Формирование личности ребенка, имеющего особенности в развитии
статья

 В процессе жизни у человека формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности, которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в развитии – одно из главных в воспитании личности  такого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_rebenka.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель - дефектолог

высшей квалификационной категории,

член ТПМПК г. Хабаровска

Мельчакова Оксана Витальевна

Формирование личности ребенка, имеющего особенности в развитии

В процессе жизни у человека формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности, которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в развитии– одно из главных в воспитании личности такого ребенка.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и психологическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".

Задача воспитания личности ребенка с особенностями в развитии состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию и воспитание играет решающую роль на развитие

личности, и саморазвитие.

Важно и семейное воспитание - как основополагающий фактор успешного формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. Именно семья является для ребенка, для его личностного развития наиболее мягким социальным окружением. При воздействии на развитие ребенка в семье, на формирование его личности можно выделить четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: принятие и любовь, явное отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.

Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:

- интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: а)гиперопека; б) опека; в) приятие; г) неприятие.

- контроль: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограниченный.

Так ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.

«Сверхпринятие» - к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:

- Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

- Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.

- Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Поэтому семьи детей с отклонениями в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Важно специалистам,педагогам научить родителей адекватно относиться к проблемам своего ребенка, начиная с установления диагноза, с явных проявлений в отставании в развитии и констатации крайне ограниченных возможностей ребенка . Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Многие родители маленьких детей с тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены, сможет ли ребенок обучаться по программе массовой школы. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость коррекционного обучения. При тяжелых отклонениях в развитии, обусловливающих инвалидность ребенка, особенно тяжело переживается родителями период оформления ребенка в специализированные дошкольные и школьные учреждения.

Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой

Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в обществе. Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения таких детей

Все эти новые формы направлены на создание единого образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и специального образования.

К сожалению, количество детей с отклонениями в развитии неуклонно растет. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка.

Среди общих проблем личностного воспитания детей с ограниченными возможностями можно выделить две: во-первых, собственно проблему обучения и приобретения знаний, умений и навыков, и, во-вторых, проблему развития и возможности созревания личности ребенка. У ребенка, имеющего какие - либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь способность к обучению. Чаще всего проблемы связаны со сложностями роста и развития личности. Следовательно, при воспитании аномального ребенка особое внимание должно быть направлено на развитие личности в целом.

Естественно, обучение и развитие личности тесно связаны друг с другом. Только в процессе сотрудничества со взрослым, ребенок сумеет расширить свои возможности.. Понимание образования как реализации потенции, заложенной в организме природой, и предполагает, что педагогика развития должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Существенной помощью при этом является предоставление возможности ребенку с отклонениями в развитии учиться в коллективе здоровых сверстников. Такое интегрированное обучение позволит подготовить детей - инвалидов и детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной жизни и интеграции в обществе.

Однако, такое обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе требует разработки специальных методик обучения и воспитания, где особым образом учитываются нарушения, которые есть у ребенка. Методики должны соответствовать специфическим возможностям и способностям ребенка, а также особому характеру трудностей его развития. Несомненно, что содержание, методы и формы работы должны быть сообразны возрастным особенностям ребенка.

Возможно, одни дети с отклонениями в развитии, обучаясь вместе с ровесниками, не смогут понять, что им рассказывают на уроках, другие в состоянии полностью понимать смысл сказанного. При этом вовлеченные в свободное время в игры на различные тематики, дети с ограниченными возможностями смогут пережить на собственном опыте прообразы своего развития, овладеют искусством вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого человека, осуществлять победы над собственным эгоцентризмом.

При обучении и воспитании младших детей также необходимо учитывать особенности восприятия действительности, а именно преобладание образного восприятия. Они не боятся фантазировать, они могут довериться интуиции и догадке, умеют «видеть сердцем». На протяжении первых лет обучения определяющим в образовательном процессе должен быть художественный процесс. Лишь с переходом в старшие классы можно вводить смысловые установки и личностный смысл в процесс воспитания. Крайне важно, чтобы, начиная с ранней юности, ребенок мог с уважением следовать за окружающим его взрослыми, мог воспринимать их как пример для себя. Важно построение развивающего образа жизни. Обучение детей с отклонениями в развитии в обычной школе затрудняет реализацию одного из существенных направлений их будущей интеграции в обществе. Становление их как личности - профессиональную подготовку. Массовая школа не ставит перед собой таких задач и не имеет необходимой материальной базы. Возникает необходимость специальной послешкольной профессиональной подготовки интегрированных выпускников.

.

Следовательно, интегративный подход позволяет расширить возможности развития личности. Но ограниченные возможности детей, имеющие различные отклонения в развитии требуют выдвинуть следующие принципы коррекционно - развивающего обучения:

1. Принятие и самопринятие. Принятие другого таким, каков он есть означает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на собственные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от других.

2. Педагогическая защита - принцип, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Данный принцип предполагает создание в образовательном пространстве системы мер, обеспечивающих детей собственной способности к защите себя и других. Он предполагает также соответствие и согласованность конкретных педагогических действий и психологических, высокую степень доверительных отношений взрослого и ребенка.

3. Взаимодействие - принцип, предполагающий согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов.Это связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей.

Взаимопонимание - есть система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого. Причем взаимопонимание достигается лишь в такой совместной деятельности, в которой педагог опирается на любовь к детям, свое личное обаяние и индивидуальные приемы и способы обучения и воспитания, а дети свободны в реализации своих интересов и способностей, при этом прислушиваясь к советам старших. При таком подходе достигается понимание ценности личности ученика и его успеха.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в коллектив нормально развивающихся детей может быть:

а) частичная - когда отдельные дети проводят часть дня в обычных классах;

б) временная - когда специальные и массовые группы и классы объединяются для проведения различных мероприятий, соревнований, отдельных занятий;

в) комбинированная - когда ребенок обучается в классе здоровых детей, получая при этом систематическую адекватную коррекционную помощь учителя - дефектолога специального класса;

г) полная - когда дети с отклонениями в развитии могут по 1-2 человека вливаться в обычные массовые школы. Коррекционную помощь в случае необходимости таким детям обычно оказывают родители, контролируемые время от времени специалистами.

Таким образом, путей совместного обучения и воспитания нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии несколько. Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с ограниченными возможностями. Помогло ребенку совершить в жизни самый трудный выбор – стать личностью.

Литература

  1. Выготский Л .С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1983, т. 5.
  2. Газман О.С. «Гуманизм и свобода». / Гуманизация и воспитание в современных условиях. М., 1995
  3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Сфера, 1994.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах, М., 1983.
  5. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики. / Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика, 1986.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, М., Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....

доклад "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"

В докладе рассматриваются такие вопросы как: условия успешного развития творческих способностей; воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся; система развития тв...

презентация "Развитие твоческих способностей учащихся как средство формирования личности ребенка".

Презентация представляет собой дополнительный материал к докладу "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"....

В чем проявляются основные особенности формирования личности ребенка с ОВЗ.

                      В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «П...

Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка и создании условий для его развития"

Ребенок, как субъект общественных отношений, является одной из главных категорий в социально-педагогическом аспекте, который изучает роль и место ребенка в обществе, его взаимодействие с другими людьм...