Профилактическая работа с семьями
учебно-методический материал
Профилактическая работа с семьями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_s_semyami.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа с семьями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия
Социальный педагог МБОУ «ОШ № 25»
Вавилина М. Г.
Одной из причин роста правонарушений и асоциального поведения среди детей «группы риска» является, прежде всего, неблагополучие в семье (пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Раннее выявление социально неблагополучных семей и профилактическая работа с ними является одной из важнейших задач профилактики жестокого обращения с ребенком в семье, профилактики социального сиротства.
Семейное неблагополучие — дисфункциональность семьи, проявляющаяся в неспособности семьи качественно выполнять возложенные на нее функции в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Главной особенностью неблагополучных семей является затруднение в выполнении или невыполнение возложенных на нее обязанностей по воспитанию и социализации детей, созданию им нормальных условий для проживания.
Для выявления раннего неблагополучия семьи специалисту важно оценить наличие в семье факторов социального риска семейного неблагополучия.
Выделяют ряд факторов риска семейного неблагополучия:
- Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Как правило, в неблагополучных семьях присутствует совокупность нескольких негативных факторов, поэтому распределить семьи по конкретным группам достаточно сложно. Негативные факторы семьи являются факторами риска жестокого обращения в семье. Сочетание нескольких факторов риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье.
Внутренние службы работы школы по предупреждению семейного неблагополучия
Первое знакомство социального педагога с детьми начинается с диагностики ученического коллектива, а одним из методов социально-педагогической диагностики является составления социально-педагогического паспорта класса. Формирование социального паспорта школы проводится ежегодно социальным педагогом в начале учебного года. Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе.
Социальный паспорт школы формируется на основании сбора сведений предоставляющих классными руководителями при составлении социальных паспортов классов. Социальный паспорт класса — один из многих вспомогательных документов информационного характера, отражающий общественно-экономическое состояние детей в классе и их родителей по ряду параметров, в числе которых:
- Общие данные о ребенке
- Индивидуальные возможности и состояние здоровья ребенка (дети-инвалиды, дети ОВЗ)
- Общие сведения об обоих родителях (законных представителей)
- Занятости родителей (место работы и занимаемая должность)
- Социальный статус семьи (полная семья, неполная, деформированная, опекаемая, приемная семья)
- Количество детей в семье (многодетная семья)
- Уровень образования родителей
- Семейный доход семьи.
При составлении данного документа и использовании личных персональных данных учащегося и его семьи, во избежание конфликтов с родителями школе следует позаботиться, чтобы социальные паспорта классов использовались исключительно для внутреннего доступа и не поддавались публичной огласке.
Социальный паспорт является внутришкольным документом, содержащим полную достоверную информацию о различных категориях семей обучающихся школы. До настоящего времени данный документ является спорным с точки зрения родителей, но наиболее эффективным для определения социального статуса семьи учащегося.
Процесс организованного сотрудничества с семьей или изучение семьи включает в себя:
- -изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
- -определение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других ;
- -изучение прошлого семьи;
- -изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи
(состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);
- -определение целей и ожиданий семьи;
- - обследование условий, где проживает семья;
- -изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи:
- поведенческие и эмоциональные компоненты;
- -определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
- -определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций;
- -социальное партнерство. Положительный результат при работе с семьей СОП и детьми «группы риска» дает совместная профилактическая деятельность всех субъектов системы профилактики, представителей прокуратуры, общественных организаций.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
-Встречи с родителями (патронаж семьи) , обмен информацией, изучение семьи -Наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, его внешним видом и окружением дом
- Сбор информации от родителей о потребностях, проблемах,ресурсах
-Контроль за обучением и развитием ребенка
-Информация о внешкольных занятиях ребенка
-Расширение контактов семьи, включение ее в общественную жизнь
-Налаживание семейного микроклимата
-Организация психологической поддержки родителей
( при индивидуальной форме работы с семьей и есть ранее выявление семей, находящихся в СОП)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ : Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и назначение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
- Посещение семей ( с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка; выявления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением);
- Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
- Проведение тренингов для несовершеннолетних;
- Вовлечение детей в кружковую работу;
- Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
- Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы);
- Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
- Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
- Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
- Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;
- Ходатайство о привлечении родителей к ответственности, уклоняющихся от воспитания детей;
- Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
- Информационная поддержка родителей и детей;
- Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности;
- Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
- Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ;
С семьями СОП и детьми «группы риска» профилактическая работа проводится совместно с субъектами системы профилактики согласно утвержденному совместному плану работу социальной, психолого-педагогической службы ОПДН МВД России по г. Майкопу и КДН и ЗП по профилактике правонарушений учащихся, межведомственного комплексного плана по ИПР с конкретной семьей, плану воспитательной работы, Программы профилактики правонарушений, табакокурения, употребления ПАВ среди несовершеннолетних , согласно плану работы с детьми «группы риска» и их семьями, в соответствии с ФЗ от 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с Законом об «Образовании» и др. трудную жизненную ситуацию.
В МБОУ «ОШ №25» состоит 1 семья СОП и в ней проживает 5 детей - обучающихся нашей школы.
Классными руководителями, социальным педагогом, психологом проводится большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, при выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей незамедлительно направляется информация в субъекты системы профилактики. Нами проводится ранняя профилактика детского сиротства, выявление неблагополучия в семье, а также выявления фактов насилия над детьми в семье.
В каких случаях информируем субъекты системы профилактики ? :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
- КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке , представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
- ГДН ОП - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
- 10.ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из дома ,либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
Только при тесном взаимодействии со всеми субъектами системы профилактики можно добиться положительных результатов при работе с семьями СОП и детьми «группы риска» и в системе. Процесс должен быть непрерывным. В общеобразовательное учреждение субъектами системы профилактики направляется межведомственный план по профилактической работе с конкретной семьей из СОП и детьми «группы риска» ( в дальнейшем с предоставлении отчетности о проделанной работе), осуществляются совместные рейды в данные семьи, проводятся профилактические беседы с родителями и детьми, решаются совместно проблемы семьи, оказывается помощь различного характера, а также при выявлении фактов жестокого обращения с детьми, незамедлительно осуществляется выезд в данные семьи и принимается правовое решение. При взаимодействии с субьектами системы профилактики, координирующего органа КДН и ЗП систематически оказывается помощь в виде одежды, школьных принадлежностей, школьной формы, сладких подарков.
В МБОУ «ОШ №25» проводится индивидуально профилактическая работа с несовершеннолетними и их законными представителями с привлечением представителей правоохранительных органов, представителей субьектов системы профилактики. Ежегодно в школе проводится месячник по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди несовершеннолетних (ноябрь-декабрь). В рамках месячника проводятся мероприятия такие, как: социально-психологическое тестирование среди учащихся 8-11 классов, библиотечные часы, профилактические мероприятия, проведенные представителями ОПС и др. сотрудниками , в частности интересно проведена «Интерактивная игровая программа: Дети имеют права…», старшим инспектором ПДН ОП, инспектором проводятся профилактические беседы с учащимися и детьми «группы риска» и другие сотрудники полиции. А также проводятся акции, классные часы профилактической направленности ( в т.ч. по соблюдению Закона Иркутской области «О комендантском часе») с приглашением сотрудников полиции, прокуратуры, врачей, представителей отделения помощи семьи и детям, молодежной политики и спорта, председателя общ.объединения «Совета отцов». Проводятся общешкольные родительские собрания по ступеням о профилактике употребления курительных смесей и др.актуальных вопросах профилактической направленности. Приняли активное участие в проведение общешкольного родительского собрания: педиатр ОГБУЗ Ханская поликлиника» , начальник ОУУП и ПДН отдела полиции, ст.инспектор ГДН ОП. Ежегодно субъектами системы профилактики с детьми «группы риска» (учащиеся, состоящие на учете и дети из СОП) проводится спортивное мероприятие: «Спортивному движению-наше уважение!». Где учащиеся нашей школы принимают активное участие.
На заседаниях «Совета по профилактике» ежемесячно рассматриваются учащиеся «группы риска» в присутствии классного руководителя, законного представителя, при необходимости с приглашением сотрудников ПДН , КДН и ЗП, приглашаются на заседания родители из СОП.
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении.
« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача шко...
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...
Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей
Дневник индивидуально-профилактической работы с семьей...
План индивидуальной профилактической работы с семьей
План индивидуальной профилактической работы с семьей...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...