Программа "Аистенок"
методическая разработка
Данная программа рассчитана на оказание социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной поддержке в возрасте до 23 лет.
Программа посвящена проблеме анализа детско-родительских отношений, формирующихся в семьях молодых родителей, выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и из приёмных семей, испытывающих трудности социального, психологического и педагогического плана во взаимоотношениях с малолетними детьми и оказания им необходимой социально-педагогической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aistyonok.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников
2022г.
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на оказание социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной поддержке в возрасте до 23 лет.
Программа посвящена проблеме анализа детско-родительских отношений, формирующихся в семьях молодых родителей, выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и из приёмных семей, испытывающих трудности социального, психологического и педагогического плана во взаимоотношениях с малолетними детьми и оказания им необходимой социально-педагогической поддержки.
Объект: социально-педагогическая поддержка молодой семьи выпускников, имеющей социальные, психологические и педагогические проблемы в отношениях «отец-мать - ребёнок».
Предмет: социально-педагогическая поддержка молодых родителей, нацеленная на гуманизацию детско-родительских отношений и формирование ситуации ответственного родительства.
Цель программы: выявление комплекса социально- педагогических проблем, возникающих в связи с рождением ребёнка у выпускников и реализация социально-педагогической поддержки, нацеленной на гуманизацию детско-родительских отношений и формирование ситуации ответственного родительства.
Задачи программы:
- Охарактеризовать проблемы социально-психологического и социально- педагогического плана, формирующиеся на жизненном пути выпускников, оказывающие влияние на состояние отношений «родители-дети» во вновь создаваемой семье;
- выявить современные социальные, психологические и педагогические проблемы выпускников, начинающих самостоятельную семейную жизнь и воспитывающих маленьких детей;
- разработать и реализовать индивидуальные и групповые маршруты социально- педагогической поддержки этой категории родителей, нацеленные на актуализацию родительских чувств посредством решения комплекса проблем, связанных с рождение ребёнка, и расширением социальных контактов, на целенных на позитивную оценку ее стремления быть успешным родителем.
Программа предназначена для выпускников от 18 до 23 лет. Реализуется программа в течение 2 лет, с частотой проведения групповых занятий 1 раз в месяц.
Формы работы с выпускниками: мини-лекция, беседа, индивидуальная диагностика, групповое занятие дискуссия, анализ научной литературы, анализ документации, классификация педагогических фактов и их обобщения, социально-педагогическое консультирование, социологическое исследование по адаптации выпускников, формирование сознания, организации и стимулирование деятельности.
Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об их устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», Гражданский Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон от 24.06.1999 г. « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Российской Федерации от 24.04.2008г. № 49-ФЗ « О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» (принят ГДФС РФ от 11.04.2008г.), Постановление правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Закон Российской Федерации от 28.12.2013г. № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания гражадан в Российской Федерации», Закон Московской области от 29.12.2007 г. № 240/2007- ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки в Московской области», Закон Московской области от 21.12.2005 г. № 5/163 « О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Закон Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», Закон Московской области «О патронате» № 77/2003-ОЗ от 05.07.2003 г., Приказ Министерства образования Московской области от 01.07.2008г. № 1422, Постановление Муниципального образования Люберецкого района по Московской области от 25.01.2006 г. № 3-ПГ, Приказ « О создании Службы постинтернатного сопровождения» от 11.10.2019г. № 115/2, Положение о Службе постинтернатного сопровождения МОУ школы-интерната №3 «Развитие».
Методолого-теоретическая основа программы:
1) социологические идеи, связанные с анализом семьи как первичного агента социализации ребёнка (Г.М. Андреева, П. Бергер, Т. Лукман, А.А. Лукман, А.А. Реан, А.Б. Шнайдер и др.);
2) научные идеи самоценности детства как этапа жизненного пути ( А.Адлер, Ж.Ж. Руссо, А. Мослау, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдпггейн и др.);
3) ключевые положения гуманистической психологии и педагогики (А.Маслоу, К. Рождерс, В.А. Сухомлинский и др.);
4) методологические позиции личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.П. Тряпицына и др.);
5) теории социально-педагогической поддержки и сопровождения (О.С. Газман, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, С.А. Расчетина и др.).
Выделяют следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации выпускников:
- усвоение социально-одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;
- осознание своего места в социуме и будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессий;
- формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);
- наличие высокой самооценки, принятия себя;
-наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, которые во многом обеспечивают чувство защищённости и уверенности в себе;
Помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.
Социальная адаптированость может рассматриваться как способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей; потребность в труде как среде самореализации; позитивное отношение к людям; активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.
Содержание.
- Диагностический блок.
- Личностно - ориентированный блок.
- Коммуникативный блок.
- Семейно-ценностный блок.
1) Диагностический блок- следует выявить современные социальные, психологические и педагогические проблемы молодых родителей, начинающих самостоятельную семейную жизнь и воспитывающих малолетних детей.
2) Личностно - ориентированный блок- включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление внутриличностных психологических проблем, а также на развитие личности, ее нравственности и ценностно- ориентированной составляющей.
3) Коммуникативный блок- включает в себя формирование навыков эффективного общения со своим ребёнком, обучить навыкам уверенного поведения и воспитания.
4) Семейно-ценностный блок- особенностью социализации у бывших выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является замещение одного из основных институтов социализации- семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников учреждений. Для реализации данного блока в рамках психологического направления предполагается проведение ряда мероприятий. Индивидуальных консультаций по систематизации знаний о семье, полученных за время проживания в учреждении, и выстраиванию «модели семейного поведения», ролей матери, отца, супруга, получение дополнительных знаний и умений по регулированию семейных отношений, по уходу за детьми.
План работы Клуба «Аистёнок»
по осуществлению постинтернатного сопровождения
молодых родителей с детьми.
№/№ | Тематика заседаний/мероприятий | Формы/методы работы | Содержание | Сроки | Ответственный |
Перспективное и текущее планирование деятельности Клуба | заседание Клуба | Составление плана работы Клуба. Корректировка документации Клуба, регламентирующей его деятельность. Формирование списка участников Клуб. | сентябрь 2022 | постинтернатный воспитатель социальный педагог члены Клуба | |
«Дети для родителей или родители для детей?»
| дискуссия | 1.Выявление и анализ семейных отношений; 2.Создание условий для развития личности ребенка в семье; 3.Пропаганда здорового образа жизни. | сентябрь 2022 | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
« Праздник Дня города Люберцы» | -экскурсия -мастер-класс | Посещение семьями праздничных мероприятий, и участие в них родителей и детей. | 10.09. 2022 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
Индивидуальная адресная консультация | беседа | Привлечение специалистов межведомственных структур (по необходимости). | в течение всего периода | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Исследование эмоционального состояния молодых мам после рождения детей» | анкетирование; рисуночный проективный тест «Мой малыш»; проективная методика «Родительское сочинение» | 1. Сбор информации о социально-личностной и психологической готовности к материнству. 2. Сбор информации об эмоциональной готовности к материнству. 3. Выявление особенностей родительской позиции, особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. 4. Выявление личностных особенностей самого родителя. | по необходимости | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Всероссийский день правовой помощи детям» | - круглый стол; - викторина | Повышение правовой грамотности молодых родителей. | 16.11. 2022 | руководитель Службы постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Тепло домашнего очага» | - беседа -мастер-класс | Как правильно организовать домашнее хозяйство и бюджет. | ноябрь 2022 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Мама- самое первое слово» | поздравления мам | Воспитание любви и уважения в семье к маме; быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким. | ноябрь 2022 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Детские болезни» | лекция специалиста | Информированность молодых родителей о здоровье малышей. | декабрь 2022 | социальный педагог | |
« В дом стучится Новый год» | - посиделки - мастер-класс | Реализация творческих способностей родителей, сплоченность семьи. | декабрь 2022 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Конкурс кормушек для птиц» | мастер-класс | Изготовление птичьих кормушек. Развитие и сплочение детско-родительских отношений. | январь 2023 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Развивающие игры для малышей» | Практические упражнения (мимические упражнения и игры, сенсорные упражнения, звуковые и речевые игры) | Развитие двигательной активности, моторики и координации малыша. | январь 2023 | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Папин праздник» | встреча с родителями и детьми | Развитие и сплочение детско-родительских отношений. Воспитание любви к близким людям, к семье, уважение к папе. | февраль 2023 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Социальные права семьи» | лекция | Многодетная и неполная семья, льготы. Жилищные вопросы. Право матери на декретный отпуск и пособия. Порядок получения места в ДОУ. | февраль 2023 | руководитель Службы | |
«Портрет любимой мамочки» | - мастер-класс -чаепитие | Изготовление игрушки для ребёнка. Выставка рисунков «Моя мама». Праздничное чаепитие. | март 2023 | руководитель Службы постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Режим дня маленьких детей» | мини-лекция | Помощь матерям в организации оптимального дневного режима ребёнка. | март 2023 | педагог-психолог постинтернатный воспитатель. социальный педагог | |
«Как маме успевать делать всё. Управляем временем!» | -мини-лекция - дискуссия | Помощь маме в планировании времени так, чтобы всё успевать. | апрель 2023 | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
«Светлая Пасха» | -беседа -мастер-класс | Организация праздничного досуга семьи. Сохранение и укрепление семейных традиций. | апрель 2023 | педагог-психолог постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
« Праздник Победы» | - праздничные мероприятия в г.о. Люберцы | Участие молодых семей в праздничных мероприятиях. Сохранение и укрепление семейных отношений. | май 2023 | постинтернатный воспитатель социальный педагог | |
« Что происходит в отношениях супругов, когда в семье рождается ребёнок?» | - советы психолога интерактивный метод «Ролевая игра» | Психологическая помощь родителям | май 2023 | педагог-психолог | |
| «Детство- лучшая планета!» | праздничное мероприятие | Эмоционально- положительный настрой детей и родителей. Стимулирование совместной музыкально-игровой деятельности, эмоциональной. отзывчивости и доброжелательных отношений участников мероприятия. | июнь 2023 | руководитель Службы постинтернатный воспитатель социальный педагог педагог-психолог |
«Профилактические прививки» | лекция специалиста | Информирование родителей о целесообразности прививок. | июнь 2023 | постинтернатный воспитатель социальный педагог |