Сценарий общешкольного праздника "Кузьминки"
классный час на тему

Бортникова Татьяна Александровна

Ежегоно в МОУ Аладьинской СОШ проводится фольклорный фестиваль "Наше дружное село". Каждый год мы придумываем что-то новенькое. Это сценарий об одном сельском осеннем  празднике "Кузьминки". В нем могут принять учащиеся разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzminki_2013.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Аладьинская средняя общеобразовательная школа                       Бортникова Татьяна Александровна

Сценарий фольклорного праздника «кузьминки»

Проводится в рамках фестиваля «наше дружное село  - Аладьино!»

Аудитория:  учащиеся 1-11 классов.

Цель:  Способствовать  воспитанию патриотизма, гражданской позиции каждого обучающегося;  сохранение, развитие связи поколений живущих в нашем селе;  эффективное использование потенциала школы и семьи патриотической направленности.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.
  • Активизировать интерес детей к истории и традициям села Аладьино, как частицы нашей Родины
  • Способствовать развитию интереса учащихся к обычаям сельских жителей, традиционным и православным праздникам старшего поколения. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.
  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, земляков. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Укреплять связь поколений в семье.
  • Воспитывать культуру поведения на сцене. Развивать умение публичного выступления, регулировать свои эмоции.

Место проведения: фойе второго этажа школы.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран; музыкальные заставки, презентация, видеоматериалы и фотоматериалы детей.

Вступительное слово. Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль «Наше дружное село». Его девизом стали слова «Все мы разные, но мы все вместе!». И вот сегодня в рамках этого фестиваля мы проводим фольклорный праздник « Кузьминки»

ВЕД: Добрый вечер и поклон, гости дорогие!

        Собрались со всех сторон, все - наши родные.

Я смотрю на ваши лица: хорошо, отрадно мне.

Словно я в огромной, дружной приветливой семье.

Всю семью мы приглашаем с нами  петь, плясать, играть,

Но вначале  мы хотели о «кузьминках» Вам  рассказать.

(Звучит современная музыка в народном стиле)

ВЕД 1  История праздника.: 1 (14)ноября отмечается память двух братьев, святых бессеребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине III — начале IV веков. Мальчики рано лишились отца, и их воспитанием занималась мать — святая Феодотия. Повзрослев, юноши обучились врачебной науке, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.

ВЕД 2  «Кузьминки — осени поминки», — говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьму и Демьяна доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.

 ВЕД  1. Кстати, святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей.

ВЕД 2. Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур. С домашней птицей связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными. В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной много воды.

 ВЕД1 : Очень часто за событиями из-за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем  мы о ней.

И хоть,  более привычны   нам  полёты на луну,

Вспомним  русские обычаи, вспомним нашу старину.

Конечно, всех обрядов и обычаев русской земли, и конкретно нашего села мы не можем припомнить за наш вечер, но некоторые  из них постараемся .

На сцену выходят хозяйка. Усаживаются на лавочку.

Хозяйка: Здравствуйте гости званные да желанные. Будьте как дома. Чайку откушать, да гармошку  послушать , милости просим к нам посиделки. Но для начала гостюшки дорогие, отведайте  угощенье пирожки да сладкое печенье.  

(Пьет чай и звучат записи русских  народных песен.)

Хозяйка: В каждой деревне были свои посиделки, собирались  на них семьями ,чтобы себя показать и на других  посмотреть . Переброситься частушкой ,переплясом ,посоперничать   в потехах  и забавах . Охота вам посидеть побеседовать –пожалуйста, охота спеть да сплясать – выходи на круг. Посиделки были тем хороши , что не было здесь участников и зрителей – все пли и плясали.

Хозяйка: (стук в дверь). Кто это там стучится? Никак доченька с подружками пришла.

Алёнка: (открывая дверь)  

Поет русскую народную песню «Яблонька» ( 7 класс)

Я пришла я не с пустыми руками, принесла корзинку. И чего только в ней нет.

Потехи с хороводами и песнями, шутками-прибаутками. Давайте с вами заглянем в мою корзинку.

 (Ребята достают мешочек) Мешочек, а в ней пословицы, загадки, поговорки.

Хозяйка:: Мы с Алёнкой будем называть первую половину пословицы, а вы должны продолжить.

1.Ученье - свет, а неученье - тьма.

2.Готовь сани летом, а телегу – зимой.

3.Не красна изба углами, а красна – пирогами.

4.Маленькое дело, лучше большого безделья.

5.Чем дальше в лес, тем больше дров.

6.Не сиди сложа руки, не будет в доме скуки.

7.Труд человека кормит, а лень портит.

8.Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Хозяйка: Сколько вы, ребята, пословиц знаете, а скороговорку сказать сможете? Посмотрим. Я буду говорить скороговорку, а вы должны эту скороговорку лучше и быстрее сказать. Только не все сразу, а по одному.

Кто скороговорку лучше скажет – молодцом себя покажет. (конкурс скороговорок)

1.В пруду у  Поликарпа – три карася, три карпа.

2.Оса на ноги боса и без пояса.

3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хозяйка: Мне понравилось, как вы скороговорили. Молодцы, ребята!

- А вот и новые гости на пороге.  (Учащиеся 4 класса выходят на сцену)

Хозяйка: Проходите гости дорогие .

Аленка. Милости просим. Чем порадуете нас.

Учащиеся 4 класса исполняют русскую народную песню.

Вед : А теперь проверим, какие вы хозяйственные и умелые.

Хозяйка: Вот вам пряжа, а вы уж сами решите, кто будет держать, а кто будет сматывать в клубочке.

Проводится конкурс ( выходят 2 пары. Им выдается клубочек, который нужно перемотать заново. )

Хозяйка хвалит участников. Угощает их печеностями и конфетами. Участники усаживаются на место.

Хозяйка: На  посиделках не только   играли и пели, но главным содержанием посиделок  была работа . Пора и нам за работу приниматься, Клубочки сматывать , да пшено перебирать , пуговицу принимать ,да капусту порубить.

- И снова гости на пороге.  (Учащиеся 6 класса выходят на сцену)

Хозяйка: Проходите гости дорогие .

Аленка.  С чем пожаловали?

Выступление класса.

Хозяйка: Я хочу предложить вам тонкую работу: надо отобрать горох от гречки.  

Вед.  Делятся на 2 команды. Участвуют все желающие.

Проводится конкурс.  Необходимо отобрать греку  от гороха.(2 блюда со смесью гороха и гречки).  Кот быстрее и качественно сделает, тот и победил.

Хозяйка: В те далекие времена  электричества не было. Пользовались свечами и лучинами.  А простому крестьянину было дорого свечи покупать на каждый день, да и негде, ведь не было ни магазинов, а на рынок  в Сасово ходили  пешком или ездили зимой на санях, но делали это аладьинцы  крайне редко. ….

Аленка.  Кто там? Стучатся что ли?

- И снова гости на пороге.  (Учащиеся 2 класса выходят на сцену)

Хозяйка: Проходите гости дорогие.

Аленка.  Чем порадуете нас?

Выступление класса.

Аленка.  Я загадаю вам загадки. Загадки называются «Поиграем – угадаем» .

Что вы знаете ребятки

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка - там конец.

Кто подскажет -молодец!

То что я сказала - тайна!

Догадались вы случайно-

Это был большой секрет.

Что секретов больше нет!

ЗАГАДКИ. 

1.  Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для нее готовим кадки
    И крупной соли полмешка.  (капуста)

2.  Через сито, сито

     Вышло кругловато

     Усов нет, а не развяжешь,  

   Потел, потел, в дыму коптел.  (каравай)

3.  Бьют меня палками,

     Трут меня камнями,

     А всяк мне близок.

     Мешено, хвалено, валено

     На стол поставлено. (хлеб)

4. Сотни глаз мечут стог (сито)

Хозяйка: Ребята, посмотрите на мой костюм. Красивый? А кто знает как называется юбка, которая на мне одета. Правильно- понева. А фартук? Он называется запон. Раньше в старину вот так () мы сейчас с вами, девушки собирались на посиделки и долгими осенними вечерами шили себе приданное.  А учились они этому с раннего детства. Вот вы, например, шить умеете? А пуговицы пришивать?

Аленка. Приглашаю по одному человеку  от класса. Вот вам пуговка, иголка и лоскуток ,  кто аккуратнее и быстрее пришьет пуговицу,  тот и победит.

Проводится конкурс (Участникам выдается ткань, иголка, пуговица, катушка с нитками)  Кто аккуратно и быстро пришьет пуговицу.

- И снова гости на пороге.  (Учащиеся 1 класса выходят на сцену)

Хозяйка: Проходите гости дорогие .

Аленка.  С чем пожаловали?

Хозяйка: Какие посиделки без частушек.

Алёнка: Я частушки запеваю

Весело и звонко.

Вы, конечно же, узнали

Это я – Алёнка.

Без частушек не прожить,

Говорю вам точно я.

Выходи же веселить

Эх, четырёхстрочная!

Выступление 1 класса .                   (частушки)

Хозяйка: Ребята, как вы хорошо пели частушки. У кого родители могут петь частушки? А Какие частушки у них самые любимые? А вы можете сейчас их пропеть. (Дети высказываются и поют)

ВЕД. Друзья, давайте вспомним вот о чём. Прежде каждый  в семье имел своё название. Например, невестка, золовка, деверь.  Да , сейчас эти слова уходят из нашего быта, но все же давайте  вспомним некоторые  из них .

Проводится викторина, всех кто ответил правильно,  делят на две команды, родню жены  и родню мужа.

Родня мужа:                                      Родня жены:                                                          

Мать – свекровь        Мать-тёща

Отец – свёкор        Отец-тесть

Брат-деверь        Брат-шурин

Сестра-золовка                     Сестра- свояченица

Муж сестры - свояк                       Муж сестры - свояк

Вед: Вот и собрались : слева - женина родня, справа – мужнина .

Приколем к одежде жениной родни - цветы ромашки,

Мужниной родне приколем - васильки .

Вед: Собралась семья большая в одной избе чай пить.

Чья родня дружнее, чья веселее, надо определить ,чтобы  лучших наградить.

Кто из вас  умеет плясать русскую народную плясовую?

Звучит плясовая МУЗЫКА (Дети пляшут)        

Хозяйка:  Молодцы. Усаживайтесь и отдыхайте.

- И снова гости на пороге. (Учащиеся 5  класса выходят на сцену)

Хозяйка: Проходите гости дорогие .

Аленка.  С чем пожаловали?

Выступление 5 класса. (Калядки)

Аленка: Как хорошо у нас на посиделках.  Вот пришло время и сказку послушать. Она называется « Каша из топора» (сказка Оля  Аксёнова, Магомед Набиев)

Хозяйка:.  Вот и лучина наша догорает. Играть не уставать, не ушло бы дело. На посиделках насиделись , друг на друга нагляделись и напелись. Пора уж по домам. Всего доброго вам!

Вед: До свидания! До новых встреч!                                                                                         Примечание. Весь сценарий сопровождается презентацией, взятой из интернета)  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника "Город мастеров"

Данный сценарий поможет провести общешкольное мероприятие "Итоги школьников в общественной жизни школы"...

Сценарий общешкольного мероприятия "Мисс Осень - 2011"

          Данное мероприятие проходит в виде игровой конкурсной программы. Главная идея мероприятия - с помощью конкурсных заданий выбрать "Мисс Осень - 2011". В конкурсе могут принимать учащиеся 5 - ...

Сценарий общешкольного конкурса «Ученик года – 2010

Конкурс для учащихся 9-11 классов.Целью данного конкурса является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей....

Сценарий общешкольной линейки 1 сентября.

1 В. Здравствуйте!          Здравствуйте!          Милости просим! 2 В. Знаем, сюда собрала всех нас ос...

Сценарий общешкольного мероприятия 5 - 9 класс "В единстве наша сила!"

Общешкольное мероприятие приуроченное к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Делается большой акцент на дружбу и сплочённость советского народа в годы грозных испытаний, вне зависимо...

Сценарий общешкольного мероприятия "День Матери"

Цель :  - воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помочь им- помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвлечься на время от нее- создать теплый нравственный кл...

Сценарий общешкольного мероприятия.

В данной разработке  размещён материал о том, кто может стать волонтёром, кто такие волонтёры, и чем они занимаются. Мероприятие проводилось в школе при вручении волонтёрских книжек....