Сценарий праздника «Широкая масленица»
материал (5 класс) по теме
Праздник знакомит учащихся с народным праздником «Масленица», расширяет представления учащихся о народных традициях и обычаях проведения этого праздника, развивает память, внимание, речь,способствует развитию и реализации творческих возможностей учащихся,
воспитывает интерес к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Камешково»
Сценарий праздника «Широкая масленица»
Подготовили
учитель русского языка и чтения Лаптева Г. А. и учитель начальных классов Егорова Т.В.
Широкая масленица
Цель: познакомить учащихся с народным праздником «Масленица»
Задачи:
расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках через знакомство с праздником «Масленица»;
развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;
способствовать развитию и реализации творческих возможностей учащихся;
воспитывать интерес к народным традициям.
Оборудование:
сцена представлена в виде русской избы с печкой и другими народными атрибутами; инвентарь для игр: мячи, обручи, канат, «карусель», «кони», чучело Масленицы, обруч – дуга, народные костюмы для участников праздника, мука пшеничная и гречневая, блины, пряники, баранки, диск с музыкальным сопровождением.
Ведущий: - Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется… Масленица.
1 ребёнок
Этот праздник к нам
Идет раннею весною,
Сколько радости несет
Он всегда с собою!
2 ребёнок
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
3 ребёнок
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Ведущий: Масленица – честная, веселая, широкая. Праздновали ее целую неделю. А знаете ли Вы, сколько дней в неделе? (ответы детей). Празднование Масленицы сопровождалось гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем Вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике. Итак, Масленицу начинаем.
1-й день – понедельник – встреча Масленицы.
В этот день девушки делали чучело масленицы, а парни водружали его на снежную гору. Возводились ледяные горы, проводились прогулки на конях, дети и взрослые катались на качелях, народ потешался над ряжеными и скоморохами.
Скоморох:
Эй, честной народ!
Раскрывай пошире рот!
Распотешим мы вас,
Раскрывай пошире глаз!
Споем мы с вами, поиграем,
Веселые загадки разгадаем!
Сегодня у нас веселье –
Широкая масленица!
Ведущий:
Душа моя Масленица,
Приезжай ко мне в гости
На широк двор
На горах покататься,
В блинах повалятся,
Сердцем потешиться!
Скоморох:
Едет! Едет! Масленица едет! Широкая едет!
(Слышна музыка, звон бубенцов, конский цокот. В зале появляются дети в народных костюмах с чучелом масленицы.)
Дети поют песню «А мы Масленицу дожидали».
Ведущий:
2- й день – Вторник – Заигрыш.
С утра парни и девушки приглашались покататься с гор на санях. Ходили в гости на блины. В этот день начинались игрища и потехи. И мы вас приглашаем поиграть.
Скоморох: - Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.
10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!
Проводятся игры: «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Кто быстрее», «Лучший стрелок», «Кто кого», «Карусель» (Приложение 1).
Ведущий:
3-й день – среда – Лакомка.
В этот день люди лакомились блинами и сладостями. Угадайте, что подавали к блинам? (ответы детей)
Ставили на стол сметану да масло, варенье да мед, рыбную икру. Выходя из избы, хозяева непременно горшок с блинами брали. Да с соседями встретившись, непременно просили отведать блинка. Блины на Масленицу пекли каждый день.
Скоморох:
В первый – блинища,
во второй – блины,
в третий – блинцы,
в четвертый – блинчики,
в пятый – блинки,
в шестой - блиночки,
в седьмой – царские блины.
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели».
Ведущий:
4й день – четверг – разгуляй или « широкий четверг».
Скоморох:
- Разгуляй - четверг придет, шутку, песню принесет.
Ведущий:
- В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Скоморох:
- Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте – ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Дети исполняют частушки, играют на ложках, слушают игру на балалайке. (Приложение 2).
Ведущий: А сейчас конкурс танцевальный.
Скоморох:
Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперед.
Согревал нас много раз развеселый перепляс.
Дети исполняют танцы «Барыня», «Цыганочка».
Скоморох:
Хватит петь да плясать!
Пора пятницу встречать!
Ведущий:
5 й день – пятница – Тещины вечерки.
В этот день родители приходили в гости к своим взрослым детям, живущим отдельно, и учили их печь блины. А вы знаете, на чем пекут блины? (ответы детей). (Появляется сковорода). Какие продукты нужны для блинного теста? ( Появляются вода, соль, мука, масло, яйца. На глазах детей замешивается тесто.)
Ведущий: Тесто готово. Выливаем его на сковороду, и - в печь. А пока готовятся блины , я расскажу, из чего еще их можно испечь. В блинное тесто добавляют… тертую тыкву, кабачки, яблоки. Блины пекут не только из пшеничной муки, но и из гречневой (показать гречневую муку). Наши блины уже испеклись. Давайте их отведаем.
(Из «печки» вынимают блины и раздают детям)
Ведущий:
6й день – суббота – Золовкины посиделки.
В этот день приглашали родственников и устраивали семейные чаепития с поднесением подарков.
Скоморох:
Что же гости вы стоите,
К самовару подходите,
Чашки, ложки разбирайте,
Угощаться начинайте!
(Дети – гости рассаживаются вокруг самовара)
Ведущий: А вы, ребята, любите получать подарки? Сейчас мы проведём конкурс загадок, скороговорок, пословиц. Каждый участник, справившийся с заданием, получает в подарок конфету. (Приложение 3).
Ведущий: Вот и наступил последний 7й день Масленицы. Его называли – Прощеное воскресенье. В этот день просили прощения у родственников, знакомых и незнакомых людей, а сами прощали всем обиды и оскорбления, нужно было встретить весну с чистой совестью.
Все артисты выстраиваются в шеренгу и, кланяясь в зал, говорят: «Простите нас, люди добрые, если чем вас обидели.» Дети из зала делают тоже самое.
Скоморох:
Мы на славу погуляли!
Съели все, что можно съесть.
Мы блинами угощались.
Было сладостей не счесть.
Надо нам костер разжечь,
В нем обиды, горечь сжечь.
Сжечь тревогу и беду!
Дни пусть добрые придут!
Ведущий: Завершается Масленица сжиганием чучела, и мы приглашаем вас на улицу к масленичному костру.
Приложение 1.
Игры.
«Бег в мешках».
Для состязания нужны большие мешки. Сколько мешков – столько и участников. Кеглями обозначают старт и финиш. По команде скомороха игроки должны пробежать в мешках до финиша.
«Кто быстрее».
Для конкурса нужно обозначить кеглями старт и финиш. Участники должны встать на одну лыжу и по команде скомороха добежать до финиша и вернуться обратно.
«Лучший стрелок».
Для соревнования необходимо: 2 больших чугунка и маленькие мячи двух цветов, дети по очереди бросают в чугунки мячи. Самым метким считается тот, кто больше забросит мячей в чугунок.
«Кто кого».
Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу скомороха они должны вытолкнуть соперника за черту.
«Карусель».
Для игры необходим шест с закрепленными в его верхней части лентами. Дети берутся за концы лент и, проговаривая слова, медленно идут по кругу и говорят:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Затем звучит быстрая музыка. Дети бегут по кругу до окончания музыки.
Приложение 2
Частушки.
Ой, юбка моя На окошке два цветочка:
С незабудками! Голубой да аленький.
Разрешите спеть частушки Я парнишка боевой
С прибаутками! Хоть и ростом маленький
Испеку четыре солнца Меня теща – скандалистка
Да присыплю сахарком. Пригласила на блины.
На лошадке праздник едет, Я пошел, хотя не близко
Едет праздник с ветерком. Лишь бы не было войны!
Как на Масляной неделе Расплясалась – расходилась
Со стола блины летели. Хороша так хороша!
И сметана и творог – Эх, умеет веселиться
Все летело на порог! Наша русская душа!
Как на Масляной неделе Мы частушки все пропели
Все блины в России съели. И блиночки все подъели.
Надо за границу рвать, Будем зиму провожать
Чтоб у них блинов занять. Да весну – красну встречать.
Долго ела я блины, На диету сели мы,
И теперь я вижу сны: Съев все тещины блины
Блин на блине разъезжает Так от них мы растолстели-
И блином их погоняет. Ходим, дышим еле – еле.
Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи зима подальше
Нам с блинами веселей.
Приложение 3.
Загадки.
1.
Утром ранним не спеша
Надуваю красный шар,
А как выпущу из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
2.
Масляный, блестящий, с корочкой хрустящей. (Блин)
3.
Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)
4.
Круглые, да не колеса,
Горячие, да не солнце,
Не пироги, а есть их можно.
Что это? (Блины)
5.
На сковородку наливают, вчетверо сгибают. (Блин)
6.
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
7.
Без рук, а за щеки щиплет. (Мороз)
8.
Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)
9.
Не живое, а дышит. (Тесто)
Ведущий:
Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте!
Мои хитрые загадки Он как круглая кастрюля,
Кто сумеет разгадать, Он чумазый, не чистюля.
Тому сушки и конфеты Где там в печке уголек?
Обещаю к чаю дать! Кашу варит …..(чугунок.)
Не страшны зимой морозы Ты скорей ее возьми
Ни большим, ни маленьким. И нам песню заведи.
Что нам зимушки угрозы? Три струны, ее узнай - ка,
Мы наденем…..(валенки.) Заиграла …..(балалайка.)
Я скорей слеплю снежок: Соберемся за столом,
Ну – ка увернись, дружок! Попьем чаю с сахарком.
Как начнет мороз сердиться, Выпускает жаркий пар
Я надену…..(рукавицы.) Древний чайник…..(самовар.)
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка,
За обедом в суп ныряет
Расписная…..(ложка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- концерт по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Презентация к уроку- концерту по литературе "Широкая Масленица" (5 класс)
Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных текстов;знакомство с календарно- обрядовой поэзией русского устного народного тво...
Широкая Масленица
Сценарий праздника проводов зимы "Широкая Масленица" с презентацией для 7-8 классов....
общешкольный праздник «Широкая масленица» Скоморошичьи забавы
Изучение и возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Создание праздничного настроения, привлечение детей к активному участию в п...
Сценарий "Широкая масленица"
Сценарий праздника "Широкая масленица" проводился как внеклассное мероприятие....
презентация к празднику "Широкая масленица"
презентация разделена на 2 части из-за большого обЪёма....
презентация (ч 2, продолжение) к празднику "Широкая масленица"
презентация украсит проведение праздника...