М.Ю.Лермонтов. К 200-летию со дня рождения. Сценарий конкурса.
методическая разработка (11 класс) на тему

М.Ю.Лермонтов. К 200-летию со дня рождения. Сценарий конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dram.versiya.docx185.35 КБ

Предварительный просмотр:

                           

без лого шапка

               

Драматургическая версия эпизода из романа «Герой нашего времени» на конкурс русского языка и литературы «Мысль обретает язык простой и страсти голос благородный», посвященный  200-летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова.

                               «И сердце любит и страдает…»

(фрагмент из романа «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»)

Действующие лица:

Печорин Григорий Александрович – офицер, лет 25

Вернер – доктор, скептик и материалист

Вера – молодая дама, родственница княгини Лиговской

Ведущий(-ая)

Автор (голос )

 

                                        ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                                            ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

                                 (звучит музыка из балета А. Хачатуряна «Маскарад»)

Ведущий:

Есть речи – значенье

В них трепет

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово…  

                                       ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

                  (На сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)

От автора (голос за кадром):

Из журналаПечорина: Ныне зашёл ко мне доктор; его имя Вернер…

(на сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)

Печорин – Продолжайте, доктор?

Вернер   -  Да я, кажется, всёсказал… Да! Вот ещё: княжна Лиговская, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и проч…

Печорин  - Вы никого у них не видали сегодня?

Вернер(потягиваясь)  -  Напротив; был один адъютант, один натянутый гвардеец и какая-то дама из новоприезжих… (оживляясь) Не встретили ль вы её у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью.

Печорин -  Родинка! Неужели?

Вернер – Она вам знакома !..

(на экране портрет В.А. Лопухиной)

От автора (голос за кадром):

Будучи студентом, он был страстно влюблён… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину…  Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно… (Из воспоминаний АкимаШан-Гирея – троюродного брата поэта)

(звучит музыка)

Печорин – Я её не видал ещё, ноуверен, узнаю в вашемпортрете одну женщину, которую любил в старину… (волнуясь от воспоминаний):

Она не гордая красою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых…

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

 

                                            ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

                (На экране иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Кавказ»)

От автора (голос за кадром):

Из журнала Печорина: Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становится жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своём стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор

(на экране – портрет В. Лопухиной в виде испанской монахини)

                                              ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Печорин (вглядываясь в портрет) -  Зачем она здесь?  И она ли?  И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?..

У ног других не забывал

Я взор твоих очей;

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней;

Так, память, демон-властелин,

Всё будит старину.

И я твержу один, один:

Люблю, люблю одну!..

(входит Вера)

Печорин – Вера!

Вера (вздрогнула и побледнела) -  Я знала, что вы здесь…

Печорин -  Мы давно не виделись…

Вера(задумчиво) – Давно…

Печорин (в сторону) -Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – всё храм,

      Кумир поверженный – всё Бог…

(обращаясь к Вере) Мы давно не виделись…

Вера  -  Давно, и переменились оба во многом!

Печорин – Стало быть, уж ты меня не любишь?..

Вера – Я замужем!..

  (муз.фрагмент)

От автора(за кадром):

Мы играли в шахматы, человек подал письмо. Мишель начал его читать, но вдруг побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «вот новость – прочти». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной.

                                 Аким Шан – Гирей. 1835 год. Весна. Петербург.

Печорин  (с горькой иронией) – Что ж он молод, хорош, особенно, верно богат. И ты боишься...

Вера (почти шепотом) – Скажи мне, тебе очень весело мучить меня? С тех пор, как мы  знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…

Печорин– Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

                                    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

                   (музыкальный фрагмент:  Э. Григ «Песня Сольвейг»)

Ведущий:

Они любили друг друга так долго и нежно,                    

С тоской глубокой и страстью

                                                   безумно-мятежной

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом

                                                            страданье

И милый образ во сне лишь порою видали.

И смерть пришла: наступило за гробом

                                                             свиданье…

Но в мире ином друг друга они не узнали.  (1841)

(Завершающие музыкальные аккорды)

Литература и музыка.

1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - ч.2, «Княжна Мери».

2.СтихотворенияМ.Ю. Лермонтова:

«Она не гордой красотою…» 1832г.

«У ногдругих не забывал…» 1831г.

«Есть речи – значенье…» 1839г.

«Они любили друг друга…» 1841г.

«Расстались мы, но твой портрет…»

3.Выдержки из воспоминаний троюродного брата поэта Аким Шан- Гирея.

4. Музыкальные фрагменты:

   - А. Хачатурян Вальс из музыки к драме «Маскарад»

   - Э. Григ «Песня Сольвейг»

   - Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри....

Внеклассное мероприятие "Конкурс стихов, посвящённый 125 - летию со дня рождения С. Я. Маршака"

Внеклассное мероприятие - проект для учащихся 5- 11 классов, с ИКТ.Цель: повышение мотивации к изучению английского языка....

сценарий проведения конкурса чтецов для 5-11 классов, посвящённый 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова

Конкурс чтецов для 5-11 классов, посвящённый поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова и приуроченный 200-летию со дня его рождения....

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-ле...

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова». Ход мероприятия.

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурсстихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».Ход мероприятия....

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...