«Мы рядом, мы поможем»
методическая разработка
Методическая програма о профилактике девиантного поведения среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_ryadom_my_pomozhem.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения в школе (на примере деятельности образовательных учреждений г. Донецка) #1057;истема работы с детьми отклоняющегося поведения Профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания, органов государственной власти и общественных объединений должна стать всеобъемлющей, соответствовать современному уровню предъявляемых к ним требований. Социальный контроль выражается в стремлении окружающих (обычно большинства) предотвратить девиантное поведение, наказать девиантов или "вернуть их в общество". Органы власти города Донецка ищут новые методы и подходы к решению проблем безнадзорности. Важная роль в профилактической работе принадлежит молодежным организациям и формированиям. Среди самых популярных можно отметить: РДДМ; волонтёрское объединение "Я - Доброволец"; «ВЕКТОР -ЦССП». Данные объединения вносят значительный вклад в решение проблемы профилактики девиантного поведения среди детей и подростков. В школах коррекционно - воспитательная деятельность главным образом нацелена на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, и создания новых с целью; достижения самореализации личности в социуме. Проводятся классные часы и индивидуальная работа, а так же работа с семьей. Основные темы для работы с детьми с девиантным поведением: "Личность – общество"; "Личность – социальная среда"; "Личность – группа"; "Личность – личность"; "Личность – собственное Я". Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, установок и т. д., 32 осуществляемое психолого-педагогическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении сознания личности в соответствии с нормами, принятыми в социальной среде, в обществе в целом. Помимо названных тем, в школах осуществляется: #1076;оступность и своевременность квалифицированной социальнопсихолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы социальной и психологической дезадаптации;
2. диагностирование детей, направленное на установление источников и причин, форм и степени их дезадаптации;
3. разработка индивидуальных программ коррекции, реабилитации, адаптации и социализации и др. Рассматривая социально-психологическое развитие подростка как непрерывный процесс самопроекции личности, мы можем выделить три основных этапа психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации происходит соотнесение самопознания в рамках " Я "и творческого "Я". На этом этапе формируется жизненная философия человека, при этом подросток не только достигает самосознания себя и своих возможностей, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь в различных видах деятельности (работа, учеба, игра, досуг и т. д.). Здесь происходит включение подростка в различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как сознательный выбор оптимального поведенческого решения. В школе с детьми, которые состоят на учете, проводятся следующие виды работы.
1. Индивидуальная работа с подростком девиантого поведения.
2. Рейды по неблагополучным семьям, безнадзорным.
3. Работа с безнадзорными подростками.
4. Направление на консультацию и постановка на учет к наркологу. 33
5. Направление в Центр занятости и постановка на учет для дальнейшего трудоустройства.
6. Направление в отдел по оказанию социальной помощи (например, выдача путевок в летний оздоровительный лагерь, а так же помощь на трудоустройство в каникулярный период).
7. Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.
8. Работа по дальнейшему обучению несовершеннолетних.
9. Приглашение на заседания КпДН.
10. Проведение профилактических бесед, постоянный контроль.
КДН строит свою работу в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986г.). Организационной формой взаимодействия являются совещания, на которых на основе комплексного подхода разрабатываются различные программы профилактики девиантного поведения детей и подростков. Планы мероприятий составляются с учетом мнений всех специалистов. Так же в Донецком городском округе раз в квартал проводятся данные мероприятия. Можно выделить следующие общие мероприятия всех выше перечисленных структур, в совокупности направленные на профилактику и решение проблем детей и подростков девиантного поведения:
1. Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков. 34
2. Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.
3. Индивидуальная работа с несовершеннолетними.
4. Рейды по неблагополучным семьям.
5. Работа с безнадзорными подростками.
6. Координация деятельности учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
7. Организация занятости и отдыха детей и подростков в летний период времени.
8. Профилактическая работа с несовершеннолетними, употребляющими алкогольные напитки и токсические вещества. В школах для комплексного подхода взаимодействуют многие педагогические работники. Директор - совместно с администрацией, педагогами школы и социально-психологической службой ОУ рассматривает систему воспитательной работы, содержание, организацию и распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательной деятельности; создает хорошо организованный, управляемый студенческий коллектив, обладает полной информацией о социальном положении детей, образовательных возможностях семей, положении трудных детей; создает в коллективе атмосферу творчества, взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Зам. директора по учебно – воспитательной работе - создает условия для реализации образовательных стандартов; организует индивидуальные и групповые занятия со школьниками; корректирует преподавание и воспитания в классе. Осуществляется через малые педагогические советы, так же советы с учетом индивидуальных проблем учащихся и их родителей: стимулирование учителей к использованию современных педагогических технологий с целью повышения мотивации и достижения успеха в учебном процессе; создает атмосферу доброжелательности в школе. Заместитель директора по воспитательной работе - создает образовательную систему в школе; составляет планы работы с детьми девиантного поведения и проблемными семьями; руководит советом по профилактике правонарушений; руководит деятельностью классных руководителей; сотрудничает с органами правопорядка и социальной защиты населения; способствует вовлечению учащихся в занятия в учреждениях дополнительного образования; организует работу с социумом; организует сбор и систематизацию информации о социальной среде подростков; изучает жизнь ребенка вне школы; организует профилактическую работу в микрорайоне; поддерживает детей в экстремальных ситуациях; взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением; дает советы родителям по воспитанию детей и организации досуга их чад. Психолог - изучает личность ученика и коллектив класса; анализируется адаптация ребенка в окружающей среде; выявляет дезадаптированных школьников; изучает взаимоотношения детей со взрослыми, сверстниками; подбирается комплекс диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет интересы, склонности и способности учащихся; оказывает психологическую поддержку нуждающимся детям. Классный руководитель – отвечает за образовательную систему класса; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Классный руководитель является звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и их семьями; предоставляет информацию социально-психологической службе о детях с девиантным поведением и проблемных семьях. Учителя предметники - повышение мотивации за счет реализации деятельностных форм и методов обучения; учитывает возрастные особенности учащихся; они используют индивидуальный и 36 дифференцированный подход в обучении; занимается внеклассной деятельностью по данному предмету. Таким образом, взаимодействие всех специалистов школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения. Проблемы детей и подростков с девиантным поведением вынуждает органы власти Серовского городского округа искать новые методы и подходы: принятие новых законов, привлечение молодежных и общественных организаций, разработка новых концепций социально-педагогической работы.
Одним из методов работы с несовершеннолетними в школе является проведение тестирования, в ходе которого выявляются подростки, склонные к девиантному поведению, и в первую очередь к агрессии. После этого работает с такими детьми педагог – психолог, социальный педагог, по программе, которая называется «Мы рядом, мы поможем» она направлена на преодоление агрессии у подростков. В эту программу включены занятия с агрессивными детьми. Первый урок направлен на поддержание положительной самооценки и включает в себя задания: - обсудите способы поддержания позитивной самооценки; - дайте подростку возможность в полной мере реализовать свои силы; - дайте каждому члену группы возможность узнать, как они воспринимаются другими членами группы; - предоставьте подросткам возможность соотнести самооценку и оценку членов группы; - помочь формировать у подростков умения слушать и давать обратную связь. Потом проводится групповая дискуссия. Тема обсуждения: "Как мы поддерживаем и улучшаем нашу самооценку". Мнения подростков пишутся на отдельном листе бумаги и дополняются модератором. Например: улучшайте свою внешность (прическу, макияж, следите за фигурой). Воспитывайте себя, развивайте свои таланты, способности. Добивайтесь успеха в любом деле; выигрывайте конкурсы, соревнования, помогая другим людям, тем самым повышая их самооценку; украшайте свое место, где вы часто находитесь плакатами с лозунгами: "Ты лучший! "и т. д. " Главное не ставить глобальных целей. После обсуждения подростки говорят комплименты. Чтобы всем было хорошо видно, ставятся два стула друг напротив друга. Предлагается одному из учащихся занять один из стульев, все 38 остальные учащиеся по очереди садятся на пустой стул и рассказывают ему только о своих положительных качествах. Слушатель может попросить разъяснить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права отрицать или оправдываться. Каждый участник группы, по возможности, должен занять место слушателя. Затем организуется дискуссия о том, что каждый из участников чувствовал и думал во время выполнения задания. После с детьми проводится беседа, в ходе которой делаются выводы, чтобы стараться закрепить и поддержать позитивную самооценку. Для подростка с девиантным поведением очень важно чувствовать и осознавать свои силы, правильно направлять свою энергию в нужное русло и отчетливо стараться понять, какой же образ «Я» ему оставить для будущей жизни. После этого ребенку предлагается нарисовать, вылепить, или сделать из подручных материалов модель своего образа «Я». Дальше каждый ребенок рассказывает о ней, в процессе обсуждения с педагогами и другими детьми делаются выводы о создании его материального образа и если в них есть какие – либо переживания, то дается возможность их отрефлексировать. Это задание повышает самооценку у ребенка в настоящем времени, а так же актуализирует точное представление о себе. Основной целью является научить ребенка без агрессии, отстаивать свою точку зрения. Следующее задание называется «3 варианта». Для детей раздаются карточки с общеизвестными ситуациями, на которые очень трудно среагировать неагрессивно и спокойно настаивать на своем. Ситуации: #1042;ернуть обратно некачественный товар, купленный вами в магазине.
2. Выразить свое мнение, которое не совпадает с мнением другого человека. #1057;казать учителю или родителю, что он поступил не честно.
4. Сказать продавцу, что он вам неправильно сдал сдачу.
#1057;казать «Нет» 39
6. И другие. После того, как ребенок предложил свой вариант ответа, делаются выводы, что на приведенные ситуации можно реагировать 3 разными способами. Первый – Агрессивное поведение, тем самым вы атакуете человека. Второй – быть нейтральным (пассивным), то есть оставить ситуацию как есть и никак на нее не реагировать. У вас получится избегание конфликта. Третий – спокойно отстаивать свою точку зрения, такой вариант предполагает умение постоять за себя и свои права, контролировать свое поведение и эмоции. Обязательно подростку нужно рассказывать о существовании разных ситуаций, и причин их решения. Почему же, например люди не отстаивают свои права? Да хотя бы просто потому, что бояться выглядеть глупо, не хотят оскорбить другого человека, не хотят оказаться замешанными в драку. Нужно убедить детей настаивать на своем, но не с агрессивной точки зрения. Предлагается пути решения трудных ситуаций выписать им на листок. Важно объяснять детям преимущества неагрессивного настаивания на своем, если ребенок этому научится, то у него будет личное удовлетворение, самооценка станет выше, получить в результате то, что вы хотите, появится чувство контроля над своей жизнью и эмоциями. Так же в школе с несовершеннолетними детьми с девиантным поведением проводятся упражнения для выработки вербальных навыков настаивания на своем. В этих упражнениях детей учат умению сказать «Нет» или стоять на своем, когда от него что - то требуют. Обязательно нужно научить детей просить об одолжении или настаивать на своих правах. После этого дети разыгрывают сценки, которые иллюстрируют вербальный навык неагрессивного настаивания на своем. Чаще всего у детей это упражнение проходит на отлично, а значит можно сделать вывод, что неагрессивное настаивание на своем поможет отстоять ваши интересы, права, позволит открыто и, честно выражать себя и свое мнение, при этом, не задевая права других людей. Социальный педагог с помощью данных упражнений 40 формирует у подростка с девиантным поведением вербальные и невербальные компоненты, которые включаются в неагрессивном настаивание свои прав и интересов. Содержание занятий по программе «Мы рядом, мы поможем». На первых двух занятиях говорим:
• о добрых взаимоотношениях в классе;
• о том, как важно уважать себя и других;
• о том, как не позволять обижать себя и других. Рассматриваются ситуации девиантного поведения из фильмов. Проводится анкетирование. На третьем занятии: • Обсуждаем результаты анкетирования.
•Групповые и индивидуальные беседы на тему: «Агрессия и агрессивное поведение», «Формы проявления и чем опасна агрессия», «Как различать шутку, игру и агрессивные действия?» На четвертом занятии:
• Обсуждение темы «Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии?»
• Круглый стол «За что дразнят?»
• Вечер диалог «Кто и почему становится агрессором?» Работа в группах
. • Рисунок «Портрет агрессора. Причины агрессии».
• Анкетирование. На пятом занятии:
• Мозговой штурм «Что можно сделать, чтобы остановить агрессию?»
• Анализ результатов анкетирования.
• Беседа «Как помочь жертве?»
• Круглый стол «Как помочь агрессору исправиться?»
• Вечер – диалог «Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе? Возможные способы»
• Определить стратегии поведения 41
•Обсудить с детьми правила поведения класса (предложения). На шестом занятии:
• Принятие правил класса.
• Каким образом можно выполнять правило?
• Иллюстрирование (по подгруппам) На седьмом занятии:
• Работа с Правилами класса.
• Обмен мнениями в классе. На восьмом занятии:
• Обучение выбору адекватной стратегии поведения.
• Тренинг социальных навыков. На девятом и десятом занятии:
• Подведение итогов.
• Результаты анкетирования. Эффективность социальной работы с детьми с девиантным поведением зависит от многих факторов. В первую очередь от материально-технической базы, комплексного подхода к проблеме развития законодательной базы. Во вторых вовлечения молодежи, в общественные организации и объединения. В третьих очень важно найти рабочие кадры, разбирающиеся в тонкостях работы с несовершеннолетними девиантами, организации досуга несовершеннолетних, так же постоянно необходимо пробовать новые методики работы с детьми с девиантным поведением. Я провела исследование, конкретно анкетирование подростков, которые обучаются в средней школе. Задавала им вопросы по поводу вредных привычек. Ответы были разными, как и сами дети, хотя во многом мнение совпало, например, никто не сознался, что курит сам или употребляет наркотики, а есть друзья, которые это делают. По отношению к курению 6 детей относятся положительно, а отрицательно 28. 19 человек считают, что курить бросить легко, а 10 детей считают, что наркомания излечима. И, что существуют, эффективные способы борьбы с наркотиками ответили 13 42 человек, что да. А 10 человек не знают, ответа на этот вопрос. На вопросы по табакокурению отвечали ученики 5-9 классов, всего 45 человек. А на вопросы о наркомании, отвечали ученики 10-11 классов, всего было опрошено 30 человек. Проанализировав данную программу, которая применяется в школах «Мы рядом, мы поможем». Я считаю, что она действенна. Во – первых потому, что ребенку там оказывают психологическую поддержку и помощь. Помогают разобраться в проблемах, и стараются найти выход, то есть искоренить. Во - вторых стоит заметить, что ребенку показывают положительный мир, в котором нет место девиации. В – третьих дети спустя время идут на контакт, и уже спустя 3 месяца можно заметить улучшения в поведении ребенка, а к концу года уже многие дети снимаются с учета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Поможем колобку"
Занятие на развитие познавательных способностей...
Поможем детям учиться
Полезные советы для родителей...
"Мы поможем озеру!"
Презентация подготовлена по материалам экологической экспедиции по спасению озера Петровское....
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
памятки для родителей...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
продвижение проекта "Поможем детям вместе"
Хотим начать с того, что делать добро – это всегда приятно, а главное добро – это смысл жизни.В 2009 году ученики 11а класса впервые решили организовать сбор макулатуры, а полученные деньг...
Внеклассное мероприятие" Поможем природе".
Урок по окружающему миру для 2 класса....