Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе»
методическая разработка
Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-26_tselevaya_programma_po_ekstremizmu.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МОУ «С(К)ОШ №15»
Савельева Н.А. ______________
приказ №29-п от 30 августа 2021 г.
Программа
«Противодействие экстремизму и профилактика
терроризма в школе»
2021 г.
Паспорт программы
Наименование Программы | «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе» |
Разработчики Программы | Заместитель директора по ВР Сафонова И.Н. Социальный педагог педагог Боднар Н.А. Педагог — психолог Киселева Ю.Э. |
Обоснование необходимости принятия программы | Целесообразность принятия данной Программы обусловлена последовательным внедрением методов обучения культуре межэтнического общения и направлена на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества. |
Цель Программы | Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2021-2026 гг. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
националистических экстремистских молодежных группировок.
|
Источники финансирования | Не предусмотрены |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности) |
|
Наименование Программы | «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе» |
Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации.
Формирование негативного отношения к таким опасным явлениям в обществе, как экстремизм и терроризм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального села. Поэтому в школе возникла необходимость подготовки программы по профилактике экстремистской и террористической деятельности и последующей её реализации.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. Она призвана укрепить основы и методы процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся МОУ «С(К)ОШ №15». Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и терроризма.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы нашей школы.
Программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки обучающихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у школьников основы толерантного мировоззрения.
Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в школе» призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Цель программы - организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Задачи программы
- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия
- достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся как основы толерантного сознания и поведения
- формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу
- общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве
- повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма
- проведение воспитательной, пропагандистской работы с детьми и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской и террористической деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде
- использование Интернета в воспитательных и профилактических целях, размещение на сайте школы информации, направленной на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера
- организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму
- повышение занятости молодёжи во внеурочное время
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
- проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма и терроризма;
- проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
- проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях;
- организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.
Механизм реализации целевой Программы
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2021-2026 гг.:
I этап (2021-2023 г.)
- разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;
- мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;
- широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через общешкольную конференцию, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;
- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, организаций;
- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
II этап (2023-2026гг.)
- реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;
- совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;
- мониторинг осуществления программы;
- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма, терроризма и ксенофобии.
Основные мероприятия Программы:
- последовательное обеспечение конституционных прав, гарантирующих равенство обучающихся любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания;
- утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, поддержание российского патриотизма и многокультурной природы российского государства и российского народа как гражданской нации;
- последовательное и повсеместное пресечение проповеди нетерпимости и насилия;
- утверждение в школе концепции многокультурности и многоукладности российской жизни;
- развитие воспитательной и просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками;
- реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика;
- пресечение деятельности и запрещение символики экстремистских групп и организаций в школе;
- индивидуальная работа с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды;
- расширение для школьников экскурсионно-туристической деятельности для углубления их знаний о стране и ее народах;
- развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия, а также создание современных мультимедийных продуктов о культурном многообразии России.
№ п/п | Мероприятия Программы | Ожидаемые результаты |
1 | Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности | обеспечение программами по воспитанию толерантности 100% классных коллективов |
2 | Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма | увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100% |
3 | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма | проведение мероприятий, по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма |
4 | Закрепление общественных наставников за подростками, состоящими на профилактическом учете в ПДН, склонным к противоправным действиям экстремистского характера | снижение числа подростков, стоящих на профилактическом учете в ПДН |
5 | Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, через средства массовой информации в школе | Создание буклетов, макетов |
6 | Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности | проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности |
7 | Подготовка и проведение декады правовых знаний среди обучающихся школы, направленной на развитие норм толерантного поведения, противодействие различным видам экстремизма и терроризма | проведение декады правовых знаний среди обучающихся школы |
8 | Проведение мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур | Разработки |
9 | Разработка и реализация детских праздников этнокультурного характера на базе школы педагогами дополнительного образования | Ежегодный Фестиваль детского творчества «Мастер и мастерица» |
10 | Подготовка цикла выставок, посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России библиотекой школы | В течение года |
11 | Принятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению проявлений экстремизма при проведении общешкольных мероприятий | обеспечение правопорядка, недопущение экстремистских проявлений при проведении общешкольных мероприятий |
12 | Проведение родительского лектория, по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму. | повышение правовой грамотности родительской общественности |
13 | Участие представителей школы в мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на гармонизацию межэтнических отношений и формирование толерантности проводимых на муниципальном уровне | участие представителей школы |
14 | Подготовка аналитических материалов для классных руководителей | подготовка материалов по профилактике экстремизма для использования в работе классных руководителей |
Реализация Программы позволит:
- Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости
- Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в ученической среде
- Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан
- Сформирует у обучающихся навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах
- Обеспечит информационную безопасность
- Предотвратит участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Ожидаемые результаты
- Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности
- Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок
- Противодействие проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости
- Совершенствование форм и методов работы по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации
- Повышение уровня компетентности обучающихся образовательного учреждения в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды и противодействия экстремизму.
- Создание эффективной системы правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости.
План мероприятий
по профилактике экстремизма и терроризма
на 2021-2026 учебный год
№ | Мероприятие | Класс | Дата проведения |
Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения | |||
1 | Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год | сентябрь | |
2 | Инструктаж учителей по теме «План действий против террора и диверсий» | сентябрь | |
3 | Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и т.д | в течение года | |
4 | Накопление методического материала по противодействию экстремизму и терроризму. Размещение на сайте школы раздела, посвященного работе по экстремизму и терроризму | в течение года | |
5 | Распространение памяток, методических инструкций по противодействию экстремизма, терроризма | в течение года | |
6 | Изучение администрацией, педагогами нормативных документов по противодействию экстремизма | в течение года | |
7 | Усиление пропускного режима | в течение года | |
8 | Контроль за пребыванием посторонних лиц на территории и в здании школы. | в течение года | |
9 | Регулярный, ежедневный обход зданий, помещений. | в течение года | |
10 | Обеспечение круглосуточной охраны. | в течение года | |
11 | Обновление наглядной профилактической агитации, оформление стендов, классных уголков по противодействию экстремизму и терроризму | 1 раз в четверть | |
12 | Публикации в СМИ по профилактике экстремизма и терроризма в школе | В течение года | |
13 | Распространение опыта проведения уроков и мероприятий, направленных на развитие толерантного сознания у молодежи | в течение года | |
14 | Проведение учений и тренировок в школе по отработке взаимодействия администрации школы и правоохранительных органов при угрозе совершения террористического акта | 2 раза в год | |
Мероприятия с обучающимися | |||
15 | Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме | 1-4 классы | сентябрь Классные руководители |
16 | Классные часы «Мы против террора» «Терроризм и экстремизм – зло против человека» «Разные, но равные» | 5-11 классы | Сентябрь Классные руководители |
17 | Приглашение батюшки, имама. Беседа с обучающимися о терпимости. | 9-11 классы | Октябрь |
18 | Занятия с обучающимися по воспитанию толерантности «Добра и зла житейские приметы» | 5-6 классы | Октябрь |
19 | Занятия с обучающимися по воспитанию толерантности «Учимся быть терпимыми» | 7-8 классы | Ноябрь |
20 | Декада психологии «Шаги познания мира и себя» | 1-11 классы | Ноябрь |
21 | Психологическая конференция «Толерантность - дорога к миру» | 10,11 классы | Ноябрь |
22 | Конкурс тематических стенных газет о культурных традициях народов, проживающих в России. | 5 – 11 классы | Декабрь |
23 | Лекция и презентация по профилактике экстремизма и правонарушений среди обучающихся в сфере межнациональных отношений. | 9-11 классы | Декабрь |
24 | Уроки ОБЖ по теме «Изучение закона РФ «О противодействие экстремистской деятельности» | 10-11 классы | Декабрь |
25 | Уроки обществознания: «Гражданин – человек свободный и ответственный»» «Правоотношения и правонарушения» «Человек в системе социально-правовых норм» | 9-11 классы | Январь |
26 | Викторина «Знаешь ли ты культуру и традиции других народов» | 5-11 классы | Январь |
27 | Уроки единства в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы | 1 – 11 классы | Февраль |
28 | Оформление выставки в библиотеке «Традиции и обычаи русского народа и народов, проживающих на территории РФ» | 1-11 классы | Февраль |
29 | Конкурс рисунков и плакатов «Мы едины» | 5-11 классы | Март |
30 | Обновление стенда «Правовое воспитание» информацией о проведении Дней толерантности в школе. | 1-11 классы | Апрель |
31 | Дружеская встреча учащихся - игровая программа «Путешествие в страну Дружба», «Веселые старты» | 5-7 классы | Апрель |
32 | Классные часы, посвящённые солдатам ВОВ разных национальностей «Связанные одной целью…» | 1 -11 классы | Май |
33 | Акция «Мой ветеран» | 1-11 классы | Май |
34 | Мероприятие на летней площадке «Наши традиции». Театрализованные представления | 1-6 классы | июнь |
35 | Размещение на сайте школы материалов по толерантному воспитанию | в течение года | |
36 | Заседания Советов профилактики в школе по вопросам предупреждения межнациональных конфликтов среди обучающихся. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися «группы риска» | в течение года | |
37 | Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом | 1-11 классы | в течение года |
38 | Мониторинг по выявлению субкультур | 5-11 классы | 2 раза в год |
39 | Мониторинг по определению социально-психологической комфортности в классном коллективе | 1-11 классы | 2 раза в год |
40 | Мониторинг сети Интернет | 5-11 классы | 2 раза в год |
41 | Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму | 5-11 классы | Октябрь |
42 | Вовлечение обучающихся в кружки, секции | 1-11 классы | в течение года |
43 | Проведение уроков и мероприятий для обучающихся с использованием видеоматериалов | 5-11 классы | в течение года |
Мероприятия с родителями | |||
44 | Проведение родительских всеобучей по теме: «Противодействие экстремизму» | в течение года | |
45 | Распространение памяток по обеспечению безопасности детей | в течение года | |
46 | Рассмотрение на родительских собраниях вопросов, связанных с противодействием экстремизма. | в течение года | |
47 | Мониторинг занятости детей в сети Интернет | 2 раза в год | |
48 | Общешкольное родительское собрание по теме «Организация занятости ребенка во внеучебной деятельности с целью недопущения их участия в несанкционированных акциях» | 9-11 классы | Апрель |
Приложение
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
2. Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
3. Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
4. Основные направления противодействия экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
5. Субъекты противодействия экстремистской деятельности.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
6. Профилактика экстремистской деятельности.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
7. Толерантность (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.
8. Ксенофобия (греч. xenos - чужой + phobos - страх) - особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных.
9. Терроризм (насильственные действия) — политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным.
10. Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; б) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.)
11.Террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма
12. Террористи́ческий акт (сокращённо теракт) — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
Мониторинг по определению уровня взаимоотношений
среди обучающихся в классном коллективе
Инструментарий мониторинга
Предлагаемые характеристики оцениваются по 5-бальной шкале
5- проявляется всегда
4- проявляется часто
3- бывает редко
2- этого у нас нет
1- у нас другая позиция
№ | характеристики | оценка | |||
5 | 4 | 3 | 2 | ||
1 | Мы доброжелательны и терпимы друг другу | ||||
2 | Мы помогаем друг другу в сложных затруднительных ситуациях: в учёбе, в повседневной жизни, в организации досуга | ||||
3 | У нас доброжелательные отношения с учениками других классов | ||||
4 | Мы стараемся защитить своих ребят, когда они нуждаются в этом | ||||
5 | Мы отмечаем совместно праздники и дни рождения | ||||
6 | Мы уважительно относимся к ребятам других национальностей |
Если средняя оценка обучающихся класса:
от 6-до 12 баллов – это очень низкий уровень (негативный)
от 13-до 18 баллов – это низкий уровень (негативный)
от 19 до 24 баллов – это средний уровень(нейтральный)
от 25-30 – это высокий уровень (позитивные)
Мониторинг по выявлению субкультур в классном коллективе
Раз в полугодие проводить классный час
«НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ТЕЧЕНИ» в форме
(бесед, лекций, семинаров, докладов, круглых столов и т.д.) в целях:
повышения знания школьников о молодежных субкультурах;
воспитания культурной грамотности школьников;
просвещение школьников о возможностях самореализации и развития, которые предоставляет участие в субкультурах;
Профилактики участия школьников в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность.
Инструментарий мониторинга
Анкета
Дорогой, ученик! После нашего классного часа ответь на вопросы, предлагаемые в анкете.
№ | Вопросы | Ответы |
1. | О каких неформальных организациях ты узнал? | |
2. | Какие группы, по твоему мнению, оказывают положительное влияние на молодёжь? | |
3 | Какие группы, по твоему мнению, оказывают отрицательное влияние на молодёжь? | |
4 | Какая группа тебя заинтересовала и почему? Хотел бы ты к ней присоединиться | |
5 | Какие группы вызвали у тебя негативные эмоции и почему? | |
6 | Можешь ли ты себя отнести к какой –нибудь группе? |
Рекомендации по обработке анкеты
%- отнесли себя к какой-то группе
%- предрасположены к присоединению к каким-либо группам
%- безразличны к неформальным организациям
класс | Число представителей - | |
хип-хоп | ||
эмо | ||
гламур | ||
реконструкторы | ||
ролевики | ||
рокеры | ||
готы | ||
металлисты | ||
панки | ||
флешмобы | ||
стрейт-эйджеры | ||
предрасположены к присоединению к каким-либо группам | ||
безразличны к неформальным организациям | ||
исповедующие нетрадиционные течения Ислама |
Методика изучения уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив»
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.
Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Ход выполнения
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией обществе...
Программа профилактики терроризма и экстремизма
Цели:1.Повышение уровня безопасности от угроз терроризма и экстремизма;2.Предупреждение и пресечение распространения террористической и экс...
Конспект КЧ Противодействие экстремизму и терроризму
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965753","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
УРОК по теме "Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде"
quot;Противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде"...
Классный час "Профилактика терроризма и экстремизма в школе".Всероссийский «Урок безопасности» («Просвещение»)
Классный час "Профилактика терроризма и экстремизма в школе".Всероссийский «Урок безопасности» («Просвещение») https://www.youtube.com/watch?v=wMI_-Pb1oMY...
Конспект урока ОБЖ в 10 классе Противодействие экстремизму Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Цель урока: рассмотреть основные положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму»...
Мероприятия в ГБОУ школе №609, направленные на профилактику терроризма и экстремизма на 2023 год
Мероприятия в ГБОУ школе №609, направленные на профилактику терроризма и экстремизма на 2023 год...