Музейный урок, посвященный полному снятию блокады Ленинграда
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Елена Анатольевна Фоминова

Музейный урок, посвященный полному снятию блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

 музейного урока,

ПОСВЯЩЁННОГО

70-летию полного

СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Познакомить ребят с понятием Блокада;

2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш  музейный урок.  70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Негромко звучит запись песни «Священная война» Запись песни постепенно затихает.

«Хроника осаждённого Ленинграда» - четыре чтеца «дикторскими»  строгими голосами читают  

Чтец 1.:22 июня: вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР. В Ленинграде введено осадное положение.

Чтец 2 :23 июня: в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

(звучит метроном).

Чтец 3 :26 июня:  по радио начал работать метроном. Его мирное тиканье означало, что радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги.

Чтец 4 :29 июня:  принято решение о создании в помощь кадровым войскам Ленинградской армии народного ополчения в составе 7 добровольческих дивизий.  В ряды ополченцев в короткое время вступило 110 тысяч ленинградцев, в том числе 20 тысяч коммунистов и 18 тысяч комсомольцев.

Чтец 1 :Принято решение о привлечении граждан к трудовой повинности. На строительстве оборонительных рубежей работало свыше 475 тысяч ленинградцев.

Во время чтения стихотворения на экране

проходят кадры осаждённого Ленинграда.

Ведущий:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был ДОТ на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды,

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытьё,

Быт превращался в бытиё.

Была судьба на всех одна,

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх,

Мы умирали на постах,

Мы умирали…

Город жил,

Исполнен наших малых сил. (Г. Семёнов «Мужество»).

Звучит запись песни А. Розенбаума «Предрассветный вальс»,постепенно затихает.

Ведущий:Вместе со взрослыми защищали свой город и дети. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Школьники дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Вновь звучит метроном, продолжается хроника осаждённого Ленинграда.

Чтец 1 27 августа:  прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришёл последний поезд.

Чтец 2 :2 сентября: первое снижение норм продажи хлеба населению. Рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 600 граммов хлеба в день, служащие по 400, дети и иждивенцы – по 300. Впоследствии таких снижений было ещё пять: последнее – 20 ноября. Норма самая низкая за всё время осады: 250 граммов по рабочей карточке, 125 граммов – всем остальным.

Чтец 3 :4 сентября:  в городе разорвался первый вражеский снаряд. Из 900 дней блокады артиллерийским обстрелам город подвергался 617 дней.

Чтец 4 :8 сентября:  пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.

Звучит фонограмма бомбовых взрывов, затем тихим фоном

«Адажио» Альбинони. На его фоне продолжается чтение хроники.

Чтец 1 :23 октября: по радио впервые прозвучало оповещение: «Граждане, район подвергается артиллерийскому обстрелу…»

Ведущий:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад!

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем этих баррикад!

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны принесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда!  (О. Бергольц)

Ведущий: Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время блокады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и 100 тысяч зажигательных бомб.

Звучит метроном, хроника осаждённого Ленинграда.

Ведущий:21 октября 1941 года молодёжная газета «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестёр и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских врагов».

Ведущий: Многие школы были переоборудованы под госпитали. 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжёлые блокадные дни. Во многих из этих школ состоялся выпуск десятиклассников.

Да, трудно поверить, но факт: даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие ленинградские дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, не смотря ни на что…». Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ведущий:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон

Звучит метроном.

Ведущий:Маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод — это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила.  

Ведущий:  Дневник девочки Тани Савичевой является одним из самых известных документов, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге

На берегу Невы в музейном зданье

 Хранится очень скромный дневничок.

Его писали Савичева Таня  

Он каждого пришедшего влечет

Пред ним стоят сельчане, горожане  

От старца до наивного мальца

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца

Это всем живущим в назиданье,

Чтоб каждый в суть явленья вник

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки

И гласят о жизненном начале

Сорок две святых его строки

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на “Большую землю”. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

– У горящей свечи – портрет Тани Савичевой. Тихо звучит музыка…

Ведущий: В осажденном Ленинграде часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, потрепался весь, и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота. Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел относить конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались. Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.

Ведущий:– Пришла поклониться памяти вашего почтальона,– объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас. И вот что она рассказала: – «Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика».

Ведущий: Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.

Ведущий: Да, в городе с каждым днём таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Муки в хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был единственным питанием ленинградцев.

Звучит метроном, хроника осаждённого Ленинграда.

Чтец 1:13 ноября1941 г принято решение о строительстве ледовой трассы на Ладоге.

Чтец 2:17 ноября: на лёд Ладоги вышла первая разведывательная группа, с задачей пройти до деревни КОБОНА.

Чтец 3:22-23 ноября: по Ладоге прошла первая колонна с продовольствием.

Чтец 4: Вплоть до 23 апреля 1943 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продовольствием, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно необходимые грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших людей. Скольких спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал её «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ».

Звучит  песня  «Ладога» в исполнении учащихся

 Звуки метронома, продолжается Хроника.

Чтец 1:18 января: На Дороге Жизни комсомолец, водитель Кошелевский  сделал за день три рейса. К тому же, он нарастил борта своей полуторки и за день перевёз почти 11 тонн продовольствия.

Чтец 2 :22 января: начинается массовая эвакуация женщин, стариков, детей по льду Ладоги.

Чтец 3:23 апреля 1942 года:  в сторону Ленинграда по Дороге Жизни пошли последние машины, ехал последний груз – лук.

Чтец 4.: Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Голодные, измученные за зиму люди, приводили в порядок дворы, улицы. Город был полностью очищен и избежал новой беды – эпидемий. Это стало ещё одной победой ленинградцев. И, не смотря ни на что, город продолжал жить!

Во время Хроники на экране идут кадры  жизни Ленинграда того времени.

Чтец 1:5 мая: на стадионе «Динамо» состоялся футбольный матч. Играли «динамовцы» и «армейцы». Матч транслировался на передовые позиции.

Чтец 2:8 мая:  возобновил работу читальный зал Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.

Чтец 3:17 мая:  вновь начал работать Ленинградский Дворец пионеров.

Чтец 4:9 августа: в Большом зале Ленинградской филармонии впервые в Ленинграде исполнена 7 симфония, написанная Дмитрием Шостаковичем в осаждённом городе. Дирижёр – Карл Элиасберг.

Звучит фрагмент симфонии, на экране – кадры Ленинграда.

Ведущий:Эту симфонию композитор начал сочинять в первые дни войны и посвятил её Ленинграду. «Седьмая симфония, - писал Алексей Толстой, - возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний бой с чёрными силами». А солдат Николай Совков после её исполнения написал строки:

И когда, в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво,

Другая симфония началась.

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город седьмую симфонию слушал…

И в зале – шквал,

И по фронту – шквал…

Ведущий:Чтобы увековечить доблесть воинов и моряков, отстоявших Ленинград. А также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллиона человек, не были забыты и дети. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды.

На экране, сменяя одно другим, показывают лица Детей Ленинграда.

Чтец 1:

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали        

И только в сорок пятом паспорта. (Ю. Воронов).

Чтец 2:Новый, 1943 год в осаждённом Ленинграде ознаменовался наступлением войск Ленинградского и Волховского фронтов, получившим приказ: прорвать блокаду.

Звучит метроном, продолжается Хроника.

Чтец 3:12 января: началась операция по прорыву блокады Ленинграда…

Чтец 4:18 января: в 9ч.30мин. на восточной окраине Рабочего посёлка встретились бойцы… Блокада Ленинграда была прорвана.

Ведущий:

Мы снова проходим по этим местам

Навстречу боям и тревогам,

По вновь наведённым плавучим мостам,

По вновь проторённым дорогам.

Сухая ветла у скрещенья дорог

И тропка, бегущая в поле,

И чуть различимый в траве бугорок –

Здесь всё нам знакомо до боли.

Нам эта скупая земля дорога,

И лучшей не нужно в награду:

Мы здесь наступали и гнали врага,

И здесь мы прорвали блокаду!

На экране – кадры боёв, звучат взрывы, выстрелы и пулемётные очереди.

Вновь включается метроном, звучит Хроника.

Чтец 1:Час окончательного освобождения пробил лишь через год, в январе 1944 года. 14 января вторая ударная армия Ленинградского фронта при поддержке Краснознамённого Балтийского флота и 59-я армия Волховского фронта начали операцию по разгрому фашистских войск под Ленинградом и Новгородом.

Чтец 2 :27 января: враг отброшен от города на 65 – 100 километров. Освобождение Ленинграда от вражеской блокады завершено!

Чтец 3:  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Звучит запись залпов салюта.

Ведущий:

Гремит салют!

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут…

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Ведущий:

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня Ленинградцы – плачут…(Ю. Воронов).

Ведущий:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город. (В. Суслов).

Звучит запись песни «Гимн Городу» Глиера,все участники строятся на сцене с цветами.

Чтец 4.:Цена блокады Ленинграда велика – 1 миллион солдат и матросов, 800 тысяч мирных жителей города. Сегодня в нашем зале присутствуют люди, которые пережили ужас блокады, выжив, выстояв в лютые дни самой чёрной зимы. И мы благодарим их за то, что сегодня они посетили нашу школу, дав возможность нам прикоснуться к живой истории нашего Отечества, и низко кланяемся им.

Вручают цветы ветеранам.

Ведущий:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна… (Ю. Воронов).

Звучит  песня   в исполнении обучающихся « Не отнимайте солнце у детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате полного снятия блокады Ленинграда «Подвигу народа жить в веках»

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного памятной дате полного снятия блокады Ленинграда: "Подвигу народа жить в веках"ЦельВоспитывать чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей...

Торжественная линейка, посвященная полному снятия блокады Ленинграда

Цель: формирование и расширение представлений учащихся о блокаде Ленинграда....