"Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"
методическая разработка (9 класс) на тему

 Чекмарёва Елена Ильинична

Задачи мероприятия:

1. Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.

2. Развить способности и задатки ребенка, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.

3. Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас учащихся.

4. Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.

5. Сформировать положительные качества ребенка, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к слову, патриотические чувства).

6. Воспитать художественно-эстетический вкус через вырисовывание буквиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svet_i_dobro_svyatyh_kirilla_i_mefodiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

«Свет и добро святых Кирилла и Мефодия»

Цель мероприятия:

Формирование духовно-нравственных ценностей ребенка через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.

Задачи мероприятия:

1. Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.

2. Развить способности и задатки ребенка, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.

3. Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас учащихся.

4. Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.

5. Сформировать положительные качества ребенка, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к слову, патриотические чувства).

6. Воспитать художественно-эстетический вкус через вырисовывание буквиц.

Методическое обеспечение:

Примерный перечень необходимых компонентов для оформления помещения и проведения праздника:

1. Изображение святых Кирилла и Мефодия.

2. Церковнославянский алфавит (кириллица).

3. Репродукции из рукописных книг, плакаты с пословицами и поговорками о

славянской азбуке.

5. Экспозиция художественных работ учащихся с изображением букв славянской азбуки и образцами древнего письма.

6. Стеллаж с литературой, посвященной истории славянской письменности и культуры.

7. Аудиозапись колокольного звона, гимна создателям азбуки.

 (Звон колоколов).

Дети-чтецы:

Великий день Кирилловой кончины

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим

Причастные его труду

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с не сойдем, и, словеса святые

Его вспомянув, воскликнем мы тогда:

Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Ведущий-учитель: В нашей стране и за рубежом празднуются дни славянской культуры и письменности, 24 мая отмечается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских. Святые братья привели славян к вере христианской через постижение грамоты, через изучение науки книжной. Сегодня мы вспомним о жизненном пути святых братьев, о том, как с Божией помощью они создали славянскую азбуку. Ведущий 2. Кирилл и Мефодий  - На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл   (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города  Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели  славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

А начнем наш праздник с исполнения гимна создателям азбуки:

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирени.

Вашей молитвой пред Господом сил!

Дети-чтецы:

Прошли года и Русь Святая,

Славянам кровная, родная,

Христову веру обрела…

И вместе с верой в достоянье

Славянской грамоты познанье

В благоговеньи приняла.

Прошли года, и просвещенье

Меж русских светочем зажглось,

Струею тихой полилось

От поколенья к поколенью…

От предков наших, как сынам,

Оно завещано и нам.

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян

И сладким звуком их имен

Свои молитвы оглашая,

Из века в век, из рода в род

Она их память соблюдет.

(Звучит величание свв. Кириллу и Мефодию в записи или в исполнении детского церковного хора.)

II. Конкурсная программа (проводит ведущий-учитель)

Впереди у нас конкурсная программа. Ее Величество Славянская Азбука приготовила интересные задания, которые помогут определить нам знатока славянской письменности. За каждое правильно выполненное задание участники получают по 5 баллов (за правильные ответы выдаются медальоны).

1. Конкурс вопросов и ответов.

- Откуда были родом святые братья Кирилл и Мефодий? (Греция, г. Солунь).

- Как назывался древний язык, на который братья с помощью своей

азбуки переводили греческие церковные книги? (Старославянский, или церковнославянский).

- Из какой страны пришла славянская письменность на Русь? (Из Болгарии, где ученики Кирилла и Мефодия при дворе князя Бориса продолжили дело просвещения славян).

- Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей? (Евангелие от Иоанна).

- Как звали русского первопечатника, создателя первого печатного станка? (Иван Фёдоров).

- Когда и кем впервые была упразднена церковная азбука и создан новый гражданский алфавит? (Императором Петром I в 1708 году).

- Когда произошла вторая реформа азбуки, при каких условиях? (В 1918 году).

2. Кроссворд

  1. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского  алфавита? (кириллица)
  2. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний? (просветители)
  3. Как назывался язык, на котором Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги? (славянский)
  4. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
  5. Как называют умение читать и писать? (грамота)

6.Совокупность букв или других знаков данной системы письма? (Алфавит)

6

а

л

ф

а

в

2

п

1 к

и

р

и

л

л

и

ц

а

т

о

с   3

л

а

в

я

н

с

к

и

й

в

е

5 г

р

а

м

о

т

а

и

т

е

4 с

о

л

у

н

ь

и

(на столе у каждого ученика кроссворд)

3. Конкурс «Я знаю азбуку»

Ведущий: Как говорили в старину, «сначала аз да буки, а потом и науки».

Начнем нашу конкурсную программу с чтения азбуки. Кто быстрее и точнее?

(Участники наизусть читают алфавит (в прямом и обратном порядке.)

4. Конкурс «Расшифруй пословицу»

Ведущий: В языке и культуре сами буквы славянской азбуки имели такое

большое значение, что о них русским народом были составлены пословицы и

поговорки. Знаете ли вы их? Я называю, а вы попробуйте ответить, что они

означают. (На плакате заранее приготовлены пословицы).

«Начать с азов»

«Сделать на ять»

«Прочитал от аза до ижицы»

«Пропишу я тебе ижицу»

«Стоять фертом»

«Смотреть глаголем»

«Фита и ижица – к ленивому плеть движется»

5.Игра “Собери пословицу”

/Каждая парта получают полоски бумаги с частью пословицы./

Задание: составить целую пословицу.

1 парта.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

2 парта.

Хорошую книгу читать не в тягость.

Испокон века растит человека.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

3 парта.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

4 парта.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

Минутка для шутки

Учитель.– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”

“Азбуку учат на всю избу кричат.”

- Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги.

6. Разгадывание загадок. - А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки.  Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает.
(Буквы)

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить.
(Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)

Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)

7. Конкурс «Церковнославянизмы»

Ведущий: А сейчас проверим, как хорошо вы знаете церковнославянские

слова. Вспомните, как в старину назывались черты человеческого лица. На

ватмане изображен контур человеческого лица, части лица подписаны по-русски. Ваша задача найти табличку с соответствующими словами (глава, власы, чело, вежды, очи, зеницы, ланиты, брада, уста, скрания, выя) и прикрепить их рядом с синонимичными русскими.

Подведение итогов. Ведущий: А сейчас пришло время подвести итоги конкурсной программы, наградить самых активных участников нашего праздника, определить знаток.

славянской письменности. (На сцену вызываются участники, набравши наибольшее количество баллов, наибольшее число медальонов.) Награждения (грамоты за 1, 2, 3место).

Вы милые, юные, чистые дети,

Любите угодников этих святых!

И пусть перед вами в таинственном свет.

Сияют их лица в венцах золотых.

В тяжелом сомненье, в житейской невзгоде,

В беде – призывайте вы их имена.

Учители наши, Кирилл и Мефодий,

Хранят нас молитвой на все времена!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые Кирилл и Мефодий

Сочинение ученицы 10 А класса МОУ СОШ №30 Гарибьянц Виктории о начале письменности нишего народа...

Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Святые Кирилл и Мефодий"

внеклассное мероприятие по литературе...

Сценарий " Подвиг первоучителей святых Кирилла и Мефодия".

Создание азбуки стало уникальным открытием в истории русского языка. День славянской культуры и письменно традиционно отмечается в нашей стране....

«Слово о святых Кирилле и Мефодии»

Цель данного урока является воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия....

Слово о святых Кирилле и Мефодии

Воспитание уважительного отношения школьников к трудам  христианских проповедников Кирилла и Мефодия....

День святых Кирилла и Мефодия (День славянской письменности и культуры) - 24 мая

Ведущий:- Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отмечаем Праздник славянской письменности и культуры.Святые Мефодий и Кирилл создали славянскую азбуку и объединили славян единой письменностью и...