утверждает буква ..? («Есть»)

7. «Пусть сердце милосердным ваше будет», -

К нам обратилась буква ..? («Люди»)

8. «Размышляйте, думайте,

Помыслы очистите»,-

Призывает каждого буква ..? («Мыслите»)

9. Творцу, Создателю молитва и поклон.

А по-славянски это буква ..? («Он»)

10. Мудрым будь и светлым,

Живи в ладу с собой.

Это завещает буква ..? («Покой»)

11. (Азбука- знаний основа.

Самая заветная в ней буква ..? («Слово»)

Вед 1 Молодцы, ребята! Знаете буквы славянской азбуки!

Вед2.  А почему буквы стоят именно в таком порядке?

Вед1  Потому что славянская азбука – наказ, поучение. И мы сегодня вместе прочитаем это наказ наших предков нам. А начнем мы с аза!

Вед 2 А что значит аз? И почему говорят «знать азы наук» или «не знать ни аза»?

Вед1  Аз – первая буква славянской азбуки. С нее начинается путь каждого человека к грамоте. Потому-то и говорят: Сперва аз да буки, а потом науки.

Вед2 Аз – значит я. А буки?

Вед1  Буки – буква, письмо, грамота.

Вед2  Значит, азбука сама представляется: аз, буки – я буква, во мне буквы вашего языка.

Вед1  Третья буква кириллицы «Веди». Что это значит?

Вед2  Надо вспомнить слова с таким корнем.  Ведать, разведать, весть, совесть…

Вед1  И медведь, и ведьма, и невеста! И еще много интересного может открыть буква «Веди». Главное надо стремиться к тому, чтобы ведать- знать, открывать.

Вед 2 А «глагол»?

Вед1  Глаголить – значит говорить. Но только сначала «Веди», а потом «глаголи»!

Вед2  Сначала узнай, а потом говори!  А чтобы ведать, знать – надо быть грамотным!

Вед1  А на Руси к грамоте всегда было особое, уважительное, благоговейное отношение. Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их почитали, а грамоту ценили.

Чтец В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Нараспев читал им книжку

На славянском языке.

Ведущий.

- понравилось ли вам в школе Руси? Почему?

- Кто, чему, и как обучал детей?

- Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?

- согласны ли вы с тем,  что учиться должны были только мальчики?

Вед 1 А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький (инсценировка)

(Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алёша).

- Ну-ка,ты, пермяк солёные уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – АЗ. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Буки.

- Попал! Это?

- Веди.

- Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть –это что?

- Добро.

- Попал. Это?

- Глаголь.

- Верно. А это?

- Аз…  

Вед 1 О чем задумался, мыслитель?

Вед 2 Я понял! Я понял, почему после буквы «Глаголь» идет буква «Добро»! Глаголь Добро! Говори только Добро!

Вед 1И добро Есть! Это утверждает азбука!

Вед 2 А следующие буквы: «Живете», «Зело», «Земля»!

Вед1  «Живете» – живите! А как надо жить?

Вед2  Зело! – утверждает наша азбука, т.е. очень, сильно, крепко!

Вед 1 А где так надо жить?

Вед2  На земле!

Вед1  Этому учат русские народные сказки! Что Добро есть! Что жить надо зело, крепко, основательно, праведно – как жили наши предки! И нам завещали!

Вед2  И жить зело надо на своей земле! На Родине!

Вед1  На земле твоего рода, твоих предков!

Вед2  И наши предки  говорили, что один в поле не воин.

Вед1  Оказывается: и один в поле воин, если по-русски скроен!

Вед.2 Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

Ведущий.

    Азбука, по которой учились наши предки, до нас не дошла.

В начале 18 века Пётр 1 провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.

В 1917-1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и «е» произносились совершенно одинаково.

До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений.

Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское V и чем-то напоминало перевёрнутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать «ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй»

3-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ер», так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917-1918 годов эта буква писалась в конце слова после твёрдых согласных.

Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать Феликс Кривин

Вед 2 Мне кажется , буква i похожа на воинское копье, разящее зло

Вед1  Мне очень нравится эта буква, она еще похожа на свечу! Свеча – символ горения души, творчества, созидания, активного делания добра.

Вед2  И если хочешь сделать мир светлей-

Зажги свечу в душе своей!

 Песенка «Утренняя молитва» (детский хор, в руках фонарики)

Вед1 А почему Русь назвали Святой?

Вед2  Русь назвали Святой, потому что святы были идеалы наших предков!

Вед1  Потому, что у нас много святых угодников: Святые воины-богатыри, святые князья, святые иноки.

Вед2  И потому, что наши прадеды свято хранили свою веру.

Вед1  Они точно знали азбучную истину: Наш Он Покой. «Он» – значит, Бог –Творец, Создатель.

Вед2  Ведь и Кирилл с Мефодием взялись за создание азбуки затем, чтобы проповедовать на славянском языке Слово Истины!

Вед1  И азбука наша призывает: «Рцы Слово Твердо»! Рцы – значит, «говори», «проповедуй».

ВЕД2  Рцы Слово Твердо, если это Слово веры!

Вед1  Рцы Слово Твердо, если это Слово Любви!

Вед2  Рцы Слово Твердо, особенно, если это слово о родине, о России.

 Ода России 

Здесь Мамай был разбит, прошли годы,
Петр первый «Окно» в мир открыл.
Ломоносов писал свои оды…
Храм науки он нам подарил.

Здесь рождались великие люди…
Пушкин жил, стихи дамам дарил.
Жён своих декабристы дождались,
Их поступок царя удивил.

Горы вы открывали и земли,
И дороги во льдах провели,
И Сибирь покорить сумели,
И народам дружить помогли.

Здесь, в России науки рождались,
Открывались законы земли
И каналы, дворцы воздвигались,
На Урале заводы росли.

Живописцы писали, творили…
Здесь и Суриков жил, и Перов…
Они русскую землю любили,
Не жалея ни сил, ни холстов.

Полководцы врагов побеждали
И от смерти детей берегли,
Города от пожаров спасали
И на подвиг великий вели.

Богатела, росла, возмужала!
Ты из пепла подняться смогла!
Ты на танки солдат подымала,
От фашизма весь мир сберегла!

Прошли годы, века пролетели,
Стала ты и прекрасней, милей!
Королёв с Циолковским мечтали,
В космос выйти как можно скорей.

И считалось таким это дивом,
Корабли подымать над Землёй,
Но взлетела ракета над Миром,
Облетая наш шарик земной!

Нет прекрасней, милей и красивей,
Нашей Русской, любимой земли!
Ты веками зовёшься Россией,
Лучше в мире, тебя не найти!

Чтец 1 Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

2. Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

В ком дух Отечества живет!

3. Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

4. К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

Вед1  Мыслите добро – свет земли родной не погаснет!

Вед2 Спасибо артистам за искренность, любовь к слову, интерес к истокам нашим.

Вед1 Спасибо зрителям за внимание! И с праздником, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

День славянской письменности и культуры в России

«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....

Презентация к уроку "День славянской письменности и культуры"

"День славянской письменности и культуры " - это поздравления, подарки, открытки, картинки, стихи и сценарии празднования.День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая. Празднован...

День славянской письменности и культуры.

Начальное знакомство с историей празднования Дня славянской культуры и письменности в России и в других странах.: когда, где, почему начали отмечать этот праздник. Материал, знакомящий со святыми равн...