Урок мужества
план-конспект занятия (7 класс) на тему
В рамках месячника военно-патриотического воспитания провели открытое мероприятие по теме "Урок мужества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества.
Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину.
Ход воспитательного занятия.
- Организационный момент
Воспитатель. Сегодня мы собрались на урок мужества, посвященный участникам Великой Отечественной войны воинам, павшим в боях за нашу Родину.
Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.
II. (на доске стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
III . Воспитатель:
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Воспитанники: - во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане.
Воспитатель: - давайте вспомним об этих войнах.
Воспитанник № 1.
- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Воспитанник № 2.
- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
IV. Воспитатель: - сейчас я вам предлагаю вопросы для военно-патриотической викторины о ВОВ
Вопросы для военно-патриотической викторины о ВОВ
1) Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
2)В результате какой операции наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
3)Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
4)Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
5)Какое значение в ВОВ имела Курская битва? Когда это было?
6)Расскажите о подвиге Героев «Молодой Гвардии». Назовите имена героев.
7)Когда и кем подписан Пакт о капитуляции фашистской Германии?
8) Какие страны Западной Европы были освобождены Советской Армией от немецко-фашистской оккупации?
9) Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве? Кто принимал парад? Кто командовал парадом?
10) Назовите города-герои ВОВ.
11) Какое событие в ходе Великой отечественной войны продолжалось «900 дней и ночей»?
Ответы к военно – патриотической викторине
- ВОВ длилась с 22июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Продолжительность войны: 1414 дней и ночей.
- Коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской битвы.
Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года. 125 дней продолжалось оборонительное сражение советских войск в междуречье Волги и Дона. 10 января 1943 года со стороны советских войск началась мощная артподготовка, после чего начался штурм вражеских укреплений. 2 февраля 1943 года окруженная немецкая группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировала. В ходе Сталинградской битвы потери противника были огромны. Только в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом противник потерял 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов. Вражеские войска были отброшены от Волги и Дона на сотни километров. За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тыс. участников битвы, а город Сталинград (ныне Волгоград) в 1965 году награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» с присвоением звания город-герой.
3) В бою за деревню Чернушки (Московская область), Александр Матросов закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
Историки утверждают, что у Александра Матросова было более двухсот предшественников и последователей, которые совершили такой же подвиг как он.
4) 7 августа 1941 Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
5) Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны, она продолжалась пятьдесят дней и закончилась 23 августа 1943 года разгромом немецко-фашистских войск в районе городов Курск, Орёл, Белгород. В ходе Курской битвы советские войска продвинулись в южном и юго-западном направлении на 140 километров. В результате контрнаступления Красной Армии Германия потеряла около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.
6) После оккупации немцами города Краснодон в городе было организовано сопротивление фашистам, в состав которого в основном вошли молодые юноши и девушки, комсомольцы. Подпольная организация получила название «Молодая гвардия». Возглавил «Молодую гвардию» Олег Кошевой. Вместе с ним наиболее активными членами «Молодой гвардии» были Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Земнухов и др. Многие из «молодогвардейцев» были схвачены фашистами и замучены в нацистских застенках. Подвиг героев-молодогвардейцев описан в романе советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».
7) Подписан 8 мая 1945 г. в городе Берлине.
От имени Германского Верховного Командования:
Кейтель, Фриденбург, Штумпф.
От имени Советского Союза по уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии пакт о капитуляции Германии подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
8) Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Норвегия.
9) Парад состоялся 24 июня 1945 в Москве на Красной площади в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину. Парад принимал маршал Г. К. Жуков, командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский.
10) Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь
11) Блокада Ленинграда
V. Ребята! А можно ли проявить мужество не только на войне?
Ответы детей. – Нет.
Примеры из новостей 1 канала ТВ,
Учащиеся лицея ИГУ спасли пожилую женщину, которая сломала ногу и могла замерзнуть на улице.
В тридцатиградусный мороз 83-летняя иркутянка Галина Авессаломова спускалась по скользкому пригорку. Неожиданно она упала, встать сама не могла и медленно замерзала. Страшно представить, чем могло все закончиться, если бы не старшеклассники Никита Никифоров, Александр Губарев и Артем Бицура. Они откликнулись на просьбу о помощи, в итоге бабушку доставили в больницу.
— Я шел на репетицию КВН, — рассказал ученик 10-го класса лицея ИГУ Александр Губарев. — Возле пешеходного перехода увидел своего знакомого Никиту — он учится в 11-м классе. Никита стоял возле пожилой женщины, которая лежала на снегу. Я подошел к ним.
Как оказалось, в тот злополучный день Галина Сергеевна Авессаломова ходила в библиотеку. Рядом с лицеем ИГУ, который находится на остановке «Институт МВД», она поскользнулась и неудачно упала. Пыталась самостоятельно подняться, но не смогла, а прохожие не обращали на нее внимания. Пенсионерка пыталась привлечь внимание проезжавших автомобилистов, выбрасывая на дорогу вещи из сумки, но бесполезно. На крики о помощи откликнулся только Никита, а буквально через несколько минут к нему присоединился Александр.
Вдвоем молодые люди попытались поднять женщину на ноги, но не сумели.
— На бабушку было страшно смотреть! — вспоминает Саша. — Она стонала от боли, а ее левая нога как-то неестественно болталась. Сначала думали — вывих, но, когда пошла кровь, поняли: перелом, причем открытый. У нас шок — что делать?! Мы ее под руки взяли и до забора лицея донесли, чтобы она на земле не лежала, пока придет скорая.
В этот момент к ним присоединился еще один десятиклассник — Артем Бицура. Пока его товарищи помогали Галине Сергеевне, он пытался связаться с диспетчером скорой помощи. К счастью, в этот момент мимо проезжал патруль ДПС. Мальчишки остановили полицейских, объяснили им ситуацию, попросили отвезти бабушку в травмпункт.
Но на этом история не закончилась. Меньше чем через неделю ребята сами отыскали Галину Авессаломову в больнице. Им удалось выяснить, что пенсионерка с открытым переломом левой голени попала в травматологию городской клинической больницы № 3.
— Оказалось, что у Галины Сергеевны нет никого, кроме сестры, которая тоже в преклонном возрасте, — продолжает Александр. — Она очень обрадовалась, когда мы пришли! Рассказывала нам о себе, о том, как трудно было в годы войны, как голодали и в 1946-м приехали в Иркутск. Здесь окончила школу и уехала в Ленинград, где преподавала иностранные языки. Вернулась в Сибирь только в 2000-х.
Медики отмечают, что у Галины Авессаломовой сложный перелом, предстоит долгое лечение. Ее спасители, между тем, обещают следить за ее судьбой — планируют регулярно навещать пенсионерку.
Кстати, сами они не считают, что совершили особенный поступок. Так, мой собеседник Саша Губарев, например, регулярно помогает бабушкам из своего двора донести сумки до дома.
— Я уверен, что нельзя быть равнодушным, — говорит он. — А стремление прийти на помощь в любой ситуации должно стать хорошей привычкой каждого человека.
Но надо отметить, что произошедшее никак не повлияло на обычную жизнь старшеклассников. Никита по-прежнему ярый фанат автоспорта, Саша ведет свой спортивный блог в Интернете и мечтает стать журналистом.
Воспитатель.
Затихли военные годы,
Свинцовый не цокает град.
Но горькие раны берёзы,
Как память о прошлом хранят.
Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим,
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.
Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучанием голоса живого!
VI.Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.
VII. Подведение итогов.
- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, спасибо им за великую победу.
Разработала воспитатель КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2» г. Сургут Мазгарова Тансылу Ягануровна.