Познавательно-развлекательная программа "Кубанская хата - чудесами богата"
материал (5 класс) по теме

Алексеева Татьяна Алексеевна

Сценарий познавательно-развлекательной программы «Кубанская хата – чудесами богата». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskaya_khata_-_chudesami_bogata.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

познавательно- развлекательной программы

«Кубанская хата – чудесами богата»

Цель  и задачи:

-познакомить учащихся с  традиционной культурой Кубани;

-развивать интерес к истории кубанского казачества;

-воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине;

-развивать творческие способности учащихся.

 

На сцене декорации – панорамы, изображающие кубанскую хату: печь, стол, лавки, сундук. Все предметы (ухват, кочерга, чугунок, прялка, веретено, рубель, угольный утюг, сито, деревянная ложка) расположены в хате так, что их можно брать и показывать во время рассказа.

Звучит музыка, открывается занавесь, на фоне музыки – слова:

Как уютна эта горница,

Спозаранку печка топится,

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается.

На сцене появляются девочки Марья и Дарья в кубанских костюмах

Марья: Вроде бы все сделали: причесались, принарядились

Дарья: Парней да девчат в гости пригласили (показывает в зал), а всё, кажется, что-то забыли.

На сцену выходит бабушка

Бабушка: Ох, девицы – молодицы, вам бы все веселиться, а что в хате стоит,   да для чего служит, не знаете. Что ж вы за хозяйки. Стыдно.

Марья: Ой, и правда, бабушка. Расскажи.

Дарья: Научи уму разуму.

Бабушка: Хозяйство вести не подолом трясти. Ладно, расскажу. Вот вы только  сначала загадку отгадай о самом главном предмете в хате.

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее –  сядешь,

А не везет.

Марья: (Раздумывает) Зимой много ест, летом много спит… Не знаю.

Дарья: И я не знаю, может ребята подскажут. (Ответы детей)

Бабушка: Правильно – это печь. Печь играет в доме самую важную роль. Печь используют для отопления помещения, приготовления пищи. На печи можно спать, хранить вещи, сушить зерно. Говорят, что под печью или за ней живет покровитель домашнего очага – домовой. Считается, что домовые часто прячутся на печи за трубой.

Из-за печи выбегает домовой

Домовой: Что я слышу? Ой-ой-ой! –

«Домовые за трубой…»

Нету дыма без огня,

Кто-то вспомнил про меня!  Девочки пугается

Чего боятся? Я простой,

Обыкновенный домовой.

Живу я недалече,

Вот тут на русской печи.

Я за варевом слежу

Да порядок навожу,

А ленивую хозяйку,

Грязнулю, соню и лентяйку накажу!

Бабушка: Ишь, ты какой, нет у нас лентяек. У нас Марьюшка да Дарьюшка такие умницы, такие хозяюшки. Все умеют, все знают

Домовой: Так я сейчас это проверю. А ну девицы идите сюда, да расскажи мне, что у печи лежит, да при печи служит. Вот это, например, что такое? (Берет ухват)

Марья: (Тихо в сторону) Бабуля, подскажи.

Бабушка: Так может нам ребята подскажут. Правильно. С помощью ухвата, можно вынуть или установить в печи горшки и чугунки.

Марья: А на Кубани ухват ещё называли рогач.

Домовой: А ну-ка девицы покажите, как ухватом чугунки передвигают.

Бабушка: Покажите не бойтесь, а чтоб вам сподручней было, я сейчас помощника позову. (Выбирает из зала). С помощью ухвата надо перенести чугунок со стола на табуретку. А ну, Дарья, покажи.

Дарья: Ну-ка попробуй. (Показывает) А у тебя так получится.

Бабушка: (Помощнице) Вот молодец, отлично получилось. Присаживайся на место. Пусть станет наш праздник светлей и чудесней

Домовой: Споём же все вместе любимые песни

Вокальный ансамбль «Голоса» исполняет песню

«Тропинка полевая»

Домовой: А ну-ка, девицы, идите ко мне, да расскажите мне, что готовят в печи?

Дарья: Ну, это уже проще. Главный продукт, конечно же, хлеб. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска, так везде тоска» К каждому  празднику мы с бабулей обязательно пироги печем.

Бабушка: Хлеб на Кубани издавна пекут в печи на углях. А кто из вас знает, что делают для того, чтобы хлеб в печи о золу не вымазывался? (Ответы детей). Для этого под него кладут капустный лист.

Марья: Второй по значению продукт – «Каша – мать наша» А вот, чтобы хлеб испечь да кашу приготовить, необходимо потрудиться. Чтобы просеять муку, крупу и зерно используют решето. Кашу варят в печи в горшках или чугунках. (Показывает чугунки и горшки) Горшки делают из глины, а чугунки из железа.

Бабушка: Да, верно. Но это еще не все. Кашу подают на стол в общем горшке. Едят  ее деревянными ложками. (Берет ложку). После каждого зачерпывания из общей миски ложку облизывают со всех сторон и снова опускают на стол. Лишь прожевав пищу, снова берут ложку со стола и черпают из миски. А уж если, кто  ведет себя за столом неправильно, тому ложкой по лбу.

Дарья: А еще ложка считается не только кормилицей, но и потешницей. На ложках еще и играют.

Домовой: Как интересно, вот бы мне научиться на ложках играть.

Марья: Так мы научим.

Дарья: Не только тебя научим, но и ребят тоже.

Под музыку зрители в зале передают друг другу ложку. Как только музыка остановится, тот, у кого в руке оказалась ложка поднимается на сцену. Девочки  раздают им ложки, свистульки, погремушки

Бабушка: Громко ложками стучите, свое уменье покажите.

Звучит музыка дети вместе с Марьей и Домовым играют на ложках.

Бабушка: Спасибо вам ребята. Дорогие друзья, давайте поблагодарим ребят громкими аплодисментами. Ну, что Домовой, понравилось тебе на ложках играть

Домовой: Очень понравилось. Еще бы разок посмотреть, как другие на ложках играют

Марья: Так это запросто.

Дарья: Приглашаем мы друзей, ансамбль ложкарей.

Домовой, Марья, Дарья и бабушка уходят за кулисы.

Выступление ансамбля ложкарей «Карусель»

«Северная полька»

Бабушка: Ребята, а подскажите мне, для чего рядом с печкой в потолке хаты вбивался большой крючок? Что на него вешали? (Если дети не знают ответа, то отвечает Марья)

Марья: На этот крючок у печи вешалась колыбелька, чтобы ребеночку было тепло.

Домовой: А вот еще для вас загадка:

Черный конь

Скачет в огонь. (Дети отгадывают)

Дарья: (Радостно) Я знаю! Это же кочерга. Ей размешивают угли в печи.

Марья: А еще кочергой можно нарисовать круг. Считается, что в этом круге человеку не страшна нечистая сила. (Рисует кочергой круг)

Домовой: Что ж неплохо. А сейчас я хочу проверить смекалистые ли ребята пришли сегодня к вам в гости. Скажите, ребята, вы пословицы знаете? (Ответы детей) Сейчас посмотрим. Я буду называть начало пословицы, а вы ее окончание. А ты бабушка присядь, отдохни.

1. Шило в мешке…(не утаишь)

2. Дело мастера…(боится)

3. Семь бед…(один ответ)

4. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь)

5. Что написано пером…(того не вырубишь топором)

6. Кто много читает…(тот много знает)

Бабушка:  Видишь, Домовой, какие у нас ребята, все пословицы знают, да ещё и веселиться умеют. 

Марья: Эх, топну ногой,

Да притопну ножкой

Дарья: Развесёлой у нас будет,

Топотуха с ложками.

Выступление ансамбля ложкарей «Карусель»

«Топотуха»

Марья:  Бабуля, а ты нам еще о других предметах расскажи.

Дарья: А то, как бы нам не прослыть плохими хозяйками.

Бабушка: Не переживайте. Было бы желание – всему научитесь. Вы смотри те –  не зевайте, все быстрей запоминайте. Чтобы из шерсти напрясть нити используют прялку и вертящуюся палочку «веретено». А ну-ка Марьюшка присядь, попробуй. (Марья садится за прялку, пробует прясть) Работа это трудная. Но девушкам необходимо уметь прясть, шить, вышивать. Прослыть «Непряхой» или «Неткахой» крайне обидно. Долгими вечерами пряли девушки пряжу и пели песни о родной Кубани.

Вокальный ансамбль «Голоса» исполняет песню «Отчий дом»

Бабушка: Ну, что, Домовой, обо всём тебе внученьки рассказали?

Домовой: Пожалуй, да, а вот это, что такое?

Дарья: Это я знаю. Это утюг. (Берет в руки утюг) Он нужен, чтобы разгладить ткань или одежду.

Марья: Утюг этот угольный. Внутрь утюга закладывают угли и гладят. Если отскочит искра – прожжет ткань.

Домовой: Ребята, а кто из вас знает, как называется самый первый утюг? Правильно, это рубель.

Бабушка: Ребята, а как вы думаете, как можно рубелем гладить бельё (Ответы детей). Раньше сухое белье наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу рубелем.

Домовой: Ребята, а кто хочет попробовать рубелем белье погладить.

(Бабушка выбирает желающего)

 Бабушка: Много вокруг вещей: корзины и сундуки, свечи да лампы, обо всем сразу и не расскажешь.

Дарья: Бабушка, мы и не знали, что все это так интересно.

Марья: Мы обязательно всему научусь, и прясть, и вышивать и гладить

Бабушка: Вот и умницы

Раздаются голоса, шум, стук

Дарья: Ой, бабуля, еще гости пришли.

Марья: Идём встречать. (Уходят)

Бабушка: Идем, внученьки, идем

Ансамбль ложкарей «Карусель» исполняет композицию «Кумушки»

Марья: Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

Дарья: Но сегодня мы хотели

Вам калинку показать

Выступление ансамбля «Радость»

«Калинка»

Домовой: Как мне сегодня все понравилось. А вам, ребята? (Ответы детей). 

Бабушка: Ребята, а о чём вы сегодня узнали? (Ответы детей). Я вижу, что вы всё запомнили.

Домовой: Да, убедился я, что вы, ребята, молодцы. Все знаете, да еще и веселиться умеете. Вот теперь я спокойно могу к себе за печку идти. (Уходит)

Дарья: Спасибо тебе, бабуля, за науку.

Марья: А вам гости дорогие за веселье.

Бабушка: Приходите снова к нам,

Марья: Рады мы своим гостям.

Дарья: Пришло время расставанья.

Бабушка: До свиданья!

Марья и Дарья: До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развлекательный марафон по информатике (презентация)

Сценарий познавательно-развлекательного марафона по информатике + презентация к мероприятию...

Познавательно-развлекательная игра Поле чудес: «История создания ПДД»

Цель: Пропаганда ПДД среди школьников.Задачи:1.     предупреждение детского травматизма при ДТП;2.     воспитание в учениках законопослушных участников до...

Познавательно-развлекательная программа: "Мир сказочных чудес."

вызвать интерес к сказке, как к способу познания окружающего мираприобщать детей к народному творчеству;формировать у учащихся доброе взаимоотношение;способствовать развитию мышления и познавате...

Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес» Подборка игр по Крыму

Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес»Подборка игр по КрымуВопросы отборочного тура к игре «Поле чудес» по Крыму.1. В каком году был основан Никитский ботанический Сад...

Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес», посвященная Дню здоровья. Для обучающихся 6-8 классов.

Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес», посвященная Дню здоровья. Для обучающихся 6-8 классов. Цели:1  Пропаганда здорового образа жизни.2  Формирования у учащихся ...