М.Ю.Лермонтов. К 200-летию со дня рождения. Сценарий конкурса.
методическая разработка (11 класс) на тему
М.Ю.Лермонтов. К 200-летию со дня рождения. Сценарий конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dram.versiya.docx | 185.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Драматургическая версия эпизода из романа «Герой нашего времени» на конкурс русского языка и литературы «Мысль обретает язык простой и страсти голос благородный», посвященный 200-летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова.
«И сердце любит и страдает…»
(фрагмент из романа «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»)
Действующие лица:
Печорин Григорий Александрович – офицер, лет 25
Вернер – доктор, скептик и материалист
Вера – молодая дама, родственница княгини Лиговской
Ведущий(-ая)
Автор (голос )
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
(звучит музыка из балета А. Хачатуряна «Маскарад»)
Ведущий:
Есть речи – значенье
В них трепет
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово…
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
(На сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)
От автора (голос за кадром):
Из журналаПечорина: Ныне зашёл ко мне доктор; его имя Вернер…
(на сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)
Печорин – Продолжайте, доктор?
Вернер - Да я, кажется, всёсказал… Да! Вот ещё: княжна Лиговская, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и проч…
Печорин - Вы никого у них не видали сегодня?
Вернер(потягиваясь) - Напротив; был один адъютант, один натянутый гвардеец и какая-то дама из новоприезжих… (оживляясь) Не встретили ль вы её у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью.
Печорин - Родинка! Неужели?
Вернер – Она вам знакома !..
(на экране портрет В.А. Лопухиной)
От автора (голос за кадром):
Будучи студентом, он был страстно влюблён… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно… (Из воспоминаний АкимаШан-Гирея – троюродного брата поэта)
(звучит музыка)
Печорин – Я её не видал ещё, ноуверен, узнаю в вашемпортрете одну женщину, которую любил в старину… (волнуясь от воспоминаний):
Она не гордая красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых…
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
(На экране иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Кавказ»)
От автора (голос за кадром):
Из журнала Печорина: Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становится жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своём стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор…
(на экране – портрет В. Лопухиной в виде испанской монахини)
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Печорин (вглядываясь в портрет) - Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?..
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так, память, демон-властелин,
Всё будит старину.
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!..
(входит Вера)
Печорин – Вера!
Вера (вздрогнула и побледнела) - Я знала, что вы здесь…
Печорин - Мы давно не виделись…
Вера(задумчиво) – Давно…
Печорин (в сторону) -Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё Бог…
(обращаясь к Вере) Мы давно не виделись…
Вера - Давно, и переменились оба во многом!
Печорин – Стало быть, уж ты меня не любишь?..
Вера – Я замужем!..
(муз.фрагмент)
От автора(за кадром):
Мы играли в шахматы, человек подал письмо. Мишель начал его читать, но вдруг побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «вот новость – прочти». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной.
Аким Шан – Гирей. 1835 год. Весна. Петербург.
Печорин (с горькой иронией) – Что ж он молод, хорош, особенно, верно богат. И ты боишься...
Вера (почти шепотом) – Скажи мне, тебе очень весело мучить меня? С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…
Печорин– Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
(музыкальный фрагмент: Э. Григ «Песня Сольвейг»)
Ведущий:
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью
безумно-мятежной
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом
страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом
свиданье…
Но в мире ином друг друга они не узнали. (1841)
(Завершающие музыкальные аккорды)
1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - ч.2, «Княжна Мери».
2.СтихотворенияМ.Ю. Лермонтова:
«Она не гордой красотою…» 1832г.
«У ногдругих не забывал…» 1831г.
«Есть речи – значенье…» 1839г.
«Они любили друг друга…» 1841г.
«Расстались мы, но твой портрет…»
3.Выдержки из воспоминаний троюродного брата поэта Аким Шан- Гирея.
4. Музыкальные фрагменты:
- А. Хачатурян Вальс из музыки к драме «Маскарад»
- Э. Григ «Песня Сольвейг»
- Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова
Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри....
Внеклассное мероприятие "Конкурс стихов, посвящённый 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака"
Внеклассное мероприятие - проект для учащихся 5- 11 классов, с ИКТ.Цель: повышение мотивации к изучению английского языка....
сценарий проведения конкурса чтецов для 5-11 классов, посвящённый 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова
Конкурс чтецов для 5-11 классов, посвящённый поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова и приуроченный 200-летию со дня его рождения....
Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Умеете ли вы любить?» Конкурс посвящен 150-летию со дня рождения А.И.Куприна
Сочинения моих учеников на тему "Умеете ли вы любить?"...
Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.
Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-ле...
СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова». Ход мероприятия.
СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурсстихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».Ход мероприятия....
Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова
Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...