Социальный проект "Внуки и внучки"
проект (9 класс)
Очень хороший социальный проект. Дети приняли активное участие. Получили положительные эмоции. планируем и дальше работать в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy.docx | 758.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия) Нерюнгринский район
п. Чульман
Государственное казенное учреждение
«Центр помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Вектор»
|
Руководитель: воспитатель
Сокольникова Евгения Ивановна
Участники проекта:
Воспитанники Центра «Вектор»
п. Чульман
Содержание
Введение 1 | 3 |
Этапы работы 5 Рефлексия на выходе из проекта 8 | 6 |
Заключение 9 | 1 |
Библиографический список 10 | 1 |
Приложения 12 | 1 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям, формирование готовности к ценностному общению с ними приобретают особую актуальность в свете непрерывного старения населения, которое на сегодняшний день можно считать феноменом глобального масштаба. В конце 90-х годов доля пожилых людей в общем составе населения России составила 12,2%, а, по данным Всероссийской переписи 2010 г., доля населения старше трудоспособного возраста в нашей стране достигла 22,2%.
На сегодняшний день российское общество вошло в тот период своего развития, когда увеличение числа пожилых людей в составе населения серьезно влияет на социально-политические, экономические и духовно-нравственные изменения. При этом в сегодняшнем российском обществе люди пожилого возраста стали наиболее социально незащищенной категорией населения.
Без уважения к старшим невозможно полноценное существование института семьи. Как один из столпов нравственности, должное отношение к людям преклонного возраста, родителям и прародителям обеспечивает гармоничное развитие нации и сохранение культурного наследия предков. Еще задолго до наступления реальной старости молодой человек подспудно «примеряет» на себя образ старика, бытующий в социуме, осваивает отношение к пожилым в обществе; вступив в «свой» пожилой возраст, он использует приобретенные ранее стереотипы. От того, каким оказывается восприятие пожилых людей у подростка, зависит социальная и внутриличностная гармония в последующие годы.
К сожалению, на сегодняшний день общественная ситуация складывается для старшего поколения отнюдь не благоприятно. Происходившая в течение трех последних десятилетий трансформация российского общества, сопровождающаяся экономическими, политическими и социально-культурными изменениями, привела к глобальной переоценке ценностей и ориентиров жизни, деформируя прежнюю иерархию взаимодействия молодежи и старшего поколения.
Подобная ситуация способствовала формированию конфликтогенного отношения к пожилым людям у подростков и молодежи, а также распространению негативного восприятия периода старости самими пожилыми людьми.
В условиях разобщенности поколений и распространения негативного мнения о периоде старости возникает острая необходимость в целенаправленной работе по изменению социального статуса старости как периода «доживания» и по развитию уважительного отношения к пожилым людям как социальной общности. Приоритетная роль в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежит воспитательной работе, в частности, в нашем Центре «Вектор».
Проблема: совершенствование отношений между поколениями, привлечение подростков к умению быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность, уметь приходить на помощь в тяжелой ситуации.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в Центре «Вектор», направленный на формирование организации в работе с пожилыми людьми.
Ожидаемые результаты: при реализации этого проекта пожилые престарелые люди не будут чувствовать себя забытыми и покинутыми. Воспитанники Центра пытаются восстановить в их сердцах положительное отношение к поколению, пришедшему им на смену, и доказать, что они достойные преемники дела всей жизни.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
Цель проекта: оказание адресной помощи людям, пожилого возраста, жителям поселка, укрепление духовной связи между людьми разных поколений, а также привлечение воспитанников к активной благотворительной деятельности, направленной на психологическую поддержку ветеранов войны и труда, находящихся в вынужденной длительной изоляции по состоянию здоровья, пенсионеров престарелого возраста с ограниченными возможностями.
Задачи:
- организовать детей на дела, направленные на заботу о старшем поколении;
- организовать общение и взаимодействие подростков с пожилыми людьми;
- оказать посильную физическую и моральную поддержку пожилым людям;
- пропагандировать у воспитанников здоровый образ жизни и семейные ценности.
Методы исследования:
- анализ и синтез полученных знаний;
- реферирование;
- анкетирование.
Миссия проекта: актуализация лучших моральных качеств воспитанников - доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки пожилым людям, тем кто сегодня оказался в трудной жизненной ситуации.
Автор проекта: Сокольникова Евгения Ивановна - воспитатель семейно-воспитательной группы «Звездочки»
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Данный проект является бессрочным.
Название и содержание деятельности | Сроки | Ответственные | Примечание |
1. Проектный этап | |||
Определение темы и актуальности проекта | Январь 2023г. | Воспитатель | |
Определение круга социальных партнеров и получение их согласия | Январь 2023г. | Воспитатель | |
Определение цели проекта | Январь 2023г. | Воспитатель | |
Анкетирование Результат | Февраль 2023г. | Воспитатель | Приложение 2 Приложение 3 |
Нормативно-правовое обеспечение, соглашение о сотрудничестве с администрацией Дома престарелых | В течение срока реализации | Руководитель Воспитатель | Приложение 1 |
«Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи, первые встречи, составление примерного плана - перечня социально-значимых дел | В течение срока реализации | Воспитатель | |
2. Этап социальной пробы
| |||
Разработка сценариев и подготовка к выступлениям | В течение срока реализации | Воспитатель | |
Репетиции и организационные моменты | В течение срока реализации |
Воспитатель | |
Организация и проведение мероприятий: | В течение срока реализации | Воспитатель
| |
Акция «От всей души» подарки | Февраль 2023г. | Воспитатель | |
«Домашний цветок в дом» | Март 2023г. | Воспитатель | |
Воспитательский час «Что такое милосердие» | Апрель 2023г. | Воспитатель | Приложение 4 |
Субботник «Аллея памяти» | Май 2023г. | Воспитатель | |
Открытка ветеранам «Мы помним! Мы гордимся» | Май 2023г. | Воспитатель | |
Операция «Огород» | Июнь 2023г. | Воспитатель | |
Акция «Рядом живет пожилой человек» | Июль 2023г. | Воспитатель | |
Сочинения –рассуждения «Милосердие — это я?!» | Август 2023г. | Воспитатель | |
Воспитательский час «Не обижай старость» | Сентябрь 2023г. | Воспитатель | Приложение 5 |
Игра «Письмо в будущее» | Сентябрь 2023г. | Воспитатель | Приложение 6 |
«Поздравляем с праздником!» | Октябрь 2023г. | Воспитатель | |
Помощь в уборке снега у пожилых людей | Ноябрь 2023г. | Воспитатель | |
Акция «Скрасим одиночество теплом» | Декабрь 2023г. | Воспитатель | |
Акция «Твори добро» Чистый дом | Январь 2024г. | Воспитатель | |
Акция «Пирожки в Дом престарелых» | Февраль 2024г. | Воспитатель | |
Рисунки от детей «Цветы для Вас» | Март 2024г. | Воспитатель | |
Акция «Блинная неделя» | Апрель 2024г. | Воспитатель | |
Акция «Георгиевская ленточка» для ветеранов ВОВ | Май 2024г. | Воспитатель | |
Акция «Забота» | Июнь 2024г | Воспитатель | |
Чаепитие «Вспомним молодость» | Июль 2024г. | Воспитатель | |
Акция «Убираем урожай» | Сентябрь 2024 | Воспитатель | |
Акция «Подари подарок дедушке и бабушке» | Октябрь 2024г. | Воспитатель | |
Помощь во дворе | Ноябрь 2024г. | Воспитатель | |
Вечер воспоминаний «Пусть голова моя седа…» | Декабрь 2024г. | Воспитатель | |
3. Подведение итогов
| |||
Подготовка материалов к трансляции (сеть Интернет) Оформление презентации | Январь 2024г. | Воспитатель | |
32. Обобщение и представление педагогического опыта | Февраль 2024г. | Воспитатель |
Рефлексия на выходе из проекта
Это обращение участников проекта к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. В итоговой рефлексии «закольцовывается» проектное время. Это видение себя со стороны - «здесь и сейчас». Это и ретроспективный взгляд на пройденный путь. Это и взгляд в будущее
Каждому из участников пришлось по душе что-то свое: «Оказалось так просто устроить праздник посреди недели и без всякого повода. А главное - всем оказалось хорошо вместе»; «Побольше бы таких встреч, и проблемы отцов и детей стояли бы не так остро»; «Давно не чувствовала себя такой любимой бабушкой. Большое спасибо за открытки!».
Оценка праздника, проведенного совместно с людьми пожилого возраста, со стороны воспитанников также была положительной. На этапе рефлексивного обсуждения воспитанники-организаторы отмечали волнение перед встречей, которое пропало, как только началось общение. Ребята также обратили внимание на особую доброжелательность публики: «Пожилые люди все время улыбались, подсказывали, когда было трудно пояснить задание, терпеливо ждали. Это помогало не беспокоиться». «Запомнилось, как пожилые люди принимали подарки. Открытки ничего не стоят, а им было очень приятно».
Воспитанники интересовались молодостью ветеранов, времяпрепровождением в подростковом возрасте, современном досуге. Во время игровых упражнений выяснилось, что у участников разного возраста много общего: любовь к домашним питомцам и путешествиям, любимые фильмы, занятие творчеством и спортом.
По данным анонимного рефлексивного опроса положительные впечатления от работы получили все участники проекта. Более 83% воспитанников заявило о желании продолжить реализовывать проект.
Заключение
Нами проведены различные классные часы и благотворительные акции для пенсионеров.
Выяснено, что большинство людей понимают актуальность проблемы поколений, но некоторым не хватает заинтересованности и мотивации.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный проект можно использовать на воспитательских часах, посвященных деятельности волонтеров, а также при проведении благотворительных акций и других мероприятий.
По окончании деятельности в рамках проекта в 2023-2024 годах предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия. За счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся людям.
Данный проект был направлен на воспитание в нас чувства уважения и понимания к окружающим; на то, что нужно сделать, если мы столкнемся с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни - один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов. Обязательно нужно помнить золотое правило: «Все вернется бумерангом». Каждый человек должен научиться любить людей и тогда пожилые люди увидят мир немного по-иному и им захочется рассказать об этом.
Наш социальный проект на тему «Внуки и внучки» хочется завершить рассуждением о том, что мы можем обеспечить счастливую старость многим пожилым людям, нужно лишь немного участия и поддержки от каждого из нас.
Библиографический список
1. Интернет-ресурсы:
5. #1085;овости/1255-akcija-pomoschi-pozhilym-ljudjam-startovala-v-ljubereckom-rajone
6. ;id=896797
2. Лобастова М.А. Формирование патриотического мировоззрения//приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2015 г. №6
3. Соломина Е.С. Роль духовно-нравственного воспитания//приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2014 г. №12
Приложение 1
Результат анкетирования
АНКЕТА
Мы провели собственное исследование путем анкетирования среди воспитанников Центра «Вектор», в итоге было опрошено 40 человек. Мы предложили современному поколению ответить на ряд поставленных нами вопросов. Для установления отношения молодежи к пожилому поколению были заданы вопросы:
- «Что вы понимаете под уважением к пожилым людям?»:
готовность в любое время оказать необходимую помощь (31 чел. – %); при возможности не буду откланяться от оказания помощи (8 чел. - 20%); достаточным будет вежливое приветствие (1 чел. – ); не проявляю уважения (0 чел. - 0%)
- «Как вы думаете, существует ли в нашем обществе тенденция негативного отношения к пожилым людям?»: да (25чел. – ); нет (5чел. – ); не могу ответить (10 чел. - 25%).
Также вопросы были заданы относительно проявления помощи и поддержки пожилому поколению:
- «Когда в последний раз вы помогали пожилым людям?»: на днях (20 чел. - 50%); на прошлой неделе (10 чел. - 25%); в прошлом месяце (7 чел. – ); уже не помню (3 чел. – ).
- «Как часто уступаете место в общественном транспорте?»: всегда (28 чел. - 70%); если не сильно устал(а) (12 чел. - 30%); очень редко (0 чел. - 0%); совсем не уступаю (0 чел. - 0%).
Наше исследование помогло нам прийти к следующему выводу. Внушительная часть современной молодёжи оказывает должное внимание пожилым людям. Расстраивает только то, что встречаются молодые люди, которые не проявляют уважение к взрослому поколению.
Приложение 2
Приложение 3
соглашение
Приложение 4
Конспект воспитательского часа
«Милосердие».
Цель: способствовать формированию у воспитанников представлений о милосердии и благотворительности.
Задачи: формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро.
Развивать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку.
Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Ход
Воспитатель: Добрый день, ребята! Не секрет, что мы с вами живем в трудное время. Наша страна переживает сложный период. Стремительные перемены иногда застают нас врасплох. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Появилось равнодушие, разобщенность между людьми, негативное отношение друг к другу. Но мы живем в обществе и наши слова, поступки не безразличны для окружающих.
Воспитатель: Послушайте, стихотворение:
В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.
Воспитатель: - Какие качества вы больше всего цените в людях?
- Как вы понимаете, что такое милосердие и нужно ли оно в наше время? (ответы)
- Давайте, поговорим откуда взялось милосердие, объясним понятие этого слова.
Христианская религия всегда проповедовала милосердие.
Милосердие считалось отличительной чертой россиян.
Человек должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком
- Так, сказал Иоанн Златоуст.
Воспитатель: - Как вы считаете, к кому нужно относиться милосердно, кому нужно помогать и к кому мы приходим на помощь в трудную минуту? (Ответы)
- А если это чужой человек, у которого случилась беда? Послушайте одну притчу.
Притча о добром самаритянине.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая, самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние». Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»: на некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение. Так кто же оказался по-настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.
Воспитатель: - Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? - Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»
- Кто в этой притче поступил милосердно?
- Кого считать «ближним» человеком?
- Так кому нужна наша помощь? (ответы)
Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Воспитатель: - Современная трактовка включает в слово милосердие следующие понятия:
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
- Противоположные по значению слова (сначала спросить детей):
· равнодушие
· жестокость
· злость
· враждебность
· насилие
- Говорят, что у милосердия есть 7 дел:
· Поить жаждущих
· Кормить голодных
· Одевать нагих
· Принимать бесприютных
· Посещать больных
· Навещать узников
· Хоронить мертвых
Воспитатель: - В нашей стране несколько знаменательных дат сострадания и милосердия (обсудить каждую дату)
¨ 9 мая – День Победы.
¨ 12 мая - Международный День сестры милосердия.
¨ 1 июня - Международный день защиты детей.
¨ 9 июня – Международный день друзей.
¨ 1 октября - День пожилых людей.
¨ 16 ноября – День толерантности.
¨ 3 декабря – Международный День инвалидов.
Воспитатель: - Можно ли научиться милосердию? Да! Нужно каждый день, маленькими шажками делать добрые дела. Тогда в вашем сердце заживет любовь. - Жизнь каждому из нас представляет шансы встать на дорогу добра, милосердия и идти по ней. Сможете вы по ней идти или нет покажет только время. А сейчас я вам предлагаю пройти один тренинг. Для этого мне нужны добровольцы. (Выходят желающие, вытягивают на листочках написанные ситуации, минута на размышление и обсуждение ситуаций – кто и как поступил в данных ситуациях)
· К тебе на улице привязался маленький бродячий щенок, но взять ты его себе не можешь.
· Совершенно не знакомая девушка сидит на скамейке и плачет.
· Ты опаздываешь с ребятами в кино (на встречу), а в это время тебя просит старик донести сумки до дома.
· Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
· К вам в класс пришла новенькая. Она инвалид. После автомобильной катастрофы ей отняли ногу. Ребята встретили ее молчанием, а твой приятель выкрикнул: «Эй, хромая, двигай на последнюю парту».
· В пустом зале ожидания вокзала сидит женщина с ребенком и плачет, потеряла кошелек. Но у вас тоже нет денег.
· Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Воспитатель: - У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Благодаря милосердию мир становится лучше изо дня в день!
- Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. В конце я хочу показать вам видеоролик, в котором прозвучат главные слова: «Нам дана жизнь и как мы ее проживем, зависит только от нас».
Просмотр фильма «Светлячок»
- Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Спасибо за работу, до свидания.
Приложение 5
Воспитательский час на тему: «Не обижай старость»
Цели:
Воспитывать уважительное отношение, внимание к пожилым людям.
Задачи:
- учить детей оценивать собственные поступки и поступки
других детей.
- воспитывать в детях основы трепетного, высокоморального
отношения к родным, чуткость.
1. Вступительная беседа.
С. Михалков.
«Старый клоун»
Умирал в больнице старый клоун,
Старый клоун цирковой.
На обманчивых уколах
Он держался чуть живой.
Знали няньки, сестры знали,
Знали мудрые врачи:
Положенье безнадежно,
Хоть лечи, хоть не лечи!
И судьбой приговоренный
Сам артист, конечно, знал,
Что теперь уже бессилен
Медицинский персонал.
Навестить его в палату
Приходили циркачи:
Акробаты и жонглеры,
Прыгуны и силачи.
Приходили, улыбались
Лишь бы только правду скрыть
О житье-бытье негромко
Начинали говорить
Он встречал собратьев шуткой
Старой байкой ободрял.
Не смешную клоунаду
Перед ними он играл.
И в последнее мгновенье,
В скорбный миг прощальный свой
Он в глазах детей увидел
Свет арены цирковой.
- Очень печальное стихотворение. Это очень страшно, когда пожилой человек всю свою жизнь, отдавший на то, чтобы доставлять людям радость, веселье, свои последние минуты проводит в одиночестве. Это хорошо, что его навещают сослуживцы, к нему по-доброму относятся врачи, медсестры, но рядом с ним нет самых дорогих людей-родных. Ведь родные знают друг друга лучше. Они знают интересы, слабости, предпочтения. И кто как ни родные приходят на помощь в трудную минуту.
Уважение и признательности достойны бабушки и дедушки за бескорыстный труд, любовь к вам, своим внукам, заботу о вас. Отблагодарите их за это, нежно любите и цените, не причиняйте боли своими словами и поступками, будьте добрыми, чуткими к ним.
Наш воспитательский час называется «Уважай старость. На нем мы поговорим о наших родных, знакомых и незнакомых пожилых людях, о том, как им живется, как они нуждаются в нашем внимании.
«Две бабушки на лавочке»
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятерки»
Друг друга поздравляли
Друг другу жали руки
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
То не трогай, то не смей,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Наше старшее поколение отдает себя, свои душевные силы сердце, тепло семьи, детям, внукам, порой жертвуя своими удобствами, временем, здоровьем. Поэтому отношение к старшему поколению должно быть бережным и благодарным. Как важны здесь чуткость, тактичность, снисходительность.
- Подумайте и скажите, а что вы можете сделать, чтобы наши бабушки и дедушки не чувствовали себя одинокими, заброшенными?
(Помнить о них, навещать почаще, не забывать об их днях рождениях, приглашать на праздники, говорить с ними, не обижать грубостью, помогать по хозяйству).
- К пожилым людям надо быть снисходительными. Уступать им, не замечать их слабостей, не спорить с ними, не обижаться на них.
- Пожилые люди очень чувствительны к вниманию. Они любят поговорить о своих проблемах, болезнях. Надо стараться выслушать их, посочувствовать. К сожалению, в жизни часто бывает наоборот.
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.
«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – на просто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на грубо отёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:
— Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
-Как это кем? Дочерью, конечно.
-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
- Конечно, конечно, «всё в порядке», полу иронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Воспитатель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
«- Конечно, конечно, «всё в порядке», полу иронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
- Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут...
- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по-своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?
- Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».
Воспитатель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
(Организуется беседа)
- На доске пословицы о старости, о молодости.
У молодых дерзанье – у старых – опыт.
Стар да умен – два угодья в нем.
Молодость плечами покрепче, старость – головою.
Прочитайте их внимательно. Какое качество старости считается самым ценным? (мудрость)
Итоги, заключительное слово воспитателя:
- Да, без мудрости молодым не прожить. И я надеюсь, что, послушав все, что прозвучало на нашем воспитательском часе, вы станете ещё более чуткими, внимательными к людям старшего поколения, будете всегда о них помнить, окружите их вниманием и заботой.
Приложение 6
Игра «Письмо в будущее»
Это анкета – письмо в будущее. Заполни её для меня, а я прочту твои пожелания, когда закончу девятый класс.
- Ф.И.О _______________________________________________________________
- В каком классе учишься? _____________________________________________
- Кто твой классный руководитель? _____________________________________
_____________________________________________________________________
- Твой любимый предмет? ______________________________________________
- Кем ты хочешь стать в будущем? ______________________________________
_____________________________________________________________________
- Твоя мечта? _________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Какой у меня сейчас характер _________________________________________
_____________________________________________________________________
- Какие достоинства у тебя есть? ________________________________________
_____________________________________________________________________
- Что в себе ты хотел бы изменить? ______________________________________
_____________________________________________________________________
- Напиши о своём самом счастливом дне ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- О чём хотели бы себя предупредить? ___________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Что бы вы хотели пожелать себе? ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие цели перед собой ставишь? ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения ____________________ Подпись _________________
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Конспект урока по литературному чтению по "УМК Школа России" по ФГОС...
Как Баба Яга внучка в армию провожала
Сценарий праздника с 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста...
Рекомендации бабушкам по воспитанию внуков и внучек.
Когда Господь понял, что не может за всем уследить сам, он создал бабушек... БАБУШКА –это самый уникальный человек! Повезло тому, у кого есть бабушка, а еще лучше не одна.Кто как ни бабушка...
Притча "Старый дед и внучек"
Притча "Старый дед и внучек"...
Рассказ внучки
Поиск...
"Дедушка и внучки"
Сценка ко Дню 8 МАРТА...
Либретто сказки "Новогодние приключения Внучка - Молодовичка"
Сказка, написанная на основе принципа составление сказок по картам В. Я. Проппа....