«Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие, эффективность»
учебно-методический материал
Новое время и новые требования определяют новые методы, формы, средства, технологии, используемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Методический материал к методическому часу:
«Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие, эффективность»
Материал подготовила:
воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации:
Рубан Яна Сергеевна
ст-ца Новоминская,
2021 год
Новое время и новые требования определяют новые методы, формы, средства, технологии, используемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Необходимость усвоения несовершеннолетними большего объема информации, и выработки практических навыков по ее применению, ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения и воспитания.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
В современном воспитании на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий в своей работе я использую:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно - коммуникативные технологии;
- игровые технологии.
Основные направления моей работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних основываются на программах дополнительного образования: «Патриоты Кубани», «Хочу все знать», «Хозяин и хозяюшка», «Наша безопасность», «Остров здоровья», «Мастерилка»; комплексной программе социальной реабилитации несовершеннолетних «Я - УСПЕШНЫЙ».
При организации занятий чаще всего использую следующие технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно - коммуникативные технологии, игровые технологии.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика;
- динамические паузы во время занятий;
- спортивные мероприятия.
Работа воспитателей по формированию здорового образа жизни направлена на сохранения и укрепления здоровья детей. Для формирования навыков здорового образа жизни я использую следующие методы работы:
1. Каждый новый день, как правило, начинается с утренней зарядки. Она поднимает детям настроение и заряжает энергией на весь день. Я использую все методы для поддержания хорошего настроения своих воспитанников. Стараюсь подбирать интересные комплексы утренней зарядки.
2. Провожу индивидуальную работу с несовершеннолетними, тем самым пытаясь донести до детей значимость здорового образа жизни, что необходимо ухаживать за своим телом, следить за здоровьем, внутренним и внешним состоянием организма, правильно питаться, заниматься спортом, вести подвижный образ жизни для поддержания и сохранения здоровья, рассказывают несовершеннолетним о пагубном влиянии вредных привычек, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
3. Ведется реабилитационная работа, включающая в себя блок занятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни. На занятиях используется наглядный материал, который помогает лучше усвоить тему; мультимедийные презентации: «Если хочешь быть здоровым», «Полезная пища», «Уход за телом», «Спорт- залог здоровья», «Курение- враг твоему здоровью» и другие; проводятся игры: «Огород- хоровод», «Ссора овощей»; просмотр и обсуждение познавательных мультфильмов: «Зарядка и простуда», «Сказочный домик для витаминов»; чтение и обсуждение рассказа К.Д. Ушинского «Лекарство»; проводятся познавательные беседы на темы: «Части тела», «Что у меня внутри?», «Для чего человеку нужна пища?», «Здоровье всего дороже».
4. Организация полноценного досуга детей. Проводятся различные досуговые и спортивные мероприятия, направленные на формирования здорового образа жизни, укрепление иммунитета, поднятие волевого духа и стремление сохранить свое здоровье.
5. Реабилитационная работа направлена на гигиеническое обучение, которое является важным условием сохранения и укрепления здоровья. Обучение направлено на формирование элементарных гигиенических навыков: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий):
Я, как современный педагог, широко использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Информационно - коммуникационные технологии способствуют лучшему усвоению материала детьми, повышают познавательный интерес, активизируют мыслительную деятельность воспитанников.
На занятиях применяю информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий. Осуществляю подбор дополнительного познавательного материала к занятиям: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски, маски и др.
Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них форме, являясь свидетелями происходящего на экране, учатся сопереживать происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Активно применяю мультимедийное сопровождение, демонстрирую воспитательные видеоролики и мультфильмы. При проведении физкультминуток, на занятиях творчества, в минутки релаксации практикую использование классической музыки. Включение аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к изучению, познанию чего-либо.
ПРИМЕРЫ:
- презентации, видеоролики, документальные фильмы, мультфильмы. Использование презентаций во время кружковой работы или реабилитационных занятий повышает интерес детей, ненавязчиво обогащает ребенка новыми знаниями;
- аудиозапись. Различные притчи по теме реабилитационного занятия, фрагменты или целые записи сказок, наполненных звуками природы, музыкой, разноголосное сопровождение, интонация автора;
- классическая или релаксационная музыка;
- совместное создание коллажей или презентации.
Использование коммуникационных технологий носит развивающий и стимулирующий характер, компьютер становится необходимым средством в воспитательной реабилитационной работе.
Игровая технология, где игра помогает обучению. Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе, когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Игра – это тот вид деятельности, где дети учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстников. В своей работе использую дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-развлечения, викторины, конкурсы, народные, подвижные и малоподвижные, спортивно-оздоровительные, развивающие.
ПРИМЕРЫ:
- игры на установление доверительных отношений:
«Я взрослею», «Какой я хороший», «Что значит, быть вежливым?».
- игры на формирование культуры поведения:
«Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты пантомимы».
- игры на сотрудничество, сплочение коллектива:
«Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы», «Спина к спине».
- игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания положительного настроения:
«Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «Хохотунья.
Я считаю, что благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и современных педагогических технологий в целом, реабилитационный процесс становится результативный, эффективным, современным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии
Новые технологии обучения на уроках географии в школе закрытого социума...
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".
В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....
Включение современных педагогических технологий в воспитательный процесс
Выступление руководителя МО классных руководителей...
Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы
Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...
Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность
выступление на заседании педагогического совета...