Проект "Краски детства"
проект

Татарникова Надежда Александровна

Проект арт - терапевтического характера для детей 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.odt68.95 КБ
Файл proekt_s_kalendarno_-_tematicheskim_planirovaniem.odt25.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОГОНЕК»

https://womenmir.ru/wp-content/uploads/2023/01/d0abd09ad0a3d095d0abd0a3d09ad09520d0abd0a3d09ad095.jpg

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«КРАСКИ ДЕТСТВА»

Выполнил:

Татарникова Н.С.

 воспитатель группы «Непоседы»

 ГКУ «СРЦН «Огонек»

г. Макаров, 2024 год.


Паспорт проекта

Название проекта

«Краски детва»

Наименование учреждения, подразделения,

Ф. И. О. автора проекта,

контактный телефон

ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек».

Отделение диагностики и социальной реабилитации

(группа дневного пребывания)

Воспитатель Татарникова Н.А.

тел.: 89841846003

Организатор проекта

ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек».

Актуальность

Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время формы социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, т.к., наблюдается тенденция увеличения данной категории детей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие таких детей.

Арт — терапевтические методы как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во — первых, диагностировать проблемы, а во — вторых, способствовать их решению.

Актуальность обращения к методике арт — терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование скульптура, театр и т.д. применяется как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально — личностной сфере. Арт - терапия -  это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Она на прямую связанна с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках т приемах, которые будут использоваться участниками проекта.

Цель проекта, основные задачи, основные направления проекта

Задачи проекта:

1. Развитие творческих способностей детей через использование элементов арт — терапии.

2. Улучшение моторики и коррекции движений.

3. Развитие социальных навыков и уверенности в себе у детей.

4. Повышение качества жизни детей и их семей.

Основными задачами проекта являются:

1. Повышение уровня самооценки.

2.Формирование навыков коммуникации и социализации.

3.Укрепление межличностных отношений и развитие творческих способностей.

4.Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.

Направление программы — досуговая - общеразвивающая.

Период реализации проекта

20 недель.

Целевые группы проекта

Несовершеннолетние в возрасте 4 - 10 лет

Технологии, формы и методы, используемые в проекте

Формы организации деятельности: беседы, игры, выставки, творческие занятия.

Основная форма работы — практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт. беседы, игры, выставки, творческое занятие.

Методы:

1. Рисование красками и мелками.

2.Конструирование из бумаги.

3. Коллаж из различных материалов.

4. Сказкотерапия.

5. Игры с элементами арт — терапии (например, игр «Кто Я?» с рисованием своего портрета).

Диагностический инструментарий

   Методика Рене Жиля, наблюдение, беседы, регулярная оценка прогресса каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

Улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки, повышения уровня самооценки, укрепление межличностных отношений, развитие творческих способностей, помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.

Этапы реализации

Этапы реализации проекта:

1. Организация первой встречи с детьми для знакомства, объяснение целей проекта и определение индивидуальных потребностей детей.

2. Разработка календарно — тематического планирования и подготовка всех необходимых материалов для занятий.

3. Проведение занятий с детьми с использованием элементов арт — терапии в соответствии с планированием.

4. Регулярная оценка прогресса детей, и корректировка планирования в соответствии с потребностями группы.

5. Подготовка выставки творческих работ детей, и организация ее проведения.

Кадровые ресурсы

Воспитатель полустационарного отделения.

Педагог — психолог.

Информационные ресурсы

Средства массовой информации.

Основные результаты реализации проекта

Основные результаты: улучшение эмоционального состояния и повышения самооценки ребенка, приобретение уверенности в себе, формирование активной жизненной позиции, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных и слабоориентированных на сверстников детей.



Предварительный просмотр:

Проект с социально-реабилитационной направленности

"Краски детства" с элементами арт-терапии

Введение

Проект "Краски детства" представляет собой комплексную программу социально-реабилитационной помощи детям в возрасте от 4 до 10 лет с использованием элементов арт-терапии. Цель проекта - помочь детям, которые испытывают трудности в социальной адаптации и психологическом развитии, улучшить их психологическое состояние и повысить уровень самооценки. В рамках проекта предусмотрено проведение групповых (5 – 10 человек) и индивидуальных занятий, а также календарно-тематическое планирование.

Цели проекта:

  • Развитие творческих способностей детей через использование элементов арт-терапии.
  • Улучшение моторики и координации движений.
  • Развитие социальных навыков и уверенности в себе у детей.
  • Повышение качества жизни детей и их семей.

Основными задачами проекта являются:

  • Формирование навыков коммуникации и социализации;
  • Повышение уровня самооценки;
  • Укрепление межличностных отношений и развитие творческих способностей;
  • Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.

        Ожидаемые результаты проекта - улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки и укрепление межличностных отношений.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение психологического состояния детей;
  • Повышение уровня самооценки;
  • Укрепление межличностных отношений;
  • Развитие творческих способностей;
  • Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.

        Проект "Краски детства" - это программа социально-реабилитационной направленности с использованием элементов арт-терапии, направленная на помощь детям в социальной адаптации и психологическом развитии. В рамках проекта предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, календарно-тематическое планирование и оценка результатов. Ожидаемые результаты - улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки и укрепление межличностных отношений.

Обзор литературы:

        В данном разделе проекта проведен обзор литературы по социально-реабилитационной направленности и методам арт-терапии. Основными источниками для обзора литературы являются научные статьи и книги, опубликованные в различных журналах и издательствах.                        

  • Социально-реабилитационная направленность проекта направлена на использование арт-терапии для помощи детям в социальной адаптации и лечении различных психологических проблем [1].
  • Арт-терапия является эффективным методом работы с детьми и включает в себя использование различных элементов, таких как рисование, скульптура, музыка и другие [2].
  • Для проекта "Краски детства" были выбраны элементы арт-терапии, которые наиболее подходят для работы с детьми в возрасте 4-10 лет. Это включает в себя рисование, лепку, сказкотерапию и другие [3].

        Обзор литературы подтверждает, что социально-реабилитационная направленность и арт-терапия эффективно помогают людям в различных ситуациях и могут быть использованы вместе для достижения более высоких результатов.

Методика

        Описание календарно-тематического планирования проекта:

        Проект "Краски детства" с элементами арт-терапии предназначен для детей в возрасте от 4 до 10 лет, которые нуждаются в социально-реабилитационной помощи. Проект будет проводиться в течение 20 недель. Занятия будут проводиться один раз в две недели продолжительностью 1 час.

Календарно-тематическое планирование социально - реабилитационной

направленности "Краски детства" с элементами арт – терапии

№ п/п

Наименование разделов

Наименование тем

Элементы арт-терапии

(материалы)

Кол-во часов

Вид занятия

Вид контроля

Планируемое проведение

1

Знакомство с проектом и организацией занятий

Цветовая терапия: знакомство с цветом

Использование цвета в творческих процессах. Материал: проектор, гуашь, пластиковые стаканчики, соль, мыло жидкое.

1

Групповое занятие

наблюдение и оценка поведения детей во время занятия, оценка качества созданных работ.

Сентябрь

2

Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятия эмоционального напряжения.

Упражнение «По сырому»

Рисование с помощью необычной техники рисования. Материалы: бумага для рисования, кисти большие круглые и тонки для прорисовывания, губка для смачивания бумаги, бумажные полотенца, акварельные краски, стаканчики непроливайки.

1

Групповые занятия, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ.

визуальный контроль преподавателем за процессом работы детей, оценка результатов через сравнение первоначальных работ и работ после проведения занятий.


сентябрь

3

Развитие творческих способностей

Мир фантазии

Рисование фантазийных существ и миров, моделирование из пластилина. Материалы: цветной картон, пластилин, стеки, салфетки.

1

Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ.

Наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь

Октябрь

4

Развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Парное рисование»

Коллективное рисование. Материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики с водой, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1

Групповое

занятие

Наблюдение и оценка динамики взаимодействия и коммуникативных навыков детей в процессе выполнения упражнения.

Октябрь

5

Развитие эмоциональной сферы

Упражнение «Свободный рисунок в круге»

Групповое рисование ватными палочками.

Использование различных материалов для рисования (ватные палочки, краски, бумага, краски).

1

групповые занятия, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе

наблюдение за процессом работы детей и анализ результатов, выявление улучшений в эмоциональной сфере детей (уменьшение тревожности, повышение самооценки и уверенности)

Ноябрь

6

Развитие социальных навыков

Создание коллективной художественной работы. Коллаж «Все грани моего Я»

Рисование, коллажирование, работа с материалами. Материалы: лист бумаги или картона большого формата, журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, скотч.

1

групповое занятие

Наблюдение и оценка участия каждого ребенка в процессе создания коллективной работы, а также качества выполненных заданий

Ноябрь

7

Развитие творческих способностей

Занятие по конструированию из бумаги (оригами) «Прыгающий котик»

Использование метода оригами терапии.

Материалы: клей, бумага цветная, фломастеры.

1

Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ.

наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь

Декабрь

8

Развитие воображения.

Чтение сказки «Щечка»

Сказкотерапия.

1

групповое занятие

наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь.

Декабрь

9

Развитие творческих способностей

Занятие по конструированию из бумаги (оригами)

Использованиеметода оригами терапии.

Материалы: бумага цветная, фломастеры.

1

Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ.

оценка организации мероприятия и участия в выставке со стороны посетителей, сбор отзывов и комментариев о проведенной выставке.

Январь

10

Заключительный урок и подведение итогов

Упражнение «Радуга»

Коллективное творчество, рисунок, живопись, самооценка. Материалы: ватман, кисти, краски.

1

Коллективное творческое занятие

наблюдение за процессом создания произведения и оценка участниками своих результатов

Январь

                

Элементы арт-терапии включают в себя использование различных

материалов, таких как краски, карандаши, мелки, журналы, цветная бумага и т.д. Педагог будет работать с детьми, используя техники рисования, лепки, коллажа и другие методы, чтобы помочь им выразить свои эмоции, развить воображение и креативность.

        Описание процесса работы с детьми и их родителями:

        Процесс работы с детьми будет включать индивидуальную и групповую работу с элементами арт-терапии. Для индивидуальной работы каждый ребенок будет иметь свой арт-дневник, где он будет отмечать свой прогресс и сохранять свои работы. Групповая работа будет проводиться в формате игр, совместного творчества и дискуссий.

        В проекте будут использоваться следующие материалы и методы арт-терапии:

  • Рисование красками, мелками, фломастерами и т. д.
  • Сказкатерапия
  • Коллаж из различных материалов
  • Конструирование из бумаги.
  • Игры с элементами арт-терапии (например, игра "Кто я?" с рисованием своего портрета)

        Материалы будут предоставлены организаторами проекта. Они будут включать краски, кисточки, мелки, карандаши, бумагу, ватман и другие материалы для творческой работы.

        Каждое занятие будет длиться около 1 часа. Во время занятий ребята будут иметь возможность развивать свои творческие способности, общаться со сверстниками, учиться работать в команде и развивать свои социальные навыки.

        Также каждый ребенок будет иметь возможность выразить свои эмоции и чувства через творчество и получить поддержку и понимание со стороны педагогов.

        Виды контроля за проектом:

  • Регулярная оценка прогресса каждого ребенка
  • Анализ фото- и видео- материалов, сделанных на занятиях
  • Обратная связь от родителей и ребят.

        Описание шагов реализации проекта:

  1. Организация первой встречи с детьми и их родителями для знакомства, объяснения целей проекта и определения индивидуальных потребностей детей.
  2. Разработка календарно-тематического планирования и подготовка всех необходимых материалов для занятий.
  3. Проведение занятий с детьми с использованием элементов арт-терапии в соответствии с планированием.
  4. Регулярная оценка прогресса детей и корректировка планирования в соответствии с потребностями группы.
  5. Подготовка выставки работ детей и организация ее проведения.

        Описание роли специалистов в проекте:

        В проекте будут участвовать специалисты с психологическим и педагогическим образованием. Их роль заключается в организации занятий, проведении индивидуальной работы с детьми, а также оценке прогресса и корректировке планирования в соответствии с потребностями группы.

        Описание необходимых ресурсов для реализации проекта:

  1. Помещение для проведения занятий с необходимым оборудованием.
  2. Наборы для рисования (бумага, краски, карандаши и т.д.), а также материалы для других видов арт-терапии.
  3. Компьютер и принтер для подготовки выставки.
  4. Специальные учебные пособия по арт-терапии и методикам работы с детьми.
  5. Финансовые ресурсы для закупки материалов.

Оценка эффективности проекта:

Критерии оценки:

  1. Улучшение социальной адаптации детей (например, улучшение общения со сверстниками и взрослыми, улучшение навыков конструктивного поведения в различных ситуациях).
  2. Улучшение креативного мышления и творческих способностей детей.
  3. Улучшение настроения и эмоционального состояния детей.

Методы сбора данных:

  1. Анкетирование родителей и педагогов, чтобы оценить улучшение социальной адаптации детей и изменения в их поведении в повседневной жизни.
  2. Оценка творческих работ детей, чтобы оценить улучшение креативного мышления и творческих способностей.
  3. Оценка изменений в эмоциональном состоянии детей (например, с помощью шкал настроения или других методик).

        Анализ полученных данных и оценка эффективности проекта:

                     После сбора данных, мы проведем анализ, чтобы оценить эффективность проекта в соответствии с критериями, описанными выше. Если будут замечены улучшения в каждой из трех областей, проект будет признан успешным. Если какие-то из целей не будут достигнуты, мы будем анализировать причины и пытаться улучшить проект в будущем, чтобы добиться желаемых результатов.

                      В заключении проекта "Краски детства" мы можем обсудить полученные результаты и оценить эффективность проекта на основе собранных данных. Если оценка будет положительной, мы можем рассмотреть возможности продолжения проекта в будущем, расширения его географии и участия большего числа детей.

                       Мы также можем обсудить возможные изменения в методиках арт-терапии и тематическом планировании, чтобы улучшить результаты проекта в будущем. Наконец, мы можем провести обзор литературы по арт-терапии и другим формам творческого развития у детей, чтобы определить новые возможности для развития проекта "Краски детства" в будущем.

        Список используемой литературы:

  1. Абрамова, А. А. Арт-терапия в психологической реабилитации детей [Текст] / А. А. Абрамова // Вестник Пермского университета. Психология. – 2014. – № 4 (20). – С. 78-85.
  2. Молчанова, О. А. Арт-терапия в работе с детьми-сиротами [Текст] / О. А. Молчанова // Педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 26-30.
  3. Ушакова, Е. А. Развитие креативного мышления дошкольников с помощью арт-терапии [Текст] / Е. А. Ушакова // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (351). – С. 228-231.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

статья "Детство – это мы с тобою, детство – это я и ты!"

«Добрый вечер, наши уважаемые…Обожаемые...Любимые...И любящие нас родители и учителя!» - этими словами началось общешкольное родительское собрание «Наша школьная жизнь», которое состоялось 27 января 2...

Последний звонок "Кораблик детства - уплывает в детство"

Праздник последнего звонка "Кораблик детства - уплывает в детство" проводился в гимназии "Эврика" 25 мая 2012 года, классный руководитель 11 "Б" класса - Атаманова Г.А....

Сценарий последнего звонка "Детство, детство ты куда спешишь....."

Прощание со школой очень волнительный день для учащихся, родителей и учителей, ведь ребята вступают во взрослую жизнь, где необходимо решать многие вопросы и принимать решения самостоятельно....