Открытое занятие для 3 класса "Хлеб - всему голова"
план-конспект на тему
Цель занятия: закрепить познания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, хлебороб, пекарь).
- Развивать связную речь детей.
- Расширять словарный запас.
- Учить объяснять смысл пословиц.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить работать в коллективе и индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_hleb_vsemu_golova.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Хлеб - всему голова»
Ведущая:
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад – вперёд, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
Ведущая: О каком урожае я сейчас говорила? (дети: о сборе хлеба)
Правильно, ребята. Мы сегодня собрались поговорить о продукте, к которому сохранено самое почтительное отношение на земле. Хлеб, хлебушек… Мягкий, душистый, пышный с хрустящей, румяной корочкой. Вы уже почувствовали его запах? Это один из самых удивительных запахов на земле, запах свежеиспечённого хлеба! В хлебе скрыто тепло земли, тепло солнца, тепло рук человеческих.
Хлеб – это счастье и богатство,
Хлеб – это сила и успех!
Что будет без хлеба,
Задумалась я?
У хлеба ж такая
Большая семья!
Исчезнут витушки и сушки,
Пирожное, слойки, ватрушки,
Лепёшки, лаваш, куличи.
Не будут нам печь калачи.
Сухарики, жулики, пряники
Не будем жевать на завалинке.
И бублики, крендели, сайки
Не будут нам стряпать хозяйки.
Не испекут в печи буханки,
Батоны, кексы и баранки.
Не дадут блинов с вареньем,
И не купят нам печенья.
Нет, жить без хлеба не хотим!
Слава хлебу – говорим!
Ведущая: Хлеб - основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Поэтому в народе о хлебе говорят так: «Хлеб всему голова»
Ведущая:
И чтобы доказать это, я приглашаю вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно.
Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Итак, отправляемся в путь
Станция Историческая.
На этой станции можно услышать много легенд и преданий.
Ведущая: Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».
Ученик:
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущая: Мы прибываем на следующую станцию:
Станция Как хлеб на стол пришёл. СЛАЙД 4
- Вы узнаете, как приходит хлеб на стол!
Ведущая:
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Чтец 1:
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Спит земля.
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну, а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
- Что стучите, мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним трактора,
Точим, точим плуги.
Чтец 2:
- Агроном в халате белом,
Чем ты занят? – Важным делом.
Проверяю семена.
Приходи скорей, весна!
Агроном сказал: - Пора!
Заводите трактора.
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный, сочный чернозем.
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Чтец 3:
Продолжается рассказ.
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как, пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи,
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, - пожалуйста - , готово,
В ящик сыплется оно.
Чтец 4:
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится –
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Там при всем честном народе
Уж намнут тебе бока!
Тесту тесно – мало места.
- Ох, пустите! – шепчет тесто.
- Ладно, пустим, в печь давай.
Народился каравай.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Чтец 5
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Ведущая:
Ребята, кто внимательно слушал стихи и запомнил, как в старину выращивали хлеб? Кто из вас знает, какие орудия труда тогда были у людей?
- Чем пахали поле? (сохой или плугом)
- Кого в них запрягают? (лошадь)
Какая современная техника помогает людям сейчас выращивать хлеб? ( комбайны, трактора). Молодцы! Вы очень внимательно слушали рассказ и хорошо всё запомнили.
Люди каких профессий создают для нас хлеб? (ответы детей: агроном, комбайнёр, пекарь)
Вот как говорится об этом в стихотворении С. Погореловского «Кто хлеб создает».
Посеяли хлеб хлеборобы весной.
Созрел он и встал золотою стеной.
И слышит страна:
- За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора!
- Дадим! – отвечают в цехах металлурги.-
Для хлеба комбайны мы сделаем быстро,
Но только нам нужен металл непременно.
- Дадим! – отвечают немедля мартены. –
Нам только руду подавайте сюда!
Для хлеба! С рудою спешат поезда.
Для хлеба! Проложены рельсы дорог.
Для хлеба! Идет на-гора уголек.
Для хлеба! Нефтяники нефть достают.
Для хлеба! Плотины на реках встают,
И краны, и вышки до самого неба.
Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлурги – народ.
Ведущая: Видите, ребята, люди скольких профессий создают хлеб. Сейчас давайте поиграем в игру «Своё место»
Условия игры:
На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия. (9 человек)
ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ
ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА
Ведущая: Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь вы точно знаете как от маленького зёрнышка к нам на стол попадает хлеб.
Музыка для входа Пшеницы.
Входит Пшеница ( обходит круг, в руках держит каравай на подносе.)
Пшеница:
Здравствуйте!
Я – Пшеница Золотая
В гости к вам пришла.
Вы тут обо мне говорили? Многое вы уже знаете, а можете ли отгадать мои загадки? Отгадать нужно легко и быстро:
1. Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
2.В дом зерно возьмёт
Каравай вернёт (Поле.)
3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
4. Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)
6. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (баранки и бублики)
7. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
8. В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)
Пшеница: Молодцы, ребята, хорошо справились!
Ведущая: Мы приближаемся к
Станции «Хлеб военных лет»
Ведущая: Что может быть важнее хлеба? Есть, пожалуй, только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь». В старину на Руси рожь называли житом, от слова «жить». Есть хлеб – есть и жизнь. Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку. СЛАЙД 25
Ученик:
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
Ведущая:
В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом. В Блокаду хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. А когда совсем зерна не осталось, хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды, овсяной муки, ветвей березы и семян дикорастущих трав, добавлялись березовые почки и сосновая кора. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Ведущая: Показывает кусочек хлеба весом125 гр.
Ведущая: Мы прибываем на станцию:
Станция Бережливых СЛАЙД 26
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Многие из вас совсем беспечно относятся к хлебу, кто-то играется с ним, кидает, выбрасывает .
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Булка"
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущая:
Можно ли так обращаться с хлебом? Конечно же,нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать. Поэтому, если вы увидите где-то упавший кусочек хлеба, поднимите его, отдайте птичкам. А знаете ли вы, ребята, как можно использовать застаревший, черствый хлеб?
( дети рассказывают: гренки, сухарики, квас и т.п.)
Давайте будем всегда бережно относиться к хлебу.СЛАЙД 27
Ведущая: Уважая труд хлебороба, народ создал много пословиц и поговорок, в которых отразилась его многовековая мудрость. Вот некоторые из них (чтение пословиц).
- Пот на спине, так и хлеб на столе.
- - С хлебом и сила приходит.
- - Без хлеба нет обеда.
- - Много снега – много хлеба.
- - Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.
- - Хлеб в закромах – счастье в домах.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ведущая:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!
Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве- царь!
- Когда заканчивался крестьянский год и все сельскохозяйственные работы заканчивались, на Руси отмечали 14 октября великий праздник - Покров. Люди радовались, что труды их не пропали даром, урожай собран, кладовки и амбары полны, теперь можно отдохнуть и повеселиться. На таких праздниках водили хороводы, пели напевные народные песни и задорные частушки.
Девочки исполняют частушки.
1 девочка.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
2 девочка.
Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.
3 девочка.
Тесто я месить пойду,
Отходите далее.
Неужели вы меня
Раньше не видали?
4 девочка.
Замешу я тесто,
Чем вам не невеста?
Головой вот так качну,
Завлекать парней начну!
5 девочка.
Хоть месить мне тесто лень
Всё же потружуся,
А когда я подрасту,
Бизнесом займуся!
6 девочка.
Помесить мне разрешите.
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
7 девочка.
Меня мама бережёт
Месить тесто не даёт.
Жарит рыбки – окуньки,
Чтоб любили пареньки!
8 девочка.
Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.
Ведущая: Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей.
Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.
На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Каждый день, беря в руки кусок хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
О чём, ребята, мы сегодня говорили? (о хлебе) Что вы узнали? (как растят хлеб). Какой вывод можно сделать из сегодняшнего занятия? ( к хлебу нужно относится бережно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
внеклассное занятие "Хлеб всему голова"
Задачи: Углубить и расширить знание детей о хлебе.Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации....
Открытый классный час "Хлеб-всему голова"
Классный час посвящен знакомству с истоией хлеба, историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...
Конспект занятия «Хлеб всему голова».
Задачи:Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии; Р...
Воспитательское занятие, Классный час Хлеб всему голова 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....
Открытое занятие для учащихся 3 класса "Хлеб - всему голова"
В ходе занятия познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми професси...