Литературно-музыкальная композиция в рамках предметной недели "Летят за днями дни"
материал (9 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Композиция посвящена А.С.Пушкину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letyat_dni.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная памяти А.С.Пушкина

«Летят за днями дни…»

(в рамках предметной недели в школе)

Автор: Сидорова Т.П.

                                                                       учитель русского языка и литературы

Оформление: с помощью костюмов и некоторых условностей воссоздана атмосфера 30х годов XIX века. Две музыкальные мелодии становятся рефреном литературно-музыкальной композиции: «Реквием» В.-А. Моцарта и «Вальс» Г.Свиридова к повести «Метель». В композиции используются стихи А.С.Пушкина, И.Кобзева, И.Северянина, Т.Кузовлевой, Е.Евтушенко, презентация и  отрывки из воспоминаний современников А.С.Пушкина.

Ученица 10 класса читает стихотворение И.Кобзева «На Тверском бульваре»:

Бульвар и снег…

Январская столица…

Одетый снегом бронзовый поэт…

А мне вдруг вспомнился его убийца,

Нацеливший тяжелый пистолет…

И всплыл Париж

В конце былого века…

И вот глядит шумливый ресторан

На старого сухого человека,

Поднявшего трясущийся стакан…

Он хочет снова выпить за удачу.

Ему сегодня восемьдесят лет…

А на снегу на Комендантской даче

Раскинул руки молодой поэт…

Лежат листки с оборванной строкою.

На них чернила высохли давно..

Старик Дантес морщинистой рукою

Поднес к губам холодное вино.

Когда ж он умер – пыли не осталось!

Но, пулей скошенный

В расцвете лет,

Сквозь дымку снега смотрит с пьедестала

В седых кудрях

Задумчивый поэт…

 (По мере чтения стихотворения начинает очень тихо звучать «Реквием» Моцарта и после последних строк звучит еще несколько минут.)

Ученица 9 класса в роли Е.Карамзиной (сидит за столом и пишет):

Катерина Карамзина сыну Андрею, 30 января 1837 года:

Милый Андрюша, пишу тебе с глазами, наполненными слез, а сердце и душа тоской и горестью; закатилась звезда светлая, РОССИЯ ПОТЕРЯЛА ПУШКИНА! Я имела горькую сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал. Ты можешь себе вообразить мои чувства в эту минуту, особливо, когда узнаешь, что Арент с первой минуты сказал, что никакой надежды нет!

Он протянул мне руку, я её пожала, и он мне также, а потом махнул, чтобы я вышла. Я, уходя, осенила его издали крестом, он опять протянул мне руку и сказал тихо: «Перекрестите меня». Тогда я опять, пожавши еще раз его руку, уже его перекрестила, прикладывая пальцы на лоб, и приложила руку к щеке; он её тихонько поцеловал и опять махнул. Он был бледен, как полотно, но очень хорош…

Ученик 9 класса читает:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(Звучит «Реквием» Моцарта)

Ученица 9 класса:

…У постели Пушкина дежурил доктор Даль. Давно кончили друзья обряд прощанья с умирающим. Его наконец оставили в покое.

Никто не входил в кабинет без зова Пушкина.

Александр Иванович Тургенев, пристроившись в столовой, с утра начал вести свою корреспонденцию. Он хорошо понимал, что за каждое слово нелицеприятного свидетеля будут благодарны ему и современники и будущие поколения. Он метил свои письма чуть ли не каждым часом.

Ученик 10 класса в роли А.И.Тургенева:

«Полдень. Я опять входил к нему. Он страдает, повторяя: боже мой, боже мой! Что это? Сжимает кулаки в конвульсиях».

«2-й час дня. Пушкин сам себе пощупал пульс, махнул рукой и сказал: смерть идет».

Ученик 11 класса:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В  обитель дальную трудов  и чистых нег.

Ученик 10 класса в роли В.А.Жуковского:

Жуковский – брату Пушкина:

Княгиня Вера Федоровна Вяземская была с Натальей Николаевной, которой состояние было невыразимо: как привидение, иногда прокрадывалась она в комнату, где лежал её умирающий муж; он… боялся, чтобы она к нему подходила, ибо не хотел, чтобы она могла приметить его страдания, кои он с удивительным мужеством пересиливал, и всякий раз, когда она входила и только останавливалась у дверей, он чувствовал её присутствие. – Жена здесь, - говорил он, - отведите её.

Ученик 9 класса читает стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна»:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Ученица 10 класса:

«Пушкин слабее и слабее. Смерть быстро приближается, но умирающий сильно не страдает. Жена подле него. Он беспрестанно берет её за руку. Жена повторяет: «Ты будешь жить!» Он уже умирает, а жена находит его лучше, чем вчера. Она у дверей его кабинета. Иногда входит. Её  лицо не предвещает смерти, такой близкой…»

«2 часа пополудни. «Опустите шторы, спать хочу», - сказал он сейчас…»

Сон не пришел.

Ученица 11 класса в роли Н.Н.Гончаровой с тарелочкой морошки:

Александр Сергеевич попросил морошки. Тотчас, чтобы успеть исполнить его желание, послали в ближайшие лавки. Слуга взял её в долг по заборной книжке. Когда морошку принесли, Александр Сергеевич внятно сказал:

  • Позовите жену, пусть она меня покормит.

Наталья Николаевна встала на колени и дрожащей рукой подала ему одну-другую ложку ягод. Александр Сергеевич погладил её по голове.

  • Ну, ну, ничего… Слава богу, все хорошо!

Ученик 10 класса в роли В.И.Даля:

Он умер в 2 часа 45 минут пополудни, в пятницу 29 января 1837 года по старому стилю.

(Звон погребального колокола)

Ученик 10 класса в роли И.Панаева (читает на фоне «Реквиема» Моцарта):

Иван Панаев «Литературные воспоминания»:

Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. В городе сделалось необыкновенное движение. На Мойке у Певческого моста не было ни проходу, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали, просто говоря: «К Пушкину!», и извозчики везли прямо туда. Все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали как бы своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию…

Ученик 10 класса в роли В.А.Жуковского («Реквием» продолжает звучать):

Жуковский 29 января 2 часа пополудни:

Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нем не имеем силы, да и не нужно. Всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потере, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин – наш поэт, наша радость, наша народная слава!..

 

(Скорбные мелодии «Реквиема» незаметно переходят в «Романс» Г.Свиридова)

Ученик 9 класса читает «Вакхическую песню»:

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно

В густое вино

Заветные кольца бросайте!

Подымем стаканы, содвинем их разом!

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует разум, да скроется тьма!

Ученица 8 класса читает стихотворение Т.Кузовлевой:

Есть в сердце символы любви,

Не просто имена и звуки.

Они живут у нас в крови

С рожденья до последней муки.

И на вопрос: «Кто ваш поэт?» –

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ, -

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

(Звучит мелодия без слов песни «Как упоительны в России вечера»)

Ученик 11 класса читает стихотворение И.Северянина «Пушкин»:

Он – это чудное мгновенье,

Запечатленное в веках.

Он – воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах.

Лишь он один из всех живущих

Не стал, скончавшись, мертвецом,

Он вечно жив во всех поющих,

И смерть здесь не звучит «концом».

В его созданьях красота ведь

Показывает вечный лик.

Его нам мертвым не представить

Себе, - и этим он велик!

Пускай он стар для современья,

Но современье для него

Ничтожно: ведь его мгновенье

Прекрасней века моего!

Звучит «Вальс» Г.Свиридова. На его фоне ученик 9 класса читает четверостишье Е.Евтушенко:

 

Не представима жизнь без Пушкина –

Она без Пушкина вдова.

Пока душа не обезумела и Пушкин в ней –

Душа жива.

(Продолжает звучать «Вальс» Г.Свиридова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 400 - летию со дня смерти У.Шекспира (в рамках предмета английская литература, 10 класс)

Наступающий 2016 год объявлен Годом языка и литературы Великобритании и России. Его центральной темой станет 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира. Со дня рождения легендарного английского др...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...

Литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский – доктор и человек» в рамках научно-познавательного лектория «Портреты великих…»

Среди средств, повышающих эффективность воспитательной работы, особое место  занимает театральная постановка. В нашем случае это литературно-музыкальная композиция «Н.В.Склифосовский &ndash...