"Друзья, прекрасен наш союз!»
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx260.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 клас

Мартыненко Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ № 1959 «Дети мира»

г. Москва Учитель музыки

Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина,  приносила  ему  ни  с  чем  несравнимую  радость,  вдохновляла  на  создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.

Оборудование:  диафильмы  «Пушкин  в  лицее»,  «Пушкин  и  няня»,  «Пушкин  и декабристы»,  «Пушкин  в  изгнании»,  «Пушкин  в  Михайловском»;  аудиозаписи произведений А.С. Пушкина.

Оформление:  портрет  А.С.  Пушкина  (под  портретом  слова  «Здравствуй,  племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка  «Тесный круг друзей моих», материалом для которой  послужат  прижизненные  портреты  и  фотографии  товарищей  Пушкина, репродукции  картин,  сопровождаемые  краткими,  но  выразительными  подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки:

«Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений…»).

Ход вечера

  1. Звучат фанфары.
  2. Гимн России.
  3. Вынос знамени.

1-й ведущий:

Наш милый дом, что на семи ветрах,

Ты всем открыт, и все сюда приходят.

Здесь забываем мы ненужный страх,

И снова в детство ты с собой уводишь.

2-й ведущий:

Нас эти стены словно берегут…

Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.

И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,

Большим и малым радуясь победам.

3-й ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас сегодня в этом праздничном зале школы № 1959 «Дети мира». Приятно видеть здесь старших гимназистов и младших школьников. Дорогие пятиклассники! Первого сентября вы пришли учиться в школу в необычные классы. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали своё право обучаться в гимназическом и лицейском классах. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты и лицеисты.

1-й ведущий:

Между лицеями и гимназиями много общего. Оба эти слова заимствованы их древнегреческого языка. Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом  Аристотелем, называвшаяся ликеем или лицеем.

3-й ведущий:

Лицейское богатство – самая светлая глава биографии Пушкина. Годы, проведенные в лицее, были самыми прекрасными, незабываемыми дорогами дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь Пушкин будет вспоминать о них с нежностью и восторгом:

Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я…

4-й ведущий:

Принятый в лицее распорядок дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время отдыха.

1-й ведущий: Да, режим лицейский очень строг – всех сзывают на урок.

Урок математики в лицее (сценка)

За столами сидят лицеисты (5-6 человек). Входит Карпов.

Карпов: - Добрый день, господа! Сегодня решаем уравнения.

(Всем раздаёт листы, все решают, один Пушкин ничего не делает).

Карпов: - Александр Пушкин, извольте к доске.

(Пушкин выходит, задумывается, трет виски, пожимает плечами).

Карпов: - Пушкин, решайте уравнение!

Пушкин: - Я не умею…

Карпов: - Молчите и решайте, а вы все поспешайте!

(Пушкин мучается у доски).

Карпов: - Я все стою печально и смотрю…

Пушкин: - Но уравнение равно нулю.

2-й ведущий: Да, не ладилось у Пушкина с математикой… А как  обстоит дело на современном этапе? Кто важнее – лирики или физики? И что говорят по э

Видео (выдержка из новостей о том, что правительство вмешалось в спор математиков и гуманитариев).

Ролик-интервью с учащимися 5-х классов.

3-й ведущий:

Физики и лирики –

Противостояние.

Да, заслуживает тема.

Нашего внимания.

4-й ведущий:

Физики и лирики –

Это вечный спор,

Интересен и полезен,

Чтоб вести нам разговор.

Спор «Физики и лирики» (сценка)

В разных концах сцены стоят два стола: на одном из них стоит табличка с надписью «лирики», на другом – «физики». Около столов располагаются  участники сценки.

Участники поют песню на мелодию песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».

Все:

Очень трудная наука математика.

И не всем она дается одинаково.

(Пишет ноль).

Карпов: - У Вас всегда и все нулю равняется. Да, с математикой у Вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте.

Вот Вам единственный совет.

Хор лицеистов: - Но он у нас большой поэт!

(Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин).

Державин:

- Старик Державин все заметил.

Восторгов я тогда не скрыл.

Ведь чудо в Пушкине отметил

И от души благословил.

Хочу еще раз все услышать,

А ну-ка, милый, встань поближе.

Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)

Ну, Саша, выходи смелей!

(Пушкин встает и читает стихи).

Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он по сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(Державин выражает свое почтение Пушкину, а тот в смущении убегает, все кланяются и уходят).

Сердцебиенье – ритм,

Угаданный меж строк,

И строгости здесь нету алгоритма.

А каждая неискренность – подлог.

Науке – лирик предназначен,

Без рифмы – формулы сухи.

Душа должна быть тоже зрячей,

И ей, как свет, нужны стихи…

1-й ведущий:

В истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник изумрудного города» написали математики Льюис и Александр Волков.

2-й ведущий:

Александр Грибоедов, автор знаменитой пьесы «Горе от ума», не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе  на физико – математическом.

3-й ведущий:

А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области знаний: химию, поэзию, математику, медицину, физику.

4-й ведущий:

Науки разные нужны, науки всякие важны!

2-й ведущий:

А гимназией или гимнасией  в Древней Греции называлось общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно- филологического направления, дающее ученикам классическое общее образование.

3-й ведущий:

Мы приглашаем всех, присутствующих в зале, отправиться совсем недалеко, всего на два столетия назад. Вспомним 19 век, осень, октябрь….

4-й ведущий:

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

1-й ведущий:

19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый кур лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.

2-й ведущий:

Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.

3-й ведущий:

В лицее изучались дисциплины нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.

4-й ведущий:

В лицейской парке у пруда

Вальсирует листва берёз.

И Пушкин с Пущиным вдвоём…

Их листопад почти занёс.

Занёс лицейские мостки,

Занёс скульптуры и скамьи.

Друзья в саду совсем одни,

Читают новые стихи…

Вальс (танцует подготовленная пара учащихся).

1-й ведущий:

На первый курс лицея по  личному выбору императора Александра I было зачислено 30 человек. В дальнейшем они станут известными людьми своего времени – поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками.

2-й ведущий:

Именно здесь, в стенах лицея, юный Пушкин, про прозвищу «Француз», приобретает самых первых, преданных и верных друзей, среди которых Иван Пущин – «Жано», Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля»,  Антон Дельвиг – «Тося», Александр Горчаков – «Франт», Иван Малиновский – «Казак», Константин Данзас – «Медведь»…

Ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым. 
 ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
 МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
 КОРСАКОВ: Удачи.
 КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
 ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":

Чтец: 
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.


Ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
 ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
 МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
 КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
 ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
 Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен, 
Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз.
 Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело, 
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
 
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи. 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню Лицея: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Сценарий " Друзья мои, прекрасен наш союз" предназначен для проведения внеклассного  мероприятия по литературе в 5-7 классах....

«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс

Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...

Литературная композиция "Друзья, прекрасен наш союз!"

сценарий Литературной композиции "Друзья, прекрасен наш союз!" ,посвященной Дню Лицея...

Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).

Содержит инфо о лицейских друзьяз и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина...

Друзья, прекрасен наш союз!

В статье речь идет об опыте работы по технологии включенного (встроенного) обучения. Данная технология предполагает обучение учащихся в другом образовательном учреждении в течение некоторго времени....

Урок на тему Друзья, прекрасен наш союз в лирике Пушкина

Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели: донести до обучюащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость...