ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДНЕВНИК, ИЛИ ГИМН ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ДНЕВНИК,  ИЛИ ГИМН ВЕЛИКОМУ  ГОРОДУ

70-ЛЕТИЮ   ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ  ЛЕНИНГРАДА

 ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

             Маева Елена Викторовна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы  СОШ при Посольстве России в Чехии

Литература, история, внеклассная  работа

Цели и задачи:

- воспитание любви к Родине, развитие  патриотических чувств обучающихся;

- формирование интереса к героической истории своего народа, развитие чувства гордости за своих дедов и прадедов, отстоявших свободу нашей Родины;

- углубление знаний обучающихся об одной из самых трагических страниц Великой  Отечественной войны – блокаде Ленинграда – на материале лирики О.Берггольц,  А.Ахматовой,  А.Прокофьева,  М.Дудина,  С.Орлова;

- формирование навыков работы  обучающихся в команде, воспитание умения выступать на сцене.

 Место проведения – актовый зал школы.

Оборудование – мультимедийный проектор, экран, презентация.

 Урок был проведен для учащихся всей школы 30 января 2014 года – в годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

 Устный журнал, в форме которого прошел урок, исполняли учащиеся из разных классов.  Трагическая тональность стихотворений, чистое звучание

музыкальных шедевров мировой и русской классики, выступление школьного хора и танцевальной группы, включение в ткань сценария фонограмм песен о блокаде и Великой Отечественной войне – все это определило огромное эмоциональное воздействие на учащихся. Особое воспитательное значение имело присутствие на  Уроке мужества  блокадников, проживающих в настоящее время в Праге.

 Сценарий урока может быть использован учителями, классными руководителями в учебной и внеклассной работе для воспитания любви к Родине, развития чувств гордости за героическое  прошлое своей страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ДНЕВНИК,  ИЛИ ГИМН ВЕЛИКОМУ  ГОРОДУ

70-ЛЕТИЮ   ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ  ЛЕНИНГРАДА

 ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

                             

Маева Елена Викторовна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы  СОШ при Посольстве России в Чехии

Литература, история, внеклассная  работа

Цели и задачи:

- воспитание любви к Родине, развитие  патриотических чувств обучающихся;

- формирование интереса к героической истории своего народа, развитие чувства гордости за своих дедов и прадедов, отстоявших свободу нашей Родины;

- углубление знаний обучающихся об одной из самых трагических страниц Великой  Отечественной войны – блокаде Ленинграда – на материале лирики О.Берггольц,  А.Ахматовой,  А.Прокофьева,  М.Дудина,  С.Орлова;

- формирование навыков работы  обучающихся в команде, воспитание умения выступать на сцене.

 Место проведения – актовый зал школы.

Оборудование – мультимедийный проектор, экран, презентация.

 Урок был проведен для учащихся всей школы 30 января 2014 года – в годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

 Устный журнал, в форме которого прошел урок, исполняли учащиеся из разных классов.  Трагическая тональность стихотворений, чистое звучание

музыкальных шедевров мировой и русской классики, выступление школьного хора и танцевальной группы, включение в ткань сценария фонограмм песен о блокаде и Великой Отечественной войне – все это определило огромное эмоциональное воздействие на учащихся. Особое воспитательное значение имело присутствие на  Уроке мужества  блокадников, проживающих в настоящее время в Праге.

 Сценарий урока может быть использован учителями, классными руководителями в учебной и внеклассной работе для воспитания любви к Родине, развития чувств гордости за героическое  прошлое своей страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

УРОК  МУЖЕСТВА

(сценарий устного журнала)

 Перед  началом  звучит   «Гимн  великому  городу»  Р. Глиэра (из балета  «Медный всадник»).                                                                                                                   Слайды 1 - 4

ПРОЛОГ

Сцена закрыта.  Слева – столик с микрофоном. Над столиком – репродуктор.

Под звуки метронома поднимается  поэт блокадной поры – Ольга Берггольц.

Она  встает рядом со столиком. С минуту стоит. Метроном утихает.

  Ольга   Берггольц   читает:

 …Я говорю  с тобой под  свист  снарядов.                                                                 Слайд 5

Угрюмым  заревом  озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя,  печальная страна…

Кронштадский  злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет,

В бомбоубежище уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас,  граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами  встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками   сжав  обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под  Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия!

От имени советских  матерей!

На сцену выходит мальчик, наш современник (из зала):

Скажите, вы не Ольга Федоровна  Берггольц,  поэтесса, фронтовой корреспондент

Ленинградского радиокомитета, чей голос слышал весь Ленинград и вся страна во время

войны? Ведь радио было  почти единственным средством  общения  как внутри города, так и со всей страной!

Ольга Берггольц. Я сегодня говорю от ее  имени и от имени Ленинграда!            Слайд 6

 

Наш современник:

А я попал к вам из России  21  века.  27 января 2014 года исполнилось  70 лет со дня

полного снятия блокады Ленинграда. Хочу Вас спросить: как получилось, что великий город   Петра оказался  в  кольце  вражеской  блокады?

Ольга Берггольц: Хорошо, я проведу тебя  через  блокадный  огненный  ад! Смотри и помни!

Сразу садятся  за дикторский столик.

 Ф/грамма. Куплет  песни А.Александрова «Священная  война».

Открывается занавес  вместе с музыкой.

1  страница.  НАЧАЛО   ВОЙНЫ

 На  заднике   в центре надпись « 900  дней и ночей», по бокам декорации -  две линии прорванной блокады.  В центре под надписью  «900 дней и ночей»  стоят застывшие герои монумента «Защитникам Ленинграда» - боец, матрос, рабочий, девушка-медсестра.

 Музыка закончилась. Защитники оживают и выходят к микрофонам к центру сцены.

1 чтец (воин):  Вероломно напав на Советский Союз, гитлеровское командование предполагало  ударом с двух сторон большими силами подавить сопротивление  советских войск в Прибалтике; стремительно прорваться  через Лугу и Гатчину,    разгромить  прикрывающие город  войска и с ходу  захватить его.

             Немцам  помогал северный союзник – Финляндия. Предполагалось, что одна    

             финская полевая армия  уничтожит  нашу армию на Карельском перешейке и во-

             рвется  в  Ленинград с севера,   другая  выйдет к реке  Свирь и соединится с немец-

             кими   войсками, образовав  ВТОРОЕ  кольцо  вокруг Ленинграда.

2 чтец (матрос):   Основной удар по Москве враг планировал нанести после оккупации  Прибалтики  и захвата Ленинграда. Поэтому для наступления на Ленинград   Третьим рейхом    было выделено   более  трети  всех сил и средств, предназначенных  для вторжения  в  пределы СССР.

       21 августа взята  Гатчина.

       29  августа немцы вышли к Колпино, где были  остановлены  нашими войсками и                                                                                                                                                        

       рабочими Ижорского завода, вооруженные отряды  которых  бились насмерть у          

       стен своего завода и отстояли его.

       2 сентября пала Мга – станция Октябрьской железной дороги.                            Слайд 7

       8 сентября взят город Шлиссельбург. Крепость Шлиссельбург,  оборону   которой  

       держала стрелковая рота из 300 человек, до конца войны враги захватить не смогли.  

             

3 чтец (рабочий):  С 8 сентября  «тугая петля» фашистских войск отрезала  трех- миллионный город  от Большой земли. Началась  тяжелейшая, героическая сухопутная блокада Ленинграда.                                                                                                          Слайд 8

              Несмотря на то что враг был остановлен  у самих  стен Ленинграда – проходная

              Кировского завода находилась в 4-х километрах от вражеских войск, эти 4 кило –

              метра казались неприступными  для фашистских  солдат.                             Слайд 9

ЛЕНИНГРАД  ИЗ ПРИФРОНТОВОГО  ГОРОДА  ПРЕВРАТИЛСЯ  В  ГОРОД -  ФРОНТ!

  Чтец 4  (девушка-медсестра): Немцы  до конца сентября   продолжили бои с целью захвата  Ленинграда. Одновременно они усилили артиллерийские обстрелы города и удары с воздуха.  Особенно продолжительным   и  ожесточенным был  артиллерийский обстрел  19 сентября 41-го года – с ЧАСА ночи  ДО  19  ЧАСОВ  ВЕЧЕРА. Воздушная  тревога объявлялась  6  раз! На  город  сброшено  528  фугасных  бомб  и 1435  зажигательных.                                                                                                                 Слайд 10

 На  плакате  тех  дней   -  ужасающем  документе  войны -  на  нас  глядят  недетские глаза  четырехлетней  девочки Жени,  которая  была  завалена  кирпичами разрушенного    дома,  из-под  которых  саперы ее  откопали  поседевшей от пережитого  страха!  

                                                                                                                                   Слайды 11, 12

Чтец 1: За время осады  Ленинграда в Эрмитаж  попало  2  авиабомбы  и  32  артснаряда; на  Русский  музей  было  сброшено  10  фугасных  бомб,  100  зажигательных  и  выпущено  свыше  4  снарядов;  по 3 крупных снаряда  попало  в  Исаакиевский  и  Казанский  соборы,  прямым  попаданием  фугасной  бомбы  разрушен  Елагин  дворец.  Разграблен  и  уничтожен  Петродворец.  Из  Царского  Села  вывезена  янтарная  комната…  Вот как выглядели руины  пригородных дворцов: Царского Села, Петергофа, Большой каскад после освобождения!                                                                 Слайды  13-16

 Чтец 3:  Сентябрьские дни стали  самыми напряженными для ленинградцев. Воины гарнизона и жители города  готовились к уличным боям. Военным  советом была выдана взрывчатка на предприятия Ленинграда и железную дорогу с целью  вывода из строя в

случае прорыва врага. Корабли Балтийского флота   тоже были подготовлены к уничтожению.                                                                                                         Слайды  17, 18

 В городе укрывали памятники.  Лишь  три  памятника   продолжали  стоять  на  пьедесталах -  Кутузову,  Суворову,  Барклаю де Толли. Образы  полководцев звали на бой, вселяли уверенность в победе.                                                                               Слайд 19

  Чтец 2: Ленинград  стал первым  крупным  городом   в  Европе, который фашистско-германские войска не смогли захватить.

Защитников  Ленинграда  решено  было  сломить  длительной  блокадой.

11.000   ленинградцев   в  первые  месяцы  войны  записались  в  ряды  ополчения.    Сл. 20

   Исполнение песни «До свидания, мальчики…»  или  народной  песни  «Шел ленинградский паренек ».

2 страница. СТРАШНАЯ  ЛЕТОПИСЬ  ПЕРВЫХ  МЕСЯЦЕВ  БЛОКАДЫ.

(ГОЛОД)

Ольга  Берггольц, обращаясь к мальчику:

В конце сентября в передаче «Говорит Ленинград» выступила Анна Ахматова. Она выступала  как отважная дочь России и Ленинграда.

 

 Выходит из зала  Анна Ахматова:                                                                             Слайд 21

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из  всех  окон -  смерть.

И стоит везде на часах,

И уйти не пускает страх.

   

Ольга   Берггольц  (встает из-за столика к крайнему микрофону):

А город  был в дремучий убран иней.                                                                            Слайд 22

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по  Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,                                                                        Слайд 23

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

Там с декабря кочуют горожане

За  много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий

Отыскивая  угол потеплей.

 На сцену выходит девушка – к крайнему  микрофону.

Девушка

Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

В руках бидончик – это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа…

«Товарищи, мы в огненном кольце».

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б…

Глаза бесстрашно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту!

  Выходит  Воин в плащ-палатке и становится с девушкой к среднему  микрофону

Воин

Скрипят полозья в городе, скрипят…                                                                           Слайд  24

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем – правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет,  греет  и  ведет.

Девушка

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как  могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу…

   (Кадры из документального фильма о блокаде.)

 Воин                                    

                                                                                                                                           Слайд 25

В Ленинграде перестала работать электростанция, из-за сильных морозов в ноябре замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на Неву. Вместо стекол, выбитых во время артиллерийских обстрелов, в окна вставляли картон или фанеру.  Стены квартир покрылись инеем. Заводами были срочно выпущены печки-буржуйки, но их надо было топить. Сжигали мебель и книги.

Самым  ужасным и мучительным испытанием  для горожан стали тиски голода, в которых оказался Ленинград.

Сейчас  «голодные»  блокадные  пайки  выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.  Вслушайтесь в нормы выдачи хлеба:                                                     Слайд 26

Дата

Рабочим

Служащим

Детям

10 сентября

500 граммов

300 граммов

250 граммов

13 ноября

300 граммов

150 граммов

150 граммов

20 ноября

250 граммов

125 граммов

125 граммов

Девушка

Блокадная ленинградская горбушка была жесткой и суррогатной:                          Слайд  27

       Мука ржаная, дефектная – 50 %

       Соевая мука – 5 %

       Отруби – 5 %

       Жмых разный – 10 %

       Солод – 10 %

       Обойная пыль – 5 %

       Целлюлоза – 15 %

                                                                                                                                          Слайд  28

 Вот он,  блокадный  кусочек  хлеба: 125 граммов на день. Это практически смертный приговор человеку. Перед Вами  фотография  артиста Филиппова, пережившего блокаду, работавшего в Театре комедии.

  От голода и холода гибли целые семьи. Дистрофия уносила тысячи людей. Болезнь, которую плохо представляли, приобрело еще одно название – «ленинградская болезнь».

                                                                                                                                          Слайд  29

(Звучит «Lacrimosa» Моцарта) 

Ольга Берггольц  (на фоне музыки)

Был день как день.                                                                                                           Слайд 30

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже – ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

Что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоем,

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном…

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее  на радугу слегка…

Музыка заканчивается.

 Все расходятся: О.Б. – за  дикторский столик, Воин и Девушка – со сцены.

3 страница.  ПЛАНЕТА  ТАНЯ…

На сцену выходят  две девочки (5-6 класс), тепло одетые  (пуховый  платок, кофта, варежки, сапоги…)  

Подходят к микрофонам.

Одна из них  говорит (первая):                                                                                   Слайд  31

 Пронзительно поведала людям о блокаде  двенадцатилетняя  девочка Таня Савичева, ставшая одним из символов ленинградской блокады.

 Среди обвинительных документов  фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего  ДЕВЯТЬ страниц. На ШЕСТИ

из них – даты. И за каждой датой – смерть. Шесть страниц – 6 смертей:

Вторая

 «28 декабря 41-го  года  Женя умерла».

«Бабушка умерла 25 января 42-ого».

«Лека умер  17 марта».

«Дядя Вася умер 13 апреля».

«10 мая умер дядя Леша».

«Мама умерла 15 мая».

 А потом без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

 

Первая

Девочку вывезли с Детским домом в Горьковскую область, но ей уже ничто не могло помочь: дистрофия  и страдания разрушили ее организм. Она умерла 1 июля 1944 года. Тане было 14 лет.

Вторая

Но не все Савичевы умерли. Остались в живых 2 человека: брат Тани Михаил, ушедший в партизанский отряд, и  сестра Нина, направленная в строительный батальон на Ладогу и

эвакуированная  оттуда в срочном порядке на Большую землю.

Первая                                                                                                                              Слайд 32

 Память о Тане Савичевой живет в Петербурге. На Васильевском острове  все напоминает о ней:  в этом доме на 2-й линии  Таня жила (квартира Савичевых угловая), на Съездовской  линии – училась. Теперь в школе № 35 действует музей, посвященный Тане.  Сама же Таня стала Планетой, летающей вокруг солнца. Так увековечили ее имя ученые - астрономы, открывшие  малую планету Солнечной системы № 2127.                     Слайд  33

Выходит хор средних классов.

Звучит народная  песня «О  Ладоге»

4 страница. ДОРОГА ЖИЗНИ

После хора выходят Воин  и Матрос (С двух сторон)

1 воин                                                                                                                               Слайд 35

Городу помогла выстоять  Военно-автомобильная дорога, известная как Дорога жизни. Она являлась нитью, связывающей город со страной.

2 воин

Дорогой жизни шел к нам хлеб,                                                                                   Слайд  36

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

                                 .

1 воин

В ночь на 15 ноября  ударили холода. Лед на Ладожском озере замерз на месяц раньше положенного срока:  мороз поднимался выше 40 градусов!  Ледовая трасса  начала  действовать уже с 19 ноября, когда из местечка  Кобона  вышли первые конные подводы с мешками муки.  А  в  это  время военнослужащие тыла,  ленинградские рабочие, крестьяне окрестных деревень днем и ночью, забывая об усталости, разгребали снег на льду будущей дороги. Наводили линии связи, ставили  палатки и шалаши для медицинского обслуживания и обогрева, указатели.  Там, где лед был тонким, его приходилось наращивать, устилать досками, хворостяными матами.                      Слайд  37

2 воин

 К концу декабря толщина льда позволила пройти по Ладоге не только машинам, но и танкам.

Так был проложен путь по маршруту  ОСИНОВЕЦ – КОБОНА протяженностью около 30 километров.                                                                                                                Слайд  38       

1 воин                   

                             Потомок, знай!                                                                          Слайды 39 - 41

                             В суровые  года,

                             Верны народу, дому и  Отчизне,

                             Через торосы Ладожского льда

                             Отсюда мы вели дорогу жизни,

                             Чтоб жизнь не умирала никогда!

2 воин

 Фашисты сначала пытались с воздуха уничтожить трассу, бомбя тысячекилограммовыми фугасными авиабомбами  трассу, но дорогу  сразу же  устанавливали рядом. Тогда немецкие самолеты стали охотиться  за автоколоннами. Вскоре прибрежная полоса  была укреплена зенитной артиллерией. Ледовая трасса  работала круглосуточно и при любой погоде.                                                                                                                               Слайд 42

1 воин                                                                                                                                Слайд 43

Шоферы Ладожской дороги каждодневно вносили свой вклад в борьбу за город: вытаскивали из ледяной воды грузы, если машина попадала в ледяную трещину или промоину, весной водили грузовики по кузов в воде, рискуя проломить хрупкий лед, совершали по нескольку рейсов подряд. Чтобы не уснуть в пути, водители придумали: в походный котелок бросали гайки и подвешивали в кабине над головой. Гайки звенели, котелок ударялся в затылок шофера и отгонял сон.

А. Розенбаум.  Песня о Дороге жизни

2 воин

В город стали доставлять не только хлеб и продовольствие, но и боеприпасы, а из города

вывозить обессиливших людей. Было эвакуировано 500.000 человек.

В рекордно малый срок  по дну Ладожского озера был проложен подводный трубопровод, по которому пошло топливо в город.

1 воин                                                                                                                                Слайд 44

А  находившийся  в тисках  блокады Ленинград продолжал  поддерживать фронт. Опухшие от голода рабочие – взрослые  и  дети  -  посылали на фронт снаряды и патроны, Кировский завод – танки. Специальные школы по ускоренной программе готовили для фронта  бойцов и младших командиров.

Звучит мелодия  песни  «Ладога»

5 страница.  ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА

Ольга  Берггольц (за столиком)                                                                                 Слайд 45

Опять весна шумит над кораблями,

Опять лучами даль озарена,

По всем дорогам, к западу, с боями

Идет в поход военная весна.

Для внуков станут  скукой  наши были,

Войдут в преданья гордые дела.

Зима прошла. Ее мы пережили.

Нам не забыть, какой она была…

     

 Танец  под музыку песни Б.Мокроусова «Песенка фронтового шофера»           Слайд 46

 Выходят пятеро  (группой)

                                                                                                                                           Слайд 47

Первый  чтец. Город продолжал жить, работать и бороться. Все оставшиеся в живых трудоспособные ленинградцы весной были мобилизованы на работы по очистке дворов, улиц, площадей, набережных. 15 апреля 42 года  город  приведен в порядок. Страшная угроза эпидемии была предотвращена.

 Второй

Возобновилось пассажирское движение трамваев.                                                    Слайд 48                                                 

Третий

Стали открываться бани, парикмахерские, кинотеатры.

 Четвертый

29 школ Ленинграда работали  без  перерыва  в самые тяжелые блокадные дни.   Слайд  49

 

Пятый                                                                                                                              Слайд 50                                                 

С марта 42-го года в городе появились подсобные хозяйства. В Летнем и Михайловском

садах, на Марсовом поле, у Медного всадника,  в сквере у   Исаакия,    перед

Казанским собором, во всех дворах  была вспахана земля, посажены огороды.

 Первый

Никого в стране  не оставила равнодушным  трагедия великого города. Отовсюду  шли посылки с теплыми вещами и продовольствием.  Были присланы и семена  для развития  огородничества. Ведь никому  в Ленинграде не пришла в голову идея воспользоваться фондом  семян, собранных учеными во Всесоюзном институте  растениеводства  

им. Н.И. Вавилова!

 

Пятый

 Известный  узбекский поэт Джамбул   Джамбаев  обратился  к Ленинграду со стихотворным посланием:                                                                                             Слайд  51

   

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск Невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну, -

     Вижу своды ваших мостов,

  Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рои,

Золоченых крыш острия…

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!..

…Ленинград сильней и грозней,

Чем в любой из прежних годов!

Не расколют его камней,

Не растопчут его садов…

…Предстоят большие бои,

Но не будет врагам житья!

Спать не в силах сегодня я…

Пусть  подмогой  будут, друзья,

Песни вам на рассвете мои,

Ленинградцы, дети мои,

Ленинградцы, гордость моя!

Второй

Музы в городе не молчали!

Не прекращалась концертная жизнь. Только за первый год войны работники искусств  Ленинграда  дали на фронте  свыше 20.000 концертов. Поэты  Ольга Берггольц, Анна Ахматова,  Вера  Инбер,  Николай Тихонов писали стихи. В городе трудились Дмитрий Лихачев, Галина Вишневская,  Борис Асафьев, Илья Глазунов. Иван Билибин, художник-сказочник, умерший в феврале  42-го, до последнего своего дня работал над былинными образами русских богатырей.

 Композитор Дмитрий Шостакович написал основную часть  7 симфонии в осажденном Ленинграде. В Куйбышеве, куда эвакуировали Дмитрия Шостаковича, была завершена 7 «Ленинградская» симфония. Она прозвучала в Москве.                                   Слайды 52 - 53

Третий

Музыканты оркестра филармонии  и  дирижер  Карл  Ильич  Элиасберг  решили непременно исполнить симфонию в Ленинграде! Когда долгожданная партитура была привезена с Большой земли,  дирижер понял, что музыкантов для исполнения (а симфония написана для двойного состава) не хватит: инструменты  музыкантов,  не переживших  блокадную зиму 42 года, сиротливо лежали на стульях концертного зала. И  тогда в оркестр  были прикомандированы из частей Ленинградского фронта бойцы, имеющие  музыкальные специальности. Репетиции начались.

Четвертый

Но репетировали не только  музыканты: артиллеристы готовились к исполнению своей «огненной симфонии». «Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!» - так решил командующий фронтом  Леонид  Александрович  Говоров.  «Партии» исполняли дальнобойные орудия сухопутных войск и морская артиллерия Балтийского фронта.

9 августа не упало ни одной бомбы!

Пятый

 За дирижерский  пульт встал Карл Ильич  Элиасберг. Он был  во  фраке, как полагается дирижеру, и фрак висел на нем, как на вешалке, – так он исхудал за зиму.             Слайд 54

Мгновение  полнейшей тишины – и вот зазвучала музыка.

(Начинает тихо звучать вступление  Ленинградской симфонии Д.Шостаковича)

С первых тактов ленинградцы узнали в ней себя и весь свой путь, легендарную героическую эпопею Ленинграда. И плакали отрадными,  беззвучными слезами и не стыдились их.

(Музыка нарастает и звучит еще некоторое время.

                        После стихшей музыки девушки уходят за сцену.)

6 страница.   Операция «ИСКРА»

(ПРОРЫВ  БЛОКАДНОГО КОЛЬЦА)

Встает Ольга Берггольц.                                                                                              Сайт 55

Мы в Радиокомитете записали в ночь на 10 января  42-го года  в плане: «Прорыв  блокады»,

хотя  не знали  еще,  как это будет.

Мальчик-современник

В 43-й  году пришла добрая весть: вражеские войска капитулировали под Сталинградом.

Командование Ленинградского фронта готовило войска  к прорыву блокады. Ленинградский и  Волховский  фронта  разделяли всего лишь  16 километров.

 Генерал Говоров, руководивший штурмом, решил прорвать оборону  противника на участке Московская Дубровка – Шлиссельбург. Бои здесь развернулись ожесточенные. Бились, как во все дни блокады, не за каждый метр, а за каждый сантиметр.

Выходят   1  и 3  чтецы - воины (из-за сцены)

Здесь вихрь взвивал                                                                                                    Слайд 56

    до низких туч накаты,

Снега пылали,

    и в аду таком

Дубровку брали

    русские солдаты:

«Дубр» был за нами,

    «овка» - за врагом.

 Александр Прокофьев, воевал на Ленинградском фронте.                               Слайд 57

2 чтец - воин (с противоположной стороны выходят 2-й и 4-й )

В каждом метре земли  в местах, где шли бои,  после войны было обнаружено 10 килограммов  металла. Особенно тяжело приходилось на  легендарном Невском «пятачке», где плавились  камни  и горел  металл.

3 чтец-воин

Из истории «пятачка».

В сентябре 41-го года советские войска занимали территорию вдоль правого берега Невы, левый берег был занят фашистами. 21 сентября в ожесточенных боях под Невской Дубровкой (40 км от города) нашими войсками был отвоеван крохотный участок – 2 километра вдоль Невы и несколько сот в глубину) на левом вражеском берегу. На головы отважных десантников обрушилась лавина огня и стали: до 2000 мин и снарядов в час. Ни один воин не дрогнул!

Наши воины на Невском «пятачке» должны были препятствовать форсированию Невы врагом и готовить плацдарм для соединения Ленинградского фронта с Волховским.

4 чтец-воин

 «Пятачок» удерживали ценою огромных потерь. На каждом квадратном метре погибало 10 человек. Все блокадные месяцы наши бойцы пытались отвоевать станцию Мга (47 км от города) и прорвать блокаду Ленинграда. Но этим планам не суждено было сбыться до 44-го года: оживлялись действия  немцев  на Тихвинском направлении, где они хотели соединиться с финнами. Теперь задачей защитников Невской Дубровки  стало отвлекать силы немцев от Тихвина.

2 чтец-воин

Сто батарей гремело сдуру.                                                                                            Слайд 58

Слепой  тротил крушил, крошил

Земли изодранную шкуру,

И мертвых снег запорошил.

Но нет забвенья

Тому, кто в этом был аду.

И в памяти подразделенья

Равняются  на  холоду.

Седые волны бьются в мыле.

Дрожит зари багровый кант.

И непреклонен, как Виргилий,

На переправе комендант.

Он видит смерть. Он жизнью мерит

Свою погибель без нытья.

Дойдет туда, на левый берег,

Лишь только пятая ладья.

А остальные без возврата

В щепу снарядом – и ко дну.

И кровь до самого Кронштадта

Окрасит невскую волну…

Михаил Дудин, воевал на Невском «пятачке».                                                      Слайд 59

3 чтец

В машине мрак и теснота.

Водитель в рычаги вцепился…

День, словно узкая черта,

Сквозь щель едва-едва пробился.

От щели, может, пятый час                                                                                           Слайд 60

Водитель не отводит глаз.

А щель узка, края черны,

Летят в нее песок и глина.

 

Но в эту щель от  Мги видны

Предместья Вены и Берлина.

  Сергей Орлов, воевал на Ленинградском фронте. Умер в 1977 году, когда осколок    фронтового снаряда дошел до сердца.

 4 чтец

12 января  1943 года начались боевые действия, в результате которых 18 января на окраине Рабочего поселка встретились воины Ленинградского и  Волховского фронтов. Бойцы и офицеры радостно обнялись. Долгожданный исторический момент наступил!

И первой радости отрада                                                                                                 Слайд 61

Сияла на лице бойцов.

Мы поняли: у Ленинграда

Разорвано  нами кольцо.

1 чтец

Вечером 12 января  1943 года по радио было передано сообщение   Совинформбюро о  прорыве  вражеской блокады Ленинграда:

 Форсировав Неву и прорвав укрепленную полосу  противника глубиной до 14 километров, наши войска в течение 7 дней напряженных боев заняли город Шлиссельбург,  Синявино  и другие укрепленные пункты.                                     Слайд 62

Победа под Ленинградом провалила  расчеты немецкого  командования  на участие Финляндии в наступательной операции на Мурманск и мурманскую железную дорогу, чтобы перерезать наши северные коммуникации.

4  чтец

Главнокомандующий финской армии Маннергейм,  заверявший Гитлера, что финская армия предпримет эту операцию  непременно  после падения Ленинграда, вынужден был от нее отказаться. Была ликвидирована угроза соединения немецких и финских войск восточнее Ладожского озера. Вскоре финское правительство  стало искать выход из войны и  обратилось  в Москву  с предложением сообщить условия возможного перемирия.

 Южное побережье Ладожского озера было полностью очищено от противника. Образовался коридор  шириной  8 -11  километров, по которому  Ленинград получил прямую связь с Большой землей.

Город-герой праздновал победу!

 Анна Ахматова. Победителям

Сзади Нарвские были ворота,                                                                               Слайд  63

Впереди была только смерть…

Там советская  шла пехота

Прямо в желтые  жерла «Берт».

 Вот о вас напишут книжки:

 «Жизнь  свою  за   други  своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки -

Внуки, братики, сыновья.

7 страница. ПОЛНОЕ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ

( Можно заменить фрагментом фильма.)

 Мальчик - современник

Прорыв блокады значительно облегчил положение осажденного Ленинграда, но не решил задачи в целом.                                                                                                     Слайд 64

 Час грозного возмездия пробил для фашистов через год – 14 января 1944 года.

Начав штурм вражеских позиций, войска Ленинградского и  Волховского  фронтов при поддержке флота и партизан стали быстро продвигаться на юго-запад. За 12 дней кровопролитных боев войска Ленинградского  фронта отбросили противника на 65-100 километров. Было освобождено 800 городов.

  Ольга  Берггольц

Так многострадальный город на Неве выстоял, выжил, победил.                           Слайд 65

Священные слова «Никто не забыт, ничто не забыто», начертанные на памятнике  Пискаревского мемориального кладбища, служат вечным  напоминанием  о  героической

эпопее  Ленинграда.

Ольга Берггольц и мальчик-современник выходят к микрофонам

Ольга Берггольц

Да здравствует суровый и спокойный,

Глядевший  смерти в самое лицо,

Удушливое  вынесший кольцо,

Как человек,  как труженик, как воин.

Сестра моя, товарищ, друг и брат, -

Ведь это мы,  крещенные блокадой.

Нас вместе называют - Ленинград.

Через паузу

 

Мальчик - современник

Низкий поклон тебе, город-герой!                                                                             Слайд 66

Давайте поклонимся  великому   многострадальному городу, потерявшему МИЛЛИОН

своих сыновей и дочерей. Поклонимся и погибшим в боях за Ленинград - их пало 2,5  миллиона!

М И НУ Т А МО Л Ч А Н И Я   ПОД  ЗВУКИ  МЕТРОНОМА

Слайды  67 – 73

                                                           ЭПИЛОГ

 Мальчик – современник:                                                                                 Слайды  74 - 75

Пусть никогда дети не рисуют танки, бои, взрывы, гибель людей, как рисовали дети блокадного Ленинграда!

 Выходит  детский  хор

Младшие школьники  (четверо):

- Пусть всегда будет солнце!                                                                                         Слайд  76

- Пусть всегда будет небо!

- Пусть всегда будет мама!

- Пусть всегда буду я!

Младший   хор  исполняет  песню «Взрослые, гляньте»». Музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина.                                                                                                                      Слайд 77

Выход всех участников под  фильм «Мы все петербуржцы»  (звучит песня Олега Кваши  «Санкт-Петербург – гордая белая птица…»)                                             Слайд 78

Литература

1.Ахматова А. Сочинения.: В 2 т. М.:Цитадель, 1997.

2. Берггольц  О. Собр.соч.: В 2 т. Л.:Художественная литература, 1989 .

3.Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? Л.:Детская литература, 1974.

4.Ходза Н. Дорога жизни. Л.:Детская литература, 1974.

5.Белоголовцев А. Невский «пятачок». Лениздат, 1970.  

6. Комаров Н.Феномен блокадного Ленинграда. М.:Кучково поле. Живая память, 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимн школы №29 пгт. Мостовского

Гимн школы, в которой я работаю. На что не пойдешь ради любимой школы... и в "горящую избу", и гимн собственного сочинения.!!! Вот так....

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Мастер-класс "Гимн географии"

Попытка дать ответ на часто задаваемый детьми вопрос "Зачем надо изучать географию?"...

Гимн школы

Гимн МБОУ Алферьевской основной общеобразовательной  школы ...