День Матери
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение
Дополнительного Образования Детей Центр Внешкольной Работы
Слободского района Кировской области
Конкурс методических разработок
Номинация Патриотическое воспитание
Литературно-музыкальная композиция
День Матери
(сценарий общешкольного праздника
для 1-10 классов)
Подготовила
Ворожцова Наталья Валерьевна
зам. директора по УВР,
МОУ СОШ с.Бобино
Слободского района
Кировской области.
Домашний адрес: с.Бобино
Ул. Молодёжная, д. 34
2009 г.
Аннотация.
Литературно-музыкальная композиция «День матери» является сценарием общешкольного праздника, посвящённого Дню матери. Данное мероприятие проведено в ноябре 2008 года. Данная работа может оказать методическую помощь классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе.
Пояснительная записка.
Данное мероприятие первоначально планировалось как классный час для учащихся 7 класса, посвящённый Дню матери. Эта тема наиболее актуальна для данного возраста, который называется «трудным», «переходным». Подростки, сами того не желая, становятся неуправляемыми, где-то дерзкими, и зачастую своим поведением или словом огорчают своих мам. Данное мероприятие заставит многих задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям. Впоследствии, в ходе подготовки сценария, выявился мощный воспитательный потенциал праздника, в итоге он перерос в общешкольный, с приглашением мам и бабушек всех учащихся 1-10 классов. Праздник проведён 28 ноября 2008 года.
Цель данного мероприятия – создание условий для нравственного становления личности, переосмысления своей жизненной позиции и формирования ценностей по отношению к близким.
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения и любви к самому близкому человеку – маме;
- Заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро;
- Способствовать сближению учащихся и их родителей.
Оформление:
- Газета с фотографиями мам «Моя мама самая-самая…»
- Выставка изделий, подготовленных мамами и бабушками «У мамы золотые руки».
- Выставка рисунков «Портрет моей мамы».
- Сочинения о маме.
- Плакаты с высказываниями знаменитых людей о матерях.
- Воздушные шары, бумажные цветы.
- Фонограммы песен о маме.
Оборудование: проектор для демонстрации слайдов, компьютер.
Подготовительная работа:
- Подбор песен и стихов о маме;
- Изготовление и вручение приглашений мамам;
- Подготовка плакатов, рисунков, сочинений;
- Изготовление подарков для мам (медали, сувениры, панно и др.)
- Разучивание классными коллективами песен о матерях.
- Подбор фотографий памятников женщине-матери.
Посвящается всем матерям во всём мире,
живущим и уже ушедшим от нас.
(на фоне фонограммы песни Д. Маликова «С днём рождения, мама»)
Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Добрый день! Я очень рада вас видеть на нашем празднике. Мне хотелось бы начать нашу встречу с такой притчи:
За день до своего рождения ребёнок спросил у бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его? Ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Не важно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Ведущий. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. Каждую секунду в мире рождаются три человека. И каждая мама живёт дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. Мама – нет дороже слова. Мама – это целый мир. Мама приобщает дитя к миру и человечеству. В его уста она вкладывает слова родного языка, в голову – мысли, в сердце – чувства. Она наполняет его силой. У каждого человека на земле должна быть мама.
(исполнение песни «Мама для мамонтёнка»)
Ведущий. Мама живёт уже не своей жизнью, а жизнью своего ребёнка. Как же всё это оценить, как вернуть хоть частичку того тепла и любви, что дарит нам мама?
Как часто приходится слышать слова, что не успел всё сказать и всё сделать для самого родного человека. Только в горькие минуты жизни начинаешь осознавать, что дороже человека нет на свете. Мама спасёт и поможет, мама выдержит всё то, что другим вынести не под силу.
1 учащийся читает стихотворение А.Шайхиева.
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери…
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?..
…Дохнуло стужей, горечью утрат…
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратиться вспять.
…Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймёшь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле…
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,
Которого священней в мире нет.
(на фоне фонограммы песни Е. Мартынова «Мамины глаза»)
Ведущий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. Любовь к своему малышу для неё также естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает ребёнка. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми.
2 учащийся:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье.
В этом слове сущего душа.
Это искра первого сознанья.
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
«Мама!»
Ведущий. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё. Жизнь матери – это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь. Я хочу рассказать вам старинную горскую легенду: «Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его… И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой …и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять его, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно убить родную мать? И не ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дому на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль и, оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
(на фоне фонограммы песни О. Газманова «Мама»)
3 учащийся:
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь,
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Ведущий. В нашей стране в Самарской области в небольшом селе Алексеевка есть памятник Матери – величественный монумент в честь простой русской крестьянки Прасковьи Еремеевны Володичкиной и ее девяти сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной или умерших от фронтовых ран.. Когда началась война, все девять братьев Володичкиных один за другим ушли защищать свое Отечество. Уже в июне-июле 1941-го они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Прямо из части, расположенной в Забайкалье, где он проходил срочную службу, промчался сынок мимо родного села в воинском эшелоне. Успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции с оказией передать коротенькую записку, свернутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька».
Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них – Николай, Андрей, Федор, Михаил, Александр – погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая – на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который, все израненные, летом 45-го вернулись Петр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.
(демонстрация слайдов с изображением памятников женщине-матери)
4 учащийся читает стихотворение Г.Рублёва.
Все люди спят,
Но мать не спит сейчас,
И не смыкает мать усталых глаз.
Была война, был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем родину свою.
Пред ним открыто было сто дорог
Он быть учёным мог,
Он стать поэтом мог.
Но верит мать и ждёт:
Раздастся в двери стук,
И сын вернётся вдруг…
Все люди спят, но мать не спит сейчас.
И льются слёзы из усталых глаз.
И много дней и много лет
Она всё сына ждёт, а сына нет…
5 учащийся: На войне солдата поддерживала и спасала любовь матери. Вот одно из солдатских писем: «Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе…
Мама! Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты – та единственная, которая не способна предать, обидеть разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной. Да и я порой веду себя не примерно. Но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную теплоту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!
Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчётам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперёд, что не получу отказа. Страшными для меня бывают минуты, когда тебе нездоровится, когда ты устаёшь. Я жизни не представляю без тебя!»
Так думали многие из тех, кто оказался лицом к лицу со смертью в страшные годы начала сороковых.
Ведущий. Самый известный памятник матери установлен на Мамаевом кургане в Волгограде. Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.
6 учащийся читает стихотворение В. Мавродиева «Мать»
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоня, и к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Ещё минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
(исполнение песни С.Лазаревой «Мама»)
Ведущий. Мама всегда чем-то занята. Она хлопочет по дому, стирает, убирает, готовит, что-то шьёт, вяжет. Наверное, не случайно именно матерям посвящены такие строчки.
7 учащийся.
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, 33 ей иль 73 –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но всё же бывает больна,
И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете, мы порой забываем о том,
Что она – не фундамент, она – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
(исполнение песни В.Толкуновой «Поговори со мною, мама»)
Учащийся: А вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры (ученики называют по очереди):
- в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов.
- мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд.
- а ещё они стирают горы белья. Если сложить всё постиранное ими за жизнь бельё, то получится гора по высоте с Эльбрус.
- если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара.
- мамы поют песни и читают стихи, вяжут и шьют.
- радуются и огорчаются.
- чаще всего из-за нас, детей.
- а ещё мамы плачут. Мамины слёзы – это море или даже океан, который можно назвать океаном грусти.
8 учащийся (читает стихотворение Н.Рыленкова «Руки матери»)
Я помню руки матери моей,
Хотя её давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти!
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья,
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
Широкие, шершавые ладони.
Они что ковш! Приникни к ним скорей
И не сыскать источника бездонней.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько сюжетов из жизни наших мам и бабушек.
(учащиеся 4 класса представляют театральные миниатюры)
Ведущий. Для всех бабушек звучит песня.
(исполнение песни «Бабушки-старушки)
Ведущий. Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира», без которых нет мира на земле. Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына:
- Ты, сынок? –
Чуть приоткрылись веки.
Взгляд чуть-чуть зажёгся и погас.
Эту ночь мне не забыть вовеки.
- Вот и наступил прощанья час.
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги …
Душу дома, маму береги ты;
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек, отца не стало…
Но звучаньем прерванной строки
Всё кругом гудело, рокотало,
Повторяло:
- Маму береги!
Хлынул дождь – и всё в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стёкла
Молят капли:
- Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
- Мама – это дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
- Мать – весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В чёрном небе не видать ни зги…
Грохот грома – голос твой, природа, -
Просит каждый час любого года:
- Душу дома – маму береги!
Ведущий. 30 ноября объявлен Днём Матери. Этот день нужен для того, чтобы лишний раз сказать нашим мамам слова благодарности. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми. Поздравьте ваших мам с праздником и подарите им свои подарки.
Дорогие мамы! Поздравляем вас с праздником. Будьте счастливы, любимы, всегда здоровы и живите долго. Вы нужны нам всегда и в любом возрасте.
( мероприятие завершается на фоне фонограммы песни группы Unit «Мама», дети благодарят своих мам, дарят свои подарки, все расходятся по кабинетам на чаепитие)
Литература
- Билык Н.И. Спутник классного руководителя. 5-7 классы/Волгоград: Учитель, 2006. – 139 с.
- Северина О.А., Ерёменко Н.И. Классные часы. 5-7 классы. Методическое пособие/ М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.- 224 с.
- Шевченко С.В. и др. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу) 1-11 классы/Волгоград: Учитель, 2003.- 70 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ
Открытое мероприятие ко Дню Матери...
Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В
Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...
классный час День матери и День отца
5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
День Матери ( День Отца).Пословицы и поговорки о матери и отце.
В последнее время в нашей стране стали отмечать праздники,которые пришли к нам с Запада.Одними из них являются День отца(3-е воскресенье июня) и День матери(4-ое воскресенье ноября).На Руси иcпокон ве...
Праздничная программа для мам и детей ко Дню матери «ДЕНЬ МАТЕРИ – ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ! ДОРОГОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ!»
Сценарий праздничного выступления. Цель: воспитание уважения к женщине-матери; способствовать нравственному воспитанию учащихся....
Материал к празднику "День матери"
Интересный материал со стихами русских классиков о матери, прославление имени "Мать"....