Сценарий "50 лет школьному музею"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
50-летие школьного музея
Сценарий
Ведущий
Добрый день, уважаемые друзья!.
Я – учитель истории Чулковской Сош № 20 и сегодня в моей жизни и жизни школы особый день. Здесь, сейчас состоится большой урок, посвященный истории нашей страны, нашей малой Родины, наших земляков, нашей школы. А помогут мне в этом мои юные друзья:
1 ведущий
У нас сегодня славный юбилей!
50-летие музея отмечаем!
Мы от души всех поздравляем,
Приветствуем гостей
И славный праздник начинаем!
2 ведущий
Хранят страницы, стенды и витрины
Сиянье славы и горечь прошлых лет.
Все в памяти сберечь должны мы,
Забыть о прошлом мы не смеем, нет!
Итак, мы начинаем. Первая страница
«Воинская слава Боровского кургана»
Гаснет свет. На экране – лес. Звучат стихи.
1 ведущий
Остановися росс! Се путь твоих побед.
Се путь к могуществу, к державе похищенной,
Се подвиг, счастию потомства посвященный.
Бог мщения – твой вождь, тела врагов – твой след.
2 ведущий
На территории нашей местности люди начали селиться давно. Уже примерно 5 тыс. лет тому назад на месте Боровского кургана возникает укрепленное поселение – городище. Позднее, во 2-ой половине 1 тысячелетия, здесь поселилось славянское племя вятичей.
Мирно жили люди,
Сообща трудились,
Родовой общиной у воды селились.
И свои жилища тыном обносили
Чтобы звери дикие к ним не подходили.
Звучит тревожная музыка, гаснет свет.
1 ведущий Настал год 1237
Выходят ученики 8-в класса
1 ученик
То страшный год,
Когда все страны
Боялись больше чем огня
Батыя – внука Чингис-хана
Свое соседство с ним кляня.
2 ученик
И вот чудовищным потоком
Пошла на Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить все и вся
3 ученик
По гужевым, речным дорогам двигалась орда.
На пути своем сжигая села, города.
Рязань пала, и Коломна, впереди Москва.
У городища Боровского остановилась тьма.
А по дороге ей навстречу русский витязь шел.
Гридней, смердов, ополченчев он с собою вел.
4 ученик
Бой начался с поединка 2-х богатырей.
Копья в грудь – они упали со своих коней.
Воздух ревом огласился, наступил кромешный ад.
Копья, стрелы зашипели, зазвенел булат.
Крики, стоны, кровь и слезы – все смешалось тут,
Озверелые ордынцы прут, ползут, идут.
Не хватило сил у русских разгромить орду
И отхлынули татары разорять Москву.
5 ученик
А вечерний луч небесный озарял кровавый стан,
В нем последний русский отрок умирал от ран.
Озираясь, выходили люди из лесов
Чтоб придать земле родимой славных храбрецов.
Их снесли на городище и засыпали землей
И в кургане среди бора обрели они покой.
6 ученик.
А по дороге старой русской жизнь не замерла,
Шли обозы, богомольцы, строились дома.
На кургане в память павших был построен храм.
И молитвы по усопшим совершались там.
Включается свет
1 ведущий.
Эти стихотворные строки посвятила нашему кургану Кузнецова Анна Ивановна.
2 ведущий.
Шли годы. Монголо-татары продолжали грабить Русь. Наступил 1380 год. Кличет Дмитрий всю страну на священную войну.
Ученик
Дмитрий Донской
Не довольно ль, братцы даром
Отдавать добро татарам?
Сбросить его не пора ли?
Сколько лет нас обирали.
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай,
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь,
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!
1 ведущий.
И двинулись войска по нашим дорогам. Через деревни округа шли на битву дружины князя Владимира Серпуховского, храброго воина и соратника Дмитрия Донского. Монголо-татары были разбиты.
2 ведущий
27 августа 2005 г. в центре поселка имени Тельмана была открыта памятная часовня в честь 625-летия славной победы на Куликовом поле.
Колокольный перезвон.
2 ведущий.
Россия вступает в 19 век. К мировому господству рвется французский император Наполеон.
Снова звучит музыка, она понемногу стихает.
1 ведущий.
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром.
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
В крови омочены знамена,
Багреют в трепетных полях,
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны,
Простите, веси, паствы, нивы,
К оружью, дети тишины!
2 ведущий.
1812 год. Наполеон, покорив всю Европу, ведет свою великую армию на Россию. И вновь Боровской курган стал временным прибежищем русских воинов.
Звучит музыка.
Воины на привале у костра (Учащиеся 8-х классов)
1-й воин
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами!
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Через руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку!
2-ой воин
Сей кубок чадам древних лет!
Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могучих нет,
Уж нет вождей победы.
Но дух отцов воскрес в сынах,
Их поприще пред нами…
Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами.
3-й воин
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные.
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки
Златые игры первых лет
И первых лет уроки…
4-й воин
За них всю нашу кровь
На вражьи грянем силы
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.
Действо заканчивается призывными звуками трубы «Позывные к бою»
1 ведущий.
5(17) сентября 1812 года в 4 часа утра Кутузов начинает знаменитый Тарутинский марш-маневр, начинает отсюда, с Боровского кургана.
На экране – карта
2 ведущий
Цель этого маневра – ввести Наполеона в заблуждение и оторваться от преследования французов, уводя основные силы русских вдоль берега р. Пахры на Калужскую дорогу к Тарутино и Малоярославцу. Маневр удался! Только через 12 суток после его начала Наполеон узнал, где находится русская армия.
Музыка
1 ведущий
Оглянись на предков наших
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым
Славься росс непобедимый
Славы сын герой любимый,
Славься, друг прямых доброт,
Славься росс, из рода в род.
Не только воинскими победами славен наш край. Чулковская земля – земля потомственных хлеборобов, земледельцев. Вторая страница нашей летописи посвящена крестьянскому быту.
Новые ведущие в народных костюмах –
1 ведущий
Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! У нас для каждого найдется и словечко, и местечко.
2 ведущий
Удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
1 ведущий
Гость на порог – хозяину радость.
2 ведущий
Кого почитают того и величают
1 ведущий
Красному гостю - красное место.
2 ведущий
В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. В избе ставили печь, чисто белили, говорили: Печь нам мать родная.
Печь согревала, в ней варили щи да кашу, пекли хлеб и даже мылись в печи.
1 ведущий
Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе.
Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари: это самовары, всевозможная посуда, утюги, одежда, орудия труда и многое другое.
2 ведущий
Хочу вам, друзья, загадку загадать, да боюсь не отгадаете. А все ж попробуйте:
Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)
Правильно. А где гармонь, там и песня.
Музыкальный номер. Поет хор.
1 ведущий
А сейчас вас позабавят ученики 2-А класса, которые будут выкрикивать озорные дразнилки.
Романова Алина – 2а
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
Фулин Егор – 2а
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
Чегерева Алина – 2в
Как у нас Ерёма есть-
Срам по улице провесть:
Нос картошкой, глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей.
2 ведущий
Для вас поет Заломнова Елизавета. Она исполнит песню «…….»
Приставка Л.В.
Огонек души не тухнет
Ничего нет в жизни вдруг
Вспомнили мы с вами
радость русской жизни
Дедов искренний досуг.
Ведущий
Переходим к третьей странице нашего урока. У каждой истории есть своя история, у каждого музея есть свое начало. Первые поиски экспонатов были посвящены участию жителей наших деревень в Великой Отечественной войне.
5 ведущий
Пламя ударило в небо,
Ты помнишь, Родина? Тихо сказала:
«Вставайте на помощь! Родина…
6 ведущий
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины.
5 ведущий
Особенно трепетно в школьном музее вспоминают тех, кто ушёл на фронт со школьной скамьи.
6 ведущий
Средняя школа в с. Чулково была открыта в 1938 году. В 1941 г. был её первый выпуск, который получил название «Огненного».
5 ведущий
Класс выпуска 1941 г. был дружным, боевым, ответственным.
6 ведущий
Летом, в самом начале войны, ребят направляли на строительство оборонительных сооружений в Смоленской области. Работали 14-16 часов в сутки, рыли окопы, строили доты, ходы сообщения. В августе многих мальчиков взяли в армию.
5 ведущий
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
6 ведущий
Уроженцы наших сёл и деревень принимали участие во всех значимых военных событиях. Защищая западную границу, в первые дни войны, на территории Украины погиб командир 2-й комендатуры 92 пограничного отряда, уроженец с. Еганово Фёдор Барынин.
5 ведущий
Первая «похоронка» пришла в село Чулково с полей Подмосковья в разгар Московской битвы в семью Коровкиных.
6 ведущий
Небо блокадного Ленинграда оберегали от налётов фашистских самолётов девушки-зенитчицы Афонина Анастасия, Баулина Мария, Рябова Анна, ушедшие на фронт из деревень Чулковского сельского совета.
5 ведущий
Враг подступал к Москве. В строительстве оборонительных сооружений принимали участие старшеклассники Чулковской школы.
6 ведущий
Младшие дети помогали в работе на полях. Вот как вспоминает об этом Кузнецова Анна Ивановна:
5 ведущий
Колхозные поля,
Ручной тяжёлый труд.
С навозом санки в поле
Третьеклассники везут.
Война, проклятая война
У поколенья нашего
Ты детство отняла.
Поет Сальянова Аня
5 ведущий.
Ровно 70 лет назад, в конце ноября - начале декабря 1941 г. последние попытки врага прорваться к Москве были сорваны и созданы условия для перехода советских войск в контрнаступление. Есть в эту Великую победу под Москвой и вклад наших земляков.
6 ведущий
Под Сталинградом героически сражался и погиб танкист Сергей Маркин, уроженец пос. им. Володарского. Память о нём сохранена не только в нашем музее, но и в музее-панораме «Сталинградская битва» в г. Волгограде.
5 ведущий
На территории Белоруссии находится могила ещё одного Сергея Маркина из деревни Островцы, участника Лепельской партизанской бригады и погибшего во время выхода бригады из немецкого окружения.
6 ведущий
Изучая судьбы наших земляков-участников войны, мы изучаем войну в целом, победа в которой достигалась благодаря ратному труду миллионов советских патриотов, среди которых были и наши близкие.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом – алый.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Александр Твардовский.
Объявляется минута молчания.
Метроном
Музыка
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.
Сейчас вы услышите строки, которые были написаны Анной Ахматовой очень давно. Но как они актуальны и сегодня:
Я не знаю, зачем,
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно
Отпустили их в Вечный Покой!
Кадры об Афганистане.
Акулинин Влад
Декабрь 1979 года. В помощь дружественному афганскому народу в Афганистан были введены советские войска.
- Афганистан - ты боль души моей
Любовь моя с подбитыми крылами
Со временем я чувствую острей
Твою судьбу не понятую нами.
- Афганистан - ты крик души моей
Средь голосов и гласных и негласных
В защиту заблудившихся идей
Таких вначале праведных и ясных.
Афганистан - ты крик души моей.
- Афганистан – ты стих души моей
О верности святой, солдатской чести
О памяти той круговерти дней
Где все смешалось: ложь и, правда, вместе.
Афганистан - ты стих души моей.
Ведущий учитель
И вновь декабрь. Декабрь 1986 года. Там в Афганистане погиб наш земляк Александр Алфимов. Среди наших гостей мама Саши Алфимова – Зоя Ивановна, давний и верный друг нашей школы, она награждена орденом «За заслуги», грамотами и благодарственными письмами Российского союза Ветеранов Афганистана.
Память народа – живая связь поколений.
Большую роль в увековечивании прошлого, сохранения памяти народа играют музеи, и не только центральные государственные, но и небольшие краеведческие, создаваемые, как правило, энтузиастами в небольших городках, поселках, школах, училищах. Такой небольшой краеведческий музей был создан в Чулковской средней школе №20 в 1961 году педагогами-энтузиастами Игумновой Капитолиной Прокопьевной и Кузнецовой Анной Ивановной.
За 50 лет существования музея, благодаря поисковой работе учащихся разных лет, педагогов, поддержке общественности, удалось собрать и обобщить огромный исторический материал о том, как жили наши предки на древней Чулковской земле, как живут чулковцы сегодня, что их волнует и тревожит.
Песня.
Выступления.
Награждение.
Директор.
Песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей А.С.Пушкина.
Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...
Школьный музей.
Созданный в школе музей 5 дивизии народного ополчения помогает при изучении истории и проведении внеклассных мероприятий....
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных ...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...