Профилактическая работа с семьями
учебно-методический материал

Вавилина Марина Григорьевна

Профилактическая работа с семьями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_rabota_s_semyami.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа с семьями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Социальный педагог  МБОУ «ОШ № 25»

Вавилина М. Г.

Одной из причин роста правонарушений и асоциального поведения среди детей «группы риска» является, прежде всего, неблагополучие в семье (пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).

Раннее выявление социально неблагополучных семей и профилактическая работа с ними является одной из важнейших задач профилактики жестокого обращения с ребенком в семье, профилактики социального сиротства.

 Семейное неблагополучие — дисфункциональность семьи, проявляющаяся в неспособности семьи качественно выполнять возложенные на нее функции в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Главной особенностью неблагополучных семей является затруднение в выполнении или невыполнение возложенных на нее обязанностей по воспитанию и социализации детей, созданию им нормальных условий для проживания.

Для выявления раннего неблагополучия семьи специалисту важно оценить наличие в семье факторов социального риска семейного неблагополучия.      

Выделяют ряд факторов риска семейного неблагополучия:

  1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Как правило, в неблагополучных семьях присутствует совокупность нескольких негативных факторов, поэтому распределить семьи по конкретным группам достаточно сложно. Негативные факторы семьи являются факторами риска жестокого обращения в семье. Сочетание нескольких факторов риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье.

Внутренние службы работы школы по предупреждению семейного неблагополучия

Первое знакомство социального педагога с детьми начинается с диагностики ученического коллектива, а одним из методов социально-педагогической диагностики является составления социально-педагогического паспорта класса. Формирование социального паспорта школы проводится ежегодно социальным педагогом в начале учебного года. Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе.  

Социальный паспорт школы формируется на основании сбора сведений предоставляющих классными руководителями при составлении социальных паспортов классов. Социальный паспорт класса — один из многих вспомогательных документов информационного характера, отражающий общественно-экономическое состояние детей в классе и их родителей по ряду параметров, в числе которых: 

  1. Общие данные о ребенке
  2. Индивидуальные возможности и состояние здоровья ребенка (дети-инвалиды, дети ОВЗ)
  3. Общие сведения об обоих родителях (законных представителей)
  4. Занятости родителей (место работы и занимаемая должность)
  5. Социальный статус семьи (полная семья, неполная, деформированная, опекаемая, приемная семья)
  6. Количество детей в семье (многодетная семья)
  7. Уровень образования родителей
  8. Семейный доход семьи.

 При составлении данного документа и использовании личных персональных данных учащегося и его семьи, во избежание конфликтов с родителями школе следует позаботиться, чтобы социальные паспорта классов использовались исключительно для внутреннего доступа и не поддавались публичной огласке. 

Социальный паспорт является внутришкольным документом, содержащим полную достоверную информацию о различных категориях семей обучающихся школы. До настоящего времени данный документ является спорным с точки зрения родителей, но наиболее эффективным для определения социального статуса семьи учащегося.

Процесс организованного сотрудничества  с семьей  или изучение семьи включает в себя:

  • -изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
  • -определение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других ;
  • -изучение прошлого семьи;
  • -изучение  социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи

(состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);

  • -определение целей и ожиданий семьи;
  • - обследование условий, где проживает семья;
  • -изучение социально-психологического аспекта образа  жизни  семьи:  
  • поведенческие  и эмоциональные компоненты;
  • -определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
  • -определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций;
  • -социальное партнерство. Положительный результат при работе с семьей СОП и детьми «группы риска» дает  совместная профилактическая деятельность всех субъектов системы профилактики, представителей прокуратуры, общественных организаций.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА    С СЕМЬЕЙ

 -Встречи с родителями (патронаж семьи) , обмен информацией, изучение семьи    -Наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, его внешним видом и окружением дом

- Сбор информации от родителей о потребностях, проблемах,ресурсах

 -Контроль за обучением и развитием ребенка

 -Информация о внешкольных занятиях ребенка

 -Расширение контактов семьи, включение ее в общественную жизнь

 -Налаживание семейного микроклимата

 -Организация психологической поддержки родителей

 (  при индивидуальной форме работы с семьей  и есть ранее  выявление семей, находящихся в СОП)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  В ШКОЛЕ : Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назначение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических  и просветительских рейдах и др.);

  • Посещение семей ( с целью обследования  материально-бытовых  условий проживания ребенка; выявления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением);
  • Лекции ,беседы, тренинги для родителей; 
  • Проведение  тренингов  для несовершеннолетних;
  • Вовлечение детей в кружковую работу;
  • Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
  • Перевод  ребенка  в другой  класс (согласно уровня усвоения программы);
  • Привлечение  ближайших  родственников  к помощи  в воспитании проблемного  ребенка в неблагополучной  семье;
  • Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
  • Индивидуальная   профориентационная  работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
  • Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на  ПМПК;
  • Ходатайство о привлечении родителей к ответственности, уклоняющихся от воспитания детей;
  • Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка  с родителями ,педагогами и др.) ;
  • Информационная поддержка родителей и детей;
  • Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности;
  • Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
  • Осуществление направлений  ( к наркологу,  психиатру, невропатологу и др.  необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и  др. ;

 С семьями СОП и детьми «группы риска» профилактическая работа проводится совместно с субъектами системы профилактики согласно утвержденному совместному плану работу социальной, психолого-педагогической службы  ОПДН МВД России по г. Майкопу и  КДН и ЗП по профилактике правонарушений учащихся,  межведомственного комплексного плана по  ИПР с конкретной семьей, плану воспитательной работы, Программы профилактики правонарушений, табакокурения, употребления ПАВ среди несовершеннолетних ,  согласно плану работы с детьми «группы риска» и их  семьями, в соответствии с ФЗ от 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с Законом об «Образовании» и др.   трудную жизненную ситуацию.  

           В МБОУ «ОШ №25» состоит 1 семья СОП  и в ней проживает 5 детей - обучающихся нашей школы.

Классными руководителями, социальным педагогом, психологом  проводится большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, при выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей  незамедлительно направляется информация в субъекты системы профилактики. Нами  проводится ранняя профилактика детского сиротства,  выявление неблагополучия в семье, а также выявления фактов насилия над детьми в семье.

В каких случаях информируем субъекты системы профилактики ? :

             В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:

           ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

  • КДН  И ЗП  - о нарушенных  правах  несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,  представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;          
  • ОРГАНЫ  СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
  • ГДН ОП - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
  • 10.ОРГАНЫ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • ОРГАНЫ  УПРАВЛЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из дома ,либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

Только при тесном взаимодействии  со всеми субъектами системы профилактики можно добиться положительных результатов при  работе с семьями СОП и детьми «группы риска» и в системе. Процесс должен быть непрерывным. В общеобразовательное учреждение субъектами системы профилактики направляется межведомственный план по профилактической работе с конкретной семьей из СОП и детьми «группы риска» ( в дальнейшем с предоставлении отчетности о проделанной работе), осуществляются совместные рейды в данные семьи, проводятся профилактические беседы с родителями и детьми,   решаются совместно проблемы семьи, оказывается помощь различного характера, а также при выявлении фактов жестокого обращения с детьми, незамедлительно осуществляется выезд в данные семьи и принимается правовое решение. При взаимодействии с субьектами системы профилактики, координирующего органа КДН и ЗП систематически оказывается помощь в виде одежды, школьных принадлежностей, школьной формы, сладких подарков.

   В МБОУ «ОШ №25» проводится индивидуально профилактическая работа с несовершеннолетними и их законными представителями с привлечением представителей правоохранительных органов, представителей субьектов системы профилактики.  Ежегодно в школе  проводится месячник по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди несовершеннолетних (ноябрь-декабрь). В рамках месячника проводятся  мероприятия такие, как:  социально-психологическое тестирование  среди учащихся 8-11 классов, библиотечные часы, профилактические мероприятия, проведенные представителями ОПС  и др. сотрудниками , в частности интересно проведена «Интерактивная игровая программа: Дети имеют права…», старшим инспектором ПДН ОП, инспектором   проводятся профилактические беседы с учащимися и детьми «группы риска» и другие сотрудники полиции. А также проводятся  акции, классные часы профилактической направленности ( в т.ч. по соблюдению Закона Иркутской области «О комендантском часе») с приглашением сотрудников полиции, прокуратуры, врачей, представителей отделения помощи семьи и детям, молодежной политики и спорта, председателя общ.объединения «Совета отцов». Проводятся общешкольные родительские собрания по ступеням о профилактике употребления курительных смесей и др.актуальных вопросах профилактической направленности. Приняли активное участие в проведение общешкольного родительского собрания: педиатр ОГБУЗ Ханская поликлиника» , начальник ОУУП и ПДН отдела полиции, ст.инспектор ГДН ОП.  Ежегодно субъектами системы профилактики с детьми «группы риска» (учащиеся, состоящие на учете и дети из СОП)  проводится  спортивное мероприятие: «Спортивному движению-наше уважение!». Где учащиеся нашей школы принимают активное участие.

   На заседаниях  «Совета по профилактике» ежемесячно рассматриваются учащиеся «группы риска» в присутствии  классного руководителя, законного представителя, при необходимости с приглашением сотрудников ПДН , КДН и ЗП, приглашаются на заседания родители из СОП.

Профилактика  безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении.

 « В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха,  должен лежать сердечный , любовный подход  к ребенку.

Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.

Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача шко...

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...

Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей

Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей...

План индивидуальной профилактической работы с семьей

План индивидуальной профилактической работы с семьей...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...