"И бал блестит во всей красе..."
методическая разработка (10 класс) по теме

Сценарий внеклассного мероприятия. Бал пушкинской поры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_bal_blestit_vo_vsey_krase.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

«И бал блестит во всей красе…»

(сценарий внеклассного мероприятия)

(Входя в зал, гости получают фанты, половинку сердечка. Нужно так распределить фанты, чтобы потом, составив сердечки, появились пары: мальчик-девочка).

  На фоне музыки слова ведущего за сценой:

И снова зеркала нам отражают время:

 Старинный особняк, на лестницах ковры…

 Гусар уж едет, он ставит ногу в стремя,

 Мы мчимся с ним на бал, бал пушкинской поры.

Ведущий выходит не сцену:

 -Уважаемые гости! Дамы и господа! Мы начинаем бал  Пушкинской поры.

Звучат фанфары, группа подготовленных учеников исполняют полонез.

Всех участников приветствует директор:

-Дорогие ученики! Я рада видеть вас сегодня такими красивыми и торжественными. Пусть сегодняшний праздник наполнит ваши сердца радостью и любовью к нашей школе, к нашему великому Пушкину, к нашей Родине.

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Ведущий: В сентябре 1817 года А.С.Пушкин окончил Лицей. По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его привлекал большой свет, балы. Нередко Пушкин бывал в роскошном доме Лавалей на Английской набережной, где хозяин устраивал пышные балы.

  (Звучит торжественная музыка, на сцену поднимаются пары в бальных нарядах)  

 Дом сиял огнями. У подъезда, охраняемого каменными львами, стояла вереница карет. Сквозь затуманенные стекла зеркальных окон можно было различить силуэты гостей.

(Пары расходятся по сцене, изображают беседующие пары, трое из них подходят к центру сцены):

1-ый чтец:

Глухая полночь. Строем длинным,

 Осеребрённые луной,

 Стоят кареты на Тверской

 Пред домом пышным и старинным.

 Пылает тысячью огней

 Обширный зал.

2-ой чтец:

 С высоких хоров ревут смычки.

 Толпа гостей.

 Гул танца с гулом разговоров.

 Кружатся дамы молодые,

 Не чувствуют себя самих.

 Драгими камнями у них

 Горят уборы головные.

3-ий чтец:

 Усеян плошками кругом,

 Блестит великолепный дом;

 По цельным окнам тени ходят,

 Мелькают профили голов

 И дам, и модных чудаков.

 Вот в залу высыпали все —

 И бал блестит во всей красе.

(Из зала на сцену по лестнице поднимается А.С.Пушкин, сбросив на руки лакею шинель, читает).

Пушкин:

- Вошел. Полна народу зала;

 Музыка уж греметь устала,

 Толпа мазуркой занята;

 Кругом и шум и теснота

 Бренчат кавалергарда шпоры,

 Летают ножки милых дам,

 По их пленительным следам.

 Летают пламенные взоры

 Мазурка раздалась. Бывало.

 Когда гремел мазурки гром,

 Паркет трещал под каблуком.

 Тряслися, дребезжали рамы;

 Теперь не то: и мы как дамы,

 Скользим по лаковым доскам,

 Но в городах, по деревням.

 Еще мазурка сохранила

 Первоначальные красы:

 Припрыжки, каблуки, усы

 Все те же, их не изменила

 Лихая мода, наш тиран.

(Звучит музыка, исполняется мазурка)

Ведущая: Господа, вы превосходно танцуете, изящно просто чудо! Но смею выразить надежду и на то, что  сегодня в нашем зале зазвучат волшебные ноты романса. Давайте попросим нашу гостью      …….   исполнить для нас очередной романс.

(На сцену выходит исполнительница романса, начинает своё выступление словами:  - С превеликим удовольствием, моя душа…)

Звучит романс «Я вас любил..»

Ведущий: Веселясь от души, поэт в тоже время подмечал все, что происходит вокруг. Все запоминалось, откладывалось в его необыкновенной памяти, чтобы потом обрести новую жизнь в поэмах и стихах. В таких домах, как у графа Лаваля, ужины были великолепны. Столы ломились от яств. Осетры-великаны, сливочная телятина (телят отпаивали сливками, чтобы мясо было нежным и жирным), индейки-гречанки (их откармливали грецкими орехами). Несмотря на зимнюю пору – яблоки, персики, груши. Груды конфет. Шампанское и напитки без счету. И балы давались без счету и стоили огромных денег.

(Сценка: разговор на балу)

Кавалер 1: «Несколько месяцев назад в Петербурге некто М. давал парадный обед. Я ел дыню в шесть рублей, французский паштет за тридцать и английские устрицы по двенадцати рублей сотня. Затем пили шампанское. Этот обед был настолько роскошен, что я сказал ему: «Мой друг, обед, должно быть, влетел вам в копеечку?»

Кавалер 2: И что же он ответил?

Кавалер 1: «Вовсе нет, — ответил М., — он мне обошелся всего в 10 гиней (100 рублей)». «Как так?» - не унимался я.  «Да, — сказал, улыбаясь, М., — это стоимость гербовой бумаги, на которой я написал векселя».

Кавалер 2:

- Однажды был такой обед,

Где с хрёном кушали паштет,

 Где пирамида из котлет

 Была усыпана корицей,

 Где поросенок с чечевицей

Стоял, обвитый в колбасах,

 А гусь копченый — весь в цветах…

Ведущая: Пушкина с удовольствием принимали во многих домах Петербурга. Бывал он и в салоне директора публичной библиотеки и президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Это было жилище просвещенного русского аристократа. По вечерам у Олениных собирались писатели, художники, артисты. Привозили литературные новости, известия о только что появившихся картинах и спектаклях. В отличие от большинства петербургских домов, здесь не в чести были карты. Зато процветали игры, особенно шарады, в которых обычно участвовали литературные знаменитости. Пушкин охотно посещал этот дом.

Ведущий: Предлагаем и вам, уважаемые гости, сыграть в самую распространённую игру 19 века –шарады. Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована стихотворными строчками.

Ведущая:                       1. Чтоб отгадать, имей терпение:

С Л я — часть лица,

А с Б — растение.

(лоб – боб)

2. С Л я слезы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.

(лук – жук)

3. Ты найдешь меня на дне

 В синем море. И во мне

 От начала до конца

 Два предлога и три «ца».

                                                                  (Устрица)

4. Три буквы облаками реют,

 Две видны па лице мужском,

 А целое порой белеет

 В тумане моря голубом.

                                                                     (Парус)

Ведущий: Когда же Пушкин доставал свою заветную тетрадь с новой песней из «Руслана и Людмилы», разговоры тотчас смолкали. Он читал - все слушали, слушали и поражались. Какие легкие стихи! Будто они родились сами собой, будто не было долгих часов труда, сомнений, раздумий.

 Пушкин:

Для вас, души моей царицы,

 Красавицы,  для вас одних.

 Времен минувших небылицы,

 В часы досугов золотых,

 Под шепот старины болтливой,

 Рукою верной я писал;

 Примите ж вы мой труд игривый!

 Ничьих не требуя похвал,

 Счастлив уж я надеждой сладкой,

 Что дева с трепетом любви

 Посмотрит, может быть, украдкой,

 На песни грешные мои.

(Сценка: мать с дочерью и их собеседник разговаривают на балу)

     Дочь: Ах, я в восхищении от стихов Александра Сергеевича и просто завидую     тем, кому эти стихи посвящены.

 О, вы, которые любовью не горели,

 Взгляните на нее – узнаете любовь.

 О, вы, которые уж сердцем охладели,

 Взгляните на нее: полюбите вы вновь!

 (Прихорашивается перед зеркалом)

Ах, я так мечтаю о нем! Вот завидный жених!

Мать: Уймись, ветреница! Так ли уж завиден этот жених? Только и слышишь – то в одну влюблен, то в другую. Хорошо ли это в повседневной жизни? И думать не смей!

 Собеседник: Ох, уж эти злые языки. А вас, милые девушки, спешу огорчить. Александр Сергеевич сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой, - мне об этом моя приятельница из Петербурга писала, и предложение было принято благосклонно. Так что…(разводит руками).

Ведущая: Дорогие наши гости! Ни один бал не оставался без сюрпризов, вот и сюрприз нашего бала! Встречайте!

(Под звуки  цыганской песни на сцену выходит Цыганка, подходит к Пушкину).

Цыганка:

- Позолоти ручку, дорогой, нагадаю я судьбу твою! (Гадает) Жена у тебя красивая, а жизнь – унылая. Будешь страдать и писать, а потом…Дорога ждёт ранняя…                 (Цыганка спускается в зал, гадает присутствующим)

Проснувшись однажды, увидишь в окне

Прекрасного принца на белом коне.

С улыбкой в седло он подхватит, любя,

И в дальние страны умчит он тебя.

Тебе, чтобы не скучать

Надо петь и танцевать.

По ночам совсем не спать

Людей добрых развлекать

Коли люди будут рады

Станешь ты звездой эстрады!

Путей и дел на свете много,

Но будь всегда сама собой!

Тогда широкая дорога

Не станет узкою тропой!

Ты будешь благородный рыцарь,

      Красивый, сильный и простой.

Умей за слабых заступиться,

За справедливость твердо стой.

И за любовь к прекрасной даме

борись, Прося ее руки.

Ведущий:  (обращаясь к ведущей)  Браво, мой друг, браво! Ну и удивили вы нас своим сюрпризом! Однако же не загрустили ли дамы? Посмотрите, сударыня, сколько девиц на выданье! И кавалеров достойных немало!

(Жанровая сценка на балу)

Кавалер:

- Сударыня, вы только  улыбнулись,

 Всё во мне запело радостно в ответ...

(слегка касается руки дамы)

 А едва рукой тихонько прикоснулись,

 Вы,  зардевшись, гордо вымолвили ...нет!

Дама:

- Я, мой сударь, менуэт

    Обещала не для вас,

 Кавалер:

  - А кому?

Дама:

         - Да не секрет, всё увидите сейчас!

           Да, мой сударь, мне приятны ваши речи,

          И парик ваш восхитительно красив...

           Но поверьте, в этот первый бальный вечер,

            Танцевать подряд со всеми нету сил...

Кавалер:

- О, сударыня,  как приятно видеть в зале

 Много барышень прелестных, как цветник...

(наклоняется, что-то шепчет на ухо даме)

Дама:

- Что вы, сударь, мне на ушко  прошептали?

 Что поручик этот глуп, да вы...шутник!

           Пусть он глуп, но котильон

  Так легко танцует он,

   Этот бал  меня пленил,

   Я в восторге...я без сил...

Ведущий: Сударыня моя, я вижу по вашему лукавому взгляду, что ваши сюрпризы ещё не закончились. У вас, наверняка, припрятан ещё какой-нибудь сюрприз?

Ведущая: Безусловно, любезный друг! Новинка! Прямо из Парижа специально для нашего бала. У многих из вас есть фант – сердечко, вернее его половинка. Выходите на сцену, найдите свою половинку, а узнаете вы её по совпавшему сердечку. (Под музыку гости поднимаются на сцену, сверяют свои фанты и находят свои «половинки»).

 - Поздравляю! Вы нашли своего партнёра на следующий танец. (Звучит вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный друг», и новые пары начинают медленно кружиться в вальсе, повторяя движения за подготовленными учениками).

Ведущий: Дорогие мои гости! Мы были рады видеть вас на нашем балу и премного благодарны вам за визит. Как ни жаль, но время неумолимо. Скоро наступит утро и первый луч солнца скользнёт по шпилю Петропавловской крепости. Я объявляю конец бала. (Звучит «Вальс цветов П.И. Чайковского)

Литература:

Лаврентьева Е. Культура застолья XIX века. Пушкинская пора http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lavr/01.php

Скирюха Л. Ш. Сценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 7–8-х классов "Пушкинский бал" http://festival.1september.ru/articles/213241/

Панасенкова Д. На балу... жанровая сценка http://www.stihi.ru/2012/05/04/6672

«Наш Пушкин» Сборник методических материалов к разделу «Дополнительное образование» программы курса «Псковское пушкиноведение», Псков, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд красит человека

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса...

Рощи да леса - всему краю краса (урок-игра).

Урок-игра по географии и экологии в рамках недели географии в школе....

Осень-краса

Внеклассное мероприятие для учеников 7-8 классов....

Мастер-класс "Лесная красавица золотом блестит. Новогодняя елка из ткани и макарон"

Мастер-класс "Лесная красавица золотом блестит. Новогодняя елка из ткани и макарон". Данный мастер класс преднозначен для работы с младшими школьниками....

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...