"Друзья, прекрасен наш союз!»
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 260.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 клас
Мартыненко Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ № 1959 «Дети мира»
г. Москва Учитель музыки
Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем несравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.
Оборудование: диафильмы «Пушкин в лицее», «Пушкин и няня», «Пушкин и декабристы», «Пушкин в изгнании», «Пушкин в Михайловском»; аудиозаписи произведений А.С. Пушкина.
Оформление: портрет А.С. Пушкина (под портретом слова «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка «Тесный круг друзей моих», материалом для которой послужат прижизненные портреты и фотографии товарищей Пушкина, репродукции картин, сопровождаемые краткими, но выразительными подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки:
«Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений…»).
Ход вечера
- Звучат фанфары.
- Гимн России.
- Вынос знамени.
1-й ведущий:
Наш милый дом, что на семи ветрах,
Ты всем открыт, и все сюда приходят.
Здесь забываем мы ненужный страх,
И снова в детство ты с собой уводишь.
2-й ведущий:
Нас эти стены словно берегут…
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.
3-й ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас сегодня в этом праздничном зале школы № 1959 «Дети мира». Приятно видеть здесь старших гимназистов и младших школьников. Дорогие пятиклассники! Первого сентября вы пришли учиться в школу в необычные классы. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали своё право обучаться в гимназическом и лицейском классах. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты и лицеисты.
1-й ведущий:
Между лицеями и гимназиями много общего. Оба эти слова заимствованы их древнегреческого языка. Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся ликеем или лицеем.
3-й ведущий:
Лицейское богатство – самая светлая глава биографии Пушкина. Годы, проведенные в лицее, были самыми прекрасными, незабываемыми дорогами дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь Пушкин будет вспоминать о них с нежностью и восторгом:
Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я…
4-й ведущий:
Принятый в лицее распорядок дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время отдыха.
1-й ведущий: Да, режим лицейский очень строг – всех сзывают на урок.
Урок математики в лицее (сценка)
За столами сидят лицеисты (5-6 человек). Входит Карпов.
Карпов: - Добрый день, господа! Сегодня решаем уравнения.
(Всем раздаёт листы, все решают, один Пушкин ничего не делает).
Карпов: - Александр Пушкин, извольте к доске.
(Пушкин выходит, задумывается, трет виски, пожимает плечами).
Карпов: - Пушкин, решайте уравнение!
Пушкин: - Я не умею…
Карпов: - Молчите и решайте, а вы все поспешайте!
(Пушкин мучается у доски).
Карпов: - Я все стою печально и смотрю…
Пушкин: - Но уравнение равно нулю.
2-й ведущий: Да, не ладилось у Пушкина с математикой… А как обстоит дело на современном этапе? Кто важнее – лирики или физики? И что говорят по э
Видео (выдержка из новостей о том, что правительство вмешалось в спор математиков и гуманитариев).
Ролик-интервью с учащимися 5-х классов.
3-й ведущий:
Физики и лирики –
Противостояние.
Да, заслуживает тема.
Нашего внимания.
4-й ведущий:
Физики и лирики –
Это вечный спор,
Интересен и полезен,
Чтоб вести нам разговор.
Спор «Физики и лирики» (сценка)
В разных концах сцены стоят два стола: на одном из них стоит табличка с надписью «лирики», на другом – «физики». Около столов располагаются участники сценки.
Участники поют песню на мелодию песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».
Все:
Очень трудная наука математика.
И не всем она дается одинаково.
(Пишет ноль).
Карпов: - У Вас всегда и все нулю равняется. Да, с математикой у Вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте.
Вот Вам единственный совет.
Хор лицеистов: - Но он у нас большой поэт!
(Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин).
Державин:
- Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И от души благословил.
Хочу еще раз все услышать,
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
Ну, Саша, выходи смелей!
(Пушкин встает и читает стихи).
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он по сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(Державин выражает свое почтение Пушкину, а тот в смущении убегает, все кланяются и уходят).
Сердцебиенье – ритм,
Угаданный меж строк,
И строгости здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…
1-й ведущий:
В истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник изумрудного города» написали математики Льюис и Александр Волков.
2-й ведущий:
Александр Грибоедов, автор знаменитой пьесы «Горе от ума», не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико – математическом.
3-й ведущий:
А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области знаний: химию, поэзию, математику, медицину, физику.
4-й ведущий:
Науки разные нужны, науки всякие важны!
2-й ведущий:
А гимназией или гимнасией в Древней Греции называлось общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно- филологического направления, дающее ученикам классическое общее образование.
3-й ведущий:
Мы приглашаем всех, присутствующих в зале, отправиться совсем недалеко, всего на два столетия назад. Вспомним 19 век, осень, октябрь….
4-й ведущий:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
1-й ведущий:
19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый кур лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.
2-й ведущий:
Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.
3-й ведущий:
В лицее изучались дисциплины нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.
4-й ведущий:
В лицейской парке у пруда
Вальсирует листва берёз.
И Пушкин с Пущиным вдвоём…
Их листопад почти занёс.
Занёс лицейские мостки,
Занёс скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи…
Вальс (танцует подготовленная пара учащихся).
1-й ведущий:
На первый курс лицея по личному выбору императора Александра I было зачислено 30 человек. В дальнейшем они станут известными людьми своего времени – поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками.
2-й ведущий:
Именно здесь, в стенах лицея, юный Пушкин, про прозвищу «Француз», приобретает самых первых, преданных и верных друзей, среди которых Иван Пущин – «Жано», Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», Антон Дельвиг – «Тося», Александр Горчаков – «Франт», Иван Малиновский – «Казак», Константин Данзас – «Медведь»…
Ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.
ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
КОРСАКОВ: Удачи.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":
Чтец:
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.
Ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Сценарий " Друзья мои, прекрасен наш союз" предназначен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в 5-7 классах....
«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс
Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...
Литературная композиция "Друзья, прекрасен наш союз!"
сценарий Литературной композиции "Друзья, прекрасен наш союз!" ,посвященной Дню Лицея...
Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).
Содержит инфо о лицейских друзьяз и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина...
Друзья, прекрасен наш союз!
В статье речь идет об опыте работы по технологии включенного (встроенного) обучения. Данная технология предполагает обучение учащихся в другом образовательном учреждении в течение некоторго времени....

Урок на тему Друзья, прекрасен наш союз в лирике Пушкина
Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели: донести до обучюащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость...