Литературно-музыкальная композиция «Во имя жизни…»
методическая разработка (10 класс) по теме

Андреева Ирина Николаевна

Цели:

  • Формирование активной гражданской позиции, патриотического чувства.
  • Воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ.
  • Осознание сопричастности личности к судьбе Отечества.
  • Стимулирование эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vspomnim_vsekh_poimenno.doc76.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа»

Литературно-музыкальная композиция

 «Во имя жизни…»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 – 11 классов.

                                                                                    Подготовили: активисты

 ДОО «Союз старшеклассников»

2010 год.

Цели:

  • Формирование активной гражданской позиции, патриотического чувства.
  • Воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ.
  • Осознание сопричастности личности к судьбе Отечества.
  • Стимулирование эмоциональной отзывчивости.

«Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым».

Музыка.

Звучат за сценой слова:

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить,

Есть обязанность у них такая:

От врагов отчизну защитить.

Матери сыночков провожают

И наказы добрые дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, по рюмке выпив «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают.

Клятву перед знаменем дают,

Юноши пока еще на знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Доверяем армии кровинку,

Гибнут мальчики, совсем юнцы,

Где же вы, министры - офицеры,

Где же, командиры вы, «отцы»?

1-й ведущий. Эти проникновенные строки написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, женщиной, потерявшей единственного сына.

2-й ведущий. Каждая женщина провожает в армию сына, брата, любимого. Каждая надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться. (Звучит музыка.)

Ведущий.

Сегодня мы отмечаем один из самых замечательных праздников – 23 февраля – День Защитника Отечества.

Ведущий.

Этот праздник посвящен тем, кто не щадя своей жизни, защищал свою Родину в тяжелые годы испытаний, продолжая дело своих предков, честно служил России сегодня.

Ведущий.

Быть Защитником Отечества – это святая честь любого мужчины. Так было всегда и так будет впредь!

Ведущий.

Солдаты Отечества! Войны России! Будущие защитники! С праздником!

Номер.

Ведущий.

Защитник Отечества, в самом названии заложено благородное призвание и обязанность защищать свою Родину, свой народ, своих родных. Солдат Отечества, воин России. Во все времена отношение к нему, к его профессии было окружено ореолом патриотизма, мужества и славы.

Ведущий.

Так было во все времена. И всегда Россия годилась своими героями Отечества.

Чтец.

Я в 12 веке печенегов, половцев рубил.

А в 13 веке с Невским тевтонцев топил,

А в 14 я на поле большом,

Мамаева всадника скинул мечом.

Я в 15 веке с князем Иваном через речку Угру не пустил басурманов.

Я в 16 веке Казань покорял.

А в 17 поляков прогнал.

Я в 18 веке вместе с Петром

Шведские крепости брал на пролом,

С Румянцевым турок штыками колол,

С Суворовым Альпы зимой перешел.

В 19 веке на французские лбы

Опустил я дубину народной войны.

А в 20 я тоже был храбрым солдатом,

Терпел в 41 и бил в 45,

Прошел в сапогах запыленный Афган,

Где целился в нас за скалою душман.

Но время прошло и вот уже мне

Пулей грозят в далекой Чечне.

Ведущий.

Летят годы. Все дальше и дальше уходит от нас день, когда звучал первый салют в честь победы над фашистами. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Что мы знаем об испытаниях, выпавших на их долю, о том, что им пришлось пережить, через что пройти?

Ведущий.

История ВОВ самая народная и самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Ведущий.

Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

Ведущий.

Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их бесхитростные рассказы о том времени.

Девушка.

Саша, я так счастлива, как никогда. Ведь все трудности позади, сданы все экзамены, впереди большая жизнь, любимая работа.

Юноша.

Я тоже счастлив. Потому что мы молоды, потому что мы любим друг друга. Я верю что у нас впереди долгая и счастливая жизнь, прекрасное будущее.

Звучит довоенный вальс.

Звучит взрыв бомб. Фонограмма «Священная война»

Ведущий.

От взрывов содрогнулась твердь,

И свет в дыму погас.

Война! Война! Огонь и смерть!

Обрушились на нас.

Ведущий.

Вставай, страна, народным гневом,

Бурли, бушуй, вскипай!

Своих сынов отважных, смелых

На смертный бой с врагом скликай!

Сценка «А зори здесь тихие».

Старшина Васков у телефона.

Васков. – «Сосна»! «Сосна»! Ах ты, мать честная!.. Либо спит, либо поломка… «Сосна»! «Сосна»!  

Голос за сценой. – «Сосна» слушает.

Васков. – семнадцатый говорит. Давай третьего. Срочно давай; чепе!..

Голос за сценой. – даю, не ори… чепе у него…

Голос за сценой. – Ты Васков? Что там у вас?

Васков. Так точно, я, товарищ третий. Немцы в лесу возле расположения обнаружены сегодня в количестве двух…

Голос за сценой. – кем обнаружены?

Васков. – Младшим сержантом Осяниной… Я тревогу объявил, товарищ третий. Думаю, что лес прочесать надо…

Голос за сценой. – Правильно думаешь. Бери пять человек команды и дуй, пока след не остыл…

Васков. – Осянина стройте людей.

Выбегают девушки, на ходу одеваются, поправляют прически и одежду.

Осянина. – Соня, Галя, Женя, Лиза… построены, товарищ старшина!

Васков. (придирчиво осматривая, проходит вдоль строя девушек).

- Строй, нечего сказать: у одной волосы, как грива до пояса, у другой бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Мы немцев идем ловить, а не рыбу! Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…

Осянина. – Умеют!

Васков. – Да, вот еще. Может немецкий кто знает?

Гурвич. – Я знаю.

Васков. -  Что – «я»? Что такое «я»? Докладывать надо?

Гурвич. – Боец Гурвич!

Васков. – Как по-ихнему руки вверх?

Гурвич. – Хенде Хох!

Васков. – Точно! Ну, давай Гурвич. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм… в порядок себя привести, заправиться, на все сорок минут.

Осянина. – Разойтись!

Все уходят.

Васков. – Да ошибался товарищ старшина в сроках, которой была их дорога, но вела она их – в бессмертие...

На сцену под траурную музыку входят пять героинь повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». У каждой в руках зажженные свечи, голова опущена. После сказанных слов медленно уходят в глубь сцены.

Лиза Бричкина.

- Лиза Бричкина утонула в болоте, так и не успев сообщить важную весть и привести подмогу своим подругам. Это была первая смерть, первая потеря. «Все случилось так неожиданно, что Лиза не успев крикнуть, потеряла опору, повисла где-то в пустоте, а топь мягкими тисками сдавила тело. Она в последний раз увидела теплый, нестерпимо яркий свет солнца и синее прекрасное небо. И до последнего мгновения верили, что завтра будет и у нее…»

Соня Гуревич.

- Потерял старшина Васков кисет с вышитыми словами «Дорогому защитнику Родины». Знала Соня Гуревич, где искать его… Вот только не знала, что смерть ожидает здесь и ее… «бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно-яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, не успела. И понять не успела, и крикнуть не успела, потому что не достал нож до сердца с первого удара…»

Галя Четвертак.

Галя Четвертак – детдомовский подкидыш. Ей всегда не везло в жизни. Вот и сейчас не выдержали нервы… «Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась она через поляну наперез диверсантам, уже ничего не видя, не соображая… коротко ударил автомат… и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук…»

Женя Камелькова.

Женя Камелькова. Отчаянная красавица, ничего и никого не боявшаяся. Отвлекая немцев от раненой Риты, она старалась увести их подальше в лес. А «… когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так не суразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет… Но она стреляла пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы…»

Рита Осянина.

Рита Осянина – жена героя-пограничника, погибшего в первые дни войны. Она мстила врагу за смерть мужа. Когда поняла, что «что рана ее смертельна и умирать она будет долго и трудно», - решилась… «Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама…» она не хотела быть кому-то в тягость. Пуля в висок оборвала ее жизнь…

Девушки стоят с зажженными свечами в глубине сцены.

На сцену вбегает Васков.

Васков. Положил ведь я вас, пятерых девчонок… За что? За десяток фрицев?.. Кто поймет это? Может, пока война, и поймет… А потом?.. Что ответить близким вашим, детям, почему мы, мужчины, не уберегли ваших мам, почему позволили умереть, когда сама природа назначила им давать жизнь, растить детей… Не будет пощады врагу! Я обязан отомстить за вашу смерть, иначе как жить со спокойной совестью, как?

Ведущий.

Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характеры вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие.

Десятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.

Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотил девушку раньше, чем замолчал ее пулемет.

«Это счастье – умереть за свой народ!» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская.

Ведущий.

Память – это письма фронта. Пожелтевшие листки, неровные карандашные строчки, доносившие родным и близким голоса живых и мертвых, тех, кто шел в бой с мыслями о них.

А. Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…

Б. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а лишь 24. мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…

Г. Милая моя мамусенька, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я то и дело достаю ее из кармана гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… а на счет денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить.

Е. Здравствуй, моя Варя! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трех танкистов остался я один. Никогда я не прожил бы жизнь так хорошо, если бы не ты. Спасибо тебе, родная. Придет время, люди залечат раны, вырастят новые сады, новые песни будут петь.

Ж. Родные мамулька и Ленусечка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать.

И. Здравствуйте, мои дорогие! Меня в феврале арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои, вы гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и своей чести.

А. У вас, оставшихся в живых будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая - яркая. А мне было 24... (бросает письмо и гасит свечу).

Б. Не плач, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, как будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты... (бросает письмо и гасит свечу).

Г. А пока целую и крепко обнимаю, твоя Натуся... Они окружали. Мне было 22...(бросает письмо и гасит свечу).

Е. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе, твой Иван (бросает письмо и гасит свечу).

Ж. В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко - крепко целую вас, самых дорогих и любимых... Не пришлось, мне было всего 20 (бросает письмо и гасит свечу).

И. Труп мой будет в городе Острове за тюрьмой, у дороги. Будет надето, мамочка, мое шерстяное платье и тобой купленная мне на 19-летие трикотажная кофточка. Ваша дочь Зоя, прощайте, прощайте (бросает письмо и гасит свечу).

Музыка.

Ведущий. Почти 64 года назад отгремели залпы ВОВ, на нашу российскую землю пришел долгожданный мир. Верилось, что эта война будет последней...

Ведущий. Но вот грянули залпы "Афганской" войны. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось «выполнением интернационального долга». Все мы знаем, сколько наших ребят полегло на афганской земле. Они свой долг выполнили с честью, а вот выполнили ли долг перед ними те, кто посылал их на эту войну? И так больно читать и слышать им — уцелевшим ветеранам «Афгана», что эта война была «политической ошибкой».

Ведущий.

Шли мы пружинисто и дружно —

Две сотни ног в единый шаг,

И слава русского оружия

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами,

И соловьями-воробьи.

Ведущий.

Земля сама под шаг просилась —

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

«Берету» вторя моему.

И окна радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман...

И мы тогда еще не знали

Словца мудреного — «душман». (М. Гаврюшин)

Номер.

Ведущий.

 Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию. Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей страны и среди них ставшее для многих просто ужасом слово - «Чечня».

Ведущий.

Воюют наши мальчики, воюют, не щадя своей жизни. Солдаты необъявленной войны. Вы наша гордость, наша боль, наша слава!

Звучит фонограмма мелодии

Ведущий.

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и кровью смут,

Чтоб вставить в политическую строчку

Коротко название - Бамут.

Закрою атлас, снова открываю...

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она, та точка роковая.

Кто знал ее вчера? Одна Чечня.

Номер.

Ведущий.

"Встала пшеница спелая,

Тихо плывет рассвет.

Все, что могли вы сделали,

Ребята, которых нет!

Ведущий.

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно,

Ребята, которых нет!

Ведущий.

Будто склоняясь над судьбами!

Будто шагая вперед,

нам они стали судьбами -

Ребята, которых нет!"

Ведущий.

Почтим память павших Защитников Отечества Минутой молчания.

Минута молчания.

 

Ведущий.

Многие ребята погибают в армии и не участвуя в военных действиях. Родители, потерявшие сыновей, ослепшие от слез и горя, поседевшие от замораживающей сознание страшной истины никогда уж не увидеть сына рядом живым и смеющимся, застыли в вечной боли. А сколько матерей льют слезы по ночам, ожидая весточки от своих кровиночек, проходящих службу в армии.

Ведущий.

Руки морщинисты, волосы белые. Мама!

Много пережила, много сделала. Мама!

Слово, как солнце, нас греет столетия — Мама!

Это надежда, это бессмертие — Мама!

Первое слово сказал я простое: «Мама».

В нем сокровенное все и святое. Мама!

Сын. Помогите мне! Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил... я все пройду. Буду стрелять, не спать, мучиться, но пройду, все пройду. До самого конца.

Мама.

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь не прощаешься.

Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?

Из беды тебя я выручу.

Прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный...

Белый свет не мил.

Изболелась я, возвратись моя надежда.

Зернышко мое. Зорюшка моя.

Горюшко мое, горюшко мое - где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою...

Не хочу я ничегошеньки - только сына моего милого,

Если выплаканы глазоньки - сердцем плачут матери.

Белый свет не мил.

Изболелась я, возвратись моя надежда.

Зернышко мое. Зорюшка моя.

Горюшко мое.

Ведущий. Среди присутствующих сегодня в зале есть ребята, которые предстоит еще служить в армии. И хочется надеяться, что Армия станет для вас школой мужества, а не страшной бойней, уносящей молодые жизни, чтобы о ней оставались самые хорошие и добрые воспоминания, чтобы возвращались ребята закаленными, сильными, настоящими мужчинами.

Ведущий.

Не всем вам придется ходить в сапогах,

Погоны носить на широких плечах,

Но дело не в форме, а в сути -

Мужчинами главное будьте!

Защита нужна очень многим:

Всем слабым и всем одиноким,

Какое бы не было званье,

Защитник - мужское призванье!

К Дню Армии вас причисляем,

Успехов, здоровья желаем!

Пусть зреют в вас мужество, сила,

Быть сильным и умным красиво!

Номер.

Музыка "Пусть всегда будет солнце".

Выходят маленькие дети.

1-й: Я нарисую яркое солнце!

2-й: Я нарисую синее небо!

3-й: Я нарисую свет в оконце!

4-й: Я нарисую колосья хлеба!

5-й, 6-й:

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Ведущий.

Поднимите рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Ведущий.

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли.

Музыка "Пусть всегда будет солнце".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).

Литературно-музыкальная композиция помогает показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь на примере историй жизни известных истрических личностей; развивает  творческие...

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературно-музыкальная композиция "Лишь слову жизнь дана"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции "Лишь слову жизнь дана" по повести А.С. Пушкина "Метель"  и музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова....

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...