Внеклассное мероприятие «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…»
классный час (10 класс) по теме
Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в Курской битве, ставшая символом всемирно – исторического подвига советского народа во Второй мировой войне, поскольку ярко показала пример стойкости, мужества и массового героизма в борьбе за свободу и независимость Родины. Поэтому цель данного мероприятия привлечь внимание учащихся к этому величайшему событию в жизни Курского края, раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Исходя из этого, и был разработан сценарий внеклассного мероприятия «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…», посвященного 70 – летию Курской битвы. Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 – 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_pomni_nikogda_ne_zabyvay.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5» города Губкина Белгородской области
Сценарий мероприятия, посвященного 70- летию битвы на Курской битве.
Внеклассное мероприятие:
«Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…»
Автор:
Яковлева Ирина Ивановна,
замдиректора по ВР
МАОУ «Лицей №5»
Губкин, 2013
Пояснительная запискаЕсть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в Курской битве, ставшая символом всемирно – исторического подвига советского народа во Второй мировой войне, поскольку ярко показала пример стойкости, мужества и массового героизма в борьбе за свободу и независимость Родины. Поэтому цель данного мероприятия привлечь внимание учащихся к этому величайшему событию в жизни Курского края, раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Исходя из этого, и был разработан сценарий внеклассного мероприятия «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…», посвященного 70 – летию Курской битвы.
Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 – 11 классов.
Цели:
- дать понятие учащимся о великом значении Курской битвы в Великой Отечественной войне;
- формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма, гуманизма, любви к своей Родине;
- воспитывать чувство долга перед Отечеством, перед павшими героями, отдавшими жизнь за их свободу;
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «Курской битве посвящается», презентация «Ты помни, никогда не забывай», музыкальное сопровождение, книжная выставка «Слава тебе, победитель – солдат!».
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
На фоне колокольного звона:
Ведущий 1:Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит
колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о нашей
судьбе.
Чтец 1:
Колокола…
Ваш звучный звон-
Язык земли,
Меня вскормившей,
Живёт в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Ведущий 2:Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, с русскими людьми.
Ведущий 1: Каждый его удар – это день, месяц, год, век, тысячелетие, прожитое человечеством, оставившим свой след в истории. Каждая историческая эпоха по-своему уникальна и неповторима. Как писал Сервантес: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». История складывается из бесчисленного количества событий и явлений, происходящих непрерывно, и только некоторым из них дано остаться в памяти человечества и занять свое место в строю памятных дат. 2013 год особенно знаменателен памятными датами: 1150 лет со времени возникновения славянской письменности, 1025 лет Крещению Руси , 900 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет», 900 лет «Уставу» Владимира Мономаха, 790 лет битве на р. Калке между монгольским и русскими войсками, 400 лет династии Романовых, 70 лет прорыву блокады Ленинграда, 70 лет Сталинградской битве, 70 лет Курской битве.
Ведущий 2. Сегодня нам хотелось бы вернуться на 70 лет назад и вспомнить далекое лето 1943 года. Именно в это время к Белгороду, Курску и Орлу были прикованы взоры людей всего мира. Вы, наверное, уже догадались, о каком событии пойдет речь?! …
Ученик 1: Броня в броню. Рвануло в небо пламя! И дрогнула былинная земля!.. Горели танки жаркими кострами, И были дымом застланы поля.
Ученик 2: … Всего два слова – Курская дуга. Как много это значит для солдата! Жила России гневная душа В бессмертной битве Н – ского квадрата.
Ведущий 1: Всего два слова – Курская битва! А какая могучая и крылатая суть заложена в них. Эта битва стала одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной войны. С той поры прошло уже 70 лет, но память об этих событиях до сих пор жива.
(Слайд 2)
Чтец 1: Вспомним сегодня хотя бы немного, -
Давние, грозные дни страны,
Вспомним, с вами мы, дети и внуки,
Не перенесшие той войны!
Чтец 2: Сорок третий
Горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Черною,
Обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.
Чтец 3: Налево –Курск. Орел в дыму- направо,
Здесь враг впервые тиграми пугал,
Прибита рожь к земле дождем кровавым, Свинцовый дым распластан на лугах.
Чтец 3: Тогда в далеком грозном сорок третьем
Никто не знал, что через много лет Одной из величайших битв на свете Ту битву назовет двадцатый век
В исполнении учащихся 6- х классов звучит песня «Закаты алые». Слова:Осошник Н., композитор: Осошник В.
«Закаты алые»
Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой
Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти
Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...
Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война
Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...
Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...
Ведущий 2: После поражения немецко-фашистских войск в Сталинградской битве и в ходе наступления советских войск зимой 1942-1943 годов были подорваны военная мощь, моральный дух армии и всего населения Германии, а также ее престиж у союзников. Чтобы предотвратить дальнейший распад фашистского блока и повернуть ход войны, гитлеровцы решили предпринять наступление под Белгородом. Операция предусматривала неожиданное окружение и уничтожение советских войск в течение четырех дней и получила условное название - «Цитадель».
Ведущий 1: Для осуществления операции требовались колоссальные человеческие и материальные ресурсы, подготовку которых гитлеровцы начали с весны. Прежде всего, была проведена «тотальная мобилизация», поставившая под ружьё всё мужское население от 17 до 50 лет, включая и высококвалифицированных рабочих военных заводов, на смену которым поставили пленных и иностранцев.
Ведущий 2: В результате, «Цитадель» получила 900 тысяч солдат, 10 тысяч орудий и миномётов, 2700 танков и штурмовых орудий, 2050 самолётов. В целом, эти силы составили 50 дивизий, в том числе 16 танковых. Из них были созданы две ударные обстановки: одна в районе Орла, другая в районе Белгорода.
(Слайд 3)
Ведущий 1: «Цитадели» противостояли шесть фронтов советских войск: Центральный, Воронежский, Степной, Брянский, Западный и Юго – Восточный. Предчувствуя соблазн фашистов – использовать для первого удара Курский выступ, советское командование сосредоточило главные силы на Юго - Западном направлении в районах Орла и Белгорода.
Ведущий 2: Гитлер все откладывал сроки начала операции, ожидая насыщения своих войск новыми видами наступательной техники - «пантерами», «тиграми», «фердинандами». Наконец, 1 июля 1943 г. он объявил о начале наступления - 5 июля 1943 г. Особую ставку Гитлер делал на внезапность удара. Но этого как раз и не получилось - советские разведчики добыли точные сведения о том, что наступление фашистов назначено на 3 часа. Получив эти данные, советское командование приняло решение: перед началом вражеской атаки обрушить на их головы мощный артиллерийский удар с целью нанести им урон и подавить морально. Цель была достигнута: очумелые гитлеровцы, понеся потери, поднялись в атаку не в три, а в шесть часов.
Ведущий 1: В первый день лишь на одном узком участке враг прошел только одну из восьми полос обороны. Весь второй день бои продолжались, но безрезультатно. На третий день гитлеровцы предприняли 5 яростных атак на ст. Поныри. Усеяв поле трупами и сожженными танками, враг к концу дня достиг окраины Понырей, но наутро был выбит контратакой советских войск. На 5-й день наступление прекратилось. Таким образом, Центральный фронт К.К. Рокоссовского поставленную задачу выполнил: уничтожил 42 тысячи солдат, 800 танков и остановил врага.
Ведущий 2: На южном фасе Курского выступа, где держал оборону Воронежский фронт под руководством Н.Ф. Ватутина, действовала наиболее сильная группировка вражеских войск. Вначале они развивали наступление в двух направлениях: на Обоянь и на Корочу. Преодолев на обеих лишь первую полосу обороны (8-10 км), они были остановлены. Для нового наступления ими было избрано направление на Прохоровку. Удар наносился также на узком участке фронта всего в 10 км. Здесь немцам удалось углубиться в нашу оборону на 35 км. Поняв замысел врага, маршал А.М. Василевский и генерал Н.Ф. Ватутин приняли решение нанести по измотанному врагу контрудар свежими силами, и 12 июля 1943 года в сражение была введена 5-ая гвардейская танковая армия, руководил которой П.А. Ротмистров.
Ведущий 1: С утра до вечера длилось это крупнейшее в истории встречное танковое сражение. Решающую роль здесь играл, безусловно, моральный дух воинов. Он оказался выше у советских танкистов, и потому к вечеру гитлеровцы, оставив на поле боя свыше 10000 солдат и до 400 танков, перешли к обороне, а 16 июля они начали отступать. 5 августа 1943 года были освобождены Орёл и Белгород, в честь чего прозвучал первый победный салют.
Ведущий 2: Победа под Прохоровкой явилась решающим событием Курской битвы, которая закончилась 23 августа 1943 года освобождением Харькова. Сама эта битва означала завершение коренного перелома в Отечественной и всей второй мировой войне.
Видеоролик «Курской битве посвящается»
(Слайд 4)
Ведущий 1: После битвы, начав пахать поле, женщины собирали в мешки партийные билеты. И еще долгих 5 лет сожженное дотла Прохоровское поле не могло плодоносить. Оно оставалось мертвым.
Ведущий 2: Прохоровское поле, бесспорно, в одном ряду Бородинским и Куликовым. Еще Куликовская битва убедила русских, что их сила в единении. Соединенных не разбить, а над разъединенными легко одержать победу.
Ведущий 1: Это потом для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка. Для русского солдата – просто земля. И нужно вставать во весь рост и бежать в атаку. И умирать в чистом поле. Наш советский солдат, победивший самого опасного врага на планете, обессмертил и прославил на века родное отечество.
Звучит песня «Курская дуга». На последних словах песни открывается занавес. В центре – живой памятник советскому солдату с автоматом в руках, в ногах у него горит «вечный огонь».Медленно к памятнику с противоположных сторон идут две женщины с цветами: одна пожилая – в черном, другая молодая – в белом. На сцене чтец:
Чтец 1. Две женщины встретились в центре города.
Одна в черном, другая в белом.
Та, что в черном, безмолвно и неподвижно замерла у огня,
бегущего из – под мраморных плит.
Та, что в белом, осторожно двигалась
Вдоль мраморного квадрата.
Падал снег густой и теплый
На женщин, на огонь, на мрамор.
Женщина в белом остановилась у одной из плит,
Сняла рукавичку и бережно смела снег с мраморных букв.
Звание неизвестно... -
Прочла женщина медленно и глухо.
Лицо ее стало страшным и скорбным,
Как у той бронзовой, от огня,
Что стояла напротив.
Печальные тени возникали из огня и снега,
Кружились над женщинами и уплывали в ночь,
Как память тревожного сорок третьего...
Во время чтения стихов женщины кладут к подножию памятника цветы, замирают на несколько минут и уходят. Звучит траурная музыка
Ведущий 2: Самым страшным последствием любой войны является потеря человеческих жизней. Эта потеря ничем невосполнима. В знак скорби и памяти обо всех погибших в войнах мы с вами зажигаем сегодня эти свечи.
Чтец 1: В память о солдатах, отдавших свои жизни за все годы Великой Отечественной войны (зажигает 1-ю свечу).
Чтец 2: в память о погибших воинах в Курской битве (зажигает 2-ю свечу).
Ведущий 1: Много жизней унесла Курская битва и война в целом. Вспоминать тяжело, но и забывать нельзя. Мы должны помнить тех, кто насмерть стоял за Родину, за наше будущее.
Чтец 1: В могилах братских спят солдаты,
Плечом к плечу, в обнимку спят.
И чем не горестней утраты,
Тем громче памяти набат.
Ведущий 2: Давайте почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. Прошу всех встать.
Минута молчания
Ведущий 2: Прошу садиться.
В исполнении учащихся звучит песня «Обелиск»
Ведущий 2: Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слушать добрые слова.
Пусть будет мир на всей земле,
Пусть будет мир всегда.
Чтоб вам расти для славных дел,
Для счастья и труда!
Ведущий 1: Мы желаем вам светлого неба над головой, чтобы вы никогда не слышали грохот пушек и не видели разрыв гранат.
Ведущий 2: На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Мобильник – друг или враг?!
Цель данного мероприятия:расширить представление о вредном влиянии мобильного телефона на организм человека и формировать навыки...
"Огненная Курская Дуга" внеклассное мероприятие
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 7-8 классов с использованием презентации.Цель: знакомство учащихся с героическими страницами истории родного края, с коренным переломом в ходе Великой ...
"Огненная дуга" сценарий мероприятия, посвященный 70-летию Курской битвы.
Сценарий мероприятия, посвященный 70-летию Курской битвы...
Внеклассное мероприятие "Вспоминая Сталинград и Курск" (к юбилею битв)
Данное занятие- одно из школьного проекта " Исторический календарь". Посвящено значительным юбилейным датам Великой Отечественной войны: Сталинградской и Курской битве.Ведется в форме диалога из воспо...
Внеклассное мероприятие по теме "Курская дуга"
Внеклассное мероприятие по теме "Курская дуга" включает в себя содержательный материал по данной теме....
Внеклассное мероприятие "Помни, не забудь! Трагедия Холокоста"
Уважаемые коллеги!Представляемые вашему вниманию материалы можно использовать для проведения интегрированного урока (история – литература), внеурочного мероприятия (классного часа, например), организа...
Презентация Курская битва "Герои советского союза получившие звания на северном фасе курской дуги"
В сражениях под Курском советские воины проявили мужество и стойкость, массовый героизм. Родина высоко оценила величие их подвига. Проект предоствляет возможность расширить знанния о героях - зем...