Познавательно-развлекательная программа "Кубанская хата - чудесами богата"
материал (5 класс) по теме
Сценарий познавательно-развлекательной программы «Кубанская хата – чудесами богата».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskaya_khata_-_chudesami_bogata.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
познавательно- развлекательной программы
«Кубанская хата – чудесами богата»
Цель и задачи:
-познакомить учащихся с традиционной культурой Кубани;
-развивать интерес к истории кубанского казачества;
-воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине;
-развивать творческие способности учащихся.
На сцене декорации – панорамы, изображающие кубанскую хату: печь, стол, лавки, сундук. Все предметы (ухват, кочерга, чугунок, прялка, веретено, рубель, угольный утюг, сито, деревянная ложка) расположены в хате так, что их можно брать и показывать во время рассказа.
Звучит музыка, открывается занавесь, на фоне музыки – слова:
Как уютна эта горница,
Спозаранку печка топится,
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается.
На сцене появляются девочки Марья и Дарья в кубанских костюмах
Марья: Вроде бы все сделали: причесались, принарядились
Дарья: Парней да девчат в гости пригласили (показывает в зал), а всё, кажется, что-то забыли.
На сцену выходит бабушка
Бабушка: Ох, девицы – молодицы, вам бы все веселиться, а что в хате стоит, да для чего служит, не знаете. Что ж вы за хозяйки. Стыдно.
Марья: Ой, и правда, бабушка. Расскажи.
Дарья: Научи уму разуму.
Бабушка: Хозяйство вести не подолом трясти. Ладно, расскажу. Вот вы только сначала загадку отгадай о самом главном предмете в хате.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на нее – сядешь,
А не везет.
Марья: (Раздумывает) Зимой много ест, летом много спит… Не знаю.
Дарья: И я не знаю, может ребята подскажут. (Ответы детей)
Бабушка: Правильно – это печь. Печь играет в доме самую важную роль. Печь используют для отопления помещения, приготовления пищи. На печи можно спать, хранить вещи, сушить зерно. Говорят, что под печью или за ней живет покровитель домашнего очага – домовой. Считается, что домовые часто прячутся на печи за трубой.
Из-за печи выбегает домовой
Домовой: Что я слышу? Ой-ой-ой! –
«Домовые за трубой…»
Нету дыма без огня,
Кто-то вспомнил про меня! Девочки пугается
Чего боятся? Я простой,
Обыкновенный домовой.
Живу я недалече,
Вот тут на русской печи.
Я за варевом слежу
Да порядок навожу,
А ленивую хозяйку,
Грязнулю, соню и лентяйку накажу!
Бабушка: Ишь, ты какой, нет у нас лентяек. У нас Марьюшка да Дарьюшка такие умницы, такие хозяюшки. Все умеют, все знают
Домовой: Так я сейчас это проверю. А ну девицы идите сюда, да расскажи мне, что у печи лежит, да при печи служит. Вот это, например, что такое? (Берет ухват)
Марья: (Тихо в сторону) Бабуля, подскажи.
Бабушка: Так может нам ребята подскажут. Правильно. С помощью ухвата, можно вынуть или установить в печи горшки и чугунки.
Марья: А на Кубани ухват ещё называли рогач.
Домовой: А ну-ка девицы покажите, как ухватом чугунки передвигают.
Бабушка: Покажите не бойтесь, а чтоб вам сподручней было, я сейчас помощника позову. (Выбирает из зала). С помощью ухвата надо перенести чугунок со стола на табуретку. А ну, Дарья, покажи.
Дарья: Ну-ка попробуй. (Показывает) А у тебя так получится.
Бабушка: (Помощнице) Вот молодец, отлично получилось. Присаживайся на место. Пусть станет наш праздник светлей и чудесней
Домовой: Споём же все вместе любимые песни
Вокальный ансамбль «Голоса» исполняет песню
«Тропинка полевая»
Домовой: А ну-ка, девицы, идите ко мне, да расскажите мне, что готовят в печи?
Дарья: Ну, это уже проще. Главный продукт, конечно же, хлеб. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска, так везде тоска» К каждому празднику мы с бабулей обязательно пироги печем.
Бабушка: Хлеб на Кубани издавна пекут в печи на углях. А кто из вас знает, что делают для того, чтобы хлеб в печи о золу не вымазывался? (Ответы детей). Для этого под него кладут капустный лист.
Марья: Второй по значению продукт – «Каша – мать наша» А вот, чтобы хлеб испечь да кашу приготовить, необходимо потрудиться. Чтобы просеять муку, крупу и зерно используют решето. Кашу варят в печи в горшках или чугунках. (Показывает чугунки и горшки) Горшки делают из глины, а чугунки из железа.
Бабушка: Да, верно. Но это еще не все. Кашу подают на стол в общем горшке. Едят ее деревянными ложками. (Берет ложку). После каждого зачерпывания из общей миски ложку облизывают со всех сторон и снова опускают на стол. Лишь прожевав пищу, снова берут ложку со стола и черпают из миски. А уж если, кто ведет себя за столом неправильно, тому ложкой по лбу.
Дарья: А еще ложка считается не только кормилицей, но и потешницей. На ложках еще и играют.
Домовой: Как интересно, вот бы мне научиться на ложках играть.
Марья: Так мы научим.
Дарья: Не только тебя научим, но и ребят тоже.
Под музыку зрители в зале передают друг другу ложку. Как только музыка остановится, тот, у кого в руке оказалась ложка поднимается на сцену. Девочки раздают им ложки, свистульки, погремушки
Бабушка: Громко ложками стучите, свое уменье покажите.
Звучит музыка дети вместе с Марьей и Домовым играют на ложках.
Бабушка: Спасибо вам ребята. Дорогие друзья, давайте поблагодарим ребят громкими аплодисментами. Ну, что Домовой, понравилось тебе на ложках играть
Домовой: Очень понравилось. Еще бы разок посмотреть, как другие на ложках играют
Марья: Так это запросто.
Дарья: Приглашаем мы друзей, ансамбль ложкарей.
Домовой, Марья, Дарья и бабушка уходят за кулисы.
Выступление ансамбля ложкарей «Карусель»
«Северная полька»
Бабушка: Ребята, а подскажите мне, для чего рядом с печкой в потолке хаты вбивался большой крючок? Что на него вешали? (Если дети не знают ответа, то отвечает Марья)
Марья: На этот крючок у печи вешалась колыбелька, чтобы ребеночку было тепло.
Домовой: А вот еще для вас загадка:
Черный конь
Скачет в огонь. (Дети отгадывают)
Дарья: (Радостно) Я знаю! Это же кочерга. Ей размешивают угли в печи.
Марья: А еще кочергой можно нарисовать круг. Считается, что в этом круге человеку не страшна нечистая сила. (Рисует кочергой круг)
Домовой: Что ж неплохо. А сейчас я хочу проверить смекалистые ли ребята пришли сегодня к вам в гости. Скажите, ребята, вы пословицы знаете? (Ответы детей) Сейчас посмотрим. Я буду называть начало пословицы, а вы ее окончание. А ты бабушка присядь, отдохни.
1. Шило в мешке…(не утаишь)
2. Дело мастера…(боится)
3. Семь бед…(один ответ)
4. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь)
5. Что написано пером…(того не вырубишь топором)
6. Кто много читает…(тот много знает)
Бабушка: Видишь, Домовой, какие у нас ребята, все пословицы знают, да ещё и веселиться умеют.
Марья: Эх, топну ногой,
Да притопну ножкой
Дарья: Развесёлой у нас будет,
Топотуха с ложками.
Выступление ансамбля ложкарей «Карусель»
«Топотуха»
Марья: Бабуля, а ты нам еще о других предметах расскажи.
Дарья: А то, как бы нам не прослыть плохими хозяйками.
Бабушка: Не переживайте. Было бы желание – всему научитесь. Вы смотри те – не зевайте, все быстрей запоминайте. Чтобы из шерсти напрясть нити используют прялку и вертящуюся палочку «веретено». А ну-ка Марьюшка присядь, попробуй. (Марья садится за прялку, пробует прясть) Работа это трудная. Но девушкам необходимо уметь прясть, шить, вышивать. Прослыть «Непряхой» или «Неткахой» крайне обидно. Долгими вечерами пряли девушки пряжу и пели песни о родной Кубани.
Вокальный ансамбль «Голоса» исполняет песню «Отчий дом»
Бабушка: Ну, что, Домовой, обо всём тебе внученьки рассказали?
Домовой: Пожалуй, да, а вот это, что такое?
Дарья: Это я знаю. Это утюг. (Берет в руки утюг) Он нужен, чтобы разгладить ткань или одежду.
Марья: Утюг этот угольный. Внутрь утюга закладывают угли и гладят. Если отскочит искра – прожжет ткань.
Домовой: Ребята, а кто из вас знает, как называется самый первый утюг? Правильно, это рубель.
Бабушка: Ребята, а как вы думаете, как можно рубелем гладить бельё (Ответы детей). Раньше сухое белье наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу рубелем.
Домовой: Ребята, а кто хочет попробовать рубелем белье погладить.
(Бабушка выбирает желающего)
Бабушка: Много вокруг вещей: корзины и сундуки, свечи да лампы, обо всем сразу и не расскажешь.
Дарья: Бабушка, мы и не знали, что все это так интересно.
Марья: Мы обязательно всему научусь, и прясть, и вышивать и гладить
Бабушка: Вот и умницы
Раздаются голоса, шум, стук
Дарья: Ой, бабуля, еще гости пришли.
Марья: Идём встречать. (Уходят)
Бабушка: Идем, внученьки, идем
Ансамбль ложкарей «Карусель» исполняет композицию «Кумушки»
Марья: Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать
Дарья: Но сегодня мы хотели
Вам калинку показать
Выступление ансамбля «Радость»
«Калинка»
Домовой: Как мне сегодня все понравилось. А вам, ребята? (Ответы детей).
Бабушка: Ребята, а о чём вы сегодня узнали? (Ответы детей). Я вижу, что вы всё запомнили.
Домовой: Да, убедился я, что вы, ребята, молодцы. Все знаете, да еще и веселиться умеете. Вот теперь я спокойно могу к себе за печку идти. (Уходит)
Дарья: Спасибо тебе, бабуля, за науку.
Марья: А вам гости дорогие за веселье.
Бабушка: Приходите снова к нам,
Марья: Рады мы своим гостям.
Дарья: Пришло время расставанья.
Бабушка: До свиданья!
Марья и Дарья: До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развлекательный марафон по информатике (презентация)
Сценарий познавательно-развлекательного марафона по информатике + презентация к мероприятию...
Познавательно-развлекательный марафон по информатике, сценарий
Сценарий + презентация...
Сценарий фольклорного праздника Вечеринка в русском стиле Наша хата - потехами богата
tsenariy_folklornogo_prazdnika.docx...
Познавательно-развлекательная игра Поле чудес: «История создания ПДД»
Цель: Пропаганда ПДД среди школьников.Задачи:1. предупреждение детского травматизма при ДТП;2. воспитание в учениках законопослушных участников до...
Познавательно-развлекательная программа: "Мир сказочных чудес."
вызвать интерес к сказке, как к способу познания окружающего мираприобщать детей к народному творчеству;формировать у учащихся доброе взаимоотношение;способствовать развитию мышления и познавате...
Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес» Подборка игр по Крыму
Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес»Подборка игр по КрымуВопросы отборочного тура к игре «Поле чудес» по Крыму.1. В каком году был основан Никитский ботанический Сад...
Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес», посвященная Дню здоровья. Для обучающихся 6-8 классов.
Познавательно-развлекательная игра «Поле чудес», посвященная Дню здоровья. Для обучающихся 6-8 классов. Цели:1 Пропаганда здорового образа жизни.2 Формирования у учащихся ...