Широкая масленица
классный час по теме

Макарова Светлана Юрьевна

Общешкольное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_2014_original.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ общешкольного праздника «Широкая масленица»

Макаровой С.Ю.

     Форма мероприятия групповая. Участниками данного праздника были все желающие  младшей, средней и старшей школы в возрасте от 8до 18 лет в количестве около 70 человек. Мероприятие проводилось во внеурочное время, во второй половине дня с 17 до 19 часов.  В последние годы стало школьной традицией устраивать праздник на Масленицу, который с нетерпением ожидается учащимися.

Цели Культурно-эстетическое и патриотическое воспитание учащихся, основанное на приобщении к историческому прошлому, к культуре,  к народным традициям  России.

Задачи

Образовательная.

     Через интересный  и полезный материал об историческом прошлом своей страны, о русских народных традициях, представленных в  виде весёлого праздника, углублять  знания  учащихся по предметам гуманитарного цикла и формировать интерес к этим предметам.

Развивающая.

     Расширять кругозор учащихся в области знания истории и  народных традиций; способствовать развитию творческих и физический способностей, участвуя в игровой конкурсной программе праздника, а также активизировать их коммуникативные возможности, привлекая к активному общению в неформальной обстановке со сверстниками, педагогами школы и гостями праздника.

Воспитательная.

     Формирование культурной и  морально-нравственной личности, любящей свою Родину и уважительно относящейся к её историческому прошлому.

Коррекционная.

     Коррекция и развитие психофизических особенностей учащихся, культуры поведения, эстетических, этических, коммуникативных навыков в процессе участия во всех этапах мероприятия.

     Данному мероприятию предшествовала регулярная работа, с учащимися среднего звена по культурно-эстетическому, по гражданско-патриотическому воспитанию. Это и беседы, и литературно-музыкальные композиции,  и посещение выставок, экскурсий, организация фото экспозиций, презентаций по следам интересных мероприятий. Праздник «Широкая масленица» - это традиционное мероприятие, регулярно проводимое в  нашей школе воспитателями.

     В организацию мероприятия входило предварительное обсуждение программы праздника, написание сценария, распределение ролей между педагогами и детьми, праздничное оформление зала плакатами, гирляндами, воздушными шариками, а также подготовка костюмов и реквизита для театральной и конкурсно - игровой частей праздника. Были организованы чайные столы с традиционными блинами. Дети разучили  заранее стихи, пословицы, частушки. По ходу вечера использовались фото  материалы, звуковое и музыкальное оформление  данной программы.

     Содержание и методика. Подобранный материал полностью соответствовал теме и поставленной цели мероприятия. Познавательная и воспитательная ценность используемого материала, на наш взгляд, соответствовала  детям всех возрастных  групп – каждый желающий  справлялся с игровым заданием в меру своих возрастных и личностных особенностей, заслуженно получая сладкие призы.

    Мероприятие, прежде всего, было построено на зрелищности, торжественности и  эмоциональной насыщенности (фотоматериалы, яркие плакаты, театрализованное начало праздника, музыкальное сопровождение всей программы.). Своеобразие праздника заключалось в широком представлении национальной культуры через театрализацию обрядов, национальную музыку, народные игры, ярмарку и прочие забавы.  Благодаря радостным эмоциям и хорошему настроению, вовлечению в общее действие практически всех присутствующих, праздник получился весёлым и светлым.

     В данном проекте использовались элементы нескольких воспитательных технологий.  Технология  коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология Ш. А. Амонашвили на основе личностной ориентации педагогического процесса; также развивающая технология И.С.Якиманской.

     В празднике, участвовало несколько педагогов-воспитателей. Четверо воспитателей разыграли театрализованную часть программы. Вся творческая группа предварительно обсуждала ход программы и в процессе её проведения работала слаженно, с позитивным настроением, в контакте с детьми, учитывая их особенности и возраст.

        Мероприятие закончилось чаепитием с блинами, где и выступающие и зрители обменялись впечатлениями о мероприятии.

Настрой ребят и воспитателя, эмоциональный подъем способствовали успешному проведению вечера. Единодушно, было принято решение проводить такие вечера ежегодно. Подтверждением этого было нежелание детей расходиться после объявления окончания праздничного гулянья.

     На мой взгляд, педагогическая ценность данного мероприятия важна для формирования личности подростка, так как связана и с его культурно-эстетическим воспитанием,  с патриотическим воспитанием, которое выразилось в  формировании любви к своей стране через изучение её истории, культуры и богатых традиций.

     В дальнейшем считаю целесообразным готовить различные  праздничные программы,  так как они разнообразят школьные будни, нравятся ребятам всех возрастных групп и,  безусловно, способствуют разноплановому развитию и воспитанию наших учащихся.

       

Литература, интернет-ресурсы:

Солодовников С.Ю. Большой энциклопедический словарь. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых,М.,1996 г.

Увлекательная внеклассная работа в 5-8 классах.

Внеклассные мероприятия.8 класс. М.,.

Сценарии праздников school-05.berdsk-edu/ru>p48aal/html

Интернет-портал « Календарь праздников»http//www/calend/ru

nsportal

Сценарий праздника «МАСЛЕНИЦА»

Вступление к «Масленице» Оркестр народных инструментов «Заигрыш» (фонограмма).

Праздник начинается в зале. Звучит музыка. Дети в свободном порядке заходят в зал и садятся на стулья.

Ведущий: Здравствуйте, ребята.  Вот и пришло время проводить зиму и встретить весну.  И в этом нам поможет праздник  «Масленица».

Сегодня мы празднуем Широкую Масленицу.

Лера 5а.

От души Вас поздравляем

И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу

К нам на Масленицу.

Вера 5а.

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

На сметане пышками,

Пирогами пышными,

Февралю - помашем,

Марту - "здравствуй" скажем.

 Ведущий.

Чтобы праздник был веселее, мы пригласили скоморохов! Они нам будут помогать, шутить, играть и развлекать!

 Скоморох .(С.Ю.)Пока мы только собрались, давайте поиграем в очень веселую игру «Нос- ухо-нос». Игра «Веселые клоуны» (антре)- фонограмма.

Вот условие игры: указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать тоже самое. Но если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо! (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое). Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

Ведущий (Н.Е):

Как здорово мы поиграли! Какие вы все веселые теперь!

Ребята! Я что-то слышу!(прикладывает ладонь к уху) Наверное это Весна- Красна вместе с Зимой приближаются! Приходит время сдавать Зимушке свои права. Скоро на ее место придет красавица Весна!

Под песню въезжает «зима»

«У леса на опушке» песня. Исполняет ансамбль уч-ся вспомогательных классов. Зима: (А. В.)

Здравствуй, весь народ честной!

День сегодня непростой.

Я пришла проститься с Вами!

Над полями, над лесами Долго я была хозяйкой,

Теплой, белою фуфайкой Землю - мать укрыть старалась.

Вся природа окунулась В белоснежный мой наряд Все три месяца подряд.

Не боялись меня дети,

Ну, пугал их снег и ветер;

На коньках, на лыжах, санках

В шубах, варежкой и шапках

На морозе веселиться,

А домой не торопились!

Как могла я Вам служила,

Праздник дивный подарила

С разноцветными огнями,

С елкой, конфетти, шарами.

Время быстро пролетело,

Я заметить не успела,

Что закончен мой черед,

Вслед за мной Весна идет!

Скоморох: Вика 6а

Погоди, Зима, прощается

И с народом расставаться.

Мы с тобой хотим сплясать,

Песни спеть и поиграть. 

Игры с канатом. «Парафраз на темы русских народных песен».

Оркестр русских народных инструментов обр. А. Санькова (фонограмма).

Зима (А.В).:

Песни, пляски, прибаутки

А еще загадки - шутки.

Зима загадывает загадки. (Звучит музыкальное сопровождение).

С неба звездочка упала

Белая, хрустальная,

Я с рукой ее поймала,

А она растаяла.

(снежинка)

Бежала - шумела,

Заснула - заблестела.

(речка)

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

(молния, гром, дождь)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на поле, да не птица (ветер)

Взглянешь - заплачешь.

А краше его на свете нет.

(солнце)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(лес)

За море черная птица махнула. Алые крылья свои распахнула И понесла на широкой спине Огненный шар в голубой вышине.

(ночь, заря, солнце)

Скоморох (С.Ю):

Хорошо отгадки знаем,

А теперь мы поиграем!

Ребята, знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы

оканчивайте:

Ученье свет,... (а неученье тьма).

Готовь сани летом,... (а телегу зимой).

Не красна изба углами,... (а красна пирогами).

Маленькое дело ... (лучше большого безделья).

Чем дальше в лес,... (тем больно дров).

Не сиди, сложа руки,... (не будет в доме скуки).

Труд человека кормит,... (а лень портит).

Молодцы, хорошо пословицы знаете!

Ведущий Н.Е:

Давайте теперь, ребята, в горелки играть, веселою игрою Весну зазывать.

Идет матушка - весна,

Входит март .Вера 5а.

Отворяй-ка ворота

Первый март пришел,

Белый снег сошел,

Входит апрель Алексей 8а.

А за ним и апрель - Отвори окно и дверь.

Входит май. Петя  5а.

А уж как придет май,

Солнце в терем приглашай.

Входит Весна. И. Стравинский «Весна священная».

Ансамбль «ЭТНО»(фонограмма).

Весна: Алена 5а

Здравствуй, милая Зима,

Тебе на смену я пришла.

Зима: А.В.

Здравствуй, милая Весна, Домой на север мне пора.

Весна:Алена 5а

Ты, сестрица, не спеши,

Со мной весняночку спляши.

Танец Весны и Зимы. «Ух - русская народная кадриль» (фонограмма)

Зима:А.В.

Прощайте, люди, и простите!

На Зиму зла Вы не держите.

Желаю Вам добра и света,

И лишь тепла весной и летом!

Скоморох: Илья 9в

Зима прошенья попросила? Конечно!

Ведь законом было Друг другу в пояс поклонится,

С кем поругался - помирится, Обиду в сердце не таить,

За боль и слезы всех простить!

 Ребенок: Аня 11кл.

Прощай, Зима, прости и нас,

Что рады мы Весне сейчас

 Что нынче нам весна милее,

Что о тебе мы не жалеем:

 Счастливого пути желаем,

На север с миром отпускаем.

Зима:А.В.

В свои права, Весна, вступай, Природой править начинай!

Ведущий: Н.Е.

Поможем же весне, поможем солнцу в срок придти на землю.

А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица. Кто из вас готов позвать Масленицу?

Выход «Масленицы».

а) «Жалейка» группа «Этонос» (фоногамма).

Скоморох: 8а Ира.

Выйди, Масленица, из-за гор

Освети наш дом и двор!

Выйди солнце погулять,

Вместе с нами поиграть.

Выйди поскорее к нам,

Я блиночек тебе дам.

Скоморох: Маша 5а

Широкая Масленица Мы тобою хвалимся

На коньках катаемся Блинами объедаемся.

Ведущий: Н.Е.

Нет, не идет что-то Масленица. Как же мы будем без нее весну встречать? Видно, придется всем вместе ее позвать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы, ребята, мне поможете.

Дорогая гостья, Масленица,

Авдотья Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький

Шуба синяя, латки красные.

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица,

в гости на широкий двор.

А теперь все вместе:

Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.

Входит Масленица - нарядно одетая.

б) Торжественный выход «Масленицы».

«Эх Масленица Всеросийская» (фонограмма).

Ведущий: Н.Е.

Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, масленица, к нам пришла?

Масленица: Е.Г.

Всего на семь дней. Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.

Ведущий: Н.Е.

А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица: Е.Г.

Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А называется этот день «Заигрыши». Пришло время и нам поиграть, веселую игрою Масленицу потешить.

Игра в снежки. Русская круговая кадриль «Танец Веснянка» (фонограмма).

Масленица: Е.Г. Объявляю третий день - “Лакомка” Чем же лакомились на Масленицу?

Дети. Блинами.

Песня «Блины»  Исполняют Вика и Аня.

Ведущий. Н.Е. Правильно. Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете. А наши хозяюшки в своей песне поделятся с вами своими секретами.

Песня “Как вставала я ранешенько”.  (5а).

Масленица: Е.Г. Четверг - широкий четверток, разгул.

Катались по улицам на лошадях. Катание на тройках наперегонки под песни и гармонь, с задорными частушками.

(Частушки) Группа уч-ся.

Ведущий.  Н.Е.Любили на Руси Масленицу - праздник веселый, озорной.,Чаще всего празднование Масленицы приходилось на февраль. И до сей поры живет пословица: “В феврале зима с весной встречаются впервой”.

Масленица Е.Г.

Хватит петь да плясать,

Пора пятницу объявлять.

Пятница - тещины вечерочки,

Суббота - золовкины посиделки.

И о чем только не судачат на них кумушки!

Песня “В деревне было Ольховке” Ансамбль 7а.

Танец «Выйду на улицу»

Ведущий. Н.Е. Чего только не случалось на масленой неделе. Но всему бывает конец. Подошел и последний день - Воскресенье, проводы Масленицы, прощанья.

В этот день прощались не только с холодной зимой и с Масленицей.

Перед Великим Постом, желая очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. Прощаясь, они говорили друг другу: “Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват пред тобою”. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды. Не забудьте и вы попросить у своих родных и знакомых прощения.

А поскольку Масленичная неделя еще не закончилась и сегодня только вторник - Заигрыши, будем петь и танцевать.

Скоморох: (С.Ю.)Начинайте-ка веселый перепляс, и блинами  угощайтесь.

Прощание с Масленицей. Ансамбль «Иван Купала» (фонограмма)

Угощение  блинами.

ЧАСТУШКИ

Начинаем петь частушки,

 Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

На санях с высоких горок

Девочки катаются

Ну, а мальчики обжоры

Животами маются.

Пришла Масленица к нам,
Это значит быть блинам.
Быть любви и быть добру –
Всем раздайте по блину!

Блин с вареньем, блин с икрою! 
С родниковою водою! 
Праздник солнца к нам пришел! 
На душе так хорошо!

Как на Масленице нашей
Всем становится теплей
Уходи зима подальше
Нам с блинами веселей!

Приходите, заходите
На румяные блины!
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

Мы частушки вам пропели

Хорошо-ли, плохо-ли,

 А теперь мы все хотим,

Чтоб вы нам похлопали.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять

Лапти новые надену,

Побегу весну встречать! 

Ух ты, злющая Зима,

Уходить тебе пора.

Налетим со всех сторон

И тебя прогоним вон.

«Ой блины мои, блины»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!


Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

«Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,
ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!!

Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько.

Припев:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!

Припев:

Как стояла я у жаркой печи.
Выпекала кренделя и калачи.

Припев:

С калачами блины, шанежки
Для милого друга Ванечки.

Припев:

Ой. подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

Припев:

Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Широкая Масленица

Сценарий праздника проводов зимы "Широкая Масленица" с презентацией для 7-8 классов....

общешкольный праздник «Широкая масленица» Скоморошичьи забавы

Изучение и возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.Создание праздничного настроения, привлечение детей к активному участию в п...

Сценарий "Широкая масленица"

Сценарий праздника "Широкая масленица" проводился как внеклассное мероприятие....

презентация к празднику "Широкая масленица"

презентация разделена на 2 части из-за большого обЪёма....

презентация (ч 2, продолжение) к празднику "Широкая масленица"

презентация украсит проведение праздника...