Детство, опаленное войной (литературная композиция).
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рассказ о жизни дтей в блокаду; их именами названы улицы - З. Портнова, Л. Голиков, ул. Графова, ул. В. Ермака и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalennoe_voynoy.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство, опаленное войной.
Литературная композиция
(с презентацией)
Цели.
- Дать возможность взглянуть на события военных лет глазами детей – жителей блокадного Ленинграда.
- Создать условия для формирования чувства личного сопереживания к жителям блокадного города.
- Созданиеусловий для восприятия образов защитников Ленинграда, формирование чувства личностного сопереживания тем, кто отстоял город, чувства гордости и ответственности за свою страну и ее судьбу.
Примечание. Праздник ведет педагог и учащиеся старших классов.
Оформление.На сцене надпись: «Детство, опаленное воной»; на возвышенном подиуме горят свечи, на красном материале лежит кусочек «блокадного хлеба», возложены цветы. Все представление идет в потушенном свете в зале, в слабом свете освещается сцена. Чтецы находятся в зале, на сцене никаких действий не происходит. Презентация показывается на экране в зале.
Номер слайда. | Содержание и основная деятельность. |
№1 | Заголовок. «Детство, опаленное войной» |
№2 | ПЕДАГОГ. Историю вспять не повернуть, События вершатся однажды Их можно принять, прославлять, проклинать, Со сцены прогнать, забыть, заказать Их можно домыслить, постичь и понять… Но лишь повторить невозможно. |
№3 | ЧТЕЦ. Опять война, Опять блокада… А может, нам о них забыть? |
№4 | Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войн И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». |
№5 | ЧТЕЦ. И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда – Не права! |
№6 | ЧТЕЦ, Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, Как сила, нам нужна… Ю. Воронов |
№7 | ПЕДАГОГ. Историческая память – это стержень культуры народа, страны, государства. А носителем памяти исторической являются люди, поколения и отдельные люди разного возраста, уровня образования и личностной культуры. И если на время прерывается связь поколений, передача эстафеты из рук в руки, от сердца к сердцу – беда народа, горе и бедность сердечная. |
№8 | ЧТЕЦ. Дети нашего города в ту пору были не только жертвами – они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею.. Особые заслуги! А были они мальчишками. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалась, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. |
№9 | ПЕДАГОГ. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оказалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. ЧТЕЦ. У них было особое, опаленное войной детство. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. |
№10 | Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на себя, но и на общественные дела. |
№11 | Пионеры разносили почту по домам: когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев, чинили белье для раненых и выступали перед ними с концертами. |
№12 | ЧТЕЦ. Несмотря на суровую обстановку во фронтовом городе, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. |
№13 | В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а 3 ноября в 103 школах города за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов. |
№14 | И хотя в декабре 1941 года было разрешено временно прекратить занятия, педагоги и ученики 39 ленинградских школ решили продолжать учебу. Учеба в жестоких условиях зимы стала подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ниучителя, ни ученики. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но замерзали и чернила. |
№15 | ЧТЕЦ. УРОК Владимир Лифшиц в годы блокады воевал на Ленинградском фронте Обычный класс. Доска, и шкаф, и стол, И, как всегда, стоит за партой парта, И, свежевымытый, сосною пахнет пол, И на столе – потрепанная карта. Как зачарованный, сегодня класс притих, Ведет наставница в извозчичьем тулупе Воспитанников колпинских своих Вслед за указкою – по знойной Гваделупе. И вот звонок звенит над головой, И, заложив цветные промокашки, Выходят школьники, чтоб поиграть в пятнашки, В двух километрах от передовой. |
№16 | ЧТЕЦ. УТРО (отрывок) Элла Фонякова в годы блокады школьница Я учусь в первом классе. В 7 часов мама поднимает меня с постели. Это тяжкое испытание – за окном минус тридцать, да и в комнате немногим больше: за ночь выстудило последние остатки тепла. Дров у нас нет, как, впрочем, и у всех, давным-давно нет. Большая белая кафельная печь высится у стены ледяной глыбой. Установленную против буфета жестяную «буржуйку» топим дедушкиными рукописями, старыми книгами, распиленными на куски стульями и книжными полками. И хоть я сплю одетая в лыжный костюм и толстый свитер, мне не позавидуешь! |
№17 | ЧТЕЦ. А. Мете в годы блокады школьник «ПЕРВОКЛАССНИКИ» УРОКИ В ПОДВАЛЕ Приближался Новый год и конец второй четверти. Анна Алексеевна раздавала табели. Дошла очередь и до меня. На листочке в клеточку я прочел: дисциплина - «отлично», письмо – «хорошо», арифметика – «посредственно». Сидели мы в бомбоубежище, которое находилось напротив 138-й школы (раньше она находилась на ул. Михайлова), в подвале заводского здания. Стены вздрагивали от беспрерывной канонады. Чернила на столе у Анны Алексеевны давно уже замерзли и разорвали чернильницу. |
№18 | Во время урока класс зашумел. Так и есть, опять Маланов рисует. Шапка-ушанка у него развязана, а варежки лежат на парте. Он рисует и смеется, да еще рассказывает. Учительница его не ругала за это. Она спросила: - Ну, что у тебя, Юра? – пошла посмотреть. Все тетради у него разрисованы, а все нарисованное – истиннаяправда: горят немецкие самолеты, взрываются танки с крестами и свастикой, фашистские солдаты лежат в разных позах. Юра даже называл фамилии бойцов, только его поправили: - Выдумываешь! Шефы не так говорили. |
№19 | Над школой шефствовали моряки с «энского» корабля. Они иногда заходили к нам в 1-й класс, но никогда не приглашали на корабль. Все корабли в войну назывались «энскими», но «свой» мы знали: он охранял Литейный мост от вражеских самолетов… |
№20 | ЧТЕЦ. ТАНЯ САВИЧЕВА Голодная смерть косила людей. Вместе со взрослыми умирали дети. |
№ 21 | Частым было явление, когда ленинградские семьи вымирали полностью. Одной из многих таких семей стала семья Савичевых живших в годы блокад на 2-й линии Васильевского острова, в доме № 13. Накануне войны семья состояла из 8 человек. |
№ 22 | Один за другим умирают все члены семьи Савичевых. С 26 декабря 1941 г. по 13 мая 1942 г. умерли все. Осталась одна Таня. Об этой трагедии свидетельствует дневник, который вела Таня в блокаду. Дневник, ставший известным всему миру как обличительный документ преступления фашизма. |
№ 23 | ЧТЕЦ. Как сложилась дальнейшая судьба автора девяти трагических листочков? Таня была определена в детский дом Смольнинского района. Здоровье ее было настолько подорвано голодом, что она не могла ходить. Инвалида второй группы, больную дистрофией ее в 1944 г. перевезли в Полетаевский дом инвалидов. Болезнь прогрессировала. Вскоре Тани не стало. Бывшая санитарка Шатковской больницы Анна Михайловна Журкина, у которой в палате находилась Таня, рассказала: «Эту девочку я и сейчас хорошо помню. Худенькое личико, а глаза голубые-голубые, просят о помощи. День и ночь я не отходила от Танечки, если можно было бы, свое здоровье отдала ей, но болезнь неумолимо разрушала ее организм». Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. |
№ 24 | ПЕДАГОГ. 19 мая 1972 года на месте захоронения ленинградской пионерки Тани Савичевой был открыт в торжественной обстановке мемориал. |
№ 25 | Могила Тани Савичевой в с. Понетаевка Горьковской области. Надпись на стелле: «Здесь покоится прах ленинградской пионерки Тани Савичевой. 1930-1944 гг. |
№ 26-27 | В 1980 году одна из малых планет была названа «Таня», в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с историей нашей страны, чей дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его читали короли и министры, военные и простые рабочие из разных уголков мира. Несколько страничек маленькой девочки рассказали всем о 470 тысяч жертв блокады. |
№ 28 | ЧТЕЦ. Весной школьники вышли на огороды, вступили в опустевшие цеха предприятий. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. |
№ 29 | Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано детским почерком: «Не уйду, пока не выполню норму!» |
№ 30 | ЧТЕЦ. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Николай Тихонов (отрывок) «Когда приехали на завод делегации с фронта поблагодарить за прекрасное оружие, сделанное для Красной Армии, то командиры, увидев за станками ребят, воскликнули: - Ну и рабочий класс пошел нынче! - А вы не стесняйтесь, - сказал мастер. – Посмотрите, что они тут наизготовляли. |
№ 31 | И повел приехавших в другое помещение, где принимали сделанный автоматы, винтовки, пулеметы и другое оружие. Все было сработано чисто, крепко, по-военному. |
№ 32 | Девочки с тоненькими косичками, аккуратненькие, как птички, и мальчики с серьезными лицами стали большими помощниками взрослых, защитниками Ленинграда. Иные стали мастерами, и все их уважают и называют уже не Вася, а Василий Васильевич. |
№ 33 | Василий Васильевич не уступит старому специалисту. Посмотрите на него, когда он проверяет прицельную линию пулемета. Пулемет не сможет стрелять правильно – значит, и немца из такого пулемета убить нельзя. Да и не допустят с таким изъяном пулемет в Красную Армию. |
№ 34 | Вот почему такой строгий вид у Василия Васильевича, когда перед ним, зажатый в тиски, в точно рассчитанном положении лежит пулеметный прицел. |
№ 35 | После войны тот самый 14-летний подросток, которого с уважением звали Василь Васильевичем за его отличную работу на заводе, где он в годы блокады возглавлял бригаду таких же подростков и выполнял фронтовые заказы по изготовлению пулеметов, успешно трудился на ленинградском заводе «Полиграфмаш». Являясь высоко квалифицированным фрезерофщиком, Василий Васильевич Иванов многие годы возглавлял бригаду, за доблестный труд стал Героем Социалистического труда. |
№ 36 | ЧТЕЦ. В честь них названы улицы нашего города. УЛИЦА ЗИНЫ ПОРТНОВОЙ Улица Зины Портновой проходит в Кировском районе. Она названа в ноябре 1962 года в память об отважной семнадцатилетней партизанке, погибшей в борьбе с немецкими захватчиками во время Великой Отечественной Войне. Зина Портнова ленинградская школьница, дочь рабочего Кировского завода. После окончания 7 класса она уехала на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи. Но отдыхать не пришлось – началась война. Оказавшись на оккупированной врагом земле, Зина Портнова вступила в подпольную молодежную организацию «Юные мстители». По заданию организации Портнова работала подсобницей на кухне офицерской столовой, участвовала в нескольких диверсиях. Фашисты напали на след девушки и, ей пришлось уйти в лес к партизанам. Находясь в разведке в деревне Мостище, она была задержана полицаями. Во время допроса Зина схватила лежащий на столе пистолет и застрелила начальника гестапо. Вбежавший в кабинет офицер, тоже был убит наповал. Девушка выскочила в сад. Отстреливаясь, она бежала к реке. Она бежала не чувствовала, что пуля пробила ей ногу. Еще несколько метров… Но сил не хватило. Зину Портнову заключили в полоцкую тюрьму. Допросы и невыносимые пытки не сломили воли юной партизанки. Не добившись показаний, гестаповцы казнили ее. За мужество и героизм, проявленные в борьбе против фашистских захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958. года Зинаиде Мартыновне Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. |
№ 37 | УЛИЦА ЛИЗЫ ЧАЙКИНОЙ Улица Лизы Чайкиной проходит в Петроградском районе. Название присвоено в декабре 1952 года в память об отважной партизанке Елизавете Ивановне Чайкиной. Во время Великой Отечественной войны она возглавляла подпольную комсомольскую организацию молодежи. Лиза принимала активное участие в боевых операциях партизанского отряда. Партизаны имели радиоприемник и регулярно слушали сводки новостей. С сообщениями Москвы Лиза Чайкина знакомила жителей оккупированных. По доносу предателя партизанка Чайкина была схвачена гестаповцами. Смело вела себя на допросе Лиза Чайкина. Ни одного слова не добились от нее палачи. После жестоких пыток ее расстреляли. Отважной партизанке посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. |
№ 38 | УЛИЦА ВОЛОДИ ЕРМАКА Улица находится в Октябрьском районе. Володя Ермак родился в 1924 году в Ленинграде. В 1942 году он добровольно ушел в армию. Служил в 86-й стрелковой дивизии. 19 июля 1943 года комсомолец Владимир Ермак в наступательных боях под Синявиным на Ленинградском фронте повторил подвиг Александра Матросова: закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. Красноармейцу Владимиру Ивановичу Ермаку было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. |
№ 39 | УЛИЦА ЛЕНИ ГОЛИКОВА Улица находится в Кировском районе. В январе 1964 года была названа в честь отважного юного партизана Лени Голикова. Пятнадцатилетний пионер из деревни Лунино Псковской области Леня Голиков в начале 1942 года разыскал в лесу партизанский отряд. За короткое время юный партизан хорошо освоил военное дело. В отряде его считали лучшим разведчиком и подрывником. В боевых операциях Голиков умел быстро оценить обстановку, действовал всегда смело и решительно. Однажды во время ночного боя, когда партизаны напали на немецкий гарнизон в деревне Сосницы, Леня Голиков уничтожил 14 гитлеровцев. В другой раз, находясь в разведке в районе шоссейной дороги Псков – Луга, он забросал гранатами легковой автомобиль, в котором ехал немецкий генерал. В портфеле генерала оказались ценные для нашего командования секретные документы. Погиб отважный воин в бою в январе 1943 года. Партизану Ленинградской области Леониду Александровичу Голикову было посмертно присвоено звание Героя СоветскогоСоюза. |
№ 40 | УЛИЦА ГРАФОВА Игорь Графов, воспитанник 107-й школы Ленинграда, в июне 1941 года окончил 10-й класс. В первые дни войны он добровольцем уходит в армию. Осенью 1942 года три дня и три ночи под Синявином младший лейтенант Игорь Графов со своим взводом удерживал вспаханную снарядами высоту Безымянную… Тяжело раненый молодой командир очнулся в медсанбате, а через неделю командир полка вручил ему орден Красной Звезды. После выздоровления Игорь Графов снова возвращается на фронт. В середине января 1944 года войска Ленинградского фронта перешли в решительное наступление. Ожесточенные бои шли за каждый клочок земли. Зенитно-пулеметному взводу, которым командовал И.Графов, была поставлена задача: во что бы то ни стало удержать оборону на западном берегу реки Нарва. Неравный бой с фашистами длился 17 часов, удалось отразить 11 атак. Четырежды тяжело раненый, он вместе с бойцами взвода дрался до В неравном бою Игорь Графов погиб смертью героя. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. |
№ 41 | Блокадные дети. Это были обыкновенные дети, которые любили играть, шалить, смеяться, бегать. И еще, как все дети, они любили рисовать. Голод и холод истощили их силы. Они перестали шуметь и смеяться: «Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие и ничего не понимающие. |
№ 42 | Немцы, война, фашисты где-то там, за городом, да и сама блокада осталась для шести-восьми-десятилетних детей понятием отвлеченным. Конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы – непонятно, почему все это обрушилось на людей?...» Но у детей еще остались силы рисовать. |
№ 43 | В годы блокады в одной из больниц Ленинграда на Васильевском острове молодой врач Марионилла Кольцова, чтобы спасти маленьких пациентов, предложила им бумагу и карандаш. И произошло чудо – дети стали рисовать, а доктор собрала эти рисунки и через много лет издала отдельной книгой. Посмотрите на них. |
№ 44 | Дети. Война. Блокада. В городе Красноярске установлен памятник «Детям войны». Во время блокады из осажденного Ленинграда было эвакуировано более 11 000 человек. |
№ 45 | ПИСЬМО ОТЦУ НА ФРОНТ Записано воспитательницей детского сада со слов ребенка. «Папа, переживай хорошо войну, будь смелый и толстый, чтобы здоровье в телебыло, тогда сразу победишь… Чтобы хорошо опять было и тревоги не было бы, тревога больше не гудела и чтобы у всех тело было здоровое: ноги, спина, руки, щеки, тогда все будут на заводе работать. Ты тогда приедешь, и я буду у тебя, я тебя угощу, я все куплю в магазине, когда война кончится. |
№ 46 | Мама наша умерла. Шурик тоже умер, а соседи уехали. Я одна, приезжай, папуля. Я хочу, чтобы ты всех детей увидел. Я хочу, чтобы тебе хорошо жилось и всем бойцам. Чтобы глаза не ранили, ноги и руки целы были… Мой папа дорогой, крепко целую, жалею и обнимаю. Ниночка. 24 ноября 1942 года». |
№ 47 | Партия и правительство СССР высоко оценили мужество, стойкость и героизм ленинградцев. 470 тысяч защитников города получили медали «За оборону Ленинграда». Этими медалями были награждены 15 249 пионеров и школьников. В Санкт-Петербургском государственном архиве хранятся многочисленные альбомы со списками трудящихся Ленинграда, представленных к награждению медалью «За оборону Ленинграда». Каждый альбом соответствует определенному району города. Перед глазами проходят тысячи судеб защитников города. И рядом с именами рабочих,воинов, служащих, врачей и учителей – имена их детей,школьников. Вот только некоторые записи из альбомов: |
№ 48 | «Балашова Наталия Марковна, русская, сколотчица на фабрике им. Микояна. Находилась на заготовке топлива для Ленинграда в течение 5 месяцев ». «Рыжков Эдуард Архипович, русский, ученик повара на фабрике им. Микояна. Находился на строительстве амбразур для огневых точек». «Ольшанников Александр Емельянович, русский, учащийся 6-го класса 105-й средней школы. Успевал по всем предметам. В сельскохозяйственном лагере работал отлично. Иногда нормы выполнял до 400%. Получил благодарность от совхоза. Общественные поручения выполнял аккуратно. Боец пожарного звена. Участник военных соревнований». |
№ 49 | «Тутышкина София Петровна, учащаяся 9-го класса 105 средней женской школы. Успевает по всем предметам, дисциплинированна, член редколлегии. Летом 1941 года копала противотанковые рвы в течение 3-х месяцев. В 1941 и 1943 годах работала в совхозе. Боец группы самозащиты в домохозяйстве. Работа добросовестно в подшефном госпитале». |
№ 50 | «Маретин Юрий Васильевич, русский, учащийся 321-й школы. В годы блокады работал в группе самозащиты. Участвовал в ликвидации последствий бомбардировок, в восстановлении поврежденных частей зданий. Одновременно состоял в пожарной команде при 319-й школе. За большую ответственную работу имеет грамоту от Фрунзенского райсовета. Состоял в тимуровской команде. Каждое лето работал в совхозах Ленинграда. Без перерыва отлично учился в школе». |
№ 51 | «Жидаев Кирилл Зарифович, татарин, ученик токаря на Северо-Западном предприятии «Электромортреста». Хорошо осваивает специальность токаря, помогает быстрейшему выполнению заданий Ленфронта». Таких записей тысячи. Они немногословны, порой сухи, но за каждым словом стоит сама история совершенного подвига, несгибаемая воля, неистребимость силы духа юных граждан великого города-героя. |
№ 52-53 | «ЦВЕТОК ЖИЗНИ» АНАТОЛИЙ МОЛЧАНОВ в годы блокады подросток По Дороге жизни – сглаженной, спрямленной, Залитой асфальтом – мчит машин поток. Слева, на кургане, к солнцу устремленный, Их встречает белый каменный Цветок. Памятью нетленной о блокадных детях На земле священной он навек взращен, И к сердцам горячим всех детей на свете Он призывом к Дружбе, к Миру обращен. Тормозни, водитель! Задержитесь люди! Подойдите ближе, головы склоня. Вспомните о тех, кто взрослыми не будет, Тем, кто детским сердцем город заслонял. У Дороги жизни шепчутся березы, Седину лохматит дерзкий ветерок. Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы, Плачет вместе с вами каменный Цветок. |
№ 54-59 | На данный момент в финляндском округе проживают дети блокадного Ленинграда, пережившие ужасы тех дней. |
№ 60 | Р. Рождественский Разве погибнуть Ты нам завещала, Родина? (все вместе) Жизнь Обещала, Любовь Обещала, Родина. (все вместе) |
№ 61 | Разве для смерти Рождаются дети, Родина?(все вместе) Разве хотела ты Нашей Смерти, Родина?(все вместе) Пламя ударило в небо! – Та помнишь, Родина?(все вместе) Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» Родина.(все вместе) Славы никто у тебя Не выспрашивал Родина. (все вместе) |
№ 62 | Просто был выбор у каждого… Я или Родина! (все вместе) |
№ 63 | В память о погибших во время блокады объявляется минута молчания. |
Показ слайдов «Память». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»
Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...
Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...
Литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
Сценарий мероприятия, посвященный 72-й годовщине окончания Сталинградской битвы. Материал касается судеб детей военного Сталинграда. Содержит инсценировки, сценки....
Путешествие в прошлое. Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»
70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается…....
литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
Литературно-музыкальная композиция рассказывает о героическом подвиге, мужестве и стойкости детей и подростков в годы Великой Отечественной войны....
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»
Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...