Сценарий праздника «Широкая масленица»
материал (5 класс) по теме

Лаптева Галина Аркадьевна

Праздник знакомит учащихся с народным праздником «Масленица»,  расширяет представления учащихся о народных традициях  и обычаях  проведения этого праздника, развивает память, внимание, речь,способствует развитию и реализации творческих возможностей учащихся,

воспитывает интерес к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

      ГКСОУ  «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат  VIII  вида г. Камешково»

Сценарий  праздника «Широкая масленица»

Подготовили

учитель русского языка и чтения Лаптева Г. А. и учитель начальных  классов Егорова Т.В.

                                 

Широкая масленица

Цель: познакомить учащихся с народным праздником «Масленица»

Задачи:

расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках через знакомство с праздником «Масленица»;

развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;

способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся;

воспитывать интерес к народным традициям.

Оборудование:

сцена представлена в виде русской избы с печкой и другими народными атрибутами; инвентарь для игр: мячи, обручи, канат, «карусель», «кони», чучело Масленицы, обруч – дуга, народные костюмы для участников праздника, мука пшеничная и гречневая, блины, пряники, баранки, диск с музыкальным сопровождением.

                                                                         

Ведущий:   - Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется… Масленица.

1 ребёнок

Этот праздник к нам

Идет раннею весною,

Сколько радости несет

Он всегда с собою!

2 ребёнок

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

3 ребёнок

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем  есть их вместе.

Ведущий: Масленица – честная, веселая, широкая.  Праздновали  ее  целую неделю. А знаете ли Вы, сколько дней в неделе? (ответы  детей). Празднование Масленицы сопровождалось гуляньями, играми, различными забавами.   И сегодня мы предлагаем Вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.  Итак, Масленицу начинаем.

1-й день – понедельник – встреча Масленицы.

В этот день девушки делали чучело масленицы, а парни водружали его на снежную гору. Возводились  ледяные горы, проводились прогулки на конях, дети и взрослые катались на качелях, народ потешался над ряжеными и скоморохами.

Скоморох:

Эй, честной народ!

Раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас,

Раскрывай пошире глаз!

Споем мы с вами, поиграем,

Веселые загадки разгадаем!

Сегодня у нас веселье –

Широкая масленица!

Ведущий:

 Душа моя Масленица,

Приезжай ко мне в гости

На широк двор

На горах покататься,

В блинах повалятся,

Сердцем потешиться!

Скоморох:

Едет! Едет! Масленица едет! Широкая едет!

(Слышна музыка,  звон бубенцов,  конский  цокот.   В зале появляются  дети в народных  костюмах с чучелом  масленицы.)

Дети поют песню «А мы Масленицу дожидали».

Ведущий:

2- й  день – Вторник – Заигрыш.

С утра парни и девушки приглашались покататься с гор на санях. Ходили в гости на блины. В этот день начинались игрища и потехи. И мы вас приглашаем поиграть.

Скоморох:        - Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.

                              10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!

Проводятся игры: «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Кто быстрее», «Лучший стрелок», «Кто кого», «Карусель» (Приложение 1).

Ведущий:

3-й день – среда – Лакомка.

В этот день люди лакомились блинами и сладостями.  Угадайте, что подавали к блинам? (ответы  детей)

Ставили на стол сметану да масло,  варенье да мед, рыбную икру. Выходя из избы, хозяева непременно горшок с блинами брали. Да с соседями  встретившись, непременно просили отведать блинка. Блины на Масленицу пекли каждый день.

Скоморох:

В первый – блинища,

во второй – блины,

в третий – блинцы,

в четвертый – блинчики,

в пятый – блинки,

в шестой - блиночки,

в седьмой – царские блины.

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели».

Ведущий:

4й день – четверг – разгуляй или « широкий четверг».

Скоморох:

- Разгуляй - четверг придет, шутку, песню принесет.

Ведущий:

- В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.  

Скоморох:

- Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте –  ка  частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Дети исполняют частушки, играют на ложках, слушают игру на балалайке. (Приложение 2).

Ведущий:  А сейчас конкурс танцевальный.

Скоморох:

Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.

Согревал нас много раз развеселый перепляс.

Дети исполняют танцы «Барыня», «Цыганочка».

Скоморох:

Хватит петь да плясать!

Пора пятницу встречать!

Ведущий:

5 й день – пятница – Тещины вечерки.

В этот день родители приходили в гости к своим взрослым детям, живущим отдельно, и учили их печь блины.  А вы знаете, на чем пекут блины? (ответы детей). (Появляется сковорода).  Какие продукты нужны для блинного теста? ( Появляются вода, соль, мука, масло, яйца.  На глазах детей замешивается тесто.)

Ведущий: Тесто готово. Выливаем его на сковороду, и - в печь. А пока готовятся блины , я расскажу, из чего еще их  можно  испечь. В блинное тесто добавляют…  тертую тыкву, кабачки, яблоки. Блины пекут не только из пшеничной муки, но и из гречневой (показать гречневую муку). Наши блины уже испеклись.  Давайте их отведаем.

(Из «печки» вынимают блины и раздают детям)

Ведущий:

6й день – суббота – Золовкины посиделки.

В этот день приглашали родственников и  устраивали семейные чаепития с поднесением подарков.

Скоморох:

Что же гости вы стоите,

К самовару подходите,

Чашки, ложки разбирайте,

Угощаться начинайте!

(Дети – гости рассаживаются вокруг самовара)

Ведущий:  А вы, ребята, любите получать подарки?  Сейчас мы проведём  конкурс  загадок, скороговорок, пословиц. Каждый участник, справившийся с заданием, получает  в подарок конфету. (Приложение 3).

Ведущий:   Вот и наступил последний 7й день  Масленицы. Его называли –  Прощеное воскресенье. В этот день просили прощения у родственников, знакомых и незнакомых людей, а  сами прощали всем обиды и оскорбления, нужно было   встретить весну с чистой совестью. 

Все артисты выстраиваются в шеренгу  и, кланяясь в  зал, говорят: «Простите  нас, люди добрые, если чем вас обидели.» Дети из зала делают  тоже самое.

Скоморох:

Мы на славу погуляли!

Съели все, что можно съесть.

Мы блинами угощались.

Было сладостей не счесть.

Надо нам костер разжечь,

В нем обиды, горечь сжечь.

Сжечь тревогу и беду!

Дни пусть добрые придут!

Ведущий:  Завершается Масленица сжиганием чучела,  и  мы приглашаем вас на улицу к масленичному костру.

                                                   

 

Приложение 1.

                                                       Игры.

                                   «Бег в мешках».

Для состязания нужны большие мешки. Сколько мешков – столько и участников. Кеглями обозначают старт и финиш. По команде скомороха игроки должны пробежать в мешках до финиша.

                                                  «Кто быстрее».

    Для конкурса нужно обозначить кеглями старт и финиш. Участники должны встать на одну лыжу и по команде скомороха добежать до финиша и вернуться обратно.

                                                «Лучший стрелок».

    Для соревнования необходимо: 2 больших чугунка и маленькие мячи двух цветов, дети по очереди бросают  в чугунки мячи. Самым метким считается тот, кто больше забросит мячей в чугунок.

                                                      «Кто кого».

    Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу скомороха они должны вытолкнуть соперника за черту.

                                                      «Карусель».

    Для игры необходим шест с закрепленными в его верхней части лентами. Дети берутся за концы лент и, проговаривая слова, медленно идут по кругу и  говорят:                                

                                               Еле, еле, еле, еле

                                               Закружились карусели.

                                               А потом, потом,  потом,

                                               Все бегом,  бегом,  бегом.

Затем звучит  быстрая музыка. Дети бегут по кругу до окончания музыки.

Приложение 2

                                                        Частушки.                                                  

Ой, юбка моя                                                           На окошке два цветочка:

С незабудками!                                                       Голубой да аленький.        

Разрешите спеть частушки                                    Я парнишка боевой

С прибаутками!                                                       Хоть и ростом маленький

Испеку четыре солнца                                            Меня теща – скандалистка                          

Да присыплю сахарком.                                         Пригласила на блины.

На лошадке праздник едет,                                    Я пошел, хотя не близко

Едет праздник с ветерком.                                     Лишь бы не было войны!

Как на Масляной неделе                                        Расплясалась – расходилась

Со стола блины летели.                                          Хороша так хороша!

И сметана и творог –                                              Эх, умеет веселиться

Все летело на порог!                                               Наша русская душа!

Как на Масляной неделе                                         Мы частушки все пропели

Все блины в России съели.                                      И блиночки все подъели.

Надо за границу рвать,                                             Будем зиму провожать

Чтоб у них блинов занять.                                       Да весну – красну встречать.

                                           

                                                                   

Долго ела я блины,                                                    На диету сели мы,

И теперь я вижу сны:                                                Съев все тещины блины

Блин на блине разъезжает                                        Так от них мы растолстели-

И блином их погоняет.                                              Ходим, дышим еле – еле.

Как на Масленице нашей

Всем становится теплей.

Уходи зима подальше

Нам с блинами веселей.

               

Приложение 3.                                                            

                                           Загадки.

1.

Утром ранним не спеша

Надуваю красный шар,

А как выпущу из рук –

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

2.

Масляный, блестящий, с корочкой хрустящей. (Блин)

3.

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

4.

Круглые, да не колеса,

Горячие, да не солнце,

Не пироги, а есть их можно.

Что это?                                        (Блины)

5.

На сковородку наливают,  вчетверо сгибают. (Блин)

6.

Скатерть бела весь свет одела.  (Снег)

7.

Без рук, а за щеки щиплет. (Мороз)

8.

Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)

9.

Не живое, а дышит. (Тесто)

Ведущий:

 Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте!

         

                                               

           Мои хитрые загадки                                  Он как круглая кастрюля,

           Кто сумеет разгадать,                                Он чумазый, не чистюля.

Тому сушки и конфеты                              Где там в печке уголек?

Обещаю к чаю дать!                                   Кашу варит …..(чугунок.)

Не страшны зимой морозы                       Ты скорей ее возьми

Ни большим, ни маленьким.                     И нам песню заведи.

Что нам зимушки угрозы?                        Три струны, ее узнай - ка,

Мы наденем…..(валенки.)                         Заиграла …..(балалайка.)

Я скорей слеплю снежок:                           Соберемся за столом,

Ну – ка увернись, дружок!                         Попьем чаю с сахарком.

Как начнет мороз сердиться,                     Выпускает жаркий пар

Я надену…..(рукавицы.)                             Древний чайник…..(самовар.)

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка,

За обедом в суп ныряет

Расписная…..(ложка.)

                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...

Широкая Масленица

Сценарий праздника проводов зимы "Широкая Масленица" с презентацией для 7-8 классов....

общешкольный праздник «Широкая масленица» Скоморошичьи забавы

Изучение и возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.Создание праздничного настроения, привлечение детей к активному участию в п...

Сценарий "Широкая масленица"

Сценарий праздника "Широкая масленица" проводился как внеклассное мероприятие....

презентация к празднику "Широкая масленица"

презентация разделена на 2 части из-за большого обЪёма....

презентация (ч 2, продолжение) к празднику "Широкая масленица"

презентация украсит проведение праздника...