сценарий фольклорного праздника. "Круглый год"
занимательные факты по теме
Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_god.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника «КРУГЛЫЙ ГОД»
Ведушие: учащиеся 7классса
Фольклорный репертуар: учащиеся 1-6 класса
Оформление зала и подготовка костюмов: учащиеся 6-8классов
Звуковое оформление: учащиеся 10классов
Ответственные за проведение мероприятия:
Пузанова М.А.- подготовка костюмов, зала, разработка сценария, подготовка ведущих
Погорелов В.В. , Погорелова Л.А. – фольклорный репертуар
Погорелов И.В. - звукорежисер
Как часто, читая о долговечности древних народов, продолжи тельность жизни которых, равнялась нескольким столетиям, невольно задумываешься о причинах этого изумительного явления, весь смысл которого на самом деле заключается в том счете дней и месяцев, в году, который вели на ши отдаленные предки.
Греческий историк Плутарх говорит, что римляне считали сначала год состоящим из десяти месяцев, неко торые народы — из трех, египтяне — из одного. Дока зательством счета римлянами года десятью месяцами служит самое название их, соответствующее названию числа: сентябрь — седь мой, октябрь — восьмой.
Празднование Нового года у древних народов обычно сов падало с началом возрождения природы и большею частью было приурочено к марту месяцу. Постановление считать новый год с месяца авив (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается еще в законах Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рожде ства Христова Юлием Цезарем. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные предприятия, считая его благоприятным днем. В этот же день принято было де лать друг другу поздравления и подарки. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позо лотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками; последнее практиковалось, конечно, среди только богатых людей. Преимущественным правом быть ода риваемыми пользовались патриции, высший класс, или аристократия. Каждый клиент должен был поднести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обяза тельным для всех жителей Рима.
Во Франции новолетие считали до 755 г. с 25-го декабря, затем с 1-го марта, в XII и XIII столети ях — со дня св. Пасхи, пока, наконец, не установлено было в 1564 г., указом короля Карла IX, считать за начало года 1-е января;
В Гер мании то же произошло в половине 16 века, а в Англии — в полови не 18-го века. В России, со времени введения христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летосчисление или с марта, или, реже, со дня св. Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского со бора считать за начало как церковного, так и гражданского года — первое сентября.
Но времена менялись, менялись и обычаи.
Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года.
«Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах», Петр Великий изменил коренным образом и лето счисление наше, и способ празднования Нового года. В первый год 18-го столетия он уже приказал вести летосчисление от воплоще ния на земле Богочеловека, отменив летосчисление от дня сотворе ния мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа» Так на Руси Новый Год стал начинаться 1 января.
ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР.
Относится к кануну первого дня года. Называется Васильевым вечером, а в Малороссии — щедрым или добрым.
В Васильев вечер поются большею частью Овсеневые песни, сходные по своему содержанию с колядскими; в Малороссии их называют щедривками, а самое хождение с ни ми — щедрованием, т.е. пожеланием во всем изобилия и богат ства.
Какой праздник совершался в древние времена в эту пору, был ли он народным или только это было соединение нескольких обрядов, сказать трудно. Несомненно только, что это был земле дельческий праздник, на что намекают те песни об «Овсене», ко торые сохранились до сих пор.
Слово «Овсень» одни производят от обсевания или осыпания овсом, которым сопровождается пение этих песен: поющие обык новенно бросают зерна разного хлеба и овса, которые затем слу шающие собирают и хранят до весеннего посева.
Другие толкова тели, ввиду того, что это же слово произносится различно: Авсень, Баусень, Таусень, Усень и т.д., смотря по говору местности, сбли жают его со словом «ясный» — эпитетом солнца.
В Малороссии в этот вечер комнату уста навливают снопами: снопы кладутся и на самый стол, а посреди их ставят большой пирог.
Маль чики и парубки щедруют, вспоминая в своих щедривках о Рожде стве Христове и о дне св. Василия, поздравляют всех с праздни ком, желают всем здравия и счастья, а себе просят подарка. Они же производят «засевание», разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок (год)». Девушки же в это время гадают.
ВОДОКРЕЩИ
Наши предки в те времена, когда они были еще язычниками, боготворили стихии, те силы природы, которые могли и принести большую пользу, и причинить немалый вред. В числе этих вели ких сил природы на самом видном месте стоят всесокрушающий, всеочищающий огонь, способствовавший устройству селений в не проходимых дремучих лесах, и вода в реках и озерах, дававшая нашим предкам, как ныне и нам, легкие, дешевые пути для рассе лений и взаимных сношений, и вода, животворящая в виде дождей землю, эту вечную кормилицу-мать человечества. Отсюда почита ние воды как благодетельной силы природы перешло и на поздней шее время и под влиянием христианства соединилось с религиозным воспоминанием о величайшем в мире христианском событии, со вершившемся во Святой Земле, на священной реке «Иерданстей».
В глухих местностях необъятной Руси в Богоявленскую ночь совершается изгнание нечистой силы следующим образом: толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклина нием, криком и визгом. Несмотря на стоящие обыкновенно в это время года лютые морозы «крещенские», благочестивые, но греш ные и смелые люди считают своею святою, непременною обязан ностью окунуться в прорубь.
Сретеньев день.
ЧЕСТНАЯ МАСЛЕНИЦА — ШИРОКАЯ БОЯРЫНЯ
Последняя неделя перед Великим постом но сит название масленицы.
Обычай празднования масленицы ведет свое начало с древнейших времен. Предки наши, славяне-язычники, справляли в это время весенний праздник — встречу весны или проводы зимы.
Каждый день масляной недели носит особые названия, с которыми видоизменяются и
развлечения.
Понедельник- «встреча»,
Вторник - «заигрыш»,
Среда - «лакомка»,
Четверг – «широкий»,
Пятница – «тещин вечерок»,
Суббота - «золовкины посиделки»,
Воскресенье – «прощенный день»
Вся же неделя величалась «честной, широкой, веселой масленицей, широкой боярыней»
Повсюду и везде на этой недели угощались блинами, они пеклись из гречневой или пшенной муки на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковородки. Большие и маленькие, толстые и тонкие. Размером с блюдечко, ажурные - на просвет. Из пшеничной муки пекли оладьи.
К блинам и оладьям подавались разные приправы: икра, сметана, яйца, снетки, рыба.
В Малороссии, кроме блинов, варят еще вареники. Едва ли во всей России сыщется хоть один человек, который не помянул широкую масленицу блином.
Провожали масленицу в разных местах по разному: сжигали чучело, устраивали праздничные поезда, пели песни, наряжали хлопца или дивчину и водили вокруг них хороводы с песнями, а кое-где сажали в сани быка и возили по городу.
ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ
Особенно умилительное зрелище представляет последний день масленицы, канунный первого дня Великого Поста.
С за катом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди и с преклонен ною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего проще ния у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и не пременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений по целуем в уста. Этот вечер называется также — в московской сре динной Руси «прощаньями, проводами», а в северной новгородской «целовником» в чисто народном смысле.
Наступали строгие дни великого поста. Смолкали песни, пере ставали звенеть бубенцы, подвешенные к дугам: словно гром сва лился с неба и всех разогнал. А между тем вечерняя заря еще не прогорала и можно было еще попеть и покататься.
БЛАГОВЕЩЕНЬЕВ ДЕНЬ
Русский народ издревле особенно почитал этот праздник, на который по общему, доселе сохраняемому поверью и злая птица «ворон» не свивает себе гнезда. Понятно, что в этот великий день каждый благочестивый и честный человек считает за грех зани маться каким-нибудь делом, и даже девица красная не заплетает себе кос. Нарушила было этот вековой обычай кукушка, попробо вав завить себе гнездо, и за это горько наказана была тем, что ни когда не будет иметь своего родного гнезда и принуждена класть свои яйца в чужие гнезда. Только одни воры стараются в этот день заворовывать, чтобы иметь удачу в своем постыдном ремесле круг лый год.
Глубоко вкоренившаяся вера в величие этого праздника, неизменно сохраняющаяся до наших дней и заключаю щая в себе некоторые прадедовские приемы, возникшие, конечно, благодаря тому, что с этого дня земледельческий народ, проснув шись от зимнего долгого сна, мучительно ждет страдной поры за севания и урожая, стараясь предугадать удачу или неудачу своих трудов. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или оттепели стараются угадать, каково будет лето и каков будет урожай: «На Благовещенье дождь, родиться рожь» . Если на Благовещенье день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет «грибной» год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников.
ВЕЛИК ДЕНЬ (Пасха Христова)
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, «и млад и стар», готовятся с радостию встретить «празд ников праздник и торжество из торжеств» — Пасху Христову, ко торая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля, в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Во скресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.
Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище как в столицах, так и всюду на Руси. Сюда спешат через по ля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православ ные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм рас полагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода, В Мало россии вокруг церквей разводятся костры, в столицах все иллюми новано, а на вышке колоколен церквей блестят зажженные факе лы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся тол па всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и пока залось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах».
Со святой недели начинаются первые весенние хороводы и иг ры, которые оканчиваются на Фомино воскресенье, а с этого дня наступает так называемая «Красная горка»: приходят время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе.
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ
Весело и радостно улыбается красное солнышко, согревая свои ми лучами застывшую землю, оголяются проталинки, с шумным журчанием пробегают вешние воды, маленькими, извивающимися, как змейки, ручейками, скрывшимися в глубине земной, зазелене ет травка и покроет роскошною пеленою обнаженную землю, раз бухают почки деревьев и кустарников, которые, е минуты на ми нуту ждешь, оденутся зелеными шапками. Дивный пейзаж, красу которого бессилен воспроизвести и гениальный художник. Легко и приятно дышится в это время ароматом и прохладою воздуха, ко торый оглашается то граяньем грачей, то звонким пением, то не смелым чириканием вольных Божиих пташек.
Воскрес Христос! с радостным ликованием воскресла и обнови лась вся природа, наступает великий праздник ее, праздник весны. Красная горка на дворе!
Название «Красная горка» произошло от того, что обряд встре чи восхода солнца или «красной весны» происходит на горе, освя щаемой красным солнышком и покрытой зеленым с отливом ков ром.
РУССКАЯ СВАДЬБА В СТАРИНУ
Те недели, которые начинаются с 6-го января и продолжаются вплоть до масленицы, исстари носят на Руси название «свадеб ных». В это время производится сватовство и разыгрывание свадеб, но преимущественно играются свадьбы на Красную горку. Хотя отчасти и в искаженном виде, утратив первоначальный свой смысл, но и до настоящего времени в свадебных обрядах сохрани лись следы самого древнего быта наших предков, того отдаленней шего времени, когда кровное родство было единственной, исклю чительной связью между людьми, когда семья пользовалась широ ким уважением, а основою последней был брак.
Летописец говорит: «Древ ляне живяху звериньским образом... и брака у них не бываше, но умыкаху оуводы девиця. И Радимичи, и Вятичи, и Север — один обычай имяху, живяху в лесе, якоже всякий зверь... браци не бы-ваху в них, но игрища, межю селы. Схожахуся на игрища, на пля-сание и на свя бесовские игрища, и ту умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся»
ТРОИЦЫН ДЕНЬ
В этот день неизменно укра шают храмы и жилища зелеными ветвями, цветами и травами. Употребление цветов и зеленых ветвей в язычестве имело симво лическое изображение: так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу.
С тех пор обычай украшения домов зеленью существует в Рос сии неизменно, хотя в последнее время, вследствие недостатка ле са, приходится постепенно отказываться от него.
До XVII века Троицын день служил у нас сроком внесения по датей, решения тяжб, совершения всякого рода договоров.
Так как праздники Троицы и Духова дня приходятся в летние месяцы, то к ним приурочены многие языческие обряды, совер шавшиеся в старину нашими предками, которые в это время справляли праздник Дивы, богини земли. До сих пор народ счита ет землю «именинницей» в Духов день, чем и объясняется запре щение — рыть ее.
В этот день люди гадали. Девушки спрашивали у кукушек, когда она кукует, долго ли быть им в доме отцовском. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.
ИВАНОВ ДЕНЬ
В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Затем, достигнув пол ного проявления своих творческих сил, оно поворачивает на зим ний путь, потеряв свою царственную власть над природой, свою живоносную силу, и начинает все ниже и ниже медленно спу скаться по небесной горе; дни начинают убывать. Вся природа, как бы предчувствуя свою близкую старость, спешит жить полною жизнью. Последний месяц кукует кукушка, последнюю чудную песню поет своим звонким голосом соловей, и скоро, скоро и дру гие певчие птички приутихнут.
Этот поворот солнца, деливший год на две половины, летнюю и зимнюю, издревле сопровождался особым празднеством, в общих чертах сходным у всех европейских народов. В православной Руси, вследствие смешения языческих понятий с религиозными воззре ниями, празднество это приурочилось к Иванову дню, т.е. дню Рождества Иоанна Предтечи, празднуемому 24-го июня.
В западно-южной части России празднуется ночь под Иванов день, называемая «ночью под Ивана Купала», а в северо-восточ ной — канун Иванова дня, именуемый «Аграфеной-купальницею», так как 23-го июня празднуется память св. Агриппины. По народ ному поверью, солнце в этот день выезжает из своих чертогов на 3 конях: серебряном, золотом и бриллиантовом; оно пляшет, рассы пает по небу огненные звезды и едет к своему супругу месяцу.
Самое слово «Купало» обозначает существо сердитое, горячее, кипучее гневом, ярое и служит эпитетом солнца, но под влиянием, с одной стороны, смешения этого языческого божества, вероятно когда-то существовавшего, с праздником, посвященным воспоми нанию Рождества св. Иоанна Крестителя, а с другой стороны — по созвучию слова «Купало» с словом «купать» — погружать в воду, невежественный, народ приложил этот эпитет к имени святого и таким образом обозначил в своем народном календаре этот языче ский праздник — днем «Ивана Купалы».
Парни и девушки, в праздничных нарядах, собираются обыкновенно к реке, где, разведя огонь, уст раивают хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгают через эти костры, наивно думая, что это прыгание избавит от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза; судя по удачно му или неловкому прыжку, предсказывают грядущее счастие или беду, раннее или позднее супружество.
Народное поверье гласит, что, кто выше скачет через купаль ский костер,-у того и колос хлеба уродится выше.
Ивановская ночь, по народному поверью, считается страшною ночью, полною чародейных явлений.
Но труднее всего достать в Ивановскую ночь папоротник, кото рый в это время только и расцветает, по рассказам знахарей, сле дующим образом: из широких листьев его внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку ни когда почти не удается это. Во время этого цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего, по по верью, драгоценные свойства.
Кто отыщет расцветший папоротник, тот приобретает власть повелевать всем; пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады: во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами рас творятся перед ним, — стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красави це — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова си ла и власть этого цветка: недаром простому смертному не удава лось найти его; тем не менее сказочное могущество цветка застав ляет людей испробовать счастие.
А дальше идет череда летних праздников:
Ильин день, Спасовки и Оспожинки .
В народном календаре Ильин день означает поворот на осень. Пословица говорит: «на Илью до обеда лето, после обеда - осень»
Спасовки и Оспожинки .
В АВГУСТЕ НАРОД СПРАВЛЯЕТ ТРИ ПРАЗДНИКА ТРИ СПАСА:
1 августа – спас на воде, 6августа – спас на горе, 16 августа спас на полотне.
Первый спас, называемый еще медовым; второй спас – яблочным, а всего остального времени до Успеньева дня – «лакомками» в отличии от «Петровки-голодвки», когда все зимние припасы приедены, а новые еще не готовы, не поспели.
Все это трехнедельное время у великороссов называется «Спасовок», а на юге и западе «Обжинок».
Хотя народная поговорка и учит6 – до петрова дня взорать, до Ильина разборонить, до Спаса посеять, но во многих местностях озимый посев еще не начался. Так как указан на 1 сентября – Семенов день. Наступает «Бабье лето» - молодое до 29 августа а с 1 сентября – старое. Приближаются осенние хороводы, а в городах великоденские гулянья.
ПОКРОВ (Зазимки)
«Придет Покров, девке голову покроет», говорят старики, а де вушки, в свою очередь, втайне молятся: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня молоду», или: «Покров, Пресвятая Богоро дица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, зо лотым подзатыльником.»
В деревенской жизни самим народом, по завещанию древних предков, установлены так называемые «свадебные недели», кото рые тянутся от Крещенья до масленицы, на Красной горке, осо бенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого Бабьего лета, или Семенова дня до «Филипповок», т.е. Филиппова заговенья (14 ноября).
Таким образом последние в году свадьбы при урочены к «Покрову»
С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и возле них; здесь пойдет теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в до машнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах. Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова носит название «зазимок» как на чала подспорных земледелию ремесел и промыслов.
Старики в Покров замечают погоду: «нехорошо, — сказыва ют,— если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ран няя и студеная»; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».
СВЯТКИ.
Простой народ все законы природы, явления привык решать по-своему, не спрашивая мнения ученых., не имея ни малейшего понятия о тех математических исчеслениях, с помощью которых определяется то или другое положение небесных светил. В то время, как ученый астроном определил время зимнего переворота солнца не только сутками и часами, но даже секундами и терциями, простолюдины обсчитались всего лишь двумя-тремя сутками, указав, что «солнце поворачивает на лето, зима на мороз» в день «Спиридона-поворота» - 12 декабря.
А в народе говорили: «Солнце на Спиридона-поворота надевает на голову кокошник, наряжается в праздничный сарафар и отправляется на телеге в теплые страны, а зима начинает ходить в медвежьей шкуре, стучит ночью в крыши и будит баб топить печи. Когда она выходит в поле, за нею ереницей вьются метели и просят работы. Придя в лес она сыплет из рукова иней, а спускаясь на реки, сковывает лед под ногою, в сажень толщины.»
Время это приуроченное ко дню Рождества Христова получило название «святых вечеров». Люди готовятся к встрече праздника, а год начинается заново.