Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник цветка Солнца" для начальной школы
методическая разработка (5 класс) по теме

Махмудова Светлана Михайловна

Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник цветка Солнца" для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mer.okr_.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник цветка Солнца" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание сценарий внеклассного мероприятия предназначен воспитателям и учителям начальных классов, воспитателям для проведения урока "Окружающий мир", внеурочной деятельности младших школьников.
Цель 
Организация досуга учащихся. Знакомство с цветком Солнца- подсолнухом.
Задачи:
- познакомить детей с историей появления подсолнуха;
- расширить кругозор детей о подсолнухе;
- прививать познавательный интерес младшим школьникам;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать логическое мышление, познавательные способности и память учащихся.

Ход мероприятия


1Ведущий
Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости. Я приглашаю вас на праздник цветка Солнца. Догадались, что это за цветок?(ответы детей)
Послушайте загадку о нем:
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
Догадались? (Подсолнух)Правильно!
1 Ученик
Я семечко в землю вчера посадил,
На даче, где старый плетень.
И грядку вскопал, а потом все полил.
Работать мне было не лень.
Я ждал, что проклюнется скоро цветок.
Высматривал, ждал, но зеленый росток
Все медлил, и я уже ждать перестал.
Но грядку упрямо водой поливал.
Потом я уехал. На даче остались
Лишь бабушка, кот и Барбос.
Ведь мама и папа на море собрались,
Со мною на остров Родос.
Там много цветов. Голубых и лиловых,
Бордовых и желтых,
Знакомых и новых.
А я же себе свой цветок представлял,
И встречи с ним ждал.
И во сне поливал.
И вот наконец я на дачу вернулся.
Погладил Барбоса, коту улыбнулся.
И бабушке сразу с порога вопрос:
- Ну, как мой цветок? Он немного подрос?
- Беги уж на грядку. Заждался цветок.
Он с солнцем похож. Будто младший браток.
И вот, чуть дыша, я у грядки стою.
- Я вырастил солнце! – от счастья пою.
Я вырастил солнце! Оно золотое!
И семечко было совсем не простое!
Подсолнух мне головой покивал:
«Спасибо! Я тоже тебя очень ждал».


2Ведущий
Ребята, а кто знает, почему я назвал подсолнух цветком Солнца?
(ответы детей)
2 Ученик
Подсолнухи… Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки…
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки…
Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут…
Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться…
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся…
1Ведущий
Подсолнух в народе называют цветком Солнца, ведь он не только радует глаз ценителей природы, но и образно напоминает свет нашего светила. Поэтому этот цветок сегодня распространен на всех пяти континентах земного шара.
Непреодолимое чувство радости возникает при виде подсолнуха, огромные соцветия которого, окаймленные яркими, лучистыми лепестками, так похожи на солнышко. При взгляде на этот цветок на душе становится радостно, проходят депрессии и забывается печаль. А неповторимое тепло, которое он излучает своим ярким желтым цветом, согревает и успокаивает.
2Ведущий
А знаете ли вы откуда к нам пришел подсолнух? и сколько ему лет?
(ответы детей)
Матушка-природа позаботилась о людях, почитавших с древних времен Солнце – источник жизни и радости на Земле, подарила им прообраз звезды в цветочном эквиваленте – подсолнух. На греческом языке подсолнух звучит «гелиант», происходит от слов «Гелиос» – Солнце, «антос» – цветок. Немного родословной подсолнуха Родиной подсолнуха является Северная Америка. По легенде боги подарили индейцам этот цветок, символизирующий солнце, поэтому подсолнух был священным символом для индейского племени.
В XVI веке испанцы завезли подсолнух в Европу. Долгое время подсолнух выращивали как декоративный цветок, позднее семена подсолнечника стали употреблять в пищу как деликатес. Первыми получать масло из семян подсолнечника стали англичане.
1 Ведущий
В Россию семена подсолнуха привез Петр I из Голландии,


а граф Шереметев посеял их на своих воронежских землях,


никто и не подозревал, что растение станет на Руси главной пищевой масличной культурой. Раньше считалось, что семечки грызут ради забавы, но ученые выяснили, что это очень полезное дело.
Несмотря на то, что это однолетнее травянистое растение, его высота может достигать 4-х метров. Грубый прямой стебель покрыт жестким опушением и крупными овально-сердцевидными листьями с длинными черешками. Большой золотистый цветок подсолнечника на самом деле – целое собрание разных цветков. Самые красивые – большие ярко желтые «лепестки» — язычковые цветки. Они служат для привлечения насекомых-опылителей. А вот скромные цветки в центре корзинки называются трубчатыми. Из них после опыления завязываются семена. К осени огромные корзинки подсолнечника буквально ломятся от семечек.
2 Ведущий
Предлагаю отдохнуть под музыку.
Звучит музыкальная заставка Игра "Маленькое солнышко"
«Маленькое солнышко» (дети встают в круг).
Желтое солнце на землю глядит
(руки вверх и потянулись, подняли вверх глаза)
Желтый подсолнух за солнцем следит 
(с поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу).
Только желтые лучи у него не горячи
(наклоны головы к левому- правому плечу)
Он растет на длинной ножке
(руки вдоль туловища, встать на носки).
С лепесточками, как рожки 
(развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна
(соединить над головой округленные руки).
1 Ученик
Подсолнух с рыжей головой,
Скажи нам, милый, что с тобой?
За солнцем крутишься весь день,
Быть может, ты не любишь тень?
1 Ведущий
Подсолнух называют цветком Солнца не только потому, что он внешне похож на Солнце, но и потому, что в течение дня он поворачивает свое соцветие вслед за движением светила. И это научно доказанный факт. Но к окончанию цветения его корзинка уже не тянется за Солнцем, а просто обращена к югу.
2 Ученик
Почему, отчего
К солнцу тянется подсолнух,
Даже утром он спросонок
Смотрит прямо на него?
Я скажу вам отчего:
У подсолнечника с солнцем
Очень близкое родство.
На земле цветет подсолнух-
Маленькое солнце,
Много зерен, маслом полных,
У него на донце…
3 Ученик
Расцвёл подсолнух в огороде,
И к солнцу тянется весь день,
За солнышком головкой водит,
Чтоб не попала она в тень.
Когда же солнышко заходит,
Он ждёт до самого утра,
Вздыхая в тёмном огороде:
- Вставай же, солнышко! Пора!
1 Ведущий
Поиграем в игру "Подсолнухи"
Игра "Подсолнухи"
Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит не моргая.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!
2 Ведущий
Подсолнух – символ эстетического движения Когда подсолнух попал в Европу, его стали выращивать в качестве декоративного растения. Людовик XIV – «король-солнце» – был восхищен этим цветком. 


Существует около 60 видов подсолнуха, выращивают в сельскохозяйственных целях только подсолнечник однолетний и топинамбур. Семена подсолнечника содержат много кальция, 18-20% протеинов от дневной нормы человека. Подсолнечное масло (растительное) – наиболее распространенное и дешевое в мире, богато жирными кислотами. 


Подсолнечник – это самое медоносное растение. Один гектар подсолнечника «дает» 50 кг меда.


1 Ведущий
А семечки – это еще и лакомство, и полезная добавка к пищевому рациону. Их едят сырыми, жареными, используют для начинки хлебных изделий.


А еще из семян подсолнечника делают распространенное лакомство – халву


и козинаки.


2 Ведущий
Легенд о подсолнечнике много. Все они, так или иначе, связаны с солнцем и невероятно красивы и полны любви. Мне больше всего по душе легенда из греческой мифологии, в которой рассказывается о том, как водяная нимфа Клития полюбила бога Солнца Аполлона. Она так сильно влюбилась, что сидела целыми днями и смотрела на солнце. Но Аполлон никогда не замечал её. Боги Олимпа пожалели бедную Клитию и превратили в подсолнечник. Её ноги стали стеблем, а лицо – соцветием, окруженным золотыми лепестками. Даже поменяв свой облик, Клития продолжала смотреть на возлюбленного, поэтому соцветие подсолнечника всегда поворачивается к солнцу.


В городе Бердянске даже поставлен памятник подсолнуху.


Подсолнух – уважаемый в народе цветок. Его любят и ценят. Считается, что он отражает энергетическое вторжение и разряжает атмосферу дома, если его поставить в вазу. По этой же причине в деревнях его сажали на улице возле дома.
По древнему поверью, на участке всегда должны быть цветы золотистого цвета, т.к. они привлекают достаток, и именно цветы подсолнечника как нельзя лучше подходят для этой цели.
1 Ведущий
А знаете вы, ребята, что существует День подсолнуха?
(ответы детей)
Он не так давно появился и отмечают его 1 мая. В этот день люди сажают подсолнухи в городе. Во дворах, у домов, вдоль дорог, в парках и скверах, на пустырях – в любых местах, где не хватает красоты и зелени.
1 ученик
На осеннем, но убранном поле,
Одинокий подсолнух стоит.
Я его не срубил, и доколе
Он на хмурое небо глядит.
Всем известно – зима на подходе,
Солнце в небе желанней всего.
Так пускай у меня в огороде
Мой подсолнух заменит его.
Я его берегу и жалею,
И согнуться не дам, и упасть.
1 Ведущий
Да, уже осень и нам конечно не хватает солнечного тепла. Но нас может обогреть цветок Солнца!
Так почему же называют подсолнух цветком Солнца?
(Ответы детей)
Да,ребята, очень полезный это цветок, очень добрый. О нем даже создан замечательный мультфильм, который называется "Тигренок на подсолнухе"
Предлагаю его посмотреть.
Просмотр мультфильма.


— Почему подсолнух вырос такой большой?
( Ответы детей:Потому что тигрёнок согрел его любовью, своим дыханием)
— Правильно! Энергия любви может творить чудеса. И этот цветок тоже нам дарит свои чудесные дары.
Приглашаю вас попробовать угощения из подсолнуха, которые приготовили ваши родители.


(Салат)


(Торт)
(Дети садятся за столы и родители их угощают своими блюдами)

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе: "Природа нуждается в нашей защите"

Разделы: Начальная школаВнеклассная работа


Цели:

  • формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,
  • развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия

I.

Ведущий. Тема нашего занятия “Природа нуждается в нашей защите”. Сегодня мы побеседуем об охране природы, об очень важной науке экологии. Ребята, что такое природа?

Дети. Воздух, вода, почва, растения, животные, человек – всё это природа.

В. Как вы понимаете слово “защитник”?

Д. Защитник – это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.

В. Есть такая наука экология, которая учит людей защищать природу, бережно относиться к окружающему миру.

Природа нашей планеты меняется. На протяжении столетий люди брали у природы всё, что нужно было для жизни. Но из-за этого много растений и животных уже исчезло. Вырублено много лесов. Всё меньше бабочек, стрекоз, цветов.

Много мусора видим мы вдоль дорог, вокруг домов, в лесу. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, загрязняют воздух и выхлопные газы автомобилей. Вместо чистых рек течёт вода, загрязнённая промышленными стоками, в которой опасно купаться. Всё это отражается и на жизни людей. Им приходится дышать загрязнённым воздухом, питаться растениями, выросшими на загрязнённой почве. Людям не хватает чистой пресной воды.

Учёные-экологи подсказывают, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, чтобы не навредить человеку. На заводах и фабриках устанавливают фильтры, очистные сооружения. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Ребята, что можно сделать на месте вырубленных лесов?

Д. Посадить новые деревья.

В. Правильно. Для того, чтобы сохранить природу, создаются заповедники, заказники.

Физкультминутка

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет всё узнать 
Наша любознательность

(Дети поднимают руки вперёд, вверх, в стороны, вниз, приседают, прыгают.)

II.

B. Послушаем сообщения ребят-краеведов об охране природы.

Д. Мы расскажем о заказнике “Журавлиная родина”.

Рис. 1

Город Талдом расположен на севере Московской области. На болотах на границе Талдомского и Сергиево-Посадского района с весны до отлёта на юг осенью журавли выводят и растят своих птенцов. Из болот вытекает река Дубна. Здесь запасы чистой пресной воды, чистый воздух, много черники и клюквы.

Д. Весной журавли возвращаются на родное болото. Питаются они лягушками и болотными ягодами. На кочках среди травы они устраивают гнёзда, в которых бывают 1-2 птенца.

В конце августа на убранных полях можно увидеть большие стаи серых журавлей, которые называются предотлётными скоплениями. Журавли клюют упавшие зёрна, совершают пробные полёты, набираются сил перед дальней дорогой на юг.

Д. Для журавлей важно спокойствие. Они не любят соседства дорог, появления человека вблизи гнёзд. Пока журавли не улетят на юг, в заказнике запрещено собирать клюкву на болотах. Осенью птицы поднимаются в небо, выстраиваются клином и курлычут напоследок, прощаются до будущей весны.

Д. Сохранить водно-болотные участки Журавлиной родины удалось благодаря организации здесь особо охраняемых природных территорий – заказников. Эти места охраняют от торфяных пожаров, не загрязняют, не пугают птиц.

“Журавлиной родиной” назвал этот край писатель Михаил Михайлович Пришвин, который несколько лет жил в Сергиевом Посаде и бывал в этих местах.

III.

В. Послушаем следующие сообщения ребят-краеведов.

Рис. 2

Д. Мы расскажем о бережном отношении к лесу. С каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Древесина нужна людям для строительства домов, изготовления мебели, производства бумаги. Прокладываются новые дороги, требуются новые площади для предприятий, домов и дач. Это ведёт к вырубке лесов.

Д. Лес доставляет радость людям своей красотой. В нём растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды. В нём легко дышится, так как растения выделяют много кислорода. Лес – это ещё и дом для зверей, птиц, насекомых. И на месте Сергиева Посада много веков назад простирался дремучий лес.

Д. Нужно беречь лес. Например, сдавая макулатуру (старые газеты, журналы) можно сберечь от вырубки деревья.

Страшный враг леса – это пожар. Без всякой пользы в нём гибнут деревья и обитатели леса. Нельзя без надобности разводить костёр в лесу. Перед уходом необходимо погасить костёр, залить водой, засыпать землёй.

Физкультминутка

Я на кусте у родника (дети поднимают руки)
Не тронул сети паука, 
Я поглядел на муравьёв: 
(приседают)
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал 
(шаги на месте)
И никого не напугал, 
(повороты туловища)
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил! 
(руки в стороны, вниз)

IV.

В. С призывом “Не зажигайте сухую траву весной” и со своими сообщениями выступят юные помощники экологов.

Рис. 3

Д. Когда наступает весна, на полях и обочинах дорог виды остатки нескошенной сухой травы. Она может вспыхнуть от малейшей искры, брошенной сигареты, незатушенного костра. Возгорания сухой растительности приводят к страшным последствиям.

Д. Горят прилегающие к полям постройки, возникают лесные пожары, в огне гибнут полезные насекомые, гнёзда птиц, ростки трав. Нельзя зажигать сухую траву. Нужно сообщать о возгораниях в пожарную охрану и родителям.

V.

В. А теперь поговорим о Правилах Друзей Природы. У каждого из вас лежат на столе памятки “Правила поведения в природе”. Прочитайте одно из правил и объясните его.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Листья выделяют кислород, задерживают пыль. Не надо обламывать ветки цветущей черемухи. Без цветов не будет и плодов.

Не рвите на лугу и в лесу цветы. Сорванные цветы быстро вянут, а оставленные в природе будут радовать своей красотой и дадут семена, из которых вырастут новые растения. А букеты можно составлять из тех цветов, которые люди сами выращивают.

Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Они приносят пользу деревьям, нужны животным леса.

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Они украшают природу, многие из них опыляют растения, значит, у растений появятся семена. Муравьи – санитары леса, они спасают его от вредных насекомых. Стрекозы спасают нас от комаров и мошек.

Берегите лягушек, жаб и их головастиков. За лето каждая лягушка и жаба съедает больше тысячи комаров, мух, жуков.

Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им лес, луг, водоём. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.

Не подходи близко к гнёздам птиц. Если окажешься рядом с гнездом птицы, не прикасайся к нему, не бери в руки яйца или птенцов. Сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву.

Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

Не оставляй в лесу, у дорог, в парке, у водоёма мусор. Мусор обезображивает природу. Люди и животные могут получить травму, наступив на стекло. А всего-то нужно не бросать мусор, можно взять перчатки, пакет, собрать мусор, донести его до мусорного контейнера, и станет чище.

В. Какой призыв звучит в конце памятки?

Д. Природа нуждается в нашей защите! Стань верным другом природы!

В. Постарайтесь всегда беречь природу. Как зимой дети могут участвовать в охране природы?

Д. Мы можем зимой помочь птицам. Чтобы птицы не погибли зимой от голода, люди должны их подкармливать.

В. Да, ребята, мы можем помочь зимующим птицам: воробьям, синицам, воронам, сорокам. Мы уже сделали несколько кормушек, повесили их около школы, но кормушки нужно повесить около каждого дома. Насыпайте туда крошки белого хлеба, крупу, семена. Давайте послушаем стихи о том, как это важно.

Д.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтобы без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В. Прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина, записанные на доске.

Д. “Охранять природу – значит охранять Родину!”

В. Наше занятие заканчивается. Вы хорошо поработали. Каждый из вас получает в подарок лист, на котором вы раскрасите птиц на кормушке и знаки-рисунки к Правилам Друзей Природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".

Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Здоров будешь-все добудешь!"

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что п...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Рыцарский турнир"

Данный праздник помогает детям в игровой форме усвоить основные правила этикета, попробовать самому применить их на практике....

Мы любим английский. Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы. Данное мероприятие проводят ученики средней школы ( 5 кл.), а  младшие школьники являются не только зрителями на празднике, но и ак...

Внеклассное мероприятие игра "Зарница". Начальная школа.

Сценарий. Внеклассное мероприятие игра "Зарница". Начальная школа....

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....