Индивидуальная программа педагога-психолога
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ  

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 С ПОДРОСТКОМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ


 

Пояснительная записка

Вопросы, связанные с необходимостью адаптировать подростков в социально-психологическом плане, не утрачивают актуальности по направлению возможности откорректировать формы поведения в их девиантных и делинквентных видах.

Для личности, у которой зафиксировано девиантное поведение, принимается, что устойчиво проявляется несоблюдение значимых для социума норм, из-за чего не только личность, но и социум испытывает ущерб, а индивид при этом не адаптирован к социальной жизни. Девиантное поведение проявляется в разнообразных действиях, где преобладает агрессия, делинквентность, зависимость или склонность к суициду.

Проявившееся девиантное поведение особо в том плане, что сопоставляется с личностью индивида, условиями социальной среды, материальной обеспеченностью, возрастом. Нередко педагоги склонных к девиантному поведению детей маркируют как трудных, сложно поддающихся воспитанию. Применение термина трудновоспитуемость упоказывает, что ребёнок не поддается воспитанию, его личность формируется неправильно, отсутствует готовность из-за неспособности или нежелания принять воздействия педагога и активно на них откликнуться.

Говоря о трудновоспитуемых детях, нужно понимать, что возникает сопротивление воспитанию, отсутствует доверие и уважение к окружающим, педагогический процесс воспринимается как негативный, из-за поведения подростка возникают конфликты путем провокаций. Если выявлена трудновоспитуемость, таковая в отдельных случаях является итогом кризисных периодов в конкретном возрасте, отсутствия компетентного подхода, некорректного развития психики или упущений в социальном плане, ошибок педагогов и родителей, чрезмерно разрешающих ребенку самостоятельность.

В психопедагогических исследованиях был поведен мониторинг и диагностика подростков на предмет особенностей эмоций и личностной сферы. Определено, что коммуникативные навыки не развиты, социальная дистанция не выдерживается, если происходит общение с взрослыми.  Эмоции неустойчивы, а для подростка проблемно осознать, в каком состоянии находятся окружающие, не выделена система нравственных ценностей и ориентации, возникла агрессивная позиция к социуму, склонность протестовать, неумение анализировать и фиксировать собственные слова и действия, сложно выразить возникающие чувства.

Подростки стремятся показать оформляющуюся взрослость, из-за чего требуют стать независимыми и автономными, противоречат взрослым, не соблюдают норм и правил, вербально агрессивны. Из-за физического и гормонального развития психика неустойчива, эмоции нестабильны. Учёбу затмевает общение, приобретающее характер ведущей деятельности, а веское мнение исходит только из детского коллектива ровесников или молодёжи. Но подростки стремятся получить одобрение взрослых, чтобы сформировать образ с определенной устойчивостью. При этом самооценка динамично развивается под воздействием позиции погодков или родителей, педагогов.

Обследовав подростков на предмет психологического благополучия, выявлено, что девиантное поведение сопровождается рядом особенностей, возникших в личностной сфере и эмоциональном пространстве. В частности, у подростков невысока самооценка, дети не умеют вступать в конструктивный диалог с педагогами, родителями, затрудняются в подобном взаимодействии даже со сверстниками, представления о моральных ценностях не сформированы, тревожность достигает высокого уровня, характер акцентируется на демонстрации, возбудимости, ребёнок скован и напряжен, просматривается неустойчивость и лабильность эмоций. у ребенка для сферы психики не создана защищенность, отсутствует атмосфера психологической безопасности, развиты определенные негативные эмоции. Эта специфика является причиной свойственных подростку нарушений поведения, когда ребёнок использует эти качества, чтобы защитить психическую сферу от сложной ситуации в его жизни. Таким образом, личность формируется в неблагоприятных условиях, а социальная адаптация происходит неэффективно.

 Полагаем, что образовательным учреждениям необходимо приложить усилия к тому, чтобы создать программу, выполнив которую в отношении трудновоспитуемого подростка будет проведена профилактика, а также откорректировано поведение в девиантных и делинквентных формах, создана ориентация на отсутствие вредных привычек и здоровый стиль жизни. Эти мероприятия заложат основу скорейшей и полнейшей социализации.

 Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.

Задачи:

  1. Коррекция агрессивного поведения;
  2. Формирование положительной нравственной направленности личности;
  3. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
  4. Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
  5. Обучение способам саморегуляции, релаксации;
  6. Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • об индивидуально-личностных особенностях;
  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями: 

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;
  • учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;
  • взаимосвязь этапов реализации работы;
  • комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью; 
  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред. 

Формы организации работы с подростком:

1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.

2. Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок».

Основные направления работы.

  • Диагностические мероприятия с подростком;
  • Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
  • Профилактическая работа;
  • Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

1 Коррекционно-развивающая работа с подростком:

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.

Задачи

Содержание

1.

Коррекция и развитие самопознания, саморегуляции. Изучение взаимосвязей телесного и психологического.

Психологический тренинг. Арт-терапия. «Тело. Душа. Разум. Эмоции». Какой твой порядок?

2.

Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения.

Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня».

3.

Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций.

«Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение.

4.

Формирование положительной нравственной направленности.

Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее», «Вопросы взросления», «Школа доброты».

5.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения.

Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо».

6.

Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я - концепции», уверенности в себе.

Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один».

7.

Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!».

8.

Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций.

Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.«Изобрази свое «Я»; «Инь - Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой».

2.Формирование положительной нравственной направленности:

Нравственность (мораль) признана для человека сферой, значение которой в межличностных отношениях сложно преуменьшить. Мораль диктует стандарты и правила, чтобы упорядочить бушующие страсти, терзания и раздумья индивида, его победы и ошибки. Сфера нравственности несет множество проблемы, актуальные для подростка и затрагивающие в душе глубоко лежащие струны, заставляющая взвешивать поступки, надеяться, сомневаться или критиковать. Из моральных норм рождается оценочное знание, базой для которого стали поступки человека и его окружающих, вся жизнь современников или события прошлого.

Задачи:

  • создание собственного отношения к жизни;
  • формирование нравственных основ личности;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
  • изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;
  • формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;
  • расширение культурного кругозора;
  • развитие культуры этического мышления;
  • развитие способности морального суждения и оценки;
  • развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
  • обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Для социума вопрос о развитии морального и нравственного, воспитании этих качеств не утрачивает актуальности с времени Античности. Сегодня задача воспитать высоконравственного человека становится все значимее, когда процесс глобализации приносит не только знакомство с культурными ценностями, но и жестокостью и насилием, деградацией и крахом гуманных моральных приоритетов.

В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

Тематический план занятий-бесед с подростком

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Воспитание человечности. Настоящая мудрость.

1

2.

Кто достоин уважения. Как стать лучше.

1

3.

Разговор о совести. Помогаем другим.

1

4.

Красота души. Учимся видеть хорошее.

1

5.

Золотое правило жизни. Умение прощать.

1

6.

Тропа милосердия. Сила любви.

1

7.

Как стать счастливым.Жизнь в единстве.

1

8.

Быть ответственным. Разговор о совести.

1

3.Содержание индивидуальной работы с подростком:

Цель

Игры и упражнения

Формирование положительной устойчивой «Я-концепции».

«Мой портрет в лучах солнца»;

«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ.

«Автобиография». Самоанализ

«Мой темперамент». Диагностика.

«Мой характер». Тест Айзенка.

«Тип личности». Тест «Шесть рек»

«Мои чувства, мысли и желания»»;

«Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни»

«Хочу, могу, надо». Самовоспитание

«Как стать лучше. Приёмы самовоспитания»

«Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

«Копилка обид»; «Грустные мысли»;

«Лист гнева»; метание дротиков в мишень;

«Подушка-колотушка».«Воздушный шар»

Обучение способам релаксации и саморегуляции.

«Розовый куст»; «Камень у ручья»;

Аутогенная тренировка; «Маяк»,

«Поплавок»; «Передача энергии»

«Ритмичное дыхание», «плавное дыхание».

Самовнушение. Позитивные установки и др.

4.Работа с педагогами:

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Задачи:

  1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
  2. Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
  • Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

3. Включение подростка в работу секций, кружков.

4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Симптомы нарушений

Задачи развития

Методы развития

Нарушение взаимодействия со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

План индивидуального развития педагога-психолога

План на 2011-2015 гг по самообразованию педагога-психолога в школе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Протокол индивидуальной консультации педагога-психолога

Бланк протокола консультации педагога-психолога....

карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми

карта индивидуальной работы педагога-психолога с детьми...