Проект "Краски детства"
проект
Проект арт - терапевтического характера для детей 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.odt | 68.95 КБ |
proekt_s_kalendarno_-_tematicheskim_planirovaniem.odt | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОГОНЕК»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«КРАСКИ ДЕТСТВА»
Выполнил:
Татарникова Н.С.
воспитатель группы «Непоседы»
ГКУ «СРЦН «Огонек»
г. Макаров, 2024 год.
Паспорт проекта
Название проекта | «Краски детва» |
Наименование учреждения, подразделения, Ф. И. О. автора проекта, контактный телефон | ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек». Отделение диагностики и социальной реабилитации (группа дневного пребывания) Воспитатель Татарникова Н.А. тел.: 89841846003 |
Организатор проекта | ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонек». |
Актуальность | Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время формы социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, т.к., наблюдается тенденция увеличения данной категории детей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие таких детей. Арт — терапевтические методы как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во — первых, диагностировать проблемы, а во — вторых, способствовать их решению. Актуальность обращения к методике арт — терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование скульптура, театр и т.д. применяется как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально — личностной сфере. Арт - терапия - это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Она на прямую связанна с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках т приемах, которые будут использоваться участниками проекта. |
Цель проекта, основные задачи, основные направления проекта | Задачи проекта: 1. Развитие творческих способностей детей через использование элементов арт — терапии. 2. Улучшение моторики и коррекции движений. 3. Развитие социальных навыков и уверенности в себе у детей. 4. Повышение качества жизни детей и их семей. Основными задачами проекта являются: 1. Повышение уровня самооценки. 2.Формирование навыков коммуникации и социализации. 3.Укрепление межличностных отношений и развитие творческих способностей. 4.Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности. Направление программы — досуговая - общеразвивающая. |
Период реализации проекта | 20 недель. |
Целевые группы проекта | Несовершеннолетние в возрасте 4 - 10 лет |
Технологии, формы и методы, используемые в проекте | Формы организации деятельности: беседы, игры, выставки, творческие занятия. Основная форма работы — практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт. беседы, игры, выставки, творческое занятие. Методы: 1. Рисование красками и мелками. 2.Конструирование из бумаги. 3. Коллаж из различных материалов. 4. Сказкотерапия. 5. Игры с элементами арт — терапии (например, игр «Кто Я?» с рисованием своего портрета). |
Диагностический инструментарий | Методика Рене Жиля, наблюдение, беседы, регулярная оценка прогресса каждого ребенка. |
Ожидаемые результаты | Улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки, повышения уровня самооценки, укрепление межличностных отношений, развитие творческих способностей, помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности. |
Этапы реализации | Этапы реализации проекта: 1. Организация первой встречи с детьми для знакомства, объяснение целей проекта и определение индивидуальных потребностей детей. 2. Разработка календарно — тематического планирования и подготовка всех необходимых материалов для занятий. 3. Проведение занятий с детьми с использованием элементов арт — терапии в соответствии с планированием. 4. Регулярная оценка прогресса детей, и корректировка планирования в соответствии с потребностями группы. 5. Подготовка выставки творческих работ детей, и организация ее проведения. |
Кадровые ресурсы | Воспитатель полустационарного отделения. Педагог — психолог. |
Информационные ресурсы | Средства массовой информации. |
Основные результаты реализации проекта | Основные результаты: улучшение эмоционального состояния и повышения самооценки ребенка, приобретение уверенности в себе, формирование активной жизненной позиции, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных и слабоориентированных на сверстников детей. |
Предварительный просмотр:
Проект с социально-реабилитационной направленности
"Краски детства" с элементами арт-терапии
Введение
Проект "Краски детства" представляет собой комплексную программу социально-реабилитационной помощи детям в возрасте от 4 до 10 лет с использованием элементов арт-терапии. Цель проекта - помочь детям, которые испытывают трудности в социальной адаптации и психологическом развитии, улучшить их психологическое состояние и повысить уровень самооценки. В рамках проекта предусмотрено проведение групповых (5 – 10 человек) и индивидуальных занятий, а также календарно-тематическое планирование.
Цели проекта:
- Развитие творческих способностей детей через использование элементов арт-терапии.
- Улучшение моторики и координации движений.
- Развитие социальных навыков и уверенности в себе у детей.
- Повышение качества жизни детей и их семей.
Основными задачами проекта являются:
- Формирование навыков коммуникации и социализации;
- Повышение уровня самооценки;
- Укрепление межличностных отношений и развитие творческих способностей;
- Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.
Ожидаемые результаты проекта - улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки и укрепление межличностных отношений.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение психологического состояния детей;
- Повышение уровня самооценки;
- Укрепление межличностных отношений;
- Развитие творческих способностей;
- Помощь в преодолении депрессивных состояний и тревожности.
Проект "Краски детства" - это программа социально-реабилитационной направленности с использованием элементов арт-терапии, направленная на помощь детям в социальной адаптации и психологическом развитии. В рамках проекта предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, календарно-тематическое планирование и оценка результатов. Ожидаемые результаты - улучшение психологического состояния детей, повышение уровня самооценки и укрепление межличностных отношений.
Обзор литературы:
В данном разделе проекта проведен обзор литературы по социально-реабилитационной направленности и методам арт-терапии. Основными источниками для обзора литературы являются научные статьи и книги, опубликованные в различных журналах и издательствах.
- Социально-реабилитационная направленность проекта направлена на использование арт-терапии для помощи детям в социальной адаптации и лечении различных психологических проблем [1].
- Арт-терапия является эффективным методом работы с детьми и включает в себя использование различных элементов, таких как рисование, скульптура, музыка и другие [2].
- Для проекта "Краски детства" были выбраны элементы арт-терапии, которые наиболее подходят для работы с детьми в возрасте 4-10 лет. Это включает в себя рисование, лепку, сказкотерапию и другие [3].
Обзор литературы подтверждает, что социально-реабилитационная направленность и арт-терапия эффективно помогают людям в различных ситуациях и могут быть использованы вместе для достижения более высоких результатов.
Методика
Описание календарно-тематического планирования проекта:
Проект "Краски детства" с элементами арт-терапии предназначен для детей в возрасте от 4 до 10 лет, которые нуждаются в социально-реабилитационной помощи. Проект будет проводиться в течение 20 недель. Занятия будут проводиться один раз в две недели продолжительностью 1 час.
Календарно-тематическое планирование социально - реабилитационной
направленности "Краски детства" с элементами арт – терапии
№ п/п | Наименование разделов | Наименование тем | Элементы арт-терапии (материалы) | Кол-во часов | Вид занятия | Вид контроля | Планируемое проведение |
1 | Знакомство с проектом и организацией занятий | Цветовая терапия: знакомство с цветом | Использование цвета в творческих процессах. Материал: проектор, гуашь, пластиковые стаканчики, соль, мыло жидкое. | 1 | Групповое занятие | наблюдение и оценка поведения детей во время занятия, оценка качества созданных работ. | Сентябрь |
2 | Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятия эмоционального напряжения. | Упражнение «По сырому» | Рисование с помощью необычной техники рисования. Материалы: бумага для рисования, кисти большие круглые и тонки для прорисовывания, губка для смачивания бумаги, бумажные полотенца, акварельные краски, стаканчики непроливайки. | 1 | Групповые занятия, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ. | визуальный контроль преподавателем за процессом работы детей, оценка результатов через сравнение первоначальных работ и работ после проведения занятий. | сентябрь |
3 | Развитие творческих способностей | Мир фантазии | Рисование фантазийных существ и миров, моделирование из пластилина. Материалы: цветной картон, пластилин, стеки, салфетки. | 1 | Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ. | Наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь | Октябрь |
4 | Развитие коммуникативных навыков | Упражнение «Парное рисование» | Коллективное рисование. Материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики с водой, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. | 1 | Групповое занятие | Наблюдение и оценка динамики взаимодействия и коммуникативных навыков детей в процессе выполнения упражнения. | Октябрь |
5 | Развитие эмоциональной сферы | Упражнение «Свободный рисунок в круге» | Групповое рисование ватными палочками. Использование различных материалов для рисования (ватные палочки, краски, бумага, краски). | 1 | групповые занятия, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе | наблюдение за процессом работы детей и анализ результатов, выявление улучшений в эмоциональной сфере детей (уменьшение тревожности, повышение самооценки и уверенности) | Ноябрь |
6 | Развитие социальных навыков | Создание коллективной художественной работы. Коллаж «Все грани моего Я» | Рисование, коллажирование, работа с материалами. Материалы: лист бумаги или картона большого формата, журналы, газеты, ножницы, фломастеры, клей, скотч. | 1 | групповое занятие | Наблюдение и оценка участия каждого ребенка в процессе создания коллективной работы, а также качества выполненных заданий | Ноябрь |
7 | Развитие творческих способностей | Занятие по конструированию из бумаги (оригами) «Прыгающий котик» | Использование метода оригами терапии. Материалы: клей, бумага цветная, фломастеры. | 1 | Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ. | наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь | Декабрь |
8 | Развитие воображения. | Чтение сказки «Щечка» | Сказкотерапия. | 1 | групповое занятие | наблюдение специалиста, оценка работ детей, обратная связь. | Декабрь |
9 | Развитие творческих способностей | Занятие по конструированию из бумаги (оригами) | Использованиеметода оригами терапии. Материалы: бумага цветная, фломастеры. | 1 | Групповое занятие, включающие индивидуальную работу каждого ребенка с последующим обсуждением результатов в группе. Выставка работ. | оценка организации мероприятия и участия в выставке со стороны посетителей, сбор отзывов и комментариев о проведенной выставке. | Январь |
10 | Заключительный урок и подведение итогов | Упражнение «Радуга» | Коллективное творчество, рисунок, живопись, самооценка. Материалы: ватман, кисти, краски. | 1 | Коллективное творческое занятие | наблюдение за процессом создания произведения и оценка участниками своих результатов | Январь |
Элементы арт-терапии включают в себя использование различных
материалов, таких как краски, карандаши, мелки, журналы, цветная бумага и т.д. Педагог будет работать с детьми, используя техники рисования, лепки, коллажа и другие методы, чтобы помочь им выразить свои эмоции, развить воображение и креативность.
Описание процесса работы с детьми и их родителями:
Процесс работы с детьми будет включать индивидуальную и групповую работу с элементами арт-терапии. Для индивидуальной работы каждый ребенок будет иметь свой арт-дневник, где он будет отмечать свой прогресс и сохранять свои работы. Групповая работа будет проводиться в формате игр, совместного творчества и дискуссий.
В проекте будут использоваться следующие материалы и методы арт-терапии:
- Рисование красками, мелками, фломастерами и т. д.
- Сказкатерапия
- Коллаж из различных материалов
- Конструирование из бумаги.
- Игры с элементами арт-терапии (например, игра "Кто я?" с рисованием своего портрета)
Материалы будут предоставлены организаторами проекта. Они будут включать краски, кисточки, мелки, карандаши, бумагу, ватман и другие материалы для творческой работы.
Каждое занятие будет длиться около 1 часа. Во время занятий ребята будут иметь возможность развивать свои творческие способности, общаться со сверстниками, учиться работать в команде и развивать свои социальные навыки.
Также каждый ребенок будет иметь возможность выразить свои эмоции и чувства через творчество и получить поддержку и понимание со стороны педагогов.
Виды контроля за проектом:
- Регулярная оценка прогресса каждого ребенка
- Анализ фото- и видео- материалов, сделанных на занятиях
- Обратная связь от родителей и ребят.
Описание шагов реализации проекта:
- Организация первой встречи с детьми и их родителями для знакомства, объяснения целей проекта и определения индивидуальных потребностей детей.
- Разработка календарно-тематического планирования и подготовка всех необходимых материалов для занятий.
- Проведение занятий с детьми с использованием элементов арт-терапии в соответствии с планированием.
- Регулярная оценка прогресса детей и корректировка планирования в соответствии с потребностями группы.
- Подготовка выставки работ детей и организация ее проведения.
Описание роли специалистов в проекте:
В проекте будут участвовать специалисты с психологическим и педагогическим образованием. Их роль заключается в организации занятий, проведении индивидуальной работы с детьми, а также оценке прогресса и корректировке планирования в соответствии с потребностями группы.
Описание необходимых ресурсов для реализации проекта:
- Помещение для проведения занятий с необходимым оборудованием.
- Наборы для рисования (бумага, краски, карандаши и т.д.), а также материалы для других видов арт-терапии.
- Компьютер и принтер для подготовки выставки.
- Специальные учебные пособия по арт-терапии и методикам работы с детьми.
- Финансовые ресурсы для закупки материалов.
Оценка эффективности проекта:
Критерии оценки:
- Улучшение социальной адаптации детей (например, улучшение общения со сверстниками и взрослыми, улучшение навыков конструктивного поведения в различных ситуациях).
- Улучшение креативного мышления и творческих способностей детей.
- Улучшение настроения и эмоционального состояния детей.
Методы сбора данных:
- Анкетирование родителей и педагогов, чтобы оценить улучшение социальной адаптации детей и изменения в их поведении в повседневной жизни.
- Оценка творческих работ детей, чтобы оценить улучшение креативного мышления и творческих способностей.
- Оценка изменений в эмоциональном состоянии детей (например, с помощью шкал настроения или других методик).
Анализ полученных данных и оценка эффективности проекта:
После сбора данных, мы проведем анализ, чтобы оценить эффективность проекта в соответствии с критериями, описанными выше. Если будут замечены улучшения в каждой из трех областей, проект будет признан успешным. Если какие-то из целей не будут достигнуты, мы будем анализировать причины и пытаться улучшить проект в будущем, чтобы добиться желаемых результатов.
В заключении проекта "Краски детства" мы можем обсудить полученные результаты и оценить эффективность проекта на основе собранных данных. Если оценка будет положительной, мы можем рассмотреть возможности продолжения проекта в будущем, расширения его географии и участия большего числа детей.
Мы также можем обсудить возможные изменения в методиках арт-терапии и тематическом планировании, чтобы улучшить результаты проекта в будущем. Наконец, мы можем провести обзор литературы по арт-терапии и другим формам творческого развития у детей, чтобы определить новые возможности для развития проекта "Краски детства" в будущем.
Список используемой литературы:
- Абрамова, А. А. Арт-терапия в психологической реабилитации детей [Текст] / А. А. Абрамова // Вестник Пермского университета. Психология. – 2014. – № 4 (20). – С. 78-85.
- Молчанова, О. А. Арт-терапия в работе с детьми-сиротами [Текст] / О. А. Молчанова // Педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 26-30.
- Ушакова, Е. А. Развитие креативного мышления дошкольников с помощью арт-терапии [Текст] / Е. А. Ушакова // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (351). – С. 228-231.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""
1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...
Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")
...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...
статья "Детство – это мы с тобою, детство – это я и ты!"
«Добрый вечер, наши уважаемые…Обожаемые...Любимые...И любящие нас родители и учителя!» - этими словами началось общешкольное родительское собрание «Наша школьная жизнь», которое состоялось 27 января 2...
урок по теме "Тема детства в повести Н.Г.Гарина -Михайловского "Детство Тёмы"
урок для учащихся 6 класса...
Последний звонок "Кораблик детства - уплывает в детство"
Праздник последнего звонка "Кораблик детства - уплывает в детство" проводился в гимназии "Эврика" 25 мая 2012 года, классный руководитель 11 "Б" класса - Атаманова Г.А....
Сценарий последнего звонка "Детство, детство ты куда спешишь....."
Прощание со школой очень волнительный день для учащихся, родителей и учителей, ведь ребята вступают во взрослую жизнь, где необходимо решать многие вопросы и принимать решения самостоятельно....