КЛАССНЫЙ ЧАС «Лучше по миру собирать, чем чужое взять.»
материал (8 класс) на тему

Ильчибаева Валентина Александровна

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни маленькой волшебной страны, где сбываются самые заветные желания.

Сказка в  увлекательной форме и доступными для понимания словами способна показать, к чему приводят поступки героев. Сказка помогает пережить, «проиграть» различные жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Лучше по миру собирать, чем чужое взять.»

                                                                                         

Пояснительная записка.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни маленькой волшебной страны, где сбываются самые заветные желания.

Сказка в  увлекательной форме и доступными для понимания словами способна показать, к чему приводят поступки героев. Сказка помогает пережить, «проиграть» различные жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы.

Сказкотерапия является эффективным способом воспитательно-образовательной работы с учащимися, т.к. сказка позволяет разглядеть всё вокруг не только глазами, но и сердцем. Через сказку ребёнок понимает законы мира, в котором он родился и живёт.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», оценить свой поступок со стороны.

                   

Классный час.

«Лучше по миру собирать, чем чужое взять.»

Цели:

-вызвать у детей сопереживание с персонажами сказки и желание

  понять мотивы поступка, ввести оценку «хорошо» и «плохо»;

-дать возможность детям осознать чувство потери, страха за  своё

  будущее и будущее своих близких путём проигрывания эпизодов

  сказки;

-использовать сказку как притчу-нравоучение, подсказать варианты

   выхода из ситуации;

Форма работы:

-фронтальная,  со всеми  учащимися класса;

Содержание.

1.Чтение сказки «Горькие денежки» (по мотивам сказки Л.Б.Фесюковой «Три денежки») с демонстрацией предметов купли-продажи: яркого мячика на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняной свистульки; больших гвоздей.

             

«Горькие денежки».

     Митька, как себя помнил, в деревне жил вдвоём со старой бабушкой. А жили Митька с бабушкой  бедно. Откуда богатство-то взять? Хлеб да картошка - вот и вся еда. Да вот ещё по осени грибов натаскают. Правда, была у бабушки мечта: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом договорилась бабушка с соседкою, как осенью картошку продаст – купит у неё козу.

     Как то раз вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился и глядит. Сложила  бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одежду. Митька про это и забыл. А только недели через две и вспомнил, когда оказия вышла.

     Пришел к ним в деревню коробейник. Говорил слова, как песню пел, всё с шутками да прибаутками. А в коробе у него товару всякого видимо – невидимо. Ленты, бусы, грибешки, расписные шкатулочки, глиняные фигурки да  игрушки всякие.

      Очень уж понравилась Митьке игрушка одна - яркий мячик на резиночке. Как его не кидай, всё в ладошку возвращается. Долго Митька любовался на игрушку диковинную. И тут соседский Васька к Митьке подбежал да и говорит:

-Хорош мячик! И стоит недорого! У тебя что денег нет?

-Нет!- отвечает Митька.

-Что и у бабушки твоей нет?...

Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил немного денег оттуда взять. Ну, самую малость. Да она и не заметит – велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сазу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидал, что коробейник мимо их двора идёт. Испугался Митька. Сейчас всё продаст и уйдёт! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя на сдачу.

    Побоялся Митька в дом идти со своей покупкой. Что бабушка скажет? Пришлось Митьке в сарай идти. Там и в мячик поиграл, и леденец ссосал и осталась от леденца одна палочка. Только одно огорченье: пока мячик в кармане нёс, его яркую одежду гвоздь проколол. Оказывается в нутрии мячика – опилки! Жалко!

  И тут Митьку словно холодной водой кто обдал. Увидал он, что к ним во двор соседка идёт и козу с собой ведёт! Спрятал Митька свои покупки в сарае и в дом. А там бабушка такая весёлая, соседку встречает, козу ласковыми словами называет.

  Потом бабушка в сундук полезла…. У Митьки сердце в груди так и замерло. Бабушка денежки достала, на столе пересчитала, головой чудно помотала, и давай снова деньги считать. А потом соседку и просит:

-Мария, давай я тебе сейчас не все деньги сейчас отдам! Я ещё картошки продам – расплачусь!

А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует. Так и отвела козу к себе  обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у неё большие капли на грудь капают…..

    Бросился Митька вон из дома. Бежал он долго. Остановился Митька около дуба векового, сел на землю и разревелся. Вдруг видит, а около него коробейник стоит.

-Что, Митька, натворил дел! Зачем же ты деньги у бабушки без спросу взял? Эх, ты!...Разве ты у бабушки деньги украл? Ты ведь у неё надежду отнял. Она ведь как думала? Тебя, дурочка, молоком подкормить да свои старые силы подкрепить. Она ведь жить-то хочет, чтобы тебя, непутёвый, вырастить.

  Ещё сильнее заплакал Митька, а потом и просит:

- Дяденька, а давай я тебе игрушки обратно принесу, а ты мне денежки обратно верни!

-Да на что мне твой рваный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплошал ты – за то и расплачиваться будешь…И протянул Митьке поясок.

-На, - говорит, одень на себя! А сам уж Митьку опоясал. Пригляделся Митька, а в руках у коробейника много поводков. А на поводках тех дети. Дернул коробейник за поводки, и побежали дети впереди него. Так они и шли. Пришли они в большой дом. Определил коробейник всех на работу: кому полы мыть, кому печку топить, кому бельё стирать, кому пыль вытирать. Всем работы досталось. Узнал Митя много. Мальчик Петя за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Девчонка одна у мамки своей колечко обручальное стащила. В этом доме Митька целый год проработал и всякий день о бабушке своей вспоминал: как там она?

   А через год позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:

-Ну теперь понял, как другого обездоливать?

-Понял! говорит Митька, а сам себе уж глаза кулаком трёт.

  И вдруг протягивает коробейник Митьке те самые три денежки.

-На, бери, заработал! Схватил Митька три денежки и очутился возле дуба.

  Бросился он домой, в избу вбежал.

-Где это ты запропастился, два часа тебя дома не было?! «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» - думает Митька, а вслух не говорит.

-Бабушка, а соседка никому козу-то не продала?

-Да кому ж она её вечером её продаст?

-Бабушка! Вот те три денежки, какие я у тебя без спроса взял! Прости меня! Пойдем козу покупать!

  Обрадовалась бабушка, когда козу в дом привела. Имя ей сразу новое дала. Гладит её по спине да приговаривает: «Надежка, Надежка»…А Митька почувствовал себя самым счастливым человеком!

   

2.Распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки и ответы детей – героев на предлагаемые вопросы.

   

   2.1. «ТРИ ДЕНЕЖКИ»- трое детей, держащихся за руки и вместе отвечающих на вопросы, не перебивая, а помогая друг другу:

-Откуда вы появились, три денежки?

-Вы хотите принести Митькиной семье добро или зло?

-Чем вы огорчили бабушку?

-Чем вы её порадовали в конце сказки?

-А что вы принесли Митьке?

-Что вы можете сделать, чтобы принести бабушке и Митьке радость?

-В том, что у Митьки случилась беда, виноват мячик?

   

   2.2. «МЯЧИК»

-Расскажи о себе: какой ты?                                      

-Зачем Митька тебя купил?

-Какую радость ты ему принёс?

-Почему коробейник продал вместе с тобой гвозди?

-Что станет с тобой после того, как у тебя порвётся одёжка?

                         

    2.3. «ПЕТУШОК»

-Почему Митька тебя купил?

-Быстро ли съел тебя Митька?  

-Что осталось от тебя?                    

     

  2.4. «СВИСТУЛЬКА»                            

-Для чего тебя сделали из глины?

-Кому ты хотела приносить радость?

-Хочешь ли ты пролежать в сарае в заветном месте, чтоб никто тебя не увидал?

-Если бы ты не попала к Митьке, то у кого могла бы оказаться?

-Приятно будет Митьке с тобой играть, если он про свой поступок станет вспоминать?

  2.5. «ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ»

-Какие вы?

-Для чего вы нужны людям?

-Что бы вы могли собой скреплять?

-Вы- вещи полезные или вредные?

-Куда бы вы хотели попасть в Митькином дворе?

-Вы можете принести беду или боль?

-За что вы Митьку наказали и как вы это сделали?

3.Отражение чувств людей в цвете.

Детям предлагается нарисовать красками любую из трёх картинок и сравнить их:

1)Бабушкину печаль

2)Митькино переживание

3)Митькину радость от покупки козы                                  

4.Подведение итогов.

                                           

-Стоят ли эти покупки бабушкиных слёз и Митькиной печали?

-Можно ли взять без спросу деньги, если чего– то очень хочется?

Список литературы.

1.Практикум по сказкотерапии /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Речь, 2008г.

2.Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста /Л.Д.Короткова. ЦГЛ, 2004г.

3.Сказкотерапия трудного детства/ Е.К.Прудис. Речь, 2006 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Для самых лучших в мире мам»

Внеклассное мероприятие посвященноe Международному Дню Матери. Форма проведения - конкурсно-познавательная игра....

Классный час:" Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль"

Классный час о современном представлении о нравственности. Задачи: 1) обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека,2)  способствовать пониманию роли...

Самые лучшие библиотеки мира

Презентация о лучших мировых библиотеках....

Мастер-класс «Лучший в мире цветовод»

Мастер-класс ребят из кружка цветоводства проводится для учеников начальной школы. В игровой форме происходит знакомство с многообразием комнатных и декоративных растений. Кружковцы сами разработали п...

Один из лучших в мире школьных детских хоров на гастролях в России. Видео Tiffin-хора.

Хор основан в 1957 году при Tiffin School. Сами англичане в своих аннотациях к концертам обязательно отмечают, что этот хор является именно государственным, как и само учебное заведение, при котором о...

Бесплатные дистанционные курсы лучших университетов мира

В связи с частыми просьбами родителей, учителей и старшеклассников был составлен список дистанционных курсов. Участие в курсах, сертификаты позволяют участникам решить ряд целей: самооразвитие, самооб...

"Наш черлидинг лучший в мире"!

Сценарий игрового занятия для 3-4 классов....