Дети войны...
презентация к уроку на тему
Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_stsenariy2.docx | 60.1 КБ |
deti_voyny.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война.
Слово учителю.
Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.
Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери- от голода и бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь.
Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.
Подросток1
А мы не станем памяти перечить
И, вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская игра.
Подросток2
Была земля и жёсткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Подросток3
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Подросток4
Года идут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили в той войне.
Ведущий:Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Он должен рассказать всё, что помнит!!! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки.
Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
«Об отце». Свет, затемнение. Читает девочка в черном:
Из счастливого детства я шагнула в смерть… Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.Как-то поздно ночью пришел отец. Первой его услышала я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой сой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломись каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!..» Дома причитала бабушка: «А где бог, куда он прячется?» Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».
Выходит группа детей. Они рассказывают по очереди:
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел…»
«Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:
- Ира, мне надо тебе рассказать…
- Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она скажет то, что хочет, она умрет».
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем домой!»
Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в конюшнях и сараях
Ведущий:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Ведущий:
В суровые дни сорок первого года рядом с взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны:
- собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей;
- выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
• «Концерт в госпитале». (6 кл)
1. Сорок трудный год. Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка:
«Господи!..До чего же артисты маленькие…»
2.Мы шагаем палатами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг…
3.«что в программе?
В программе – чтение,
Пара песен
Военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением…
4.Мы вошли
Мы стоим в молчании…вдруг
Срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
«Объявляю начало концерта!»
• «Катюша»
5.Сын письмо писал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку.
Много дней письму идти,
Чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути.
Гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок
За стеклом вагона.
А потом мелькнёт лесок
Садик станционный.
А потом пойдут поля
И леса густые,
Пашен чёрная земля –
Средняя Россия.
Через всю пройдут страну
Два листка в конверте
И приедут на войну,
В край огня и смерти.
Привезёт на фронт вагон
Этот груз почтовый.
Там получит почтальон
Свой мешок холщовый.
Долог путь от городка
У границ Китая
До пехотного полка
На переднем крае…
А затем
Не вполне совершенно,
Но вовсю подпевале внимая
О народной поём,
О священной
Так, Как мы её понимаем.
• «Священная война».
1.Мы поём…
Только голос лётчика
Раздаётся,
А в нём – укор:
«Погодите,
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер майор…»
Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо,
Будто в бреду…
Вот и всё
О концерте в госпитале
В том году.
Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно.
Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
• Звук поезда.• Сценка «Малютка». «Сценарии школьных праздников: Репертуар. Сб. в помощь руководителям школьной художественной самодеятельности./ Сост. Л. И. Виноградова, С. И. Кузнецова. М.:Просвещение, 1990. –стр. 81-83.
Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Звучит песня «Ах, война…»
Мальчик1
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат.
Мои товарищи- мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что так их ждали,
Теперь совсем уже седые.
Мальчик 2. Совсем юными, безусыми мальчишками уходили на фронт мои товарищи, многим из которых не исполнилось и восемнадцати лет. Никогда не изгладятся из памяти имена ребят, с которыми прошло моё детство. Это мальчишки смежных улиц - Пролетарской и Плясункова. Издавна мы дружили между собой. В зимнее время вместе катались с горок на санках, ледянках и самодельных лыжах, летом ходили в лес и на рыбалку. По-разному складывалась жизнь у моих сверстников к лету 1941 года.
Мальчик 3. У каждого были свои мечты, цели, желания. Хотя в Европе уже полыхала война, никто не задумывался о той грозной опасности, которая уже приближалась к нашей стране.
Мальчик 1. Иван Глазков и Василий Курбатов оканчивали среднюю школу.
Мальчик 2. Иван Климов и Виктор Иванов, окончив курсы трактористов, начали работать в колхозе.
Мальчик 3. Петр Андреев ещё учился в ФЗО, а Владимир Алексеенко, Александр Сычёв , Павел Рублёв и другие ребята начинали самостоятельную трудовую деятельность.
Мальчик 1. В воскресный день, 22 июня 1941 года, мы узнали, что фашистская Германия напала на нашу Родину. Выйдя на улицу, мы заметили, что село как-то сразу изменилось: больше обычного народу, верхом на лошадях проезжают посыльные, группами собираются жители, и всюду слышится страшное слово «война».
Мальчик 2.С первых же дней войны один за другим мы стали получать повестки из райвоенкомата и уходили на фронт.
Мальчик 3. Мы были пехотинцы и артиллеристы, танкисты и авиадесантники.
Мальчик 1. Сражались мы храбро, не щадя своей жизни во имя Родины.
Мальчик 2. Жаль, домой вернулись не все.
Мальчик 3. В 1941 пропал без вести авиадесантник Михаил Стулов, в 1942 погиб Виктор Иванов, а в январе 1943 при ликвидации окруженной под Сталинградом немецкой группировки войск был смертельно ранен командир пулеметного взвода младший лейтенант Александр Курбатов. В августе 1943 погиб Иван Климов.
Мальчик 1. В нашем музее хранится письмо-треугольник Виктора Курбатова своей матери Наталье Дмитриевне. В письме он пишет о своей фронтовой жизни, о том, что получает письма от отца и старшего брата, которые тоже находились на фронте. На письме стоит дата – 9 мая 1944 года. Не знал Виктор, что ровно через год будет День Победы, не знали ни он, ни его мать, что это письмо будет последним.
А было ему всего 19 лет.
Мальчик 2. В самом конце войны в Польше погиб Владимир Алексеенко.
А уже в 1946 в боях под Керчью при ликвидации националистических банд погиб Павел Рублёв.
Мальчик 3. Большинство моих юных товарищей, ушедших на фронт, не успели обзавестись семьями. А значит, у них нет ни детей, ни внуков, ни правнуков…
Мальчик 1. Остались только столбцы золотом отсвечивающих фамилий на обелиске около школы и память – моя память.
Мальчик 2. А теперь и вы знаете друзей моей юности. Будем считать, что знакомство состоялось.
Мальчик 3. Пусть мои юные друзья живут в вашей памяти.
- Стихотворение «Книга Памяти» Галины Мушта читается на фоне мультимедийной презентации «Имена бывших учеников Сулакской школы, не вернувшихся с войны».
У них при жизни были имена.
Дивизия и полк. Родные были.
Все отняла безжалостно война -
Их в землю безымянными зарыли.
Были верны долгу и воинской чести
Сотни тысяч солдат, что пропали без вести.
Не сдавались врагу, были дерзки в сраженье
Сотни тысяч солдат, что дрались в окруженье.
И не знали бойцы, генералы не знали,
Что они не погибли, а без вести пропали,
Что лежать суждено им в далёкой сторонке
Без наград. Без гробов. Даже без похоронки.
И архивы молчат. И не знают в архивах
Ничего про солдат в безымянных могилах.
Но сегодня единой, святою солдатской
Книга Памяти стала Могилой им Братской,
Книга Памяти стала для них Обелиском-
В ней герои навечно занесены в списки.
Каждым именем светлым она говорит:
«Здесь - ничто не забыто. И никто не забыт».
Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!
Показ видеоролика или фотографий детей — воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.
Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах - испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.
Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.
Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке — блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.
Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) — это была суточная норма.
Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.
Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.
(Слайды из дневника)
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя — это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка — это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:
Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.
Ведущий. Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысяч учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.
Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. -
Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа — годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!
Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.
На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:
-Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
- Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
- Доброте, чтобы все научились
-Чтоб забыла планета Земля.
-Что такое вражда и война.
Сохраним весь этот мир чудесный
С васильком,Расцветшим на рассвете,
С птицею, взметнувшеюся песней,
И подарим это нашим детям,
Детям их детей и внукам внуков,
Их правнукам,А дальше – бесконечно …
Не позволим, не дадим кому – то
Мир взорвать, пускай он будет вечен!
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым Все (вместе): Мир нужен всем! Мир! Мир! Мир!
Все (вместе): Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Ведущий VI: Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
(Звучит песня «Должны смеяться дети»)
Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)
Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)
Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?
Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились — не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин
Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» — девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети войны
«ж» «Б»
В книге «История Адмиралтейского завода» есть фото Леонида, а под ним надпись: « Леонид Савичев работал очень старательно, ни разу не опоздал на смену, хотя был истощён. Но однажды он на завод не пришел. А через два дня в цех сообщили, что Савичев умер ... » «Л»
«В» «Л»
«М» «С»
«У» «О»
Имена бывших учеников Сулакской школы, не вернувшихся с войны.
Аверин Трофим Алексеевич 1923 - 1943 Алексеенко Владимир Прокофьевич 1923 - 1945 Антонов Иван Иванович 1921 – 1942 Бабкин Евгений Васильевич 1924 – 1943 Бородулин Иван Андреевич 1924 – 1943 Вдовухин Александр Яковлевич 1923 – 1941 Володихин Алексей Степанович 1925 – 1944 Дюжев Пётр Андреевич 1925 – 1943 Ермаков Никита Семёнович 1923 – 1942 Злобин Иван Иванович 1923 – 1943 Иванов Виктор Александрович 1923 - 1942 Каманов Василий Александрович 1925 – 1943 Казаков Александр Константинович 1925 – 1945
Капустин Иван Миронович 1920 – 1945 Карочкин Василий Фёдорович 1919 – 1942 Климов Иван Алексеевич 1924 – 1943 Климов Вениамин Семёнович 1923- Климов Василий Васильевич 1924 – 1942 Конько Пётр Александрович 1923 – 1945 Крутиков Василий Михайлович 1924 – 1944 Курбатов Виктор Иванович 1925 - 1944 Курбатов Александр Степанович 1924-1943 Курбатов Михаил Миронович 1923-1944 Липатов Евгений Фёдорович 1925-1945 Лысяков Константин Дементьевич 1923 – 1942 Лысяков Сергей Дмитриевич 1921 – 1943
Малофеев Александр Иванович 1925 – 1944 Меркулов Пётр Гаврилович 1923 – Наумовский Александр Степанович 1923 Никулин Владимир Иванович 1919- Орлов Константин Антонович 1922 - 1943 Панкратов Александр Тимофеевич 1925 - 1943 Петров Владимир Иванович 1923 – 1942 Плясунков Владимир Сергеевич 1923- 1942 Разумов Иван Семёнович 1926- 1945 Редечкина Клавдия Фёдоровна 1924 – 1945 Рублёв Павел Фёдорович 1923 - 1946 Рыжов Иван Васильевич 1924 - 1944 Санкин Иван Петрович 1919 – 1944 Стулов Михаил Семёнович 1923 – 1941 Сычёв Александр Андреевич 1923 - 1943 Сычёв Алексей Алексеевич 1924- 1943 Таланов Илья Васильевич 1923- 1942
Тимонин Егор Семёнович 1923 – 1941 Тимонин Николай Иванович 1921 - 1941 Филиппов Николай Васильевич 1923 – 1944 Филиппов Александр Павлович 1924 – 1942 Фролов Иван Семёнович 1923 - 1943 Фролов Иван Егорович 1919 - 1944
1 сентября 2004 года в г. Беслан террористы захватили школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
дети войны и дети мира
Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....