"Друзья, прекрасен наш союз!»
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 260.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 клас
Мартыненко Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ № 1959 «Дети мира»
г. Москва Учитель музыки
Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем несравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.
Оборудование: диафильмы «Пушкин в лицее», «Пушкин и няня», «Пушкин и декабристы», «Пушкин в изгнании», «Пушкин в Михайловском»; аудиозаписи произведений А.С. Пушкина.
Оформление: портрет А.С. Пушкина (под портретом слова «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка «Тесный круг друзей моих», материалом для которой послужат прижизненные портреты и фотографии товарищей Пушкина, репродукции картин, сопровождаемые краткими, но выразительными подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки:
«Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений…»).
Ход вечера
- Звучат фанфары.
- Гимн России.
- Вынос знамени.
1-й ведущий:
Наш милый дом, что на семи ветрах,
Ты всем открыт, и все сюда приходят.
Здесь забываем мы ненужный страх,
И снова в детство ты с собой уводишь.
2-й ведущий:
Нас эти стены словно берегут…
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.
3-й ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас сегодня в этом праздничном зале школы № 1959 «Дети мира». Приятно видеть здесь старших гимназистов и младших школьников. Дорогие пятиклассники! Первого сентября вы пришли учиться в школу в необычные классы. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали своё право обучаться в гимназическом и лицейском классах. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты и лицеисты.
1-й ведущий:
Между лицеями и гимназиями много общего. Оба эти слова заимствованы их древнегреческого языка. Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся ликеем или лицеем.
3-й ведущий:
Лицейское богатство – самая светлая глава биографии Пушкина. Годы, проведенные в лицее, были самыми прекрасными, незабываемыми дорогами дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь Пушкин будет вспоминать о них с нежностью и восторгом:
Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я…
4-й ведущий:
Принятый в лицее распорядок дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время отдыха.
1-й ведущий: Да, режим лицейский очень строг – всех сзывают на урок.
Урок математики в лицее (сценка)
За столами сидят лицеисты (5-6 человек). Входит Карпов.
Карпов: - Добрый день, господа! Сегодня решаем уравнения.
(Всем раздаёт листы, все решают, один Пушкин ничего не делает).
Карпов: - Александр Пушкин, извольте к доске.
(Пушкин выходит, задумывается, трет виски, пожимает плечами).
Карпов: - Пушкин, решайте уравнение!
Пушкин: - Я не умею…
Карпов: - Молчите и решайте, а вы все поспешайте!
(Пушкин мучается у доски).
Карпов: - Я все стою печально и смотрю…
Пушкин: - Но уравнение равно нулю.
2-й ведущий: Да, не ладилось у Пушкина с математикой… А как обстоит дело на современном этапе? Кто важнее – лирики или физики? И что говорят по э
Видео (выдержка из новостей о том, что правительство вмешалось в спор математиков и гуманитариев).
Ролик-интервью с учащимися 5-х классов.
3-й ведущий:
Физики и лирики –
Противостояние.
Да, заслуживает тема.
Нашего внимания.
4-й ведущий:
Физики и лирики –
Это вечный спор,
Интересен и полезен,
Чтоб вести нам разговор.
Спор «Физики и лирики» (сценка)
В разных концах сцены стоят два стола: на одном из них стоит табличка с надписью «лирики», на другом – «физики». Около столов располагаются участники сценки.
Участники поют песню на мелодию песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».
Все:
Очень трудная наука математика.
И не всем она дается одинаково.
(Пишет ноль).
Карпов: - У Вас всегда и все нулю равняется. Да, с математикой у Вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте.
Вот Вам единственный совет.
Хор лицеистов: - Но он у нас большой поэт!
(Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин).
Державин:
- Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И от души благословил.
Хочу еще раз все услышать,
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
Ну, Саша, выходи смелей!
(Пушкин встает и читает стихи).
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он по сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(Державин выражает свое почтение Пушкину, а тот в смущении убегает, все кланяются и уходят).
Сердцебиенье – ритм,
Угаданный меж строк,
И строгости здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…
1-й ведущий:
В истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник изумрудного города» написали математики Льюис и Александр Волков.
2-й ведущий:
Александр Грибоедов, автор знаменитой пьесы «Горе от ума», не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико – математическом.
3-й ведущий:
А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области знаний: химию, поэзию, математику, медицину, физику.
4-й ведущий:
Науки разные нужны, науки всякие важны!
2-й ведущий:
А гимназией или гимнасией в Древней Греции называлось общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно- филологического направления, дающее ученикам классическое общее образование.
3-й ведущий:
Мы приглашаем всех, присутствующих в зале, отправиться совсем недалеко, всего на два столетия назад. Вспомним 19 век, осень, октябрь….
4-й ведущий:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
1-й ведущий:
19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый кур лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.
2-й ведущий:
Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.
3-й ведущий:
В лицее изучались дисциплины нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.
4-й ведущий:
В лицейской парке у пруда
Вальсирует листва берёз.
И Пушкин с Пущиным вдвоём…
Их листопад почти занёс.
Занёс лицейские мостки,
Занёс скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи…
Вальс (танцует подготовленная пара учащихся).
1-й ведущий:
На первый курс лицея по личному выбору императора Александра I было зачислено 30 человек. В дальнейшем они станут известными людьми своего времени – поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками.
2-й ведущий:
Именно здесь, в стенах лицея, юный Пушкин, про прозвищу «Француз», приобретает самых первых, преданных и верных друзей, среди которых Иван Пущин – «Жано», Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», Антон Дельвиг – «Тося», Александр Горчаков – «Франт», Иван Малиновский – «Казак», Константин Данзас – «Медведь»…
Ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.
ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
КОРСАКОВ: Удачи.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":
Чтец:
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.
Ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Сценарий " Друзья мои, прекрасен наш союз" предназначен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в 5-7 классах....
«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс
Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...
Литературная композиция "Друзья, прекрасен наш союз!"
сценарий Литературной композиции "Друзья, прекрасен наш союз!" ,посвященной Дню Лицея...
Классный час "Друзья, прекрасен наш союз!"
классный час...
Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).
Содержит инфо о лицейских друзьяз и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина...
Друзья, прекрасен наш союз!
В статье речь идет об опыте работы по технологии включенного (встроенного) обучения. Данная технология предполагает обучение учащихся в другом образовательном учреждении в течение некоторго времени....
Урок на тему Друзья, прекрасен наш союз в лирике Пушкина
Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели: донести до обучюащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость...