Урок Памяти "Битва за Москву"
методическая разработка по теме
В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в исторической памяти народа и становятся достоянием родной истории. Именно к таким событиям относится грандиозная по своим масштабам и значению оборона Москвы и Московская битва, развернувшаяся осенью 1941 г. и в первые месяцы зимы 1941-1942 г. на дальних и ближних подступах к советской столице.
Битва за Москву явилась огромным моральным стимулом для советского народа и Советской Армии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 24.5 КБ |
statya.doc.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок памяти «Битва за Москву»
Заместитель директора по воспитательной работе
Слепченко Г.А.
Идентификатор 215-768-735
Тезисы.
В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в исторической памяти народа и становятся достоянием родной истории. Именно к таким событиям относится грандиозная по своим масштабам и значению оборона Москвы и Московская битва, развернувшаяся осенью 1941 г. и в первые месяцы зимы 1941-1942 г. на дальних и ближних подступах к советской столице.
Битва за Москву явилась огромным моральным стимулом для советского народа и Советской Армии.
Цель урока:
- Образовательная: осмысление исторического значения победы советского народа в Московской битве и Великой Отечественной войне, определению личностного отношения к истории этих событий в судьбе страны;
- Воспитательная: воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому своей Родины, к людям, защищавшим свое Отечество от врагов.
Оборудование урока:
– символика Москвы;
- карта «Великая Отечественная война: Битва за Москву»;
- плакаты военных лет, посвященные обороне Москвы.
Данная разработка может быть использована в качестве программного урока, урока мужества или внеклассного занятия.
Предварительный просмотр:
Урок памяти «Битва за Москву»
Заместитель директора по воспитательной работе
Слепченко Г.А.
Идентификатор 215-768-735
Звучит песня «Марш славянки»
Ученик 1
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Ученик 2
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ученица 1
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.
Так что же такое ты. Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
Ученик 3
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Ученица 2
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Ученик 1.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Война, которая своей жестокой рукой коснулась каждой семьи. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша Родина.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память тех, кто 73 года назад в 1941 году смог отстоять нашу столицу, нашу родную Москву. Мы все в неоплатном долгу перед ними!
Великая отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории, но память о ней должна жить в наших сердцах, в сердцах молодёжи.
Ученица 1
Первые месяцы войны… Кто может такое забыть?! Это время оказалось самым тяжелым для русского народа. Враг отнял почти всё, но не смог убить память, отнять вчерашний день, сломить русский характер!
Чтец. Стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Ученик 2.
По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой.
Ученица 2
До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации.7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых на 43-м километре от Москвы, недалеко от Подольска.
Ученик 1.
Первоначальный план блицкрига – молниеносной войны (операция «Барбаросса») предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск (10 июля — 10 сентября 1941) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца.
Битвы за Ленинград и за Киев также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву.
Таким образом, немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.
Ученица 1:
Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 г. Гитлер приказывал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.
План наступления на Москву получил кодовое название «Тайфун».
Ученик 2.
К 3 октября немецкие войска переходят в наступление по всему фронту (Брянский, Западный), т. е. это и есть район Волоколамск – Подольск, Юхнов, Малоярославец, Тула. Советская 43-я армия не смогла остановить столь мощное наступление и стала отходить. 4 октября пал город Киров. Противник окружил советские части (Западный и Резервный фронт) под Вязьмой и Брянском. Нависла угроза прорыва немецких войск на Подольск. Утром 5 октября 1941 года враг был обнаружен на юго-западной окраине города Юхнова. Немцы прорвались на Варшавское шоссе, и двумя колоннами фашистская техника хлынула к Угре, имея своей целью Москву. До Москвы оставалось около 200 км. По боевой тревоге были подняты Подольское пехотное и артиллерийское училища.
Ученица 2
Сжимается кольцо врагов вокруг Москвы. Наш любимый родной город готов отражать атаки врага. Каждый дом и улица превращаются в крепость. Улицы пересекают ряды противотанковых «ежей». Витрины магазинов и окна первых этажей заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались вражеские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. На защиту Москвы встают все – от мала до велика. Формируется Народное ополчение
Ученик 1.
Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.
Ученица 1
Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск. Парад в Москве в то трагическое и тяжелейшее время дарил людям уверенность в будущей победе.
Ученик 2
Давление противника по всей линии фронта не ослабевало. Наши войска продолжали вести кровопролитные бои на подступах к Москве. Враг медленно продвигался к сердцу России.
Ученица 2
Уже вблизи его войска
Гремят броней стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлевскою стеною.
Уже слова: «Моя Москва»
По-русски враг заучивал…
Ученик 1:
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Ученик 2:
И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
Ученик 3:
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад – на шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Ученица 2
Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук 4 роты 316-ой стрелковой дивизии Василий Георгиевич Клочков. В ноябре 1941 года он возглавлял группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково, в 7 км от Волоколамска. Именно ему принадлежат знаменитые слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
На Волоколамском направлении враг был остановлен 27 октября. В боях под Волоколамском особенно отличились бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова и курсантского полка училища имени Верховного Совета РСФСР под командованием полковника С.И. Младенцева. К концу октября операция «Тайфун» захлебнулась на Можайской линии обороны.
Ученик 1:
Выдающийся подвиг совершили 28 бойцов этой дивизии, которыми командовал генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. В страшном бою, который длился 4 часа, они подбили 18 вражеских танков. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героев Советского Союза.
Ученица 1:
На оккупированных фашистами территориях создавались партизанские отряды, которые не давали покоя врагу ни днем, ни ночью. Москва отбирала добровольцев, смельчаков посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам. Так в одном партизанском отряде появилась молоденькая девушка, которую все называли Таня. Настоящее имя этой девушки станет известно только после ее смерти. Это Зоя Космодемьянская.
Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Страшные муки вынесла это хрупкая на вид девушка.
Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.
Ученик 2:
5 декабря 1941 года началось контрнаступление наших войск. В битве под Москвой фашисты потеряли более полумиллиона убитыми, 1300 танков, 2,5 тыс. орудий, 15 тыс. машин. Немцы были отброшены на 150-300 км от столицы нашей Родины.
Ученица 2:
Победа советских воинов в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков.В Москве в память о тех событиях 1941 года в 1965 году была возведена могила Неизвестного солдата.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20 летия победы советского народа в Великой отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
110 человек – участников битвы за Москву – удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Москвы» награждено более миллиона защитников нашей столицы.
Ученик 3:
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемненных фонарей
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упругий, чистый звон металла,
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою...
Солдаты, дети, командиры
В крови, у смерти на краю.
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, –
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Ученик 1:
А потом наступило 9 мая 1945 года. На Красной площади бушевало ликующее людское море. И был незабываемый салют поздно вечером. Было 1000 прожекторов, скрестивших разноцветные лучи в мирном московском небе. И тридцать залпов из 1000 орудий, которые, казалось, были слышны всей планете.
Ученица 1:
Мы не знаем, кто первым пал в предрассветный июньский час 41-го… Не знаем, кто погиб в последний миг войны… Но все они до конца выполнили свой долг. Как выполнили свой долг перед Родиной и защитники Москвы.
Благодаря их любви к родному городу, их мужеству и отваге живет сегодня Москва.
Звучит песня «Ты моя Москва»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Урок английского языка "Москва и С-Петербург, две столицы России"
Конспект урока-экскурсии по столицам России. Цели: социокультурный аспект – знакомство учащихся с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга; развивающий аспект – развитие способности осу...
Урок по теме: "Москва- столица нашей Родины" 7 класс
Цели:1 Формирование навыков и развития умений говорить ( приращение в умениях и навыков).2. Умение ставить вопрос ( самостоятельность, выбор, комбинация).3. Формирование универсальных учебных действий...
Урок-экскурсия по Москве "Высоко-Петровский монастырь"
Монастырь имеет многовековую историю. Лучший способ знакомиться с историей монастырей – это совершать экскурсии. Проблемный вопрос: легко ли быть монахом?...
Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...
Интегрированный урок "Экскурсия по Москве и Московской области"
Целью интегрированного урока английского языка и информатики на тему "Экскурсия по Москве и Московской области" является формирование интереса к изучению истории нашей родины, формированию культуры ди...
Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)
Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...